Исследование проблемы информатизации кабардино-балкарского государственного университета



Скачать 37.11 Kb.
Дата19.05.2016
Размер37.11 Kb.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

А.Т. Карякин, Ю.К. Тлостанов, И.Х. Хахо


Кабардино-Балкарский государственный университет (КБГУ)

e-mail: deansiu@kbsu.ru

Анализ состояния работ в области информатизации университета проводился с целью: оценки уровня информатизации; выявления характерных особенностей объекта информатизации; разработки концепции информатизации и программы комплексной информатизации КБГУ; создания корпоративной информационной системы (КИС) университета и ее расширения на другие образовательные учреждения Кабардино-Балкарской Республики (КБР), в первую очередь школы для предоставления учащимся равных возможностей довузовской подготовки в городских, районных и сельских школах.

Нами были выявлены следующие особенности:


  1. КБГУ имеет все элементы образовательного сегмента: школа-лицей для одаренных детей, педагогический колледж, колледж информационных технологий и экономики, медицинский колледж и др., практически весь спектр университетских специальностей, а также организационные структуры системы профессионального (СПО) и дополнительного образования;

  2. Проведены работы по модернизации, открытого в 1998 г., центра Интернет КБГУ (приобретены современные компьютеры и оборудование для скоростного подключения удаленных факультетов, увеличена модемная стойка и др.), однако, при этом, имеет место отставание в работах по модернизации сетей подразделений.

  3. Недостаточными темпами развиваются работы по созданию единой информационной среды непрерывного образования.

  4. Необходимость ускоренного проведения работ по автоматизации библиотечных процессов и внедрению мультимедиа технологий в учебный процесс с использованием приобретенного оборудования и полученного гранта фонда Сороса «Электронный читальный зал библиотеки».

  5. Необходимость опережающего развития внутривузовской электронной почты.

  6. Нехватка специалистов по телекоммуникационным системам, базам данных с удаленным доступом, защите информации и информационной безопасности, а также другим информационным технологиям.

Наличие отмеченных особенностей является также тормозом в развитии работ по созданию системы дистанционного обучения. Учет отмеченных особенностей привел к необходимости проведения работ по:

  • модернизации существующих сетей в суперпозиции с работами по развитию университетского центра Интернет;

  • разработке и развитию концепции создания единой информационной среды университета для обеспечения непрерывного образования в КБР (школа, учреждения СПО, ВУЗ, т.е. весь образовательный сегмент);

  • оптимизации структуры информационно-компьютерного комплекса университета, организующего и координирующего работу по информатизации КБГУ.

При этом, адаптация локальных сетей в единую телекоммуникационную компьютерную сеть университета, а в дальнейшем в единую электронную сеть КБР предполагает соответствие топологии информационной среды непрерывного обучения и организационного управления, топологии создаваемых компьютерных телекоммуникаций. Другими словами, структура информационной среды есть отраженный образ телекоммуникационной инфраструктуры.

В докладе рассматривается также задача организационной деятельности, выбор которой обусловлен существенными резервами эффективности, которые оказываются в сфере организационной деятельности (ОД). При этом ОД мы будем представлять в виде своеобразного каркаса организационного управления, к которому присоединяются технологии управленческих работ.

Анализ структуры бюджета рабочего времени лица принимающего решения (ЛПР) показал ее существенную зависимость от размера организации, уровня ЛПР в иерархии управления, количества подчиненных и других факторов. Высокий удельный вес не планируемых работ определяет зависимость интенсивности работы ЛПР от количества внеплановых работ, т.е. приводит к неизбежности переменной интенсивности его работы.

Структурно-функциональные особенности управленческой деятельности (фрагментарность, переменная структура, незавершенность, переменная интенсивность и др.) подталкивают лицо принимающее решения к пониманию необходимости реорганизовать технологию работы своих подразделений и методы управления. Наибольший эффект можно получить, если новые технологии работы будут поддержаны современными средствами автоматизации, предполагающими разработку корпоративной информационной системы, адекватно отражающей особенности университета.



В качестве доминирующей концепции создания корпоративной информационной системы предлагается подход к разработке КИС путем смешанного проектирования «сверху-вниз» и «снизу-вверх», основанный на функционально-информационных моделях, отражающих существующие (как есть) технологии работы структурных подразделений КБГУ. Комплекс функционально-информационных моделей представляет собой текущий снимок КБГУ и состоит из 29 моделей. В основе функционирования КИС КБГУ лежит применение концепции фактографического информационного пространства, в состав которого входят базы данных всех структурных подразделений КБГУ. Центральным звеном КИС принята подсистема управления вузом, базирующаяся на совместной сетевой инфраструктуре и протоколах Интернет.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница