Использование мультимедиа технологий на уроках русского языка и литературы



Скачать 70.14 Kb.
Дата01.05.2016
Размер70.14 Kb.
Использование мультимедиа технологий на уроках русского языка

и литературы

Аркатова Ирина Павловна учитель русского языка и литературы, Подерягина Любовь Владимировна, учитель русского языка и литературы, директор МОУ «Шелаевская СОШ» Валуйского района Белгородской области»

Современный мир невозможно представить без новейших технологий. Не обошли стороной эти изменения и сферу образования. В Российской школе внедрен Федеральный государственный стандарт и новый Закон об образовании, в основе которых лежит системно-деятельностный подход, согласно которому обучающиеся в результате изучения всех без исключения предметов получают развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся, составляющие психолого-педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии [1. с.21].

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся согласно новому стандарту развивает следующие умения:



  • обращение с устройствами ИКТ

  • фиксация изображений и звуков

  • создание письменных сообщений

  • создание музыкальных и звуковых сообщений

  • создание, восприятие и использование гипермедиасообщений

  • коммуникация и социальное взаимодействие

  • поиск и организация хранения информации

  • анализ информации, математическая обработка данных в исследовании

  • моделирование, проектирование и управление.

Новые информационные технологии в наше время обеспечивают качество образования. От школьников требуется активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

Работая в МОУ «Шелаевская СОШ Валуйского района Белгородской области» учителем русского языка и литературы, со стажем более двадцати лет, мы заметили, что применение мультимедийного оборудования, информационных технологий позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития учащегося, а так же открывает новые возможности образования. Использование мультимедийных средств на своих уроках позволяет повысить эффективность учебного процесса и качества обучения детей, помогая нам привнести эффект дополнительной наглядности в занятия, что способствует более глубокому усвоению учащимися материала.

По данным ученых более 60% информации поступает к нам через зрение и слух. Зрение и слух самые мощные и эффективные каналы передачи и приема информации. Чем разнообразнее будет представление информации, тем эффективнее будет процесс ее усвоения [2. с.128].

Развитие способностей ученика зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал.

Уроки русского языка и литературы должны быть яркими, эффектными, эмоциональными, а главное - продуктивными. Только тогда знания, переданные учащимся, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования.

Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы по русскому языку и литературе и на любом этапе уроке. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес. Подобные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:



  • усвоить базовые знания по предмету;

  • систематизировать усвоенные знания;

  • сформировать навыки самоконтроля;

  • сформировать мотивацию к учению в целом и к определённому предмету в частности;

  • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Использование мультимедийного проектора, демонстрация или фронтальная работа с классом на моих уроках дают наглядное представление, но более полное раскрытие возможностей мультимедийных технологий на уроке, достигается не только фронтальной работой, а в индивидуальной работе каждого учащегося с интерактивным продуктом, поэтому эта работа должна быть тщательно спланирована учителем.

Мультимедийные программные средства несут в себе широкие возможности. Это понимание должно перерасти в заинтересованность не только обучающихся, но и учителя, что позволит ему по-новому взглянуть на методику построения уроков [4, с. 54].

При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем, по-прежнему, сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.

Повышение качества знаний учащихся в процессе изучения русского языка и литературы – является одной из актуальных задач, стоящих перед преподавателем филологом в современной школе. Использование мультимедиа на практических занятиях превращает их в творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения, позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке, значительно улучшает четкость в организации работы класса или группы учащихся. Качество знаний при этом заметно возрастает.

Для нас и наших учеников основа урока – это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видео фильмами. Поиск материалов к уроку проводится нами заранее. Все подобранные материалы объединяются, чаще всего при помощи программы PowerPoint, в общую презентацию. В ходе урока такая презентация может быть продемонстрирована как с помощью мультимедийного проектора, так и на отдельных компьютерах.

В своей практике мы используем созданные специально для конкретных уроков русского языка и литературы мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые учащиеся списывают в тетрадь (при наличии технических возможностей краткий конспект содержания презентации может быть распечатан для каждого учащегося), тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше. Для построения контрольно- тренировочных программ по русскому языку и литературе, прежде всего, необходимо решить вопрос о том, какие программные темы целесообразно отобрать для изучения с помощью компьютера.

Предпочтение отдается обобщающим темам, которые объединяют несколько «родственных» правил, то есть правил, имеющих один и тот же опознавательный или дифференцирующий признак орфограммы. С уверенностью можно сказать, что обобщающие темы помогают систематизировать знания. Не менее важное условие – включение теоретических сведений. Объем и характер теоретических сведений должны быть такими, чтобы обеспечить объяснение каждой возможной ошибки.

Сильным ученикам мы предлагаем дополнительную информацию, отсутствующую в школьном учебнике, например фрагменты из научно-популярных книг о русском языке, для того, чтобы вызвать интерес к предмету и полнее реализовать возможности компьютера. При этом желательно отобрать занимательные, яркие, конкретные факты, развивающие языковую догадку и чутье.

Конечно, важно учитывать требования, которые предъявляются к организации компьютерных уроков.

Во-первых, до занятия в компьютерном классе необходима предварительная работа с учащимися с использованием традиционных средств: желательно повторить тот грамматический материал, который потребуется школьникам при работе с компьютером.

Во-вторых, учитель должен быть готов к проведению устного инструктажа, особенно если учащиеся не имеют опыта работы на компьютере. Устный инструктаж направлен на предупреждение вопросов, которые могут возникнуть в процессе работы за компьютером, поэтому необходимо заранее пояснить способы введения ответов, напомнить те обозначения, которые используются в программе. Вступительное слово должно быть четким и немногословным.

В-третьих, педагог должен помнить, что компьютер – лишь одно из средств обучения и работу на компьютере целесообразно сочетать с традиционными средствами обучения: чтением и обсуждение текстов учебника, письменными работами, учебным диалогом и др.

В-четвертых, учитель внимательно наблюдает за работой учащихся, оказывает им необходимую помощь при техническом сбое компьютера или неумение пользоваться им. Чтобы полнее реализовать возможности компьютерных программ адаптивного типа на уроках, необходимо соблюдение требований к тематике, отбору материала, характеру и объему теоретических сведений, формулировке заданий и организации работы в компьютерном классе[4, с. 112].

Таким образом, применение новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы дает возможность творчески работающему филологу расширить спектр способов предъявления учебной информации, что позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом и это сегодня социально значимо и актуально.



Список литературы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013) Закон РФ «Об образовании».

  2. Моисеева, М.В. Современное состояние и перспективы развития мультимедиа в образовании/ Моисеева М.В.// Школьные технологии. – 2009. – № 4 – с. 128

  3. Примерные программы по учебным предметам. Часть 1. Часть 2. . - М., - Просвещение - 2012.

  4. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. //Москва, НИИ школьных технологий. – 2011. – С. 54 – 112.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница