Использование технологии коллективного творческого дела для формирования коллектива младших школьников



Скачать 83.71 Kb.
Дата03.05.2016
Размер83.71 Kb.
Козлова Ю.А.,

студентка факультета дошкольного, начального и специального образования Педагогического института НИУ «БелГУ»

Научный руководитель – к.п.н., доц. Иващенко Е.В.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ

КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСКОГО ДЕЛА

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Аннотация. В статье дается характеристика коллективного творческого дела, его аспектов, прописываются основные задачи и виды коллективных творческих дел. Предлагаются условия для успешной реализации коллективного творческого дела, а также результаты применения коллективного творческого дела.
Воспитательныйпроцесс – это быстро текущая река, в которую, как говорил Гераклит, нельзя войти дважды. В настоящее время основными образовательными и воспитательными процессами выступают образование личностных смыслов учения и жизни, педагогическая поддержка становления детской индивидуальности, воспитание как забота о духовно-нравственном развитии ребёнка. Значимыми становятся не педагогические требования, а педагогическая поддержка и забота, сотрудничество; целостное развитие, саморазвитие и личный рост ученика.

Наше время требует реального участия школьников в окружающей жизни, преодоления замкнутости в своем «детском» мире. Учиться сотрудничеству в общей заботе об улучшении жизни – это главнейшая задача, которая стоит перед каждым из нас, и прежде всего перед теми, кто работает с детьми. Не надо уводить ребят от трудных проблем, а вместе с ними нужно искать пути их решения. Главное, чтобы в делах детей и взрослых объединяли общие цели, общие жизненно важные заботы.

Детский коллектив – важнейший фактор целенаправленной социализации, воспитания личности. Его влияние на ребёнка во многом зависит от того, в какой мере цели и задачи коллектива осознаны его членами и воспринимаются ими как свои личные. Органическое единство личного и социального рождается в коллективной общественно полезной деятельности и проявляется в коллективизме [2, c.94].

В развитии коллектива особая роль принадлежит совместной деятельности, поскольку он не создается путем бесед и разговоров о коллективе. Именно этим объясняется, во-первых, необходимость вовлечения всех учащихся в разнообразную и содержательную в социальном и нравственном отношении коллективную деятельность, а во-вторых, необходимость такой ее организации и стимулирования, чтобы она сплачивала и объединяла воспитанников в работоспособный самоуправляемый коллектив.

На наш взгляд, различные формы коллективной творческой деятельности являются наиболее эффективными для формирования детского коллектива, если педагог овладел методикой их разработки и проведения.  Такие формы способствуют развитию отношений между участниками воспитательного процесса, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъектную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируя у детей ответственность, инициативность, самостоятельность.

Педагогика общей заботы, педагогика социального творчества, коммунарская педагогика — все эти определения относятся к одному явлению в отечественной педагогике, которая была разработана и внедрена Игорем Петровичем Ивановым, доктором педагогических наук Российской Академии образования, профессором и его сподвижниками [1, c.18].

  Организация творческого воспитания – это организация определённого образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения. Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.

  Методика коллективного творческого дела (КТД) – деятельный, творческий и организационный механизм педагогики, которую автор назвал «педагогика общей заботы»: дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела — это искренняя забота об окружающем мире и развитии всех и каждого, рыцарское служение добру, творческий подъем, демократизм, товарищество.  

Мы считаем, что КТД необходимо рассматривать в трёх аспектах:


забота об улучшении жизни своего коллектива и окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди, сплав практических и организаторских действий на общую радость и пользу;

  • во-вторых, КТД – дело творческое, потому что, планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно-важных практических задач.

  • и, в-третьих, КТД – коллективное дело, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями.

В современном мире возросла ценность личности, а значит, необходимым становитсяиспользование личностно-ориентированных подходов как в обучении, так и в воспитании детей. Это важный приоритет для педагогов, в направлении которого следует развивать КТД. На классного руководителя возлагается ответственность творчески реализовать возможности каждого. Результатом такой работы является развитие интереса детей к общественно полезным делам, воспитание у учащихся ответственности за порученное дело, сплочение коллектива.

Основными задачами КТД в современном мире являются:



  • формирование и развитие коллектива;

  • развитие личности каждого ребенка, его способностей, индивидуальности;

  • развитие творчества как коллективного, так и индивидуального;

  • обучение правилам и формам совместной работы;

  • реализация коммуникационных потребностей детей.

Хочется отметить, что в процессе КТД развиваются все стороны личности:

  • познавательно-мировоззренческая (знания, взгляды, убеждения, идеалы);

  • эмоционально-волевая (чувства, стремления, интересы, потребности);

  • действенная (умения, навыки, привычки, способности, черты характера).

Организуя любое дело, в первую очередь нужно иметь в виду для кого оно проводится, кому принесет радость, и что получат для своего развития ребята-участники. Следуя зову детских потребностей, заботясь об удовлетворении душевных нужд воспитанников, заботливый педагог знает, что делать, в чем и как помочь, и как преодолевать жизненные препятствия, стать сильным, уверенным в себе.

Коллективные творческие дела отличаются друг от друга, прежде всего, по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план. Но в каждом КТД решается целый «веер» (А.С.Макаренко) педагогических задач, происходит развитие коллективистских, демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления. КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.Методику коллективных творческих дел внедряют во все направления деятельности воспитательной работы:личностно – ориентированное,культурно – просветительское,физкультурно – оздоровительное, коммуникативное.

Различные виды КТД помогают реализовать цели этих направлений и разнообразить содержание воспитательной работы.Итак, остановимся подробнее на видах КТД и их реализации в педагогической деятельности.


  • Трудовые КТД.

Цель: обогатить знания ребят об окружающем мире, выработать взгляды на труд, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость (трудовая атака, десант помощников, подарок далеким друзьям, почта, трудовой сюрприз).

  • Познавательные КТД. 

Цель: формировать потребности в познании.

Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость (вечер веселых задач, вечер-путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, турнир-викторина, турнир знатоков).



  • Художественные КТД.

Цель: развивать художественно- эстетические вкусы детей и взрослых; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека (кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий).

  • Спортивные КТД.

Цель: развивать ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность (спортивные соревнования, эстафеты).

  • Общественно-политические КТД.

Цель: воспитать гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни (День знаний, День Конституции, Новогодний праздник, День Защитников Отечества, Международный женский день 8 Марта, День Победы).

  • Организаторские КТД. 

Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной - организаторской деятельности (газета-"молния", день рождения коллектива, коллективное планирование, чередование традиционных поручений). Каждое коллективное творческое дело может проходить от нескольких минут до нескольких недель в зависимости от целей, характера и состава участников.

Для успешного КТД необходимо соблюдений условий:

1) общая забота: надо научиться включать каждого воспитанника в совместные действия, в поиск дел, нужных людям, в опыт творения добра и преодоления того, что мешает добру, в оценку сделанного;
2) единство уважения и товарищеской требовательности: вера в творческие силы, понимание сильных и слабых сторон человека, стремление раскрывать, развивать лучшие стороны и преодолевать недостатки, слабости;
3) единство мыслей и действий, воли и чувств: надо научиться воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную; формировать научные знания, взгляды, убеждения, идеалы;

4) единый коллектив: каждую личность воспитывает единый воспитательный коллектив старших и младших, воздействуя на общую жизнь, улучшая ее и обеспечивая ее воспитательную результативность.


5) творчество, а не шаблон: использовать различные виды воспитательного воздействия непременно творчески, не допуская формализма унылого, убивающего неординарность.

Результаты применения коллективных творческих дел:

1. Включение каждого воспитанника в совместные дела на радость и пользу.

2. Творческое сотрудничество воспитателя и учащихся.

3. Проявление интереса детей в реализации своих способностей.

4. Потребность в коммуникации.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод: коллективная творческая деятельность является важнейшим структурным компонентом процесса воспитания и позволяет создать в детских учреждениях широкое игровое творческое поле, в процессе которого ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.КТД позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. Определенным образом организованная совместная деятельность в рамках коллективного творческого дела способна выступить как средство формирования коллективистических взаимоотношений. Совместная деятельность является не только условием складывания положительных отношений детей, но и средством формирования гуманности как интегративного свойства личности ребенка.
Литература

1.Иванов И.П. Коллективное творческое дело/И.П.Иванов. – Киров, 1990. – 122с.



2. Педагогический словарь / Под ред. И.А. Каирова, Н.К. Гончарова и др. - М.: Просвещение, 1966. – 435 с.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница