Использование рейтинговой системы оценки достижений учащихся на уроках информатики



Скачать 110.07 Kb.
Дата01.05.2016
Размер110.07 Kb.

Использование рейтинговой системы оценки достижений учащихся на уроках информатики


Д.С. Братцева

Руководитель: Е.Д. Соколова

ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск

Разработанная и внедренная в ряде школ рейтинговая программа оценивания по некоторым разделам курса информатики показала высокую эффективность в обучении учащихся. Учащиеся, подвергающиеся рейтинговой системе оценивания, показывают результаты, существенно более высокие, чем учащиеся, обучающиеся по традиционной методике. В целом эксперимент оценивается чрезвычайно эффективно с точки зрения обеспечения индивидуализации обучения [6].



Основной алгоритм рейтинговой системы контроля знаний:

  1. Содержание дисциплины разделить на логические блоки – модули. Изучение каждого модуля должно заканчиваться промежуточным контролем (тесты, контрольные работы).

  2. Определить виды обязательных работ учащихся (теория, практические и лабораторные занятия, самостоятельная работа, виды и методы контроля).

  3. Распределить количество баллов по модулям и основным видам работы.

Распределение баллов по модулям и основным видам работы:

    • планировать не более 10-ти баллов за посещение теории без пропусков (задача учителя - показать значимость теоретического курса для системного понимания дисциплины);

    • ответы на практических занятиях допустимо не оценивать. Особенно, если темы самостоятельной работы совпадают с практической, а так происходит чаще всего (в этом случае учащийся все равно прорабатывает все темы и получает за это баллы);

    • на практических занятиях оценивать практическую работу и выполнение практических заданий, а не теоретические ответы;

    • за посещение без пропусков и активность на занятиях (ответы на вопросы, дополнительные сведения), так же как и участие в олимпиадах, можно предусмотреть дополнительные премиальные баллы («бонусы»), которые могут начисляться сверх установленной за текущую работу максимальной суммы баллов. Эти баллы должны будут начисляться в конце темы (раздела), как дополнение к итогу. Они могут закрыть небольшое количество недостающих баллов, при условии активной и положительной работы учащегося в целом;

    • при определении объема и количества заданий на домашнюю работу необходимо учитывать, что в целом она не может превышать 50% учебного времени учащихся, отведенного на эту дисциплину согласно учебному плану. Важно определить реальный объем заданий, позволяющий учащимся усвоить основное содержание дисциплины, т.к. этот вид работы является обязательным для всех;

    • важно учитывать, что в 100 баллов входят все виды классной и внеклассной самостоятельной работы, поэтому подводить отметку (даже «отлично») к 100 баллам нежелательно. Определен процент от общего количества баллов, который можно считать оценкой «отлично» (87 и выше), «хорошо» (74-86), «удовлетворительно» (60-73);

    • желательно учитывать, что нижний порог (60 баллов) равен автоматическому получению оценки «удовлетворительно», поэтому завышать требования до оценки «отлично» нецелесообразно;

    • важно донести до учащихся, что нельзя набрать нужное количество баллов только одним видом работ, без выполнения обязательных; однако свобода выбора остальных видов заданий и их объема у учащихся имеется;

    • учащийся, выполнив на достаточном уровне домашнюю работу и промежуточные виды контроля, а также работавший на практических занятиях, может рассчитывать на получение автоматической оценки «удовлетворительно»;

    • учащийся, выполнив на достаточно высоком уровне все виды обязательных работ (посещение теории, практических занятий, выполнение заданий домашней работы и промежуточного контроля), может рассчитывать на получение автоматической оценки «хорошо»;

    • учащийся, выполнив на высоком уровне все виды обязательных и дополнительных работ, может рассчитывать на получение автоматической оценки «отлично».

  1. Распределить баллы за все виды классной и внеклассной самостоятельной работы, а также дисциплинарные, премиальные баллы и бонусы.

В ряде случаев назначение дисциплинарных баллов за несвоевременную сдачу заданий приводит к тому, что учащиеся вообще перестают работать, думая, что набрать необходимое количество баллов уже не получится. Возможно, на начальной ступени работы по системе данный вид дисциплинарных баллов можно не назначать, или назначить более длительный срок выполнения заданий.

С целью повышения познавательной мотивации учащихся целесообразно ввести премиальные баллы и бонусы за высокий уровень выполненной работы и дополнительные виды работ; по окончании дисциплины, подсчитав все баллы, полученные каждым учащимся, легко вывести рейтинговые данные. Они наглядны, поэтому хорошо мотивируют учащихся на достижение больших результатов.

Определение максимальной рейтинговой отметки:

Если контроль знаний и умений непрерывный, то максимальная рейтинговая отметка по предмету определяется по формуле:

R mах= (N/2)*maxNb, где N - количество часов, выделяемых на изучение данного предмета в течение определенного времени. MaxNb - максимальное количество баллов, которое возможно получить за одно занятие. Так, например, если предмет изучается в течение 36 часов, то максимальное количество баллов - 90.

Суммарная максимальная рейтинговая отметка успеваемости за период обучения складывается из максимальных рейтинговых оценок по модулям.

Расчет учебной успешности является механизмом, позволяющим повысить мотивацию к активной и равномерной учебной деятельности учащихся, включая самостоятельную работу. Основой такого механизма является система контроля знаний учащихся, с присвоением ему рейтинговой оценки в зависимости от уровня подготовленности, активности и его поведения.

Фактором, стимулирующим учебную деятельность, является информационная открытость системы, что дает возможность ученику сопоставлять результаты своей учебы с результатами учащихся в классе (параллельных классах).

Использование предлагаемого подхода позволяет в наибольшей степени задействовать весь мотивационный блок и различные каналы приёма-передачи учебной информации, воздействующие на учащихся. При этом образуются и многократно усиливаются эффекты обратной взаимосвязи между всеми участниками такого интенсивного применения передовых технологий в образовании. В этом случае и сам учитель попадает под влияние таких эффектов, что требует от него высокой концентрации и соответствующего интереса.

Итак, технология рейтинговой оценки учебной успешности учащихся представляет собой многофакторную технологию оценки обучения, в которой успешность, кроме успеваемости, оценивается по следующим оценочным критериям:



  • домашнее задание (его наличие, соответствие заданному объему);

  • информационная активность (сообщения, доклады, рефераты и т.д.);

  • участие в изучении нового материала и закреплении изученного материала;

  • дисциплина (замечания, деструктивный конфликт);

  • пропуски уроков и опоздания (без уважительной причины).

Для каждого из оценочного критериев разработана рейтинговая шкала оценивания. Таким образом, мы получаем возможность оценить все стороны учебного процесса.

Рейтинговая шкала учебной успешности использует единицы успешности – Ре. Предусмотрена система перевода оценочных баллов в единицы успешности. В зависимости от уровня успеваемости выделяют следующие уровни успеваемости: высокий, средний, низкий.

Предусмотрена система начисления поощрительных и штрафных баллов, которая, при соблюдении требований учебно-воспитательного процесса, позволит либо повысить уровень учебной успешности, либо понизить, если учащийся, нарушая требования учебно-воспитательного процесса, их получает.

Для рассмотрения работы основного алгоритма рейтинговой системы контроля знаний на практике в качестве примера возьмем раздел «Аппаратные и программные средства ИКТ» дисциплины «Информатика». Изучение этого раздела рассчитано на одну четверть.

Цели изучения раздела:


  1. сформировать у учащихся знание архитектуры и структуры компьютера, компьютерных сетей;

  2. сформировать целостное представление о программном обеспечении, механизмах и общих принципах его функционирования;

  3. дать понимание основополагающей роли системного программного обеспечения для эффективной работы компьютера;

  4. рассмотреть основные функции операционной системы;

  5. научить учащихся работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск) и с носителями информации (форматирование, «лечение» от вирусов).

Задачи изучения раздела:

  1. формирование знаний об архитектуре компьютера;

  2. формирование знаний о структуре компьютера;

  3. формирование умений использования системного программного обеспечения компьютера.

В результате изучения материала учащиеся должны знать понятия «архитектура» и «структура» компьютера, принципы функционирования и устройство современного персонального компьютера; периферийные устройства современного ПК; классификацию программного обеспечения.

Учащиеся должны уметь изображать структурную схему ЭВМ; классифицировать компьютеры по принципу действия, этапам создания, назначению, функциональным возможностям; пользоваться периферийными устройствами ПК; выполнять инсталляцию программных и аппаратных средств; пользоваться сервисными программами для оптимизации работы компьютера.

Перед началом изучения взятого раздела на каждого ученика заводится лист оценивания. Он может быть в бумажном варианте или в компьютерном (в виде таблицы в программе Excel).

Содержание раздела «Аппаратные и программные средства ИКТ»



Модуль 1. Основные компоненты компьютера:

  1. Процессор: частота, разрядность и адресное пространство.

Компьютер как средство обработки информации. Роль процессора в структуре компьютера. Основные характеристики процессора.

  1. Устройства ввода и вывода информации.

Классификация устройств ввода. Клавиатура. Манипуляторы. Сенсорные устройства ввода. Устройства сканирования. Устройства распознавания речи. Классификация устройств вывода. Мониторы. Принтеры. Плоттеры. Устройства звукового вывода.

  1. Внутренняя и внешняя память.

Понятие памяти компьютера. Назначение, основные характеристики и виды памяти. Внутренняя память: постоянная, оперативная, кэш-память. Типы устройств внешней памяти и их характеристики. Гибкие магнитные диски. Жесткие магнитные диски. Оптические диски. Flash-память.

Практическая работа: Тестирование параметров компьютера.



Модуль 2. Программный принцип работы компьютера:

  1. Программное обеспечение компьютера, его структура.

Понятие о программном обеспечении. Системное программное обеспечение. Прикладное программное обеспечение. Инструментарий программирования.

  1. Операционные системы, их функции.

Понятие об операционной системе: назначение, состав, загрузка. Классификация операционных систем и основные характеристики.

  1. Файлы и файловые системы. Архивация и разархивация файлов.

Понятие о файле и файловой системе. Параметры файла и действия над файлом. Файловый менеджер. Операции с объектами файловой системы. Архивация и разархивация данных. Алгоритмы и методы архивации. Создание архивных файлов.

Практическая работа: Работа с файлами с использованием файлового менеджера.

Практическая работа: Архивации и разархивация файлов с помощью файлового менеджера или архиватора.

Модуль 3. Командное взаимодействие пользователя с компьютером:


  1. Графический пользовательский интерфейс операционной системы и приложений.

Понятие о графическом пользовательском интерфейсе операционной системы.

  1. Основные элементы графического интерфейса.

Описание элементов графического интерфейса: рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню. Работа с объектами операционной системы.

Практическая работа: Настройка графического интерфейса операционной системы.



Модуль 4. Компьютерные вирусы и антивирусные программы:

  1. Компьютерные вирусы.

Понятие о компьютерных вирусах. Типы компьютерных вирусов, их характеристики.

  1. Антивирусные программы.

Защита компьютера. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые антивирусные программы.

Практическая работая: Защита от вирусов: обнаружение и лечение.

В процессе обучения данного материала обязательно осуществляется тематический и текущий контроль. После изучения каждого модуля проводится контрольная работа по пройденному материалу. Раздел «Аппаратные и программные средства ИКТ» заканчивается итоговой контрольной работой по всем модулям.
Распределение рейтинговых баллов по модулям, видам работ и

нормам контроля



Виды работ и контроля

Максимальное количество баллов

Модуль 1

Модуль 2

Модуль 3

Модуль 4

Итого

Посещение уроков

5

5

Практические работы

3

3

3

3

12

Самостоятельная

работа учащихся

(обязательная +

дополнительная)



6+6=12

9+15=24

3+5=8

3+6=9

53

Промежуточный

контроль


5

5

5

5

20

Итоговый контроль

10

10

Итого по дисциплине

16

27

18

24

100



Ожидаемые результаты

В результате изучения раздела у учащихся будут сформированы представления:

  • об основных понятиях, связанных с архитектурой и структурой современного компьютера;

  • о технологиях производства и принципах работы всех систем современного компьютера;

  • об особенностях использования системного и сервисного программного обеспечения современного компьютера.

Учащиеся овладеют следующими способами деятельности:

  • использовать основные приемы монтажа аппаратных средств компьютера при его сборке;

  • использовать системное и сервисное программное обеспечение для настройки и оптимизации работы компьютера;

Изучение данного раздела предполагает:

  • повышение интереса учащихся к компьютерным системам посредством выполнения практических заданий применяя полученные знания;

  • выявление и развитие технических и конструкторских способностей учащихся;

  • развитие познавательных способностей учащихся;

  • формирование опыта творческой и исследовательской деятельности.

Итак, рейтинговая система оценивания знаний позволяет самому учащемуся оценивать свои способности и возможности, т.е. стимулирует его на добросовестную работу в течение всего периода обучения. Таким образом, внедрение рейтинговой системы оценки знаний учащихся обеспечивает постоянное стремление учащихся набрать больше баллов, повышает их интерес к учебной деятельности, тем самым организует ритмичную работу учащихся.
Литература

1. Боброва Л.Н. Рейтинговая система оценки качества обучения //Наука и школа. – 2005. – №6. – С. 2-4.

2. Григорьев Г.В. Диагностика знаний с использованием динамичного рейтинга. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001. – 123 с.

3. Лебедева М. Б. Рейтинговая система оценивания //Информатика и бразование. – 2006. – №9. – С. 23-25.

4. Нохрина Н.Н., Лапко Т.М. Организация рейтингового контроля. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. – 45с.

5. Перевощикова Е.Н. Рейтинговая система контроля знаний //Нижегородский государственный педагогический институт. – СПб., 1994. – Вып.V. – С. 57-64.



6. Юнеева О.Д. Рейтинговая система оценки качества усвоения учебного материала // Информатика и образование. – 2008. – №5. – С. 8-12.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница