Использование активных методов обучения и инновационных образовательных технологий на уроках



Скачать 58.77 Kb.
Дата01.05.2016
Размер58.77 Kb.
Манохина И.Н., Леонова И.С.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ.
Аннотация. В статье даётся характеристика понятия «активные методы обучения», с помощью которых формируется стремление учащихся к самообразованию. Даётся описание наиболее характерных инновационных образовательных технологий. Предлагаются методические рекомендации для реализации данных технологий.

В условиях смещения общеобразовательных аспектов на личностную сферу учащегося объективно возникает вопрос о совершенствовании технологии обучения, становлении педагога как профессионала, легко ориентирующегося в инновациях, владеющего разными технологиями преподавания своего предмета, а также пересмотра содержания учебных программ, методов и организационных форм обучения, разработки и внедрения интегрированных курсов. Объективно возникает вопрос о совершенствовании технологии обучения, в частности, использовании активных методов обучения, которые несут в себе прогрессивное начало, придают учебно-воспитательному процессу личностно-смысловую направленность, вовлекают каждого обучающегося в мыслительную и поведенческую активность, что содействует практической реализации принципов личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся.

Активные методы обучения – это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер; методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающегося и строящиеся на диалогах, предполагающие свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Важнейшими условиями применения активных методов и форм обучения считаются учет уровня развития интересов учащихся, их сотрудничество между собой и с учителем, внесение элементов игровой деятельности в учебный процесс. Активные методы обучения позволяют личности самой «строить» свое знание, активно и творчески пользоваться им в жизни как своим приобретением для формирования личности.

В своей работе используем активные методы обучения, с помощью которых воспитываем в учащихся их духовную культуру, формируем стремление учащихся к самообразованию и самосовершенствованию, вовлекаем каждого обучающегося в мыслительную и поведенческую активность.

Развитие новых информационных технологий в конце ХХ века привело к компьютеризации учебного процесса. В процессе обучения используем современные образовательные технологии, в том числе и информационно-коммуникационные, которые играют в жизни современных школьников все большую роль. Их эффективность бесспорна, так как они позволяют: расширить информационное пространство, увеличить скорость поиска информации, интенсивность обработки полученных знаний.

Используя на уроках программы мультимедиа, предоставляя ученикам возможность работать с компьютерными программами, обучаем их принципам обработки информации. К этим программам необходимо подходить творчески, дополняя одну программу другой. В ходе урока ученики сами становятся авторами, они создают свою собственную обучающую программу – из предложенных фрагментов создают единое целое, разрабатывают свою методику урока. Например, в 8 классе такие обучающие программы разработаны по темам «Классицизм», «Романтизм», «Импрессионизм».

Необходимо научить школьников владеть навыками поиска, систематизации информации, обработки и перевода теоретического материала из одной знаковой системы в другую (текст, таблица, схема). Дети принимают участие в обсуждении узловых моментов дискуссии, учатся формулировать собственные позиции по обсуждаемым вопросам и публично презентовать результаты своей работы, применяя адекватные формы и методы презентации.

Например, ученики 6 классов подготовили и представили на обсуждение презентацию по теме: «Звучит нестареющий Моцарт!», в основу которой были положены неизвестные биографические сведения из жизни великого композитора, а учениками 8 классов была подготовлена и представлена на обсуждение презентация по теме: «Суд над И.С. Бахом», из раздела учебной программы «Великие наши современники», в основу которой были положены сведения о конфликте великого музыканта с церковным начальством. Учащимися самостоятельно были разработаны схемы по творческим периодам жизни великих композиторов, которые сопровождались просмотром слайдов, прослушиванием и обсуждением музыкальных произведений.

Для развития у учащихся интегративного мышления применяем современную образовательную технологию - интеграция предметного обучения, при этом широко используем метод междисциплинарных взаимодействий. Учащийся мыслит объект в разносторонней сфере представлений и понятий, сравнивает, строит умозаключения и устанавливает связи между различными формами мыслительных процессов.

Например, на интегрированном уроке изобразительного искусства и музыки в 4 классе по теме: «Героическое прошлое нашей Родины в произведениях изобразительного искусства и музыки» у учащихся формируется образ русского богатыря посредством интегрированного мышления. Они сравнивают образ в музыкальном произведении А.Б. Бородина «Богатырская» симфония №2 и на картине А.В. Васнецова «Богатыри», в кантате «Александр Невский» С.С. Прокофьева и на картине П. Корина «Александр Невский», строят умозаключения и через свое творчество приходят к выводу, каким должен быть воин-защитник в наше время.

Использование интеграции на уроках вносит в обучение новизну и оригинальность. Это имеет определенные преимущества для учащихся: формирует познавательный интерес, способствует формированию целостной картины мира, позволяет систематизировать знания, способствует развитию умений и навыков, способствует развитию эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся.

Технология проблемного обучения позволяет расширить круг важных для учащихся проблем познания, самопознания, общения с учителем и сверстниками. Используя проблемный метод, приучаем учащихся к самостоятельному поиску знаний. Поиск решения выполняется самими учащимися или в случае затруднения с помощью учителя. Таким образом, этот метод развивает мышление учащихся, способность анализировать.

Обучение в сотрудничестве - это технология использования малых групп школьников, где важное место занимают отношения «учитель - ученик» и «ученик - ученик». Учебные задания структурируются таким образом, что все члены команды оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и решении задач. Суть как раз и состоит в том, чтобы ученик захотел сам конструировать свои знания. Поэтому проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учеников не менее, а может быть и более важна, чем способ организации, условия и методика работы.

Никогда еще проблема сохранения здоровья детей в школе не стояла так остро, как в наше время, поэтому используем на своих уроках здоровьесберегающие технологии. Музыка уже сама по себе является мощным терапевтическим средством, которое используют врачи-психотерапевты, поэтому при планировании работы большое значение отводится подбору музыкального материала, ориентируясь на лучшие образцы народной и классической музыки, которые открывали бы сердце и душу ребенка. Для укрепления здоровья и профилактики заболеваний учащихся, связанных с дыхательной системой и всего организма, широко использую на уроках игру на русских народных духовых инструментах: жалейках, свирелях, игрушках-свистульках.

На своих уроках широко используем метод создания шедевров, с помощью которого у школьников формируется способность проектировать, моделировать стратегию драматургического развития как истории в целом, так и отдельных её героев. Реализация этого метода, опираясь на жизненный опыт ребенка, ставит его в позицию исследователя, обеспечивая эмоционально-личностное творческое присвоение духовных богатств искусства. Достоинство такого применения метода заключается в том, что возникает качественно новый уровень интеграции сочинения, исполнения, анализа и слушания музыки. Перерастание традиционной импровизации в сочинение открывает качественно новые возможности творческого развития ребенка в сфере общего музыкального образования.

Как на уроке, так и во внеурочной деятельности воспитательная работа учителя направлена на формирование всесторонне развитой личности и развитие духовной культуры школьников. Наиболее действенным считаем применение активного творческого метода как важнейшего художественно-педагогического метода, определяющего качественно-результативный показатель практического воплощения.



В связи с этим отличительными критериями оценки творческой деятельности учащихся являются неповторимость и оригинальность, проявляющиеся в опоре на личную инициативу, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии. Именно на этом основываю личностно-ориентированный подход, который весьма актуален в современных условиях.

Использование на своих уроках современных образовательных технологий и активных методов обучения, обеспечивающих личностное развитие ребенка, является ключевым условием обеспечения духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница