Использование информационно-коммуникационных технологий при организации учебно-исследовательской деятельности



Скачать 72.86 Kb.
Дата27.04.2016
Размер72.86 Kb.
Использование информационно-коммуникационных технологий при организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся по биологии.

Радостева Александра Петровна (radosteva_aleksa@mail.ru), педагог дополнительного образования, Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей им.В.Волошиной» (МОУДОД ЦДОД им.В.Волошиной), г. Кемерово

Аннотация

Использование ИКТ в учебно-исследовательской деятельности способствует улучшению качества экологического образования учащихся, формирует компетентность у школьников в области экологии и инфомационно-коммуникационных технологий. Работа с мультимедийными программами развивает конструктивное, алгоритмическое мышление, самостоятельность действий учащихся.

Важную отличительную черту современной цивилизации составляет возрастающая скорость информационных изменений. Создание персональных компьютеров, разработка современных систем коммуникации привело к использованию новых информационных технологий и в системе образования.

Современные тинэйджеры много времени проводят в Интернете, так как предметы школьного цикла требуют для своего освоения больше информации, чем её имеется в учебнике. Наблюдается некоторое падение интереса детей к изучению предметов естественно–научного цикла, если учителем используются на уроке довольно старые наглядные материалы, однообразная работа с учебником, таблицами, схемами. Одним из способов повышения интереса к дисциплинам данного цикла, углубления знаний учеников по этим предметам является использование современных информационных технологий, в частности компьютерных, на различных стадиях учебного процесса.

Использование средств мультимедиа при изучении биологии позволяют повысить информативность, наглядность, привлекательность учебного материала. Благодаря информационным технологиям проще привлечь интерес тинэйджера к эколого-биологическому профилю: 1.Это удобный, динамичный и практичный способ передачи информации; 2.Позволяет охватить большое количество материала; 3. Позволяет улучшить качество образования; 4.Современно и интересно; 5.Красочно и привлекательно.

В системе дополнительного образования обучающиеся чувствуют себя уверенными, раскрепощёнными, т.к. выполняют многие задания творчески самостоятельно, без строгой оценки. Этот аргумент позволяет им осваивать различные информационные технологии очень быстро, а особенно это важно при исследовательской работе, где от уровня самостоятельности действий зависит успех выполняемого исследования. Таким образом, применение информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения повышает активность работы учащегося, переводит его из состояния пассивного потребителя информации в состояние автора, своего образования.



Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся по программе «Зоология беспозвоночных животных».

Разработанная мною программа по курсу «Зоология беспозвоночных животных» рассчитана на 2 года обучения для учащихся 6—8 классов. Групповые занятия проводятся в форме лекционных, экскурсионных, лабораторных, практических занятий и уроков диспутов. Лекционные ознакомительные уроки провожу в форме мультимедийных презентаций, содержащих различные иллюстрации (схемы, картины, фотографии), текстовый материал (планы, таблицы), тренировочные задания и тесты.

Программа предусматривает индивидуальные часы для выполнения исследовательского проекта, результатом которого является выступление на конференции. Особенность данного курса Зоологии является закрепление знаний учащихся путём изучения живых либо фиксированных объектов; самостоятельные наблюдения учащихся за насекомыми или другими животными в природе и лаборатории; разработка обучающимися мультимедийной презентации собственных исследований.

Практически все обучающиеся по программе «Зоология беспозвоночных животных» постоянные участники экологических акций, олимпиад, научно-практических конференций, экологических конкурсов и выставок.

Считаю важным вовлечение школьников в изучение экологических проблем через природоохранную работу: участие в ярких массовых акциях и конкурсах, в том числе и дистанционных (заочных) на сайтах эколого-биологических учреждений, исследование различных природных закономерностей на охраняемых природных территориях Кузбасса —подростки т.о. учатся решать экологические проблемы глобального масштаба, путём решения локальных проблем; учатся привлекать к решению проблем союзников, единомышленников, а значит – учатся жить в согласии с социумом и природой[1].

Исследовательская работа для подростков это реализация своего ”Я”, она является пробой его будущих профессиональных, социальных и культурных возможностей.

Выполняются учебно-исследовательские работы по определенным научным методикам. Результат исследования не известен заранее, в первую очередь выдвигается гипотеза, которую в ходе исследования следует доказать. Критерием качества исследовательской работы служит: постановка цели, выбор методик, проведение опытов и наличие контроля опыта, анализ результатов и обоснование выводов [2].

Применение информационно-коммуникационных технологий при организации учебно-исследовательской работы обучающихся

На современном уровне научно-практических конференций обязательным требованием перед участником стоит наличие презентации своего исследования. Оправдано это тем, что доклады выступающих смотрятся презентабельней и наглядно демонстрируются фотоматериалы, таблицы, графики и другие статистические данные исследований. Потому становится необходимым умение пользоваться информационными технологиями в научно-исследовательской деятельности обучающихся.

Применение ИКТ при организации учебно-исследовательской работы позволяет решать следующие задачи: информирование учащихся, глубокое изучение объекта исследований, применение электронных средств обучения: электронных учебников по биологии и экологии, энциклопедий, обучающих компьютерных программ (Электронные уроки и тесты серии «Новый диск»), использование Интернет-ресурсов для поиска необходимой информации, наглядно-иллюстративного материала.

Самое трудное в начале исследования это определиться с темой. На индивидуальном занятии определяем тему строим план исследования, выдвигаем актуальность выбранной темы, прогнозируем результаты исследования. Ребята убеждаются в том, что исследование требует много внимания к научному материалу, который надо не только найти, но и отобрать нужный.

По выбранным методикам ребята собирают пробы и материал исследования. При обработке и определении собранного материала обращаются за помощью к определителям, учебным пособиям, консультантам Вузов, Интернет-ресурсам [3].

При посещении поисковых групп Интернет-ресурса возникают проблемы в формулировке объекта поиска. Принципиальное отличие от книжных указателей заключается в том, чтобы получить нужную информацию на сайтах, необходимо верно сформулировать требование. В книжном варианте проще: указатель в алфавитном порядке перечисляет содержание.

Собранный материал о растениях и насекомых в определителях, ссылки на Интернет ресурсы помогают не только найти нужную информацию, но и научиться пользоваться поисковыми системами. Применение новых информационных технологий даёт возможность ученику самостоятельно добывать новые знания. Информации оказывается очень много, её обработать не под силу даже взрослым. Консультации преподавателями КемГУ помогают разобраться и систематизировать полученные данные.

Одним из ответственных шагов в исследовании является обработка данных. Глобальная сеть Интернет содержит многочисленные методики, примеры обработки данных с помощью ПК [3].

Статистическая обработка материала, графическое отображение функций (диаграмм), графиков исследований, измерение линейных параметров объектов исследования требуют умения пользоваться офисными программами Microsoft Word, Excel, Statistic (EASYSTAT), Photoshop, Power Point, графическими редакторами. Стоит отметить, что создание диаграмм и графиков, подготовка презентации работы – в этих вопросах ребята иногда быстрее ориентируются, чем взрослые.

Составляя отчет исследовательской работы, ребятам-авторам необходимо критически оценивать весь материал, сокращать его, уметь довести до слушателя доходчиво и обстоятельно результаты своих исследований.

При защите своего проекта ребятам необходимо научиться излагать свои идеи, спокойно, уверенно, отстаивая свое мнение за 3-4 минуты, доказать необходимость своих исследований и предоставить результат работы.

Умение грамотно составлять мультимедийные презентации отчетов обучающимся помогает в защите самого исследования. Поскольку наглядная развернутость материала в презентации (графики, функции, таблицы, фото) является в то же время демонстрационным тезисом исследования.

Так, например, в комплексной экспедиции «Тропою угля - 2007», туристы-экологи определяли растительность долины р.Томь. Во время краеведческой экскурсии ребята гербатизировали, фотографировали и определяли растения, с помощью определителей. Во многом помогли учебные видеофильмы “Экологические исследования школьников в природе” Боголюбов А.С. 2006 год. Это видеопособие методов организации экологических исследований школьников в природе наглядно показывает, как надо проводить исследования, как взять пробы и как их обработать. Такая помощь в проведении исследовательских работ облегчает процесс вхождения в исследование, так как ученик сам дома во время каникул может в спокойной обстановке изучить материал, выбрать подходящие методики и составить на основе этого свой план исследования. Так возникла тема “Флористический состав острова реки Томь г. Кемерово”. С темой определились не сразу, но на протяжении 3 сезона ребята ведут исследования флоры острова.

Таким образом, использование ИКТ в учебно-исследовательской деятельности улучшает качество экологического образования учащихся, формирует компетентность у школьников в области экологии и инфомационно-коммуникативных технологий. Применение ИКТ на групповых занятиях по зоологии весьма результативно. Учащиеся оживляются, активно включаются в учебный процесс. Повышается эффективность обучения, улучшаются учёт и оценка знаний учащихся. У ребят проявляется интерес к предмету. Работа с мультимедийными программами показала, что косвенным путём развивается конструктивное, алгоритмическое мышление учащихся. Также формируются умения и навыки исследовательской деятельности, ориентировка в информации и её последующей обработки. Все это подтверждают награды учеников в конференциях городского, областного и федерального уровней за высокие достижения в исследовательской деятельности.



Литература

1.Боголюбов А.С. Программа проведения комплексного экологического обследования территории: Методическое пособие для педагогов дополнительного образования и учителей. М.: Экосистема, 1996. — 6 с.



2.Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие \Под редакцией Т.Я. Ашихминой.-М: АГАР,2000.365с

3.http://wiki.iot.ru/index.php/Использование_ИКТ_и_материалов_ЦОР_в_научно-исследовательской_работе_школьников/Соколова_Г.А.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница