Использование в работе с младшими школьниками листов оценки достижения метапредметных результатов обучения



Скачать 191.58 Kb.
Дата28.05.2016
Размер191.58 Kb.
З.А. Кокарева,

канд. пед. наук, доц., зав. лабораторией обеспечения реализации ФГОС НОО

АОУ ДПО ВО «Вологодский институт развития образования»
Использование в работе с младшими школьниками

листов оценки достижения метапредметных

результатов обучения
Пункт 16 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС), утв. приказом от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» определил содержание целевого раздела основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП), закрепил в его составе систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП.
Вставка со скрепкой

____________________________________________________________________



Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП должна:

• закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

• ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование УУД;

• обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения ООП, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования;

• предусматривать оценку достижений учащихся (итоговая оценка учащихся, освоивших ООП) и оценку эффективности деятельности образовательной организации;

• позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений учащихся.

_____________________________________________________________________
В связи с требованиями ФГОС к системе оценки планируемых результатов освоения ООП возрастает потребность в разработке новых способов оценки достижений учащихся. В педагогической практике накоплен определенный опыт критериального оценивания учебных достижений и формирования оценочной самостоятельности школьников. Так, в образовательной системе г. Вологды и Вологодской области используются вариативные формы и методы оценки достижений учащихся, разработаны рекомендации регионального уровня. В качестве одной из форм оценивания результатов учеников применяются листы оценки индивидуальных достижений (образовательных результатов) учащихся, использование которых способствует формированию оценочной самостоятельности школьников, развитию у них универсальных учебных действий (далее – УУД).
LK Особенности разработки листов оценки индивидуальных достижений учеников
Лист оценки индивидуальных достижений разрабатывается группой учителей или индивидуально каждым педагогом. Критерии оценки обсуждаются на методическом объединении учителей начальных классов. Они формулируются в соответствии с планируемыми результатами освоения ООП, которые также входят в состав целевого раздела ООП, рабочими программами учебных предметов, особенностями контингента детей. В первом классе результаты обучения не оцениваются отметкой, но оценочная деятельность обязательна. Поэтому листы оценки индивидуальных достижений являются одной из возможных форм оценки результатов учеников первого класса и рекомендуются к использованию во 2–4-х классах. Структура листа оценки индивидуальных достижений ученика включает несколько компонентов (таблица).
Структура листа оценки индивидуальных достижений ученика

Критерий оценивания

Образцы заданий

Самооценка ученика

Оценка учителя












Самооценка и оценка могут осуществляться на основе проставления знаков:

• «+» – уверенное применение учебного действия или знания;

• «-» – данное умение не освоено;

• «?» – неуверенное применение учебного действия (знания), допущение ошибок при выполнении заданий.

Во 2–4-х классах задания могут оцениваться в баллах.

В первом классе оценочные листы могут быть составлены по учебным предметам «Русский язык» и «Математика» за каждую четверть, по предмету «Окружающий мир» и другим предметам за полугодие. Возможно составление комплексного листа, учитывающего требования нескольких предметов.

Результаты обучения раскрываются в листах оценки достижений в виде критериев, на их основе формулируются стратегические и тактические цели обучения. Принятие учеником целей обучения обеспечивает формирование у него учебной мотивации. При формулировке критериев можно опираться на планируемые результаты освоения учащимися учебного курса. Кроме того, учитываются рекомендации авторской программы по учебному предмету и требования программы формирования УУД у учащихся на ступени начального общего образования.

Необходимо привести разные примеры заданий к каждому критерию. В лист могут быть включены дополнительные критерии для оценивания достижений особо одаренных детей и детей, имеющих проблемы в обучении. Оценка достижений младшего школьника должна быть прежде всего позитивной.

Можно включить работу с листом оценки достижений в ход каждого урока, тогда учащиеся получают возможность осмыслить и понять конечный результат обучения за определенный период, что позитивно влияет на качество реализации требований ФГОС.

Важно, что при работе с листом оценки достижений самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя. Несовпадение оценок является предметом рефлексии.
LK Ознакомление родителей с содержанием листов оценки достижений
Родителей необходимо знакомить с содержанием листов оценки достижений младших школьников на родительском собрании. Учителю важно разъяснить значимость критериальной оценки образовательных достижений, показать прогностический, ориентировочный характер данного способа оценивания, объяснить суть критериев, дать пояснения к заданиям, рассказать о том, как необходимо использовать лист оценки достижений для отслеживания результатов обучения.

Кроме того, родителям можно пояснить, что проверка сформированности тех или иных УУД осуществляется в ходе текущего контроля (например, проверка фонематического слуха, умения ориентироваться на странице учебника), в процессе педагогического наблюдения, экспертного оценивания. Ряд заданий может быть представлен в форме интегрированной комплексной работы.

Родителям учеников нужно пояснить, что в любой момент они могут обратиться за консультацией к учителю с просьбой пояснить, что обозначают те или иные формулировки в листе оценки достижений ребенка: «Объясните, что означает умение ориентироваться в пространстве?», «Как составить модель предложения?» и т. д.

Тревожность родителей и детей при использовании листов оценки достижений уменьшается, т. к. им становится ясен результат, к которому необходимо прийти к концу четверти. Допустимым является выполнение 50% предложенных заданий.


LK Листы оценки достижения младшими школьниками метапредметных результатов обучения
Результаты обучения раскрываются в листах оценки достижений в виде критериев, на их основе формулируются стратегические и тактические цели обучения. В ФГОС и примерной ООП требования к метапредметным результатам представлены на конец обучения в начальной школе. Для успешного достижения планируемых результатов важно дифференцировать их по годам обучения, для этого можно разработать листы оценки достижения младшими школьниками метапредметных результатов обучения на конец каждого класса начальной школы. Некоторые формулировки критериев оценки конкретизируются и наполняются новыми аспектами от года к году, с каждым новым учебным годом появляются и новые критерии. Школьнику с каждым годом требуется продемонстрировать владение все более сложными учебными действиями.

При разработке листа оценки метапредметных результатов следует учитывать требования программы формирования УУД у обучающихся на ступени начального общего образования.

Лист оценки необходим для обучения школьников самооценке достижений, рефлексии и прогнозированию результатов своей работы. В течение учебного года важно использовать листы оценки достижений на этапах целеполагания и рефлексии. Листы оценки достижений могут быть включены в портфолио учащегося, т. к. они позволяют отслеживать динамику достижений обучающегося.

Задания на проверку сформированности метапредметных результатов могут быть связаны с предметным содержанием или продуманы к различным познавательным и жизненным ситуациям. Многие задания могут быть разработаны применительно к научно-популярным и художественным текстам. Критерии могут дополняться в соответствии с концепцией УМК и особенностями ООП.

В приложениях 1–4 представлены примерные оформления листов оценки метапредметных результатов обучения в 1-м, 2-м, 3-м и 4-м классе.
Приложение 1

Примерное оформление листа оценки

метапредметных результатов обучения в 1-м классе

Ф. И. ученика: ________________________________________________________.

Класс: _________________.

Самооценка ученика осуществляется с помощью следующих символов: «+» – «Я знаю и умею», «-» – «Пока не знаю, не умею», «?» – «Я знаю, но не уверен».



Критерий оценивания

Примерное задание

Самооценка ученика

Оценка учителя

Регулятивные УУД

Умение принимать учебную цель

Расскажи, какую цель урока мы сегодня достигаем, что мы узнаем нового?

Примечание: задание дается непосредственно на уроке, в ходе разных этапов







Умение следовать инструкции учителя

Выполни задание по указанию учителя: открой хрестоматию на странице ___, найди второе предложение, прочитай его и запиши в тетрадь.

Примечание: дается устная инструкция из 3–4-х шагов







Умение осуществлять действия по образцу

Выполни задание так, как показано на рисунке







Умение оценить свой результат по одному критерию

Оцени свою работу на волшебной линеечке. Объясни, почему так себя оценил.

Примечание: линеечки представляют собой вертикальные отрезки высотой 4 или 6 клеточек. При выполнении любых заданий ученик рисует 3–4 вертикальные линеечки, выбирает, за что будет оцениваться эта работа, и отдельными буквами озаглавливает линеечки: К – красота, П – правильность, С – старание, А – аккуратность и т. д. Озаглавив работу, ученик ставит крестик: вверху, если работа выполнена правильно и красиво, или внизу, если неправильно. Обводя крестики, учитель соглашается с учеником, если не соглашается – ставит крестики на другом уровне







Познавательные УУД

Читать простые модели и схемы, дополнять их

1. Расскажи, что изображает модель?

2. В парке посадили еще 2 дерева. Дорисуй их на модели.



Примечание: модель представляет собой символическое описание растений: их количества, расположения. Задание дается после прочтения текста о растениях







Понимать простейшие отношения между понятиями, событиями

Какое время года наступает после осени? Почему тает снег? Кто старше? Почему?







Умение ориентироваться в пространстве

Расскажи про свой путь домой из школы, используя слова: вправо, влево, прямо







Умение сравнивать и группировать по одному критерию

Сравни объекты по величине, распредели их в группы.

Примечание: объекты могут быть описаны в научно-популярном тексте, представлены на иллюстрации, рисунке







Чтение: работа с информацией

Умение находить явную информацию в тексте

Выпиши из текста имена главных героев







Умение ориентироваться в тексте учебной книги

1. Найди страницу ___.

2. Посмотри, что изображено в верхнем левом углу страницы?

3. Найди номер страницы, где начинается рассказ о Москве








Умение находить 1–2 существенных признака явления (события, понятия) на основе прочтения текста

Расскажи (напиши) почему белочка не замерзает зимой?







Коммуникативные УУД

Умение задавать вопросы

Сформулируй два вопроса к тексту







Умение работать в паре

Выполните задание в паре, следуя инструкции учителя







Умение строить монологическое высказывание

Составь краткий рассказ по иллюстрации







Умение контролировать свои действия

Понаблюдай за собой: получается ли у тебя не перебивать других, не говорить обидные слова?








Приложение 2

Примерное оформление листа оценки

метапредметных результатов обучения во 2-м классе

Ф. И. ученика: ________________________________________________________.

Класс: _________________.

Самооценка ученика осуществляется с помощью следующих символов: «+» – «Я знаю и умею», «-» – «Пока не знаю, не умею», «?» – «Я знаю, но не уверен».



Критерий оценивания

Примерное задание

Самооценка ученика

Оценка учителя

Регулятивные УУД

Умение сохранять учебную цель

Вспомни и запиши цель урока.

Примечание: задание дается в конце урока







Умение контролировать и корректировать действия

Найди ошибку в задании, выполненном другим учеником. Пользуйся алгоритмом







Умение планировать деятельность

Отметь только те учебные задачи, которые помогали достигать цель урока.

Примечание: задание дается в конце урока, ученикам предлагается избыточный список задач







Умение оценивать свой результат по критериям

Расскажи, как ты оцениваешь себя по критерию: умение находить абзацы в тексте (на примере текста учебника «Окружающий мир») и покажи оценку на волшебной линеечке







Познавательные УУД

Умение преобразовать объект из чувственной сферы в модель

Рассмотри иллюстрацию о животных и отметь символами расположение животных и их количество. Объясни свой рисунок







Умение устанавливать причинно-следственные связи

Ответь на вопрос: почему листья на березе пожелтели?

Примечание: задание выполняется в процессе ознакомления учеников с научно-популярным текстом, в котором нет прямого ответа на вопрос







Умение работать по алгоритму

Выполни задание учителя строго по алгоритму, объясни его







Умение сравнивать и группировать по заданным критериям

Сравни объекты по величине, цвету, распредели их в группы.

Примечание: объекты могут быть описаны в научно-популярном тексте, изображены на рисунке







Чтение: работа с информацией

Умение находить явную информацию в тексте

Найди третье предложение второго абзаца и запиши его в тетрадь







Умение анализировать информацию по заданным критериям

Во втором абзаце текста подчеркни двумя линиями все слова, обозначающие признаки предметов







Умение извлекать и интерпретировать информацию из справочной литературы

Найди значение слова, используя словарь и энциклопедию.

Чем определение в словаре отличается от определения в энциклопедии?









Умение находить информацию в Интернете

Найди сайт, указанный в задании, и запиши, из каких рубрик (разделов) он состоит.

Примечание: в задании указывается детский учебный сайт







Коммуникативные УУД

Умение задавать вопросы

Сформулируй 3 вопроса к тексту







Умение работать в паре

Договоритесь, как будете выполнять задание учителя, расскажите об этом







Умение строить монологическое высказывание

Составь рассказ по заданной учителем теме







Умение высказывать собственное мнение

Высказать мнение по поводу какой-либо проблемы с использованием пояснений («потому что…», «так как…»)








Приложение 3

Примерное оформление листа оценки

метапредметных результатов обучения в 3-м классе

Ф. И. ученика: ________________________________________________________.

Класс: _________________.

Самооценка ученика осуществляется с помощью следующих символов: «+» – «Я знаю и умею», «-» – «Пока не знаю, не умею», «?» – «Я знаю, но не уверен».



Критерий оценивания

Примерное задание

Самооценка ученика

Оценка учителя

Регулятивные УУД

Умение сохранять учебную цель и задачи

1. Вспомни и запиши цель и основные задачи урока.

2. Восстанови последовательность выполнения учебных задач.



Примечание: задание 1 дается в конце урока. В задании 2 указаны задачи, но последовательность их нарушена







Умение контролировать и корректировать действия

Найди ошибки в задании, выполненном другим учеником. Исправь их







Умение планировать деятельность

Прочитай тему и цель урока. Составь план достижения цели.

Примечание: в качестве помощи могут быть даны ключевые слова: вспомнить, проверить, найти, создать, изучить, потренироваться, сравнить и др.







Умение оценить свой результат по критериям

Подбери критерии (1–2 из созданного вместе с учителем перечня) для оценки результата своей работы.

Оцени себя с помощью волшебной линеечки (или метода неоконченных предложений) и объясни свою оценку









Познавательные УУД

Умение строить несложные модели учебных ситуаций

Продумай условные обозначения и нарисуй схему (модель) явления (события), описанного в рассказе. Например, составь схему пути велосипедистов







Умение устанавливать причинно-следственные связи

Прочитай текст и установи взаимосвязи между сезонными изменениями в неживой и живой природе. Запиши вывод.

Текст

Зима в тундре суровая. Снежный покров устанавливается рано. Многие животные линяют и надевают белые пушистые шубки









Умение анализировать объекты и выделять существенные признаки

Сравни сказочные истории разных народов и выдели в них общие черты







Умение классифицировать предметы и явления

Подбери критерий и классифицируй предметы, указанные в списке. Запиши полученные группы (виды) предметов







Чтение: работа с информацией

Умение находить явную информацию в тексте

Найди в третьем предложении второго абзаца слова, обозначающие признак действия, и выпиши их







Умение анализировать информацию по заданным критериям

В третьем абзаце текста подчеркни слова, отвечающие схеме, указанной ниже.

Примечание: даны схемы состава слова







Умение свободно ориентироваться в различных источниках информации

Найди и запиши не менее пяти источников информации, в которых ты можешь найти сведения об истории города







Умение извлекать информацию из источников Интернета

Найди статьи и рисунки по теме «Красная книга Вологодской области», создай папку и помести в нее материалы







Коммуникативные УУД

Умение задавать вопросы

Сформулируй 3–5 вопросов к тексту. Постарайся сформулировать среди всех вопросов два проблемных







Умение работать в группе

Прочитай задание. Договорись с товарищами, как вы будете распределять работу по выполнению задания. Расскажите об этом







Умение строить монологическое высказывание

Подготовь сообщение об одном из памятников природы







Понимание разных точек зрения

Объясни, в чем разница точек зрения двух героев на событие. Присоединись к какому-либо мнению. Обоснуй свою позицию.

Примечание: задание выполняется на основе анализа текста рассказа, газетной заметки, материала художественного фильма и т. д.








Приложение 4

Примерное оформление листа оценки

метапредметных результатов обучения в 4-м классе

Ф. И. ученика: ________________________________________________________.

Класс: _________________.

Самооценка ученика осуществляется с помощью следующих символов: «+» – «Я знаю и умею», «-» – «Пока не знаю, не умею», «?» – «Я знаю, но не уверен».



Критерий оценивания

Примерное задание

Самооценка ученика

Оценка учителя

Регулятивные УУД

Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи

Запиши цель и основные задачи урока.

Примечание: задание дается в конце урока







Умение контролировать и корректировать действия, находить причины ошибок

Найди ошибки в задании, выполненном другим учеником. Исправь их. Напиши, в чем причины ошибок







Умение планировать деятельность в соответствии с поставленной задачей

Составь план выполнения учебной задачи.

Примечание: учебная задача формулируется учителем







Умение оценить результат своей работы по критериям

Разработай 3–4 критерия, выбери способ оценивания и оцени результат своей работы. Расскажи, над чем тебе еще надо поработать







Познавательные УУД

Умение использовать знаково-символические средства и схемы для решения задач

Продумай условные обозначения и нарисуй схему (модель) явления (события), описанного в рассказе.

Составь к схеме (модели) вопрос, чтобы получилась учебная задача









Умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

Прочитай текст, дополни его, вставляя пропущенные слова. Установи взаимосвязи между сезонными изменениями в неживой и живой природе. Запиши вывод.

Текст

Весной в пустыне наступает короткий период теплых _______. В это время расцветает верблюжья колючка и маки. Летом становится очень ________ и сухо. Животные прячутся в норы и выходят на поверхность только ________.









Умение анализировать объекты и выделять существенные и несущественные признаки

Сравни сказочные истории разных народов и выдели общие существенные признаки.

Назови несущественные признаки сказочных историй и докажи это









Умение классифицировать предметы и явления

Подбери критерий и классифицируй предметы, указанные в списке. Запиши полученные группы (виды) предметов. Укажи, можно ли классифицировать по другому критерию







Умение осуществлять подведение под понятие

Сформулируй понятие «памятники природы» для детской энциклопедии.

Примечание: задание выполняется на основе прочтения научно-популярной статьи







Чтение: работа с информацией

Умение анализировать информацию по заданным критериям

Укажи страницы и абзацы в статье из хрестоматии и в учебнике о том, как необходимо ухаживать за кожей лица







Умение свободно ориентироваться в различных источниках информации

Создай список источников для выполнения проекта по теме «Мое здоровье»







Умение извлекать информацию из источников Интернета

Найди объяснение явлению радуги, создай папку, помести в нее материалы, укажи, из каких источников взята информация







Коммуникативные УУД

Умение задавать вопросы

Сформулируй три проблемных вопроса к тексту







Умение работать в группе

Прочитай задание. Составь совместно с товарищами план выполнения задания в группе. Распределите роли. Оцените свою готовность к работе в группе







Умение строить монологическое высказывание

Подготовь сообщение об одном из памятников природы, используя несколько источников информации







Критическое отношение к информации

Что в поступке героя положительное? Что отрицательное? Обоснуй свои рассуждения.

Примечание: задание выполняется на основе анализа текста рассказа, газетной заметки, материала художественного фильма и т. д.










База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница