Использование профессиональных стандартов в образовательном процессе



Скачать 127.22 Kb.
Дата01.05.2016
Размер127.22 Kb.

Использование профессиональных стандартов в образовательном процессе


Ольга Жеребина, фирма «1С», Москва
Василий Буров, Аналитический центр REAL-IT, Москва

Востребованность выпускников образовательных учреждений на рынке труда является одним из важнейших показателей эффективности образования. К сожалению, на данный момент уровень подготовленных специалистов и уровень требований работодателей зачастую не совпадают. Молодые специалисты с удивлением обнаруживают, что часть того, чему их учили, на практике просто не востребовано, при этом многому приходится «доучиваться» на месте. Такая ситуация удручает обе стороны: молодые люди вынуждены существенно корректировать самооценку и «наверстывать упущенное», работодатели – вкладывать дополнительные средства и время, чтобы получить специалистов требуемого уровня квалификации.

Представляется логичным следующее разрешение этой ситуации – работодатель формализует и сообщает сфере образования свои требования к уровню компетенций необходимых ему работников, образовательные учреждения с учетом этих требований осуществляют подготовку специалистов, востребованных на рынке труда и способных быстро включиться в производственный процесс.

В мировой практике систематизация разнообразных характеристик профессий и требований к ним осуществляется в рамках национальных систем классификации профессий, частью которых является система профессиональных стандартов. Профессиональный стандарт определяет требования к выполнению работниками трудовых функций и необходимым для этого компетенциям в области конкретного вида экономической (профессиональной) деятельности. Таким образом, описание содержания профессии и требований к ней в разрезе квалификационных уровней осуществляется работодателями через механизм профессиональных стандартов.

В 2007 году Общероссийским объединением работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» (РСПП) было создано Национальное агентство развития квалификаций (НАРК РСПП), главной целью которого является содействие развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации, и принят единый подход к разработке профессиональных стандартов (макет профессионального стандарта, утвержденный Распоряжением Президента РСПП № РП-46 от 28.06.07 г.).

На данный момент в России утверждены1 5 групп профессиональных стандартов:


  • Профессиональные стандарты в области авиастроения;

  • Профессиональные стандарты в области информационных технологий;

  • Профессиональные стандарты индустрии гостеприимства;

  • Профессиональные стандарты индустрии питания;

  • Профессиональный стандарт «Руководство (управление) организацией».

При этом еще целый ряд профессиональных стандартов находится на различных стадиях разработки, включая стадию проектов, опубликованных для общественного обсуждения на официальном сайте НАРК РСПП (http://www.nark-rspp.ru).

Профессиональные стандарты в области информационных технологий, разработанные Ассоциацией Предприятий Компьютерных и Информационных Технологий (АП КИТ) для 9 наиболее востребованных профессий, утверждены Комиссией РСПП по профстандартам 17 июня 2008 года, опубликованы на сайтах НАРК и АП КИТ (http://www.apkit.ru):



  1. Программист

  2. Системный архитектор

  3. Специалист по информационным системам

  4. Системный аналитик

  5. Специалист по системному администрированию

  6. Менеджер информационных технологий

  7. Менеджер по продажам решений и сложных технических систем

  8. Специалист по информационным ресурсам

  9. Администратор баз данных

Конечно, профессиональные стандарты есть еще далеко не по всем профессиям и даже отраслям, при этом работы по описанию и формализации обобщенных требований к работникам своих отраслей ведутся многими профессиональными сообществами.

А насколько представители сферы образования используют уже имеющиеся требования работодателей?


О несоответствии профессиональных стандартов образовательным


Похоже, что мы (представители работодателей, разработчики профессиональных стандартов в области ИТ) пока не нашли правильных слов, чтобы объяснить, что такое профессиональный стандарт, чем он отличается от образовательного и почему профессиональные стандарты не могут быть «приведены в соответствие с образовательными стандартами».

Профессиональный стандарт – это требования работодателя к работнику данной профессии. Работодатели – не специалисты в образовании, они показывают в своих профстандартах, что должен знать и уметь работник, когда он придет к ним, чтобы выполнять работу в рамках той или иной профессии. А что нужно для того, чтобы он этими знаниями и умениями обладал – это, на наш взгляд, вопрос к сфере образования. Вы являетесь специалистами в области обучения, вы для нас являетесь авторитетом в этом вопросе. По сути, работодатель, возможно, указывает только верхушку айсберга, т.е. тот прикладной аспект знаний и умений работника, который по мнению и опыту работодателя нужен ему для выполнения конкретных работ и должностных обязанностей.

Можно провести следующую аналогию – мы все умеем пользоваться телефоном, при этом рассказать, а что там внутри этого телефона, как он устроен, по каким принципам работает, из каких частей он состоит, как эти части между собой связаны и как каждая из них функционирует – это уже смогут сказать только те, кто является специалистом в данной области. Так вот работодатель на уровне «использования телефона» описывает, что должен знать и уметь тот специалист, который ему нужен в качестве работника. Если вы считаете, что для того, чтобы научить студента программированию, его сначала нужно научить дискретной математике, потом математическому анализу – пожалуйста, так и учите, это зона вашей компетенции и ответственности. Если считаете, что наоборот, сначала нужно учить анализу, потом дискретной математике – да, это тоже ваше решение. Работодателю важно, чтобы студент на выходе из образовательного учреждения умел программировать, а как вы его этому научите – вам виднее, поскольку это вы – специалисты в области образования, а не работодатель. Мы уважаем ваше мнение – тут вам решать, чему в какой последовательности учить, работодатель обозначает в своих квалификационных требованиях только те «итоговые» знания и умения, которые на практике будут необходимы человеку, чтобы он мог работать по той или иной профессии. А чему для этого его вообще нужно учить 3-4 года (например, чему еще нужно научить человека для того, чтобы он мог освоить ту же дискретную математику или математический анализ) – это решать вам. Для работодателя главное - чтобы на выходе из образовательного учреждения выпускник умел делать то, что заявлено в квалификационных требованиях, в профессиональном стандарте, чтобы этот выпускник был востребован на рынке труда и работодатель бы с удовольствием принял его на работу.

Схематично данную ситуацию можно представить следующим образом:

Р
аботодатели через механизм профессиональных стандартов (ПС) сообщают свои требования к компетенциям необходимых им работников (Кр). Сфера образования через свои механизмы (ФГОС, обязательную образовательную программу, контент образовательного учреждения, учебные планы, рабочие учебные программы по конкртеным дисциплинам) формирует у студентов компетенции Кобр, которые соответствуют требованиям работодателя Кр, т.е. через компетенции Кобр, сформированные у него в ходе образовательного процесса, выпускник на выходе обладает необходимыми работодателю компетенциями Кр. При этом зона, обозначенная на схеме ромбом, это область принятия решений сферой образования – чему и в какой последовательности учить студента, чтобы на выходе из образовательного процесса выпускник обладал компетенциями, заявленными работодателем и, соответственно, был востребован на рынке труда.

Экспертизы проектов ФГОС и учебных планов, проведенные в 2009 году


В 2009 году продолжалась работа по взаимодействию работодателей сферы информационных технологий (ИТ) и системы образования – за год проведены экспертизы 10 образовательных стандартов и 2 примерных учебных планов на предмет соответствия требованиям профессиональных стандартов в области ИТ, были выданы предложения и рекомендации по совершенствованию представленных проектов. (см. Таблицу 1).

Таблица 1. Проекты, прошедшие экспертизу на соответствие профессиональным стандартам в области информационных технологий [1]



Проект, переданный на экспертизу

Профстандарты, которым соответствует проект

ФГОС ВПО по направлению «Информатика и вычислительная техника», бакалавр/магистр

  • Специалист по системному администрированию

  • Администратор баз данных

  • Программист

ФГОС ВПО по направлению «Программная инженерия», бакалавр/магистр

  • Системный архитектор

  • Программист

  • Специалист по информационным системам

ФГОС ВПО по направлению «Бизнес-информатика», бакалавр/магистр

  • Менеджер информационных технологий

ФГОС СПО по специальности «Компьютерные сети»

  • Специалист по системному администрированию

ФГОС СПО по специальности «Компьютерные системы и комплексы»

  • Специалист по цифровой технике (данный профстандарт находится в стадии разработки)

  • Менеджер по продажам решений и сложных технических систем

ФГОС СПО по специальности «Программирование в компьютерных системах»

  • Программист

ФГОС СПО по специальности «Информационные системы (по видам экономической деятельности)»

  • Специалист по информационным системам

Примерный учебный план подготовки бакалавра/магистра по направлению «Прикладная информатика»

  • Специалист по информационным системам

Перевод профстандартов в области ИТ в новый формат


Разработка профессиональных стандартов в области ИТ в 2006-2007 годах являлась одним из первых опытов создания в России отраслевых профессиональных стандартов и началась еще до создания НАРК и появления ныне действующего макета профессионального стандарта. Поэтому начата работа по приведению существующих профессиональных стандартов в соответствие с действующими нормами.

В рамках проекта "Профстандарты в области ИТ - II" в 2009 году был осуществлен перевод профстандартов «Специалист по информационным системам», «Специалист по системному администрированию», «Менеджер по продажам решений и сложных технических систем» в новый макет профессионального стандарта, утвержденный Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) и являющийся обязательным к применению при разработке профстандартов для всех отраслей экономики РФ.



Новый макет профессиональных стандартов более четко структурирован по содержанию, в частности, в нем выделены:

  • Паспорт профессионального стандарта;

  • Карточки видов трудовой деятельности для каждого квалификационного уровня. Видом трудовой деятельности в данном случае названа составная часть области профессиональной деятельности, образованная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций.

  • Описания единиц профессионального стандарта, сгруппированные по каждому уровню. Единицей профессионального стандарта назван структурный элемент профессионального стандарта, содержащий развернутую характеристику конкретной трудовой функции, которая является целостной, завершенной, относительно автономной и значимой для данного вида трудовой деятельности.

Паспорт профессионального стандарта содержит следующую информацию:

  • Направление профессиональной деятельности, например, «Информационные технологии»;

  • Область профессиональной деятельности, например, «Информационные системы в экономике»;

  • Виды экономической деятельности, например, «72. Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий» (по ОКВЭД);

  • Основная цель области профессиональной деятельности, например, «Создание, модификация и сопровождение информационных систем, автоматизирующих задачи организационного управления (учета, анализа, контроля, планирования, реализации и т.д.) предприятий различных форм собственности».

  • Виды трудовой деятельности по квалификационным уровням национальной и отраслевой рамок квалификаций (НРК и ОРК), рекомендуемые наименования должностей.

Карточки видов трудовой деятельности (см. Рис. 1) для каждого квалификационного уровня описывают:

  • Вид трудовой деятельности;

  • Возможные наименования должностей;

  • Обобщенное описание выполняемой трудовой деятельности;

  • Возможные места работы;

  • Условия труда;

  • Требования к профессиональному образованию и обучению работника;

  • Необходимость сертификатов, подтверждающих квалификацию;

  • Требования к практическому опыту работы;

  • Особые условия допуска к работе;

  • Перечень единиц профессионального стандарта (см. Рис 2.).



Рис. 1. Вид «Карточки видов трудовой деятельности» на примере профессионального стандарта «Специалист по информационным системам».



Рис. 2. Перечень единиц профессионального стандарта в «Карточке видов трудовой деятельности» на примере профессионального стандарта «Специалист по информационным системам».

Каждая единица профессионального стандарта имеет свой шифр и наименование и содержит описания:



  • Основных трудовых действий;

  • Средств труда;

  • Предметов труда;

  • Таких характеристик квалификационного уровня, как нестандартность, ответственность и самостоятельность;

  • Необходимых знаний;

  • Необходимых умений.

При переводе профстандартов в макет РСПП их тексты были частично переработаны. Поскольку на данный момент основными пользователями профессиональных стандартов являются представители сферы образования, использующие профстандарты в области ИТ при разработке проектов ФГОС, образовательных программ учебного заведения (вариативная часть образовательной программы в соответствии с ФГОС), учебных программ по конкретным дисциплинам и т.п., была сделана попытка, оставаясь в рамках нового макета, повысить удобство работы с текстами профстандартов, сделать их наполнение более структурированным и легковоспринимаемым.

Чтобы сделать каждую единицу профстандарта более обозримой, в описании каждой единицы оставлены только те знания и умения, которые являются специфическими именно для данной единицы (см. Рис. 6). Для этого были выделены перечни «универсальных» профессиональных знаний и умений и вынесены в подразделы «Характеристики квалификационного уровня» для каждого квалификационного уровня наряду с такими характеристиками как средства труда, нестандартность, ответственность, самостоятельность (см. Рис.3).





Рис. 3. Характеристики квалификационного уровня на примере профстандарта «Специалист по информационным системам» - вынесены «наверх» перечни знаний и умений, необходимых для выполнения всех единиц профессионального стандарта данного квалификационного уровня.

Также были классифицированы необходимые знания и умения, из общего списка знаний/умений выделены профессиональные знания/умения и «надпрофессиональные» знания/умения, относящиеся к общей производственной культуре. Профессиональные знания при этом дополнительно структурированы по областям (см. Рис.4 и Рис.5).




Рис. 4. Характеристики квалификационного уровня на примере профстандарта «Специалист по информационным системам» - необходимые для выполнения всех единиц профессионального стандарта данного квалификационного уровня знания классифицированы на профессиональные и надпрофессиональные, дополнительно выделены области проффессиональных знаний.



Рис. 5. Характеристики квалификационного уровня на примере профстандарта «Специалист по информационным системам» - необходимые для выполнения всех единиц профессионального стандарта данного квалификационного уровня умения классифицированы на профессиональные и надпрофессиональные.



Рис. 6. Описание единиц профессионального стандарта на примере профстандарта «Специалист по информационным системам» - здесь оставлены только те знания и умения, которые являются специфическими именно для данной единицы.
Таким образом, проекты профессиональных стандартов в области ИТ «второго поколения» в новом формате стали более модульными, что повышает удобство использования их содержания при разработке актуальных образовательных и учебных программ.

Утвержденные профстандарты в области ИТ доступны на сайте АП КИТ:



  • http://www.apkit.ru/committees/education/meetings/standarts.php

Там же лежит «инструкция по применению». На образовательное учреждение можно заказать БЕСПЛАТНЫЙ экземпляр книги - сборника профстандартов в области ИТ.

В рамках проекта «Профстандарты-II» сейчас также ведется разработка единого двухуровнего классификатора ИТ-профессий на основе разделения видов деятельности в соответствии с жизненным циклом ИТ и глоссария компетенций, первую редакцию которых планируется представить осенью 2010 года.

Для обеспечения удобного доступа к содержанию профессиональных стандартов в области ИТ с возможностью поиска как по стандартам в целом, так и по отдельным элементам, сопоставления требований различных профессиональных стандартов и составляющих их трудовых функций и т.п. в настоящее время начата разработка специализированного информационного ресурса. Кроме перечисленных функций, этот ресурс позволит обеспечить эффективную обратную связь с пользователями профессиональных стандартов.

Будем признательны всем пользователям профессиональных стандартов за замечания и пожелания.


Литература


  1. Профессиональные стандарты в области ИТ: http://www.apkit.ru/committees/education/meetings/standarts.php

  2. Профессиональные стандарты в области ИТ: «инструкция по применению». Ольга Жеребина, фирма «1С»: http://www.apkit.ru/files/ITStandarts_Zherebina.doc

  3. Макет профессионального стандарта, утв. Распоряжением Президента РСПП №  РП-46 от  28  июня  2007 г. - http://www.nark-rspp.ru/index.php/lang-ru/national-qualification-system/professional-standards/model-of-professional-standard



1 См. официальный сайт НАРК РСПП:
http://www.nark-rspp.ru/index.php/lang-ru/national-qualification-system/professional-standards/national-register-


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница