Использование информационных технологий на уроках русского языка в начальной школе в процессе формирования орфографического навыка



Скачать 51.29 Kb.
Дата07.06.2016
Размер51.29 Kb.
Черноусова Т.М.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА

Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования информационных технологий для формирования орфографического навыка младших школьников. Описывается последовательность и типологий заданий с использованием информационных технологий.
Информатизация общества, появление в школах современной компьютерной техники и программного обеспечения приводит к тому, что значимым направлением в обучении младших школьников становится использование информационных технологий, распространение которых, по мнению В.Ф. Ефимова, следует считать «наиболее значимым фактором прогресса в последней четверти XX века» [1, с. 39].

В настоящее время проблема информатизации начального языкового образования активно разрабатывается многими учеными. Вопросами методических аспектов применения информационных технологий в процессе обучения русскому языку занимаются такие авторы, как М.Л. Емельянова, А.П. Журавлев, Н.В. Мельник, Г.И. Пашкова и др. Сегодня разработана методическая концепция компьютерного обучения русскому языку, разработанная Н.Н. Алгазиной и ее учениками.

Пристальное внимание ученых к вопросам информатизации начального языкового образования обусловлено той ролью, которую играет русский язык в структуре начального образования в целом. Учебный предмет «русский (родной) язык» всегда рассматривался в начальной школе как «главный, центральный» (К.Д. Ушинский). Приоритетность русского языка среди других предметов школьного обучения определяется, во-первых, той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством познания окружающего мира, общения людей и взаимовлияния их друг на друга, во-вторых, социальными функциями русского языка – государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения, родного языка более 80 % граждан России, в-третьих, тем, что именно язык делает ребенка обучаемым.

Однако в настоящее время многие учителя, методисты, лингвисты высказывают неудовлетворенность практикой изучения младшими школьниками родного языка. Изучение лингвистического материала не вызывает у школьников необходимого интереса. На уроках родного языка отмечается низкий уровень познавательной активности, формализация усвоения знаний. Учащиеся заучивают лингвистические понятия и правила, зачастую не осознавая сущности отражаемых ими явлений. Поэтому одна из важнейших проблем, стоящих сегодня перед школой, формирование у учащихся заинтересованного отношения к проблеме овладения знаниями. Использование компьютерных технологий может стать средством формирования познавательного интереса учащихся начальной школы к учебному предмету «русский язык».

Однако проблема применения компьютерных технологий в ходе обучения младших школьников русскому языку ставит перед учителями и методистами ряд новых проблем, одна из которых заключается в отборе программного материала, который целесообразнее изучать с помощью компьютера.

Важнейший раздел курса русского языка в начальной школе – орфография, изучение которого направлено на формирование орфографического навыка учащихся. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит будущее обучение ребенка в средней школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме. При этом проблема формирования орфографической грамотности младших школьников остается нерешенной в силу разных причин: трудности самой орфографии, разрозненности изучаемых правил, отсутствия мотивации к орфографической деятельности, невнимание учащихся к слову, к родной речи. И поэтому одна из основных задач современной методики преподавания орфографии заключается в постоянной модернизации методов и приемов обучения с целью повышения уровня грамотности школьников.

Значительную помощь учитель в формировании орфографического навыка младших школьников может оказать компьютерная поддержка уроков в начальной школе. Вопросам компьютерного обучения орфографии посвящены исследования З.П. Ларских, Г.И. Пашковой, Г.Г. Стебеневой, М.А. Мищереной и др. Однако в основном работы этих авторов посвящены проблеме использования информационных технологий на уроках в средней школе.

Как справедливо отмечает З.П. Ларских, «существенное влияние на формирование заинтересованного отношения к процессу овладения орфографическими знаниями и умениями оказывает реализация принципа наглядности на основе использования резервов визуального мышления учащихся. В современных условиях реализовать этот принцип помогают компьютерные программы» [3, с. 19]. Познание окружающего мира, в том числе и русского языка, в младшем школьном возрасте происходит с помощью визуального мышления. Зрительные образы в процессе обучения орфографии способствуют лучшему усвоению правил правописания, формирования орфографического навыка учащихся. Следует отметить, что для преодоления трудностей, возникающих при изучении орфографических правил, методисты рекомендуют использовать графические образы, с помощью которых учитель может не только разнообразить свой урок, но и повысить познавательную активность учащихся.

Используя в своей практической работе компьютер в процессе формирования орфографического навыка, мы располагаем задания в той последовательности, которую рекомендует З.П. Ларских, а именно: 1) нахождение готовых орфограмм; 2) группировка слов по видам орфограмм; 3) выбор и вставка пропущенных орфограмм (при этом задание сначала выполняется на примерах отдельных слов, затем словосочетаний и, наконец, предложений и текста) [2, с. 426].

Самым простым видом задания, которое легко выполняют учащиеся начальной школы, это задание на вставку пропущенных букв. Однако с помощью компьютера мы практикум и другие виды заданий, направленные на осмысленное применение орфографических правил. Это задания типа: разделите слова на две группы (например, глаголы, в которых частица не пишется слитно, и глаголы с раздельным написанием не), сделайте буквенную запись следующих слов (например, [абжэч'], [гавар'иш] и т.п.).

При подборе типов заданий нами обязательно учитывается тот факт, что учащиеся будут работать с клавиатурой. Поэтому в большей степени предлагаем младшим школьникам задания на выбор ответа. Однако учащиеся 3-4-ых классов вполне справляются с заданиями, которые требуют конструируемых ответов.

Перед использованием компьютерных программ мы проводим предварительную работу с учащимся с использованием традиционных методов обучения. Так, обязательно повторяется то орфографическое правило, которое потребуется учащимся при выполнении компьютерных заданий.

Считаем, что информационные технологии обладают значительным потенциалом в плане совершенствования методики словарно-орфографической работы. Их применение позволит разнообразить уроки по формированию орфографического навыка, вносить в них элемент новизны и занимательности. Однако при этом необходимо учитывать, что компьютер – одно из средств обучения. Использование компьютерных программ дает положительный эффект только в комплексе с другими средствами обучения и в сочетании с традиционными письменными заданиями.

Литература



  1. Ефимов В.Ф. Использование информационно-коммуникационных технологий в начальном образовании школьников / В.Ф. Ефимов // Начальная школа. – 2009. - № 2. – С. 38-43.

  2. Ларских З.П. О компьютерной поддержке курса русского языка в начальной школе / З.П. Ларских // Педагогика начальной школы XXI века: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2009. - С. 22-28.

  3. Ларских З.П. Условия успешного применения компьютерных программ на уроках русского языка / З.П. Ларских // Информационные технологии в образовательном процессе начальной школы: материалы научно-практической конференции. – Елец: ЕГУ им. А.А. Бунина, 2010. – С. 14-24.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница