Использование возможностей школьного музея в духовно-нравственном и патриотическом воспитании обучающихся



Скачать 52.86 Kb.
Дата30.04.2016
Размер52.86 Kb.
Филатова Н.М., библиотекарь школы, руководитель школьного музея МБОУ СОШ № 7, г. Белгород

Лактионова А.В., заведующая библиотекой МБОУ СОШ № 7, г. Белгород

Никифорова М.И., заместитель директора МБОУ СОШ № 7, г. Белгород

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ И ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В статье даётся характеристика духовно-нравственного и патриотического воспитания, описывается практика использования школьного музея, предлагаются формы и виды практической деятельности школьного музея.
Патриотизм в настоящее время не воспринимается молодежью как основа и смысл существования и деятельности отдельной личности. У молодого поколения нет ощущения, понимания неразрывности своей собственной судьбы и судьбы Родины. Наш долг сегодня - создание благоприятных условий для «возвращения» патриотизма. Необходимо переосмыслить традиционные формы и виды работы по содержанию деятельности, организационному статусу, возможностям и условиям для возрождения патриотического сознания, осмысления своей роли и места в жизни общества, судьбе Отечества.

Основной целью духовно-нравственного воспитания является ориентация подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формирование у них бережного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Патриотизм, как многогранное по своему содержанию понятие, включает в себя:

– любовь к родным местам, почтение прошлого своей Родины, гордость за свой народ;

– уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной неприязни;

– ощущение неразрывности с окружающим, желание сохранить, приумножить богатства своей страны, готовность защищать Отечество и служить его интересам. В школе реализуются занятия внеурочной деятельности. С 2014-2015 учебного года в курс программ внеурочной деятельности вошёл курс «Белгородоведение». В текущем учебном году программа реализуется в 1-2 классах, но такой важный момент, как патриотизм, который формируется ещё с дошкольного возраста, необходимо развивать не только на первом уровне обучения.

Значительным арсеналом форм и методов работы по активизации патриотического воспитания обучающихся обладает школьный музей. Музейный предмет, музейная среда дают значительные возможности эмоционального воздействия.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения. Он способствует формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора, развитию познавательных интересов и способностей. Музей в школе содействует приобщению обучающихся к исследовательской работе, воспитанию бережного отношения к историко-культурному и природному наследию малой Родины, формированию духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения. В нашей школе работает этнографический музей

Экспозиции школьных музеев интегрированы в учебно-воспитательный процесс через определенные формы деятельности и связаны не только с преподаванием многих учебных дисциплин: историей, литературой, географией, обществознанием, но и с занятиями внеурочной деятельности. В музее есть разнообразные источники, с помощью которых обучающиеся могут пополнить и углубить знания. Коллекции, книги, проводимые занятия, экскурсии способствуют повышению интереса, побуждают к познанию.

Привлечение учителями музейных материалов делает занятия более интересными, выразительными, запоминающимися. Занятие, проведенное в музее, отличается от обычного урока. Главный инструмент учителя – это слово, он оперирует на уроке абстрактными понятиями, в музее же учитель опирается на музейный экспонат, который оказывает воздействие на эмоциональную сферу обучающегося. Ребёнок может взять музейный предмет в руки, почувствовать его сопричастность с прошлым, вызвать эмоциональный всплеск, потому что музейный предмет хранит энергию того или иного исторического события. Казалось бы, как же можно совместить на занятии учебный материал и музейный. Если педагог творческий, эрудированный, то это не составит большого труда.

Ценностно-ориентировочная деятельность в музее ориентирована на формирование у обучающихся категорий добра, чести, совести, справедливости, ответственности. Использование краеведческого материала, высвечивание положительных моментов в истории, быте, традиционной культуре нашей Белгородчины в прошлом и настоящем способствует самовоспитанию, саморазвитию обучающихся.

Освоение особого «языка» экспонатов, осмысление исторических событий, постоянное внимание к народному слову – всё это развивает языковую личность, формирует коммуникативные способности, учит понимать и уважать старшее поколение, общаться с ним.

Музей, хранящий историю нашего края, показывает жизнь предков в постоянном труде, развитии, совершенствовании, демонстрирует их необыкновенное трудолюбие, творчество, фантазию. Творчество обучающихся показывает преемственность поколений. Приобщение к народной культуре во всех её проявлениях (устройство крестьянской избы, домашняя утварь, одежда, рукотворное творчество, фольклор, богатый местный говор, традиции и праздники нашего края) способствует выработке идеалов подлинной красоты, культурных навыков, вызывает стремление к эстетической деятельности.

В музее обучающиеся осуществляют различные виды практической деятельности:


  • подготовка и работа экскурсоводов из числа обучающихся школы;

  • научно-исследовательская деятельность, участие в научных конференциях;

  • развитие умений и навыков, связанных с ремёслами, творчеством детей;

  • организация выставок творчества обучающихся, занимающихся в кружках;

  • участие обучающихся в поисково-собирательской деятельности.

Возросшая роль патриотического направления в современном образовательно-воспитательном процессе школы требует применения инновационных методов в работе с подрастающим поколением, в частности использования наглядных средств обучения и вовлечения детей в активную практическую деятельность.

Мы участвуем в дистанционных конкурсах, создаем видео экскурсии и видео экспозиции. С помощью компьютерной техники и необозримого «электронного культурного наследия» стало возможно создавать самые удивительные музеи, режиссировать экспозиции и выставки (композиции которых могут меняться как угодно, скажем, в зависимости от времени суток или года). Появилась возможность «погрузить посетителя в любую историческую эпоху, этническую, природную, бытовую среду, показать, проиллюстрировать важнейшие моменты жизни и творчества, достижения выдающихся людей, свободно собирать на выставки огромные полотна и статуи; Так что есть основания утверждать: с появлением цифровых технологий и глобальных сетей открывается новая страница в публичной жизни музея.

Любовь к Родине — чувство во многом, как говорил русский философ Иван Ильин, инстинктивное. Поэтому нужно пробуждать у обучающихся дремлющий патриотизм. Именно пробуждать, но не навязывать. Поэтому проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня - это одна из важных и актуальных проблем, от решения которой во многом зависит будущее нашей страны. Родной край становится ближе и роднее, если знаешь его историю.

Работая в школьном музее, наши выпускники твёрдо усвоили важную истину: человек без патриотизма и чувства гражданственности, по сути, не имеет своей страны. Покинув стены родной школы, они продолжают оставаться патриотами своей малой родины, твердо усвоив, что родина – это дом человека. А свой дом не строят из кирпичей равнодушия, злобы и национальной вражды. Родина – понятие не только географическое. Это важнейший символ, наполненный глубинным содержанием, один из основных базовых ценностей человеческой культуры. Воспитать патриотизм в близкой и доступной уму и сердцу обучающихся форме – главная задача сегодняшнего дня, ведь будущее есть только у того государства, молодое поколение которого выбирает патриотизм.



Литература

1. Волков И. А, «Приобщение школьников к творчеству» - М.: Просвещение, 2002.



2. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2009. – 544 с.

3. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Кн. для учителя / Сост. Г.С. Лабковская. – М.: Просвещение, 2003. – 304 с.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница