Использование учебных телеконференций в образовательном процессе



Скачать 156.88 Kb.
Дата01.05.2016
Размер156.88 Kb.
Использование учебных телеконференций в образовательном процессе

И.В. Кардопольцева, Т.А. Литовко

Научный руководитель: Е.В. Телеева

Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск

В поисках путей перевода обучения на новый качественный уровень все с большей очевидностью следует признать необходимость создания условий включения обучаемых в активный, добровольный процесс формирования знаний и обобщенных способов деятельности, что позволит преобразовать обучаемого из объекта обучения в субъект деятельности.

В процессе проведения такой работы обучаемым приходится сравнивать, анализировать явления, делать выводы о наблюдаемых закономерностях. В таких условиях активный поиск решения поставленной учителем задачи приводит к созданию у учащихся устойчивых познавательных интересов, выросших на базе их ситуативной заинтересованности. В этом случае интерес к цели, к результату совпадает с интересом к достижению этой цели, и ученики охотно работают, проявляя непроизвольное внимание. Тем самым обучение становится более эффективным, удовлетворяя при этом потребности и интересы, как педагогов, так и обучаемых. И все это благодаря тому, что происходит не просто замещение одних средств информационных технологий другими, а трансформация, появление новых средств, не «поставляющих» информацию обучающимся в готовом виде, а заставляющих, провоцирующих их самим искать, отбирать, анализировать и усваивать информацию.

Безусловно, эффективным при этом является использование телекоммуникационных технологий.

Сочетание таких свойств компьютерных телекоммуникаций, как высокая скорость передачи информации в различном виде посредством электронной почты, возможность организации телеконференций по любой теме, наличие сетевых хранилищ информации в виде информационных серверов создает предпосылки для эффективного их использования в учебном процессе с целью активизации учебной деятельности, при котором: а) используются и индивидуальные, и групповые, и фронтальные методы организации учебной деятельности; б) ведущее место занимают методы проектной и исследовательской деятельности, а также прочие методы, раскрывающие творческий потенциал обучаемых; в) развиваются познавательные интересы и представления учащихся, продуцируются их собственные нетрадиционные решения проблем, возникающих в процессе обучения.

Телеконференция (ТКФ) являются одной из наиболее используемых и эффективных телекоммуникационных технологий в образовании, подразумевающих активную форму учебной деятельности. Они позволяют участникам самостоятельно формировать свой взгляд на происходящие события, осознавать многие явления и исследовать их с различных точек зрения, решать поставленные проблемы совместными усилиями, задавать друг другу самые разные вопросы, делиться своими идеями.

Основным элементом любой конференции является процесс обсуждения определенного вопроса (и выработка определенного суждения на этот счет). Отличительной чертой телеконференции является использование телекоммуникационных технологий для организации связи удаленных друг от друга участников обсуждения. Учебной же телеконференцию можно назвать в том случае, если здесь осознанно формируется учебная задача, которая определяет все принимаемые технические, технологические и организационные решения.

Учебная ТКФ, в отличие от подобного мероприятия, предполагающего личное присутствие участников, существенно расширяет образовательные возможности, предлагая специфические формы общения.

Отсутствие жестких временных и пространственных рамок позволяет выступить всем желающим без ограничения в любой момент времени проведения ТКФ; у участников появляется возможность подготовить более взвешенное, продуманное сообщение по конкретному вопросу, аргументировано обосновать свое мнение и оформить его в наиболее лаконичном виде. В результате этого происходит развитие рефлексивной культуры человека, его критического мышления. Участники начинают критически-конструктивно оценивать свои успехи и затруднения. Происходит развитие самосознания и творчества.

Учебная телеконференция как средство обучения информатике обладает целым рядом дидактических функций и возможностей.

Выделим основные дидактические функции учебной телеконференции как средства обучения. Любой участник учебной телеконференции может:

- послать свое сообщение, высказав в нем свое мнение по поводу обсуждаемого предмета. После размещения его на сайте, где транслируется конференция (или в специальной области сообщений), оно сразу же попадает в поле зрения всех участников и возможно вызовет их ответные сообщения;

- задать свои вопросы участникам телеконференции. Но так как телеконференция имеет строго учебную направленность, то соответственно эти требования переносятся и на вопросы (и прочие сообщения) участников;

- ответить на вопросы других участников и модератора, высказывая свое мнение или делясь информацией с другими;

- читать сообщения других. Каждый участник учебной телеконференции может читать все подряд пришедшие и размещенные к данному моменту сообщения, или выборочно по одному из тематических направлений;

- участвовать в дискуссии. При этом важно, не упуская предмет спора из виду, лаконично, понятно и достаточно аргументировано выразить свою мысль. Сообщение должно быть корректным и предполагать возможность дальнейшего обсуждения;

- развивать свои познавательные возможности, приобретать новые знания. Исходя из своей специфики, учебная телеконференция содержит такой объем информации по определенной теме, который может быть использован в целях образования и развития;

- отсылать свои сообщения в адрес телеконференции в любое время. Это позволяет предварительно хорошо продумать содержание своего сообщения и написать его в спокойной обстановке;

- одновременно участвовать в обсуждении сразу нескольких тематических направлений, наиболее заинтересовавших;

- заявить о себе, о своих идеях, и не только узкому кругу лиц. Учебные телеконференции, размещенные на сайтах сети Интернет или в специальных областях сообщений других телекоммуникационных сетей, может посещать большое количество заинтересованных пользователей, не являющихся непосредственными участниками.

Как форма организации процесса обучения проведение учебных телеконференций является одной из наиболее приемлемых форм самостоятельной работы при изучении информатики.

Подготовка к участию и работа в учебной телеконференции позволяет индивидуализировать преподавание с учетом интересов учащихся, повысить интенсивность их труда, научить анализировать материалы и делать самостоятельные выводы, выносить на общий суд свои суждения, отстаивать свое мнение и дискутировать.

Интересным, обладающим большими методическими возможностями является взаимодействие участников в виртуальной среде, где каждая подгруппа скрыта под своим виртуальным именем (login). В процессе проведения учебной телеконференции на базе телекоммуникационной сети в ней создается специфическая учебно-познавательная среда, основными характеристиками которой являются:

а) интерактивность, определяемая как активное взаимодействие всех участников обучения друг с другом и с сетевыми информационными ресурсами, поддерживаемое как на техническом, так и на методическом уровне;

б) информативность - насыщенность среды информацией, организованность и удобство пользования данной информационной средой посредством специальных технологических приемов;

в) открытость - данная учебно-познавательная среда является открытой с точки зрения доступа к информационным сообщениям и общения с другими участниками конференции;

г) оперативность, обеспеченная высокой скоростью обмена информацией, возможностью контролировать процесс обучения, поддерживать обратную связь со слушателями, регулярно обновлять информацию о ходе конференции, быстро корректировать ее при необходимости и осуществлять к ней доступ пользователей в любое удобное для них время;

д) интегративность, предусматривающая возможность интеграции данной среды с системой школьного образования и т.д. как на уровне содержания, так и на уровне организации.

Использование учебных телеконференций позволяет значительно активизировать учебную деятельность обучаемых. Это выражается в том, что деятельность ученика является непрерывной в период подготовки и участия в конференции; деятельность является всеобъемлющей, т.е. в нее включается каждый ученик; деятельность строится так, что на каждом этапе ученик достигает определенных результатов, и по возможности успешных; деятельность является коллективной, в среде (удаленных) участников конференции создается атмосфера сотрудничества, взаимопонимания; деятельность является многогранной: помимо того, что участники могут одновременно участвовать в обсуждении нескольких содержательных направлений, они также на разных этапах могут менять свои социальные роли, выступая в качестве докладчиков, оппонентов, наблюдателей, экспертов и т.д., и соответственно, выполняя при этом различные действия.

Работа в учебной телеконференции позволяет участникам повысить свой уровень познавательной активности. Участники читают пришедшие сообщения, пишут и отсылают свои сообщения, используя средства новых информационных и телекоммуникационных технологий. (Репродуктивно-подражательная активность.) Участники исследуют поставленную модератором конференции задачу, составляют свое суждение по данному вопросу и предлагают варианты решения. На этом уровне степень самостоятельности выше, чем на первом, так как приходиться самостоятельно отыскивать пути решения задачи. (Поисково-исполнительная активность.) На этом уровне активности участники могут сами ставить задачу, отыскивать пути и средства ее решения. При этом пути решения задачи избираются новые, нешаблонные, оригинальные. Это выражается, например, в организации участниками новых тем обсуждения, постановке ими новых вопросов, предложении оригинальных способов их исследования, обсуждения и решения. (Творческая активность.)

Организация работы учащихся в учебной телеконференции строится в основном на использовании метода «малых групп». Этот метод вносит активный, творческий стиль в сотрудничество учителя и учащихся, позволяет активизировать контроль за самостоятельной подготовкой и индивидуальной работой учеников.

К характерным особенностям использования этого метода в учебной телеконференции следует отнести деление класса в 20-25 человек на неформальные подгруппы в 2-3-5человек. В такой подгруппе ученик, как член неформального объединения, оказывается приближенным к социальной микросфере, которая сильнее воздействует на личность, чем среда класса. Малая группа более предметно требует от каждого ученика активного индивидуального участия, независимо от его особенностей.

При групповой деятельности малыми коллективами наиболее существенным становится не успех отдельного ученика, а успех, который достигается вследствие группового стиля деятельности и взаимопомощи. Одновременно это побуждает к активному участию каждого в работе малой группы.

Учебные телеконференции являются новым интересным средством обучения, способствующим успешному решению некоторых проблем в обучении. Для достижения наибольшей эффективности необходимо соблюдение ряда требований к ее использованию в учебном процессе:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане и определенной учебными целями задачи (проблемы), которая может обладать следующими свойствами:

- не имеет определенного решения, и поэтому, требует коллективного обсуждения для его выработки;

- требует анализа и сравнения существующих на данном этапе точек зрения, концепций и выработки определенного суждения на этот счет;

- требует совместного решения или создания какого-либо продукта деятельности

2. Обязательное получение в завершение конференции практически, теоретически, познавательно значимого результата.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность участников.

4. Структурирование содержательной части телеконференции (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование участниками методов сравнения, анализа, исследования, моделирования, навыков коммуникативного общения и творческого мышления.

Некоторые учителя используют телекоммуникации преимущественно для внеклассной работы с учащимися по отдельным экспериментальным проектам. Однако отечественные школы начинают использовать компьютерные телекоммуникации и непосредственно на уроках в условиях реального учебного процесса.

Основываясь на опыте проведения учебных телеконференций, предлагаем несколько рекомендаций по вопросам их организации и проведения в реальном учебном процессе.

Основные этапы проведения телеконференций

Отметим, что учебные телеконференции, являясь частью реального процесса обучения, обладают некоторыми особенностями в их организации и проведении, в отличие от большинства распространенных телеконференций в Интернет. Во-первых, это строгая учебная направленность обсуждений, что влечет за собой контроль модератора за деятельностью каждого участника во время работы конференции. Во-вторых, это ограниченность во времени проведения. Вследствие тесной связи с временными и тематическими планами обучения в школах, учебная телеконференция не может быть слишком затянута (не более 1-2 месяцев) и имеет конкретное время своего начала и окончания.

Подготовительный этап.

1. Выбор темы, постановка целей и задач Согласно изученному опыту проведения подобных мероприятий, ошибкой является выбор слишком общих тем, если только основной целью конференции не является просто обучение работе в среде телеконференций. Например, телеконференция «Я и Интернет» является практически бесконечной, здесь существует бесчисленное множество направлений, по которым можно поговорить. Но, на самом деле, все, в конце концов, сведется, в силу неконкретности выбранной темы, к общим разговорам о том, что «Интернет - очень полезная штука».

Необходимо не забывать, что учебная телеконференция должна помочь сформировать у ученика определенную систему знаний по обсуждаемым вопросам. Поэтому ясная и четкая постановка учебных целей и задач является необходимым условием. При постановке конкретных целей и задач большую вспомогательную помощь может принести составление моделей обучаемых «до» и «после» проведения телеконференции. В этих моделях должны быть отражены наиболее существенные характеристики участников, отображающие их образовательный уровень как в области обсуждаемого предмета, так и в области информатики (в частности, телекоммуникационных технологий), их коммуникативные навыки, уровень общего развития.

2. Содержание учебной телеконференции. Согласно поставленным целям и задачам, модератор должен произвести отбор содержания в учебную телеконференцию и предъявить его в виде структурной схемы. Такая схема представляет собой совокупность основных понятий и проблем, отобранных для обсуждения с указанием их взаимосвязей. Затем, используя эту схему, модератор планирует предполагаемое развитие обсуждения в телеконференции в виде последовательного перечня основных тематических (проблемных) направлений.

3. Выбор участников учебной телеконференции Важно определить круг участников (учащиеся каких классов, школ, городов) и формы их участия в конференции (командное, групповое, парное или индивидуальное). Как правило, выделяется основная группа участников - учащиеся, для которых, собственно, и организуется телеконференция, и дополнительная группа - это могут быть учителя школ, педагоги вузов или просто интересующиеся обсуждаемыми в конференции вопросами. За две-три недели до начала конференции полезно «вывесить» объявление о планируемом мероприятии на веб-сайте школы-организатора учебной телеконференции. После выявления круга участников модератор должен разослать инструкции по проведению данного мероприятия учителям других школ, координирующим работу своей группы. Эти инструкции должны касаться следующих моментов:

- цели и задачи учебной телеконференции, ожидаемые результаты;

- план проведения обсуждений - сроки, задания, прогноз ожидаемого развития;

- выбор участников, требования к их знаниям и умениям к началу работы телеконференции;

- организация деятельности участников - «вписывание» телеконференции в учебный процесс; формы и способы организации работы участников, режим их работы, расписание каждого проводимого занятия;

- шаблоны сообщений участников;

- способы телекоммуникационного взаимодействия;

- способы оценки работы участников.

Лучше, если инструктаж будет оформлен в виде описания, как сам модератор построит работу со «своими» обучаемыми, и будет содержать достаточное количество примеров. Возможно, координаторы предложат свои дополнения и корректировки. Далее, во время проведения конференции между модератором и координаторами должна поддерживаться постоянная переписка, невидимая для обучаемых, в которой могут обсуждаться возникающие проблемы и пути их решения. После определения круга участников, минимум за неделю до начала конференции, чтобы иметь запас времени для устранения в случае необходимости обнаруженных технических и организационных проблем, необходимо провести перекличку всех участников.

Перекличка имеет три важные особенности:

- это сообщение станет предупреждением о скором начале конференции;

- проверит наличие участников;

- выявит проблемы (организационные и технические) участников конференции: может быть, они недостаточно свободно владеют электронной почтой или другими необходимыми компьютерными и сетевыми технологиями.

Привлечение к телеконференции сторонних участников несет как положительные, так и отрицательные моменты. Поэтому в каждом конкретном случае модератор сам, сообразуясь с целями учебной телеконференции, должен определить, насколько и каким образом может быть расширен круг участников.

К положительным моментам такого расширения можно отнести:

- увеличение количества различных мнений, что, несомненно, должно вызвать оживление дискуссий;

- учителей и преподавателей можно вполне использовать как экспертов в области обсуждаемых вопросов;

- повышение мотивации, ответственного отношения и познавательного интереса основных участников.

К отрицательным:

- большая вероятность отклонения от намеченных направлений обсуждения и увеличение работы модератора по обработке приходящих сообщений.

4. Сроки проведения телеконференции

Определение сроков проведения телеконференции играет немаловажную роль в успешном ее осуществлении. Даты начала и окончания каждого этапа обсуждения должны быть оговорены с координаторами всех сторон-участников и выбраны оптимальными. Сетевое мероприятие, такое, как, например, телеконференция, предполагает присоединение к любой теме обсуждения любого участника в любое время работы конференции. Это свойство дает, безусловно, большие преимущества в дидактическом и педагогическом плане. Однако, являясь учебной, вписанной в процесс обучения школы, телеконференция должна, тем не менее, иметь временные этапы, в течение которых будет происходить обсуждение запланированных модератором вопросов, и быть компактна по времени.

И все же вероятны ситуации, когда может произойти вынужденное смещение сроков. Это может быть связано с возникновением некоторых проблем: например, какая-либо группа участников задержалась с высылкой своих сообщений по данному вопросу, или по одному из вопросов развернулось расширенное обсуждение, требующее дополнительного времени. В этом случае задача модератора - оценить важность возникшей ситуации: стоит ли продлевать установленные ранее сроки. Быть может, в первом случае сообщений других участников вполне достаточно для того, чтобы считать обсуждение состоявшимся, или обсуждаемый вопрос не является столь важным, чтобы ожидать прихода сообщений опаздывающей группы (однако модератору следует выяснить причину подобного молчания и при необходимости высказать свое замечание), или, как во втором случае, развернувшаяся дискуссия, быть может, уведет участников в сторону от целей конференции. Тогда, конечно, выделять дополнительно время не следует. Но если, например, завязавшаяся дискуссия действительно интересна и привносит массу положительных эффектов в решение поставленных в конференции учебных задач, то необходима коррекция временных рамок этапного развития конференции.

Планируя сроки проведения учебной телеконференции, надо обязательно выделить дополнительно по одной-две недели в начале и в конце телеконференции. Первые недели будут связаны с решением проблемы адаптации к работе участников в сетевом режиме, их раскрепощением и необходимым получением элементарных навыков работы в сетевой конференции, а также с относительным упорядочением работы всех удаленных участников. Так как подобное сетевое мероприятие не может быть одновременно начато и одновременно завершено всеми, последние недели дадут возможность всем участникам прийти к завершению, работая в выбранном ими режиме.

5. Планирование развития конференции

Несомненно, для успешного хода телеконференции важна детальная разработка схемы развития конференции. Модератор еще до начала конференции должен наметить основные вопросы, направления обсуждения, этапы, временные рамки их проведения. В его задачи входит составление прогноза содержательного развития и предопределение возможных результатов. Необходимо продумать возможные отклонения в развитии обсуждения и способы их поддержки или ликвидации. По сути, модератор должен быть готов к изменению хода конференции в любой момент времени и иметь, соответственно, запасной вариант для ее продолжения.

Проведение учебной телеконференции.

Интеграция учебной телеконференции в учебный процесс является весьма важным и в то же время весьма трудным этапом. Действительно, «вписывание» учебной телеконференции в реальный процесс обучения, построенный на классно-урочной системе, требует решения многих проблемных вопросов. В первую очередь, это касается организации деятельности обучаемых во время работы в телеконференции, наличия необходимого количества компьютеров и возможности использования ими электронной почты и других телекоммуникационных средств.

Проведение занятий во внеурочное время не совсем желательно, так как в этом случае существует большая вероятность того, что участвовать будет не вся группа обучаемых (класс), а лишь заинтересованные. К тому же, в этом случае участники не будут ответственно относиться к работе, а воспринимать ее как развлечение. Однако использование такой формы организации работы в качестве дополнительной к классно-урочной предоставляет дополнительные возможности. Организация работы в учебной телеконференции непосредственно на занятиях по обсуждаемому предмету создает условия ответственного отношения, позволяет осуществлять непосредственный контроль деятельности и представляет учебную телеконференцию как реальную активную форму организации учебного процесса, а не как внеклассное мероприятие по интересам.

В начале обсуждения каждого тематического направления модератор в своем сообщении участникам очерчивает круг вопросов, которые должны стать основой для дискуссии. Участники высказывают свое мнение по предложенным проблемам, обсуждают сообщения других участников, пытаются найти общее решение.

Возможно использование различных моделей организации учебной работы участников конференции. Так, одной из форм может стать так называемая «конференция в конференции», когда на занятии в учебной группе проводится реальное голосовое обсуждение предложенных в телеконференции проблем, а затем участники излагают свои идеи в электронных сообщениях и выносят их на суд виртуальной аудитории телеконференции. Такая форма обладает как положительными, так и некоторыми отрицательными сторонами. Так, например, в результате проведения словесных обсуждений вопросов на занятии, участники вырабатывают какое-то общее суждение и в дальнейшем отражают его в своих электронных сообщениях. В результате в телеконференции такие участники перестают быть отдельными индивидуумами и представляют как бы одно целое, неся одну общую идею, и все их сообщения можно заменить одним. К тому же такая форма требует больших затрат времени, что не всегда оправдано.



Литература

1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Социально-психологическая и демографическая динамика сообщества пользователей компьютерных сетей // RELARN 96. Конференция Ассоциации научных и учебных организаций-пользователей сетей передачи данных RELARN. - С. 81-86.

2. Бурносова О.В. Телеконференции в учебном процессе школы // Компьютерные инструменты в образовании. - СПб.: Изд-во ЦПО «Информатизация образования». – 2001. - №1. - С. 65-73.

3. Бурносова О.В. Методика использования учебных телеконференций в обучении будущих учителей информатики // Дис. …канд. пед. наук. - М., 2000.

4. Гладких И.Г., Харламов А.И. Изучаем компьютерные телекоммуникации без модема // Информатика и образование. – 1999. - №8. - С. 61-62.

5. Ястребцова Е.Н. Особенности образовательного Интернета в зарубежных странах и России // Педагогика. – 2000. - №3. - С. 93.

6. http://gricenko-myblog.blogspot.com/

7. http://www.e-joe.ru/sod/00/6_00/bur.html



8. http://wiki.irkutsk.ru/index.php/ Рекомендации по организации и проведению учебной телеконференции в школе.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница