Использование комплекса творческих заданий в базовом курсе информатики



Скачать 47.41 Kb.
Дата26.06.2016
Размер47.41 Kb.
Использование комплекса творческих заданий в базовом курсе информатики
Лапухина С.

ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»,

г. Шадринск

Научный руководитель – к.п.н., профессор Е.В. Телеева


Одной из главных задач, стоящих перед школой, является обеспечение учащихся осознанными, прочными знаниями, развитие их самостоятельного мышления. Школа за последние годы делает многое для того, чтобы успешно решать задачу подготовки творчески мыслящей личности. Каждый учитель понимает, что научить школьников творчески мыслить – это, значит, обеспечить более успешное достижение главной цели воспитания – всестороннего и гармонического развития личности.

Стремление реализовать себя, проявить свои творческие возможности – направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни: стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей личности. В данном случае немаловажную роль играет применение творческого задания на уроках информатики, т.к. с их помощью учащиеся активно овладевают новыми знаниями, умениями, навыками и закрепляют имеющиеся, развивают свои способности.

В настоящее время общество в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому использование творческих заданий на уроке информатики способствует не только накоплению суммы знаний, умений и навыков, но и подготовке школьника как субъекта своей образовательной деятельности.

Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует учащихся. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога.

Проанализировав литературу по данной теме, можно сделать вывод о том, что творческие задания – это такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов.

Творческое задание требует от учащегося умения найти, сравнить, выбрать, классифицировать информацию по заданной теме, обратившись к разным источникам, а затем представить в такой форме, которая наиболее полно раскроет эту тему. Творческое задание учит учащихся сотрудничеству, накоплению собственного опыта и умению обмениваться с товарищами накопленным опытом.

Основные задачи предмета «Информатика и ИКТ»:

- обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися основами знаний о процессах получения, преобразования, хранения и использования информации и на этой основе раскрыть учащимся роль информатики в формировании современной научной картины мира;

- показать значение информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества;

- привить учащимся навыки сознательного и рационального использования ЭВМ в своей учебной, а затем профессиональной деятельности.

В базовом курсе информатики это отражено в шести содержательных линиях:


  1. Линия информационных процессов.

  2. Линия представления информации.

  3. Алгоритмическая линия.

  4. Линия исполнителя (компьютера).

  5. Линия формализации и моделирования.

  6. Линия информационных технологий.

Данный курс обеспечивает обязательный общеобразовательный минимум подготовки учащихся по информатике, определяемый образовательным стандартом. Он предназначен для изучения в 8-9 классах общеобразовательных учебных заведений, оснащенных кабинетами вычислительной техники.

Содержание базового курса информатики показывает, что разработать творческие задания по всему курсу невозможно. Некоторые темы базового курса направлены только на работу по образцу, что говорит о сложности подбора системы творческих заданий. Наиболее успешно творческие задания используются при изучении графического, текстового и табличного процессоров, а также тем, связанных с понятием информации, системы счисления, алгоритма, Интернета.

При выполнении многих заданий, чтобы подтолкнуть ребят к творчеству, можно использовать следующие приемы:

- Игровой момент на уроке.

- Соревновательный или конкурсный момент.

- Музыкальное сопровождение или музыкальное задание, когда проводится работа в графическом редакторе.

- Поощрение за проявленную творческую фантазию, оригинальность оформления.

- Отсроченные задания, когда дети сами решают, когда им удобнее выполнить это задание и представить его для оценивания.

- Работа на уроке в роли консультанта, помощника учителя.

На основе всего вышеизложенного нами был разработан комплекс творческих заданий для базового курса информатики.

Комплекс – это совокупность элементов. Комплекс творческих заданий – это совокупность учебных заданий, предполагающее поиск новых знаний и нестандартных способов решения задач.

В разработанном комплексе творческих заданий применяются следующие виды творческих заданий:



  1. Проектные задания – это задания, предполагающие создание проектов по определенной теме. Такое задание предполагает то, что учащийся самостоятельно придумает способ выполнения задания, разработает, редактирует, проведет работу, связанную с выполнением задания.

  2. Моделирующие – это задания, результатом выполнения которых является модель. Объекты окружающего нас мира, даже те, которые кажутся самыми простыми, на самом деле необычайно сложны. Чтобы понять, как действует тот или иной объект, иногда приходится вместо реальных объектов рассматривать их упрощенные представления – модели. При построении модели сам объект часто называют оригиналом или прототипом.

Модель – это аналог (заместитель) оригинала, отражающий некоторые его характеристики.

  1. Ситуативные – это задания, основанные на создании какой-то жизненной или производственной ситуации, требующей от учащегося самостоятельного организованного выхода из нее.

  2. Игровые – это задания, в которых результат достигается в ходе игры, как одного из средств достижения образовательных и воспитательных целей, по правилам, специально созданным педагогом.

  3. Занимательные задания - это задания, которые создают условия для размышления, анализа, самостоятельного решения и обобщения.

  4. Интегрированные задания – это задания, требующие знаний по нескольким темам, предметам.

Комплекс творческих заданий может оказать неоценимую помощь учителю в организации работы по обучению информатике. Использование данного комплекса позволяет повысить мотивацию учащихся к обучению информатике.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница