Использование технологического подхода для формирования и реализации образовательной модели



Скачать 31.91 Kb.
Дата01.05.2016
Размер31.91 Kb.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ

Н.Н. Абакумова, А.Г. Каренгин


Томский государственный университет, Томский политехнический университет

e-mail: niv@mail.tomsknet.ru

Существующий в настоящее время подход к проблеме качества образования не только четко не определен, но и является, по большей части, описательным. В таких условиях существуют серьезные расхождения во взглядах на качество подготовки специалистов. Решение проблемы качества подготовки специалистов на уровне выпускающих кафедр, ставит преподавателя в сложные условия выбора и оптимизации своей деятельности в рамках сокращающейся аудиторной и общей нагрузки.

На наш взгляд, целесообразно и необходимо использование в работе преподавателя наряду с информационной и других педагогических технологий. Технические возможности и алгоритмизированный подход к построению учебного процесса в информационной технологии будут определять воспроизводимость образовательного процесса, а использование преподавателем ряда педагогических технологий обеспечит гибкость и творческий подход в реализации, усвоении и коррекции предметного содержания учебной дисциплины. В Томском политехническом университете создана система лекционных занятий с обратной связью (АСУ ПДС - 2000), которая в наибольшей степени реализует процесс интеграции нескольких педагогических технологий, информационной компоненты, необходимой психологической поддержки и предметного содержания учебной дисциплины в единое целое. Такой комплексный подход в реализации процесса обучения позволяет говорить не только об интеграции, но и об использовании понятия "образовательная технология" - структуры более высокого уровня, когда все перечисленные выше компоненты системы являются необходимыми условиями для осуществления образовательного процесса. Система лекционных занятий с обратной связью позволяет преподавателю в диалоговом режиме на лекции оперативно получить информацию о степени усвоения материала студентами и на ее основе корректировать дальнейший образовательный процесс.

Однако простое использование набора педагогических технологий не всегда может обеспечить гарантированный результат. Реализуемая в политехническом университете система лекционных занятий с обратной связью (АСУ ПДС - 2000) предполагает, с нашей точки зрения, следующие необходимые этапы: формирование преподавателем образовательной модели и ее анализ; создание рабочей программы конкретного курса и ее экспертиза; реализация лекционных занятий через систему целеполагания и достижения гарантированных результатов обучения, проведение экспертизы инновационной деятельности в целом.

Как правило, у каждого преподавателя выпускающей кафедры сформирована своя образовательная модель ( иногда без учета, коррекции и анализа образовательного статуса студента). При этом отсутствует единое образовательное пространство (взаимосвязь отдельных образовательных моделей), так как нет связи базовых учебных дисциплин с последующими специальными учебными дисциплинами на выпускающих кафедрах (недостаточная практическая направленность базовых теоретических дисциплин). Для решения этой проблемы необходимо подвести преподавателей к построению не только глубоких межпредметных связей, но и простраиванию преемственности между курсами. Формирование преемственности в работе выпускающей кафедры позволяет сделать правильный подбор и наполнение учебных дисциплин.

Формируемая образовательная модель в курсе А.Г. Каренгина "Современные проблемы физики кинетических явлений" (кафедра технической физики физико-технического факультета ТПУ) допускает несколько путей развития при использовании технологического подхода в обучении. Отражается это в траектории изменения компонентов образовательной модели (смена традиционных отборочно-поточных компонентов на интегрированные и инновационные). Вместе с тем, выделяется личностно ориентированная компонента для выявления и отбора студентов с перспективой дальнейшей работы по заданным направлениям. Целенаправленное варьирование компонентов образовательной модели позволит преподавателю динамически менять поле развитие студентов в рамках указанной учебной дисциплины и помогать в определении мотива их дальнейшей практической и исследовательской деятельности.



Реализуемая образовательная модель может быть положена в основу инновационной деятельности как один из факторов образовательного процесса при создании образовательного пространства Вуза в целом. Однако при этом должны быть учтены такие важные факторы как: вузовская образовательная система, культура организации, участники образовательного процесса и т.д.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница