Интернет и проблемы информатизации образования



Скачать 84.41 Kb.
Дата30.04.2016
Размер84.41 Kb.
ИНТЕРНЕТ И ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

А.В. Жожиков


Якутский госуниверситет им.М.К.Аммосова

Центр новых информационных технологий и Интернет

e-mail: jav@sitc.ru

В процессе информатизации общества радикально изменяются все сферы его жизни. Особое значение для перехода к постиндустриальной цивилизации имеют изменения в сфере образования, поскольку в новой цивилизации важнейшим продуктом социальной деятельности являются информация и связанные с нею услуги, а также знания. Под влиянием новых информационных технологий- компьютерных и коммуникационных- создаются современные технологии образования на основе погруженности человека в новую интеллектуальную среду. Человек постиндустриальной цивилизации оказывается в новом мире информационном, телематическом, телевизированном,- и образование становится неотъемлемой частью его каждодневной жизни, его существования.

Правительства многих государств проводят реформы своих систем образования. Важной частью этих реформ является информатизация образования. Специальный анализ показывает, что она не должна рассматриваться просто как использование технических средств обучения. Концепции информатизации образования должны исходить из того, что кризис образования имеет глубокие корни, уходящие в основания цивилизации. Он является одним из проявлений кризиса всего индустриального мира и поэтому может быть преодолен в процессе перехода к постиндустриальной цивилизации на пути информатизации образования как глубокого радикального изменения сущности и организации процессов обучения и развития человека. В соответствии с этим работы по использованию компьютерных и коммуникационных технологий в учебном процессе, развитие на их основе непрерывного, дистанционного, открытого образования предстают не как методические и организационные усовершенствования существующей системы образования, а как поиски принципиально новой модели образования, соответствующей требованиям новой информационной цивилизации[1].

Развитие и внедрение современных компьютерных и телекоммуникационных технологий происходит такими бурными темпами, что психолого-педагогическая наука не успевает изучать возможности и эффективность их использования. Вместе с тем, такие технологии как Интернет уже прочно вошли в нашу жизнь и решения по их практическому использованию необходимо принимать уже сегодня. Количество пользователей увеличивается каждый день. Положительные и отрицательные стороны этого феномена уже прорисовываются, но эти процессы развиваются, в основном, стихийно. Достижения, имеющиеся в настоящее время в области информатизации образования, обусловлены, в первую очередь, высочайшим уровнем аппаратного и программного обеспечения современных и коммуникационных технологий (мультимедиа, гипермедиа, виртуальная реальность, система Интернет). Между тем, необходимо констатировать факты, что использование современных компьютерных и телекоммуникационных технологий зачастую не имеет достаточного педагогического обоснования, а также недостаточную изученность негативных факторов использования этих технологий.

Необоснованное, неконтролируемое и чрезмерное увлечение компьютерными технологиями может приводить к однобокому, узкоспециализированному развитию личности, развитию невротических черт личности, что при выраженной ее неуравновешенности может привести человека к болезненному состоянию. Возможно также чрезмерное увлечение игровыми программами, развлекательными сайтами и бесцельным времяпровождением в сети Интернет, что также может привести к снижению интеллектуальных способностей, развитию процессов виртуальной реальности, уводящих личность от многогранной профессиональной и общественно-значимой подготовки и может привести к асоциальному развитию личности, затрудняющему ее адаптацию к другим жизненно необходимым сферам деятельности. Для решения этих проблем необходим научно- обоснованный подход к этим процессам, целенаправленная психолого-педагогическая работа ученых и преподавателей.

Если рассматривать Интернет с точки зрения образовательного инструмента, то необходимо признать, что именно Интернет стал сегодня той информационной средой, которую ежедневно посещают миллионы людей и, как правило, основной контингент составляет подрастающее поколение, на воспитание, развитие и образование которого государство должно ставить свои приоритеты. В связи с этим, именно в сети Интернет необходимо создавать научную, культурно-образовательную среду, в нашем случае, на российском секторе сети Интернет. Какую картину мы наблюдаем сегодня?

В сети Интернет лавинообразно возрастает поток всевозможной информации, которая доступна сразу всем категориям пользователей сети Интернет. Российский сектор Интернет находится на этапе становления и, на сегодняшний день, в нем преобладает развлекательная информация.

Основное противоречие, в аспекте «развитие человека и информация», состоит в том, что хотя общество и переживает сегодня период информационного бума, когда огромное количество информации обрушивается на человека, одновременно имеет место дефицит образовательной, научно-методической, учебной, справочной и другой информации а также наблюдается отсутствие адекватных потребностям образовательной практики форм предъявления образовательной информации. Ограниченность представления, в Российском секторе сети Интернет, этих видов информации приводит к тому, что у молодого поколения вырабатывается стереотип об Интернет, как развлекательном и коммерческом средстве. Вместе с тем, Интернет является очень мощным информационным инструментом, который можно использовать для выработки у молодого поколения духовных и культурных ценностей, представления научной и образовательной информации для его многогранного развития.

Разумеется, что информационное обеспечение образования существовало в различных формах всегда, но лишь в настоящее время в России стала актуальна и технологически разрешима задача формирования полноценной информационной образовательной среды- как федерального в целом, так и региональных составляющих. Необходимо отметить, что решение такой глобальной задачи на федеральном уровне возможно только при активном решении этих проблем на региональном уровне.

Хотя Интернет развивается как сверхсложная самоорганизующаяся транспортно-информационная система обусловленная открытостью и нелинейностью, тем не менее, на наш взгляд, при некоторых условиях и подходах этими процессами, в какой-то мере, можно было бы управлять. В данном случае, имеется ввиду создание научной и культурно-образовательной среды в сети Интернет. С развитием современных компьютерных и телекоммуникационных технологий важнейшими педагогическими средствами для личностно-ориентированного обучения являются образовательные ресурсы Интернет, гипертекстовые электронные учебники. Открытый и свободный доступ к информации предполагает создание единого информационного пространства, предоставление равных возможностей всем пользователям сети Интернет к получению доступа к информационным ресурсам, дает возможность каждому пользователю максимально развить свои личностные качества и оперативно получить необходимую ему информацию. Особенно это актуально для регионов удаленных от ведущих культурных и научно-образовательных центров.

Целенаправленное научно и культурно-образовательное информационное наполнение можно было бы начать с таких конкретно взятых регионов, с целью создания впоследствии единой федеральной информационно-образовательной среды. В качестве примера можно рассмотреть Республику Саха (Якутия).

В республике уделяется достаточно серьезное внимание развитию современных компьютерных и телекоммуникационных технологий. Утверждена и реализуется республиканская программа развития высоких технологий, создана сеть Президентских школ, оснащенная современной компьютерной техникой с подключением к сети Интернет, планомерно оснащаются компьютерной техникой школы республики. На сегодняшний день, на республиканском секторе Интернет, зарегистрировано 287 сайтов, основная масса которых, к сожалению, носит чисто информационно- развлекательный характер.

Следующим этапом в развитии и внедрении современных технологий должно, на наш взгляд, явиться достаточно целевое создание информационных ресурсов в сети Интернет. Это связано, с тем, что республика, в виду своей удаленности и специфических природно-климатических условий, имеет доступ в Интернет только посредством дорогостоящих спутниковых каналов. Низкая пропускная способность арендуемых каналов, не позволяет осуществлять полноценный и быстрый доступ в Интернет, имеется также необходимость представления в сети Интернет информации с национально-региональной компонентой. Для решения этих вопросов приобретает значимость привлечение ведущих ученых, известных деятелей культуры и искусства к созданию региональных информационных ресурсов.

На стадии проработки и утверждения находится республиканская (национальная) доктрина формирования информационных ресурсов в сети Интернет, ориентированная на поддержку стратегических направлений развития республики, ее социальных, культурных и духовных приоритетов, повышение уровня образованности и воспитанности жителей республики, формирования у них нового научного мировоззрения, которое должно соответствовать условиям и проблемам развития общества в XXI веке.

Основными направлениями реализации республиканской (национальной) доктрины формирования информационных ресурсов в сети Интернет приняты приоритетные задачи, поставленные в стратегии развития Республики Саха (Якутия) в первой четверти XXI века. К ним можно отнести: технологическую интеграцию республики с внешним миром, введение и закрепление в правовом поле общества приоритета прав и свобод личности, утверждение демократических принципов гражданского общества, укрепление духовного и нравственного здоровья, пропаганда здорового образа жизни. В рамках этой доктрины прорабатываются и вопросы создания научных и культурно-образовательных ресурсов в сети Интернет.

В рамках этого подхода намечаются следующие мероприятия:



  • изучение и обобщение опыта создания информационных ресурсов в сети Интернет в других регионах и за рубежом;

  • разработка научно-теоретических основ создания республиканской (национальной) доктрины формирования информационных ресурсов в сети Интернет и утверждение ее на государственном уровне;

  • анализ имеющихся, на сегодняшний день, информационных ресурсов в республиканском секторе Интернет;

  • выбор стратегии и содержательной части формирования республиканских информационных ресурсов;

  • практическое создание Web- серверов:

1. создание и поддержка официального республиканского сервера;

2. гражданского сервера «Республика Саха (Якутия)» (www.sakha.ru);

3. научно, культурно-образовательного сервера (www.sitc.ru);

Конечным результатом реализации республиканской (национальной) доктрины формирования информационных ресурсов в сети Интернет должно явиться создание в республиканском секторе Интернет единой информационной среды, как части общей информационной среды РФ, ориентированной на поддержку стратегических направлений развития республики, ее социальных, культурных и духовных приоритетов, повышение уровня образованности и воспитанности жителей республики, формирования у них нового научного мировоззрения, которое должно соответствовать условиям и проблемам развития общества в XXI веке.



В практическом плане вышеуказанные сервера уже созданы и функционируют. Имеются серьезные проблемы с их информационным наполнением. Для привлечения к созданию сайтов ведущих ученых, деятелей культуры и искусства необходимы некоторые организационные мероприятия и средства, которые необходимо предусмотреть в каких-то государственных программах. Без решения этой важной составляющей невозможно будет создать поистине актуальную научно и культурно-образовательную среду. Именно с создания такой среды начнутся практически решаться вопросы открытого, непрерывного и дистанционного образования. Создание реально существующей и постоянно обновляемой информационной среды с широким охватом населения может привести к реальному повышению уровня информационной грамотности и культурно-образовательного уровня всего населения. Однако, без целенаправленной работы во всех регионах и на федеральном уровне решение такой задачи будет невозможным и приведет к тому, что мы имеем сегодня в российском секторе Интернет.

Литература

  1. Воронина Т.П., Кашицын В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. М.: 1995.220 с.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница