Исследование слуха речью. Критерий оценки состояния органа слуха способность слышать и понимать речь. Количественная оценка результатов исследования



Скачать 388.62 Kb.
Дата30.04.2016
Размер388.62 Kb.
Цель данного курса - сформировать у студентов представление о специальных методах и приемах развития слухового восприятия, которые позволяют создать слухозрительную основу, где слуховое восприятие будет выступать примерно в равных условиях со зрительным в ходе восприятия речи у детей с нарушениями слуха.

Задачи:

1. Раскрытие методологических основ формирования речевого слуха.

2. Определение сущности содержания процесса РСВ речи. Развитие слухового восприятия дошкольников рассматривается как один из компонентов системы формирования словесной речи и включается во все звенья пед. процесса.

3. Овладение методами, приемами и средствами развития речевого слуха будущими учителями - дефектологами.



Студенты должны знать:

  • значение РСВ для глухих и слабослышащих дошкольников;

  • основные принципиальные положения современной системы работы по РСВ дошкольников с нарушением слуха.

Студенты должны уметь:

  • владеть основными формами работы по РСВ, используемыми в дошкольных учреждениях;

  • анализировать содержание работы по РСВ в программах для глухих и для слабослышащих дошкольников;

  • определять различия в их содержании;

  • использовать практический материал при проведении работы по РСВ.

-ритмическая структура), два типа передаваемой информации – лингвистическая, экстралингвистическая.

Факторы риска возникновения нарушений слуха.

Объективные и психоакустические (субъектные) методы исследования слуха.

Исследование слуха речью. Критерий оценки состояния органа слуха – способность слышать и понимать речь. Количественная оценка результатов исследования.

Речевая аудиометрия: возможности и ограничения метода.

Пороговая тональная аудиометрия: характеристика, требования к процедуре обследования. Аудиограммы. Характеристика и интерпретация аудиограмм.


Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.


Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1вар.

2вар.

3 вар.

01.03.13

Роль слуха в общем развитии детей и развитии речи. МРСВ, предмет, задачи.

- вопросы для самостоятельного изучения «Методы исследования слуха у детей с его нарушениями», «Исследование слуха у глухих по методике Е.П.Кузьмичевой».

- рефераты,

- контрольные работы


6

6

6

-защита рефератов,

-проверка контрольных работ



2

Психологические основы формирования речевого слуха



Вопросы для самост. изучения: «Классификация детей Р.М.Боскис», «Международная классификация нарушений слуховой функции».

6

6

6

- защита проектов

3.

Система работы по развитию слухового восприятия речи

Вопросы для самост.изучения: Корсунская Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников речи.М,1969

8

8

8

- круглый стол

4.

Обучение различению на слух речевых и неречевых сигналов

Вопросы для самост. изучения: «Выработка условной двигательной реакции на звук», «Знакомство со звуками окружающего мира» Рефераты по данным темам.

8

8

8

- защита рефератов

5.

Планирование работы по развитию слухового восприятия

Вопросы для самост. изучения: «Слуховой кабинет, его роль и функции», « Индивидуальныем занятия, их задачи и требования к ним».

8

8

8

- защита проектов

6

Условия эффективности работы по развитию слухового восприятия.

Вопросы для самост. изучения: «Развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями» Реферат по данной теме.

8

8

8

- защита рефератов

Итого

44

44

44





1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.


Тема 1.Роль слуха в общем развитии детей и развитии речи. МРСВ, предмет, задачи.

План:

1.Объективные и субъективные методы исследования слуха речью:

2.Исследование слуха речью:

- преимущества исследования слуха речью;



  • организация и методика исследования слуха речью;

  • речевой материал, используемый для исследования слуха речью;

3.Исследование слуха методом пороговой тональной аудиометрии.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Охарактеризуйте методы исследования слуха, применяемые в ДОУ, школах для глухих и слабослышащих.

2. Назовите различные точки зрения ученых на проблему восприятия речи на слух.

3. Раскройте особенности формирования слуховых представлений у детей с нарушением слуха.

4.Дайте характеристику методических принципов.
Задания для самостоятельного изучения.

1.Выписать в словарь основные понятия темы: аудиология, аудиометрия, аудиограмма, слуховой анализатор.

2. Составить схему методов исследования слуха.
Литература:

Основная:


  1. Боскис, Р. М. Принципы диагностики аномального развития ребенка при частичном дефекте слуха / Р. М. Боскис// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 2. - С. 64-72.

  2. Васина, Л. Г. Перспективы направления инновационной комплексной профильной общеобразовательной подготовки учащихся с нарушениями слуха / Л. Г. Васина, К. И. Туджанова // Школьный логопед. - 2008. - № 5-6. - С. 116-120.

  3. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика.-М., 2001.

  4. Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха.- М.,2001


Дополнительная:
1.Нейман Л.В.,Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи.-М.,2001.

2. Речитская Е.Г. Сурдопедагогика.-М.,2004.


Тема 2. Психологические основы формирования речевого слуха.

План:

1.Классификация глухих и слабослышащих;

2.Формы поражения слуховой функции;

3.Определение степени снижения и формы поражения слуховой функции по аудиограммам;

4.Соотнесение речевого и аудиометрического исследования.
Вопросы для коллективного обсуждения:


  1. Какие дети относится к категории глухих, слабослышащих, позднооглохших?

  2. Охарактеризуйте общие и специфические закономерности психического развития детей, имеющих нарушения слуха.

  3. Назовите критерии оценки состояния слуха по международной классификации.

  4. Дайте характеристику детей с точки зрения состояния их слуха, времени его снижения, уровня владения речью и наличию или отсутствию дополнительных отклонений в развитии.


Задания для самостоятельного изучения.

    1. познакомиться с методами исследования слуховой функции;

    2. учиться анализировать достоинства и ограничения их применения;

    3. уточнить значение клинических данных о состоянии слуховой функции для деятельности учителя-сурдопедагога.


Литература:
Основная:

    1. Богомильский, М. Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Тифлопедагогика" и др.] / М. Р. Богомильский, О. С. Орлова. - М. : Авторская академия : Товарищество научных изданий КМК, 2008. - 399 с. : ил. - Библиогр.: с. 388-394.

    2. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика.-М., 2001.

    3. Сурдопедагогика / Под ред Речитской Е.Г.-М.,2004.

    4. Специальная дошкольная педагогика /Под ред.. Стребелевой Е.А. – М., 2001.


Дополнительная:

  1. Технологии обучения, воспитания и развития лиц с нарушениями слуха : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [науч. ред. Ф. В. Мусукаева]. - Мурманск : МГПУ, 2009. - 68 с

  2. Шматко, Н. Д. Совершенствование организационных форм обучения дошкольников с нарушенным слухом в условиях общеобразовательных учреждений комбинированного и компенсирующего вида / Н. Д. Шматко// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 5. - С. 17-22.

  3. Шматко, Н. Д. Инновационные формы воспитания и обучения детей с нарушенным слухом / Н. Д. Шматко// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 6. - С. 16-25.


Тема 3. Система работы по развитию слухового восприятия речи.

План:

1. Роль Т.А. Власовой, Е.П. Кузьмичевой, И.Г. Багровой, Н.Д. Шматко в создании современной системы работы по развитию слухового восприятия

2. Последовательность работы по развитию восприятия и воспроизведение речи.

3. Условно-рефлекторная связь: слушаю – говорю.



Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Раскройте основные характеристики звуковых колебаний (звук, длина, волны, частота колебания, амплитуда колебания; дифракция, реверберация, интерференция, резонанс; громкость, частота, сила, спектр звука; характеристика речевых сигналов).

  2. Охарактеризуйте условия проведения обследования слуха и его основные этапы.

  3. Раскройте методы скринингового исследования слуха у детей с младенческого возраста.

  4. Охарактеризуйте методы исследования слуха без применения технических средств.

Задания для самостоятельного изучения.

.

1. познакомиться с методами исследования слуховой функции;



2. учиться анализировать достоинства и ограничения их применения;

3. уточнить значение клинических данных о состоянии слуховой функции для деятельности учителя-сурдопедагога.


Литература:
Основная:

    1. Богомильский, М. Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Тифлопедагогика" и др.] / М. Р. Богомильский, О. С. Орлова. - М. : Авторская академия : Товарищество научных изданий КМК, 2008. - 399 с. : ил. - Библиогр.: с. 388-394.

    2. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика.-М., 2001.

    3. Сурдопедагогика / Под ред Речитской Е.Г.-М.,2004.

    4. Специальная дошкольная педагогика /Под ред.. Стребелевой Е.А. – М., 2001.


Дополнительная:

  1. Технологии обучения, воспитания и развития лиц с нарушениями слуха : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [науч. ред. Ф. В. Мусукаева]. - Мурманск : МГПУ, 2009. - 68 с

  2. Шматко, Н. Д. Совершенствование организационных форм обучения дошкольников с нарушенным слухом в условиях общеобразовательных учреждений комбинированного и компенсирующего вида / Н. Д. Шматко// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 5. - С. 17-22.

  3. Шматко, Н. Д. Инновационные формы воспитания и обучения детей с нарушенным слухом / Н. Д. Шматко// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 6. - С. 16-25.

Тема 4. Обучение различению на слух речевых и неречевых сигналов

План:


  1. Раскройте организацию работы по РСВ на занятиях и во внережимное время.

  2. Охарактеризуйте требования и порядок предъявления речевого материала на занятиях.

  3. Раскройте методику предъявления речевого материала на занятиях во внережимные моменты.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Раскройте значение восприятия звуков окружающего мира для психического и речевого развития ребенка.

  2. Охарактеризуйте содержание работы по знакомству детей с нарушенным слухом со звуками окружающего мира.

  3. Охарактеризуйте приемы ознакомления детей с нарушенным слухом со звуками окружающего мира.

  4. Раскройте условия ознакомления детей с нарушенным слухом со звуками окружающего мира (эмоциональность, организация слухо-речевой и предметной среды, обучение родителей).

Задания для самостоятельного изучения.

1. составить картотеку игр и упражнений по знакомству детей со звуками окружающего мира.



    1. составить конспект прогулки или другого режимного момента (по выбору студента) с включением задач, направленных на знакомство детей со звуками окружающего мира.

Литература

Основная:

1. Боскис, Р. М. Принципы диагностики аномального развития ребенка при частичном дефекте слуха / Р. М. Боскис// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 2. - С. 64-72.



  1. Васина, Л. Г. Перспективы направления инновационной комплексной профильной общеобразовательной подготовки учащихся с нарушениями слуха / Л. Г. Васина, К. И. Туджанова // Школьный логопед. - 2008. - № 5-6. - С. 116-120.

  2. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика.-М., 2001.

  3. Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха.- М.,2001

Дополнительная:
1.Нейман Л.В.,Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи.-М.,2001.

2. Речитская Е.Г. Сурдопедагогика.-М.,2004.


Тема 5. Планирование работы по развитию слухового восприяти

План:
1. Планирование, его цели и сроки.

2. Основа планирования. Перспективные планы (на месяц или квартал).

3. Содержание индивидуального планирования: данные тонального слуха; режим усиления на аппаратуре индивидуального и коллективного пользования, на индивидуальных аппаратах, тип аппарата;
Вопросы для коллективного обсуждения:


  1. Дайте общую характеристику планирования содержания раздела «Развитие слухового восприятия».

  2. Охарактеризуйте виды и содержание планов по разделу: перспективные планы специальных фронтальных занятий; перспективные планы индивидуальных занятий.

  3. Раскройте содержание и организацию учета умений и навыков детей по разделу. Дайте характеристику текущего учета.

  4. Охарактеризуйте требования и содержание периодического учета по разделу.

  5. Раскройте методику оценки состояния слуховой функции у глухих и слабослышащих детей.

Задания для самостоятельного изучения.

    1. познакомиться с особенностями планирования раздела «Развитие слухового восприятия»;

    2. учиться проектировать содержание коррекционно-педагогического процесса.


Литература

Основная:

1. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика.-М., 2001.

2. Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха.- М.,2001

3. Уфимцева, Л. П. Организационно-педагогические условия интегрированного обучения детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе / Л. П. Уфимцева, О. Л. Беляева// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2010. - № 5. - С. 11-16.



Дополнительная:

  1. Технологии обучения, воспитания и развития лиц с нарушениями слуха : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [науч. ред. Ф. В. Мусукаева]. - Мурманск : МГПУ, 2009. - 68 с

  2. Шматко, Н. Д. Совершенствование организационных форм обучения дошкольников с нарушенным слухом в условиях общеобразовательных учреждений комбинированного и компенсирующего вида / Н. Д. Шматко// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 5. - С. 17-22.

  3. Шматко, Н. Д. Инновационные формы воспитания и обучения детей с нарушенным слухом / Н. Д. Шматко// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 6. - С. 16-25.


Тема 6. Условия эффективности работы по развитию слухового восприятия.

План:

    1. Использование ЗУА на занятии и вне занятий.

    2. Индивидуальные занятия.

    3. Фронтальные занятия.

    4. Учет возможностей детей.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Раскройте организацию работы по РСВ на занятиях и во внережимное время.

2. Охарактеризуйте требования и порядок предъявления речевого материала на занятиях.

3. Раскройте методику предъявления речевого материала на занятиях во внережимные моменты.

4. Охарактеризуйте специфику планирования речевого материала для слухового восприятия на занятиях и во внережимное время.

Задания для самостоятельного изучения.


    1. познакомиться со спецификой работы сурдопедагога и воспитателя по РСВ на неспециализированных занятиях;

    2. учиться анализировать речевой материал, формировать умения проектировать коррекционно-педагогический процесс.

Литература

Основная

1. Соловьева, Т. А. Взаимоотношения школьников с нарушенным и сохранным слухом в условиях совместного обучения / Т. А. Соловьева// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2011. - № 2. - С. 10-16.

2. Соловьева, Т. А. Организация коррекционно-педагогической помощи ученику с нарушенным слухом, обучающемуся в массовой школе / Т. А. Соловьева// Дефектология. - 2011. - № 3. - С. 23-29.

Дополнительная

1. Богомильский, М. Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Тифлопедагогика" и др.] / М. Р. Богомильский, О. С. Орлова. - М. : Авторская академия : Товарищество научных изданий КМК, 2008. - 399 с. : ил. - Библиогр.: с. 388-394.

2. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика.-М., 2001.

3. Сурдопедагогика / Под ред Речитской Е.Г.-М.,2004.

4. Специальная дошкольная педагогика /Под ред.. Стребелевой Е.А. – М., 2001.
1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1 Рекомендуемая литература:


Основная:

  1. Балашов, Д. Е. Методологические аспекты исследования проблем социализации глухих / Д. Е. Балашов// Социально-гуманитарные знания. - 2008. - № 6. - С. 337-345.

  2. Балышева, Е. Н. Проблемы современной интеграции неслышащих детей в детские дошкольные учреждения общего типа / Е. Н. Балышева// Дошкольная педагогика. - 2010. - № 5. - С. 42-45.

  3. Белая, Н. А. Междисциплинарный подход к изучению проблемы коммуникативной компетентности слабослышащих детей / Н. А. Белая// Специальное образование. - 2011. - № 4. - С. 6-13.

  4. Беляева, О. Л. Взаимодействие сурдопедагога с учителями -предметниками в процессе интегрированного обучения учащихся с нарушениями слуха / О. Л. Беляева, Ж. Г. Калинина// Специальное образование. - 2009. - № 3. - С. 21-28.

  5. Богданова, Т. Г. Динамика интеллектуального развития детей с нарушениями слуха / Т. Г. Богданова, Ю. Е. Щурова// Вопросы психологии. - 2009. - № 2. - С. 46-55.

  6. Богданова, Т. Г. Типология интеллектуального развития лиц с нарушениями слуха / Т. Г. Богданова// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2012. - № 1. - С.5-13.

  7. Богомильский, М. Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Тифлопедагогика" и др.] / М. Р. Богомильский, О. С. Орлова. - М. : Авторская академия : Товарищество научных изданий КМК, 2008. - 399 с. : ил. - Библиогр.: с. 388-394.

  8. Боскис, Р. М. Принципы диагностики аномального развития ребенка при частичном дефекте слуха / Р. М. Боскис// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 2. - С. 64-72.

  9. Васина, Л. Г. Перспективы направления инновационной комплексной профильной общеобразовательной подготовки учащихся с нарушениями слуха / Л. Г. Васина, К. И. Туджанова // Школьный логопед. - 2008. - № 5-6. - С. 116-120.

  10. Галикова, М. А. Адаптация детей с нарушенным слухом к среде нормально слышащих сверстников / М. А. Галикова// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 2. - С. 49-51.

  11. Демина, А. В. Методические рекомендации по совершенствованию устного общения слабослышащих учащихся во внеурочной деятельности / А. В. Демина// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2011. - № 5. - С. 52-54.

  12. Зеленина, Н. Ю. Особенности социально-психологической адаптации к обучению в школе детей с разными уровнями самоотношения (на примере группы слабослышащих детей) / Н. Ю. Зеленина// Дефектология. - 2011. - № 3. - С. 12-22.

  13. Зыков, С. А. Актуальные проблемы школы для глухих / С. А. Зыков// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 6. - С. 55-59.

  14. Зыкова, Т. С. Педагогические результаты обучения глухих школьников в условиях интегрированного подхода / Т. С. Зыкова// Дефектология. - 2009. - № 3. - С. 3-12.

  15. Зыкова, Т. С. Влияние интегрированного подхода на результаты обучения и развития глухих школьников / Т. С. Зыкова// Дефектология. - 2009. - № 4. - С. 3-12.

  16. Зыкова, Т. С. Специальный стандарт образования для детей с нарушением слуха: размышляем, предлагаем, обсуждаем / Т. С. Зыкова, М. А. Зыкова// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 3. - С. 3-9.

  17. Зыкова, Т. С. Учебник как компонент системы обучения детей с нарушениями слуха : Сообщение 1 / Т. С. Зыкова// Дефектология. - 2011. - № 4. - С. 18-29.

  18. Зыкова, Т. С. Учебник как компонент системы обучения детей с нарушениями слуха : Сообщение 2 / Т. С. Зыкова// Дефектология. - 2011. - № 5. - С. 3-16.

  19. Извольская, А. А. Особенности самосознания детей и подростков с нарушениями слуха : аналитический обзор литературных источников / А. А. Извольская// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2009. - № 3. - С. 77-82.

  20. Казанцева, Е. А. Реализация индивидуального подхода к учащимся на фронтальных занятиях в слуховом кабинете школы слабослышащих / Е. А. Казанцева// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2010. - № 3. - С. 62-66.

  21. Коробова, Н.Формирование эмоциональной сферы у слабослышащих дошкольников / Н. Коробова, О. Соловьева// Воспитание дошкольников. - 2011. - № 4. - С. 54-58.

  22. Кузьминова, С. А. Использование современных технологий в системе обучения устной речи неслышащих старшеклассников / С. А. Кузьминова// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2010. - № 4. - С. 42-46.

  23. Кузьмичева, Е. П. Обучение глухих детей восприятию и воспроизведению устной речи : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. "Специальное (дефектологическое) образование"] / Е. П. Кузьмичева, Е. З. Яхнина ; под ред. Н. М. Назаровой. - М. : Академия, 2011. - 331, [1] с. - (Высшее профессиональное образование. Специальное (дефектологическое) образование) (Бакалавриат). - Библиогр.: с. 327-329

  24. Лисицкая, З. И. Роль современных учебно-методических комплексов в развитии речи глухих учащихся / З. И. Лисицкая// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 3. - С. 49-53.

  25. Лотухова, Л. Методы психолого-педагогической диагностики первичной социализации слабослышащих детей младшего дошкольного возраста / Л. Лотухова// Воспитание дошкольников. - 2010. - № 5. - С. 45-53.

  26. Малахова, Т. А. Опыт интегрированного обучения детей с нарушениями слуха в специальной (коррекционной) школе I вида / Т. А. Малахова// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 2. - С. 51-57.

  27. Малахова, Т. А. Особенности межличностных отношений обучающихся с проблемами слуха и нормально слышащих детей / Т. А. Малахова, С. Р. Абольянина// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2012. - № 2. - С. 22-27.

  28. Рогова, К. Возможности компьютерной технологии в обучении детей с нарушением слуха / К. Рогова// Беспризорник. - 2011. - № 4. - С. 27-33.

  29. Роснач, Д. Ю. Направления коррекционной работы учителя-дефектолога в массовой школе с детьми, имеющими нарушения слуха / Д. Ю. Роснач// Дефектология. - 2010. - № 4. - С. 33-41.

  30. Роснач, Д. Ю. Определение речевой готовности детей с нарушением слуха, поступающих в массовую школу / Д. Ю. Роснач// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 2. - С. 45-50.

  31. Рязанова, Е. Семья как источник развития личности глухого дошкольника / Е. Рязанова// Дошкольное воспитание. - 2010. - № 8. - С. 95-100.

  32. Святоха. Н. В. Материалы для проверки состояния речи детей с нарушениями слуха в начальной школе II вида / Н. В. Святоха// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2012. - № 4. - С. 52-60.

  33. Соловьева, Т. А. Взаимоотношения школьников с нарушенным и сохранным слухом в условиях совместного обучения / Т. А. Соловьева// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2011. - № 2. - С. 10-16.

  34. Соловьева, Т. А. Организация коррекционно-педагогической помощи ученику с нарушенным слухом, обучающемуся в массовой школе / Т. А. Соловьева// Дефектология. - 2011. - № 3. - С. 23-29.

  35. Соловьева, Т. А. Особые образовательные потребности интегрированных школьников с нарушенным слухом / Т. А. Соловьева// Дефектология. - 2010. - № 4. - С. 27-32.

  36. Технологии обучения, воспитания и развития лиц с нарушениями слуха : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [науч. ред. Ф. В. Мусукаева]. - Мурманск : МГПУ, 2009. - 68 с

  37. Третьякова, Н. Ю. Развитие нравственных чувств у глухих детей / Н. Ю. Третьякова// Специальное образование. - 2008. - № 10. - С. 36-38.

  38. Уфимцева, Л. П. Организационно-педагогические условия интегрированного обучения детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе / Л. П. Уфимцева, О. Л. Беляева// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2010. - № 5. - С. 11-16.

  39. Федоренко, И. В. Пути развития связной речи у детей с нарушением слуха / И. В. Федоренко// Коррекционная педагогика : теория и практика. - 2010. - № 3. - С. 70-75.

  40. Шматко, Н. Д. Совершенствование организационных форм обучения дошкольников с нарушенным слухом в условиях общеобразовательных учреждений комбинированного и компенсирующего вида / Н. Д. Шматко// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 5. - С. 17-22.

  41. Шматко, Н. Д. Инновационные формы воспитания и обучения детей с нарушенным слухом / Н. Д. Шматко// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 6. - С. 16-25.

  42. Шматко, Н. Д. Новое техническое решение в помощь детям с нарушенным слухом / Н. Д. Шматко, С. А. Лузгин, Т. Б. Ясинская// Дефектология. - 2012. - № 3. - С. 90-92.

Дополнительная:

  1. Боровлева Р.А. Родителям маленьких оглохших детей ( начало коррекционной работы с детьми, потерявшими слух в2,5-3 года). // Дефектология . – 2003. -№3. – с.78-82

  2. Гончарова Е.Л. Подготовка детей с нарушением зрения и слуха к восприятию художественной литературы.//Дефектология .- 2000.- №2.- с.62-67.

  3. Егорова А.Н. Организация речевых конференций в школе- интернате для глухих детей .// Дефектология .- 2001. - №5.- с. 70-76.

  4. Зыкова М.А. О речевом общении глухих младших школьников.// Дефектология .- 2001 . -№ 3. –с. 35-43.

  5. Коровин К.Г. Методические основы формирования личности слабослышащего школьника в учебном процессе. // Дефектология -2002.- №3.-с.21-24.

  6. Красноперова Н.А.Зрительная работоспособность у детей с нарушением слуха.//Дефектология .- 2001. - №1 – с.1-16.

  7. Матвеева Н.И. Организация индивидуальных занятий по развитию речевого слуха в начальных классах школы слабослышащих детей . //дефектология . – 2000 .- №2.- с. 68 – 73.

  8. Николаева Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка третьего года жизни с нарушенным слухом. //Дефектология .- 2004 .-№ 4. – с. 40-46.

  9. Плахова Т.В.,Дмитриева Л.В.Система работы по социальной адаптации слабослышащих детей//Дефектология.- 2004.-№2.-с. 40-42.

  10. Салахова А.Д. , Кочегарова Н.В. Спонтанный период доречевого и речевог развития у детей раннего и дошкольного возраста снарушенным слухом.// Дефектология .-2001.- №3 .- с.61-Смирнова О.И., Руленкова Л.И. Аудиология и слухопротезирование . –М.,2003.


1.10. Примерные зачетные тестовые задания.

Вариант — 1

ДЕ - 1 Психолого - педагогические основы развития слухового восприятия речи.
1. Цель диагностического исследования слухового восприятия:

а) определить и подтвердить степень слуховых потерь;

б) определить уровень звукопроизношения



  1. Объективные методы исследования слуха:

а) тональная пороговая аудиометрия, обследование с помощью разговорной и шепотной речью;

б) акустическая импедансометрия, компьютерная аудиометрия

оттоакустическая эмиссия;
3. Субъективные методы исследования слуха

а) компьютерная аудиометрия;

б) тональная пороговая аудиометрия, обследование с помощью разговорной и шепотной речью;

в) анализ СВП.

4. К психолого-педагогической классификации Р.М. Боскис не относятся следующие группы:

а) ранооглохшие,

б) слабослышащие,

в) позднооглохшие,

г) глухонемые.
5.Согласно Международной классификации нарушений слуха в ДБ, глухота наступает при понижении слуха свыше … ДБ.

а) 70 ДБ,

б) 80 ДБ,

в) 90 ДБ.



ДЕ — 2 Содержание работы по развитию слухового восприятия речи.
6. В процессе целенаправленной работы по РСВ как у глухих, так и у слабослышащих … расстояние при восприятии голоса разговорной громкости.

а) уменьшается,

б) увеличивается,

в) остается неизменным.


7. Лучше всего на слух как глухими, так и слабослышащими различаются:

а) двухсложные,

б) трехсложные,

в) односложные.


8. Одним из основных условий развития слуховых представлений является:

а) зрительное восприятие слова, предъявленного на слух,

б) обязательное проговаривание каждого воспринятого на слух слова.

9. Сущностью принципа поэтапного формирования умений по различению речи и элементов речи является:

а) многократное повторение речевых символов,

б) переход от точных дифференцировок к более грубым,

в) последовательный переход от грубых дифференцировок к более точным.


  1. Крики животных и птиц относятся:

а) к речевым звукам,

б) к неречевым звукам,

в) к шумам.
ДЕ- 3 Формы организации учебной деятельности по РСВ.
11. На уроках по РСВ в школах глухих и слабослышащих идет опора на … восприятие.

а) слуховое,

б) слухозрительное,

в) слухозрительное с элементами слухового.


12. Занятия по РСВ проводятся:

а) индивидуально,

б) фронтально,

в) индивидуально, фронтально, по группам и во внеклассной деятельности.

13. Индивидуальные занятия по РСВ длятся:

а) 30 мин.

б) 20 мин.

в) 40 мин.




  1. Какие три критерия заложены в формы организации учебной деятельности по РСВ:

а) время, степень нарушения слуха и педагогические условия;

б) число детей, место учебы и продолжительность занятий;

в) вид школы, класс и число детей.


  1. В структуру индивидуального занятия по РСВ входят следующие этапы:

а) постановка, автоматизация и дифференциация звука;

б) подготовительный, основной и заключительный;

в) формирование произношения и развитие слухового восптиятия.


Вариант — 2

ДЕ - 1 Психолого - педагогические основы развития слухового восприятия речи.
1. К типам нарушения слуха не относится:

а) сенсоневральная тугоухость;

б) кондуктивня тугоухость;

в) слуховая неропатия;

г) тональная аудиометрия.
2. Субъективные методы исследования слуха

а) компьютерная аудиометрия;

б) тональная пороговая аудиометрия, обследование с помощью разговорной и шепотной речью;

в) анализ СВП.

3. К классификации Итара не относятся следующие группы детей:

а) дети, воспринимающие громкую речь у уха;

б) дети, различающие гласные и согласные;

в) слабослышашие;

г) полностью глухие дети.
4. К классификации Преображенского Б.С. не относятся следующие группы детей:

а) легкое снижение слуха;

б) умеренное снижение слуха;

в) тяжелое снижение слуха;

г) значительное снижение слуха.
5. Нейман Л.В. выделил следующие категории детей с нарушением слуха:

а) глухие и тугоухие;

б) глухие и слабослышашие;

в) глухонемые.




ДЕ — 2 Содержание работы по развитию слухового восприятия речи.
6. Речь как средство РСВ используется:

а) на всех видах занятий,

б) только на индивидуальных,

в) только на фронтальных.




  1. Основная цель РСВ:

а) формирование речевого слуха и создание условно-рефлекторных связей восприятия устной речи;

б) интеграция глухих в общество;

в) обучение глобальному чтению.


  1. Содержанием занятий по РСВ является:

а) буквы, слоги, слова;

б) неречевые звуки и речь;

в) цыфры и счетные палочки.


  1. Сколько периодов включает в себя система по РСВ:

а) 3 периода;

б) 4 периода;

в) 5 периодов.


  1. Теоретическое обоснование системы РСВ заложили следующие авторы:

а) Р.М. Боскис, С.А. Зыкова, Л.В. Нейман и др.;

б) И.В. Королёва, Г.А. Таврткиладзе, Н.Д. Шматко и др.



ДЕ- 3 Формы организации учебной деятельности по РСВ.
11. Фронтальные занятия по РСВ длятся:

а) 30 мин.

б) 20 мин.

в) 45 мин.




  1. Музыкально-ритмические заняти по РСВ вкючают следующие направления:

а) развитие дыхания, голоса, произношения, слухового восприятия, двигательных навыков и макроматорики;

б) музыкально-ритмические движения, стили музыки и игра на муыкальных инстументах.




  1. К технологиям РСВ у детей с нарушением слуха не относится:

а) РСВ неречевыми звуками;

б) РСВ речью;

в) РСВ на внеклассном занятии;

г) РСВ текстами.

14. Занятия по РСВ проводятся

а) индивидуально,

б) фронтально,

в) индивидуально, фронтально, по группам и во внеклассной деятельности.


15.Индивидуальные занятия по РСВ длятся:

а) 30 мин.

б) 20 мин.

в) 40 мин.


Примерный перечень вопросов к экзамену.

  1. Становление современной концепции РСВ речи.

  2. Стандартизация образования и место РСВ в нем.

  3. Роль слуха в общем развитии детей и развитии речи.

  4. Уровни развития речи у детей со сниженным слухом.

  5. Развитие слухового восприятия в системе интеграции детей с нарушениями слуха.

  6. Методы исследования слуха.

  7. Объективные методы исследования слуха.

  8. Субъективные методы исследования слуха.

  9. Педагогическая классификация детей с нарушениями слуха (Боскис Р.М.).

  10. Классификация детей с нарушениями слуха (Нейман Л.) и международная медицинская классификация.

  11. Классификация Преображенского.

  12. Классификация Итара.

  13. Причины нарушений слуха.

  14. Психологические основы формирования речевого слуха.

  15. Общие закономерности развития слуховых представлений.

  16. Характер формирования слуховых представлений. Фазы развития речевого слуха.

  17. Дидактические и методические принципы РСВ.

  18. Принципы поэтапного формирования умений по различению речи и её элементов.

  19. Принципы развивающих упражнений и интеграции речевого материала.

  20. Принципы использования речи как средства развития речевого слуха.

  21. Принцип коррекции произношения.

  22. Принцип выработки слухового самоконтроля, этапы его формирования.

  23. Цели и задачи развития слухового восприятия у дошкольников с нарушениями слуха.

  24. Содержание работы на РСВ речи.

  25. Система работы по РСВ речи.

  26. Условия эффективности работы по РСВ речи.

  27. Учёт состояния слуховой функции.

  28. Дозировка слуховой нагрузки при работе по развитию слухового восприятия.

  29. Использование звукоусиливающей аппаратуры, правила работы с ней.

  30. Использование разных видов восприятия речи.

  31. Подбор речевого материала для слухового восприятия.

  32. Формы организации учебной деятельности по РСВ.

  33. РСВ на индивидуальных занятиях.

  34. РСВ на групповых занятиях.

  35. РСВ на фронтальных занятиях.

  36. РСВ на музыкально-ритмических занятиях.

  37. РСВ на общеразвивающих уроках.

  38. РСВ на внеклассных занятиях.

  39. Технологии РСВ у детей с нарушениями слуха.

  40. РСВ неречевыми звуками.

  41. РСВ речью.

  42. РСВ словами.

  43. Различие звуко-слоговой структуры слова.

  44. Различие ритмической структуры слова.

  45. Различие целостной речевой структуры.

  46. РСВ текстами.

  47. Работа над выразительностью речи.

  48. Применение новых технологий в РСВ.

  49. Использование развивающих упражнений в РСВ,

  50. Применение компьютерных программ.


Примерная тематика рефератов.

  1. Влияние речи на различные стороны технического развития ребенка с нарушением слуха.

  2. Методы изучения состояния течи глухих и слабослышащих дошкольников.

  3. Организация работы по развитию слухового восприятия и обучению произношению.

  4. Формы организации учебной и внеучебной деятельности по РСВ в школах для глухих и слабослышащих детей.

  5. Условия развития слухового восприятия в ДОУ для детей с нарушениями слуха.


Примерная тематика курсовых работ.

  1. Роль Н.А. Рау в организации воспитания и обучения глухих дошкольников.

  2. Использование различных форм речи в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха.

  3. Работа по развитию слухового восприятия в семье.

  4. Использование развивающих игр и упражнений в развитии слухового восприятия.

  5. Система работы по развитию слухового восприятия речи в группах для детей с нарушением слуха.


Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ.

  1. Психолого-педагогические основы развития слухового восприятия речи.

  2. Формы организации учебной деятельности по развитию слухового восприятия.

  3. Применение новых технологий в развитии слухового восприятия.

  4. Роль развития слухового восприятия в формировании личности ребенка с нарушением слуха.

  5. Воспитание дошкольника со сниженным слухом в семье.


Методические указания по изучению дисциплине (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения.

Дисциплине «Методика развития слухового восприятия дошкольников с нарушениями слуха» предшествует изучение курсов: «Сурдопедагогика», «Сурдопсихология», «Технические средства диагностики и коррекции нарушений слуха и речи». Полученные знания позволяют студентам правильно понимать сущности и характер работы сурдопедагога по данной проблеме.

Дисциплина состоит из трех разделов:

1. «Общие основы развития слухового восприятия дошкольников с нарушениями слуха».

2. «Методика развития слухового восприятия у глухих и слабослышащих детей».

3. «Организация и планирование работы по развитию слухового восприятия».

Первый раздел: - посвящен раскрытию основных теоретических положений сурдоаудиологии, общей и специальной психологии и педагогики, физиологии и акустики; знакомству студентов с достижениями отечественных и зарубежных ученых в области развития слуха и речи в норме и патологии; дает понятия о значимости теоретических положений и экспериментальных данных для построения методики работы по использованию слухового восприятия у детей с недостатками слуха.

Второй раздел: предполагает непосредственное знакомство студентов с методиками работы по развитию слухового восприятия детей с нарушениями слуха, начиная с раннего возраста и до младшего школьного. Предусмотрена общая характеристика для глухих и слабослышащих детей. Главное внимание в этом разделе уделено овладению практическими навыками по поведению работы по развитию слухового восприятия.

Третий раздел: посвящен раскрытию разнообразных форм в плане содержания, планирования и методики работы по развитию слуха. В разделе представлены вопросы системы учета, методиками обследования слуха с позиций состояния восприятия устной речи в различных условиях (с использованием ЗАУ, без ЗАУ, громкая речь, разговорная речь, шепот); ставится вопрос о проведении работы по развитию слухового восприятия на занятиях по различным предметам и вне их; выделены направления работы с родителями сурдопедагога и воспитателя для успешного развития остаточного слуха и формирования произношения дошкольников с нарушениями слуха.

Указанная тематика находит отражение в лекциях, а практические и самостоятельные занятия углубляют и конкретизируют ее.


Словарь терминов (глоссарий).
Адаптация — приспособление организма к окружающим условиям. Социальная адаптация — приспособление человека как личности к существованию в обществе путем усвоения ценностей, норм поведения, принятых в данном обществе. В процессе становления личности социальная адаптация происходит под влиянием целенаправленного воспитания, частично осуществляется и стихийно (в процессе наблюдений, подражания и т. п.).

Анамнез — совокупность сведений об условиях развития ребенка, возникновении и протекании болезни, получаемых в ходе обследования от самого обследуемого и его близких, с целью постановки и уточнения диагноза, определения коррекционных мероприятий.

Артикуляция — деятельность органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок), связанная с произнесением звуков речи и их сочетаний, составляющих слоги, слова.

Аудиология наука о слухе и его нарушениях,

Аудиометрия - исследование состояния слуха путем определения порогов восприятия звуков разной частоты. Аудиометрия проводится с помощью специальных электроакустических приборов.

Аудиограмма — графическое изображение на специальном бланке данных исследования слуха с помощью аудиометра.

Билингвизм (двуязычие) — одинаково совершенное владение двумя языками. У глухих детей и взрослых в процесс использования словесной речи, разговорной жестовой речи и калькирующей жестовой речи

Бинауральный слух восприятие звука с помощью обоих ушей и симметричных частей слуховой системы. Бинауральный слух позволяет локализовать источник звука в пространстве за счет ощущения различий основных характеристик звуковых сигналов, поступающих на разные уши.

Вербальный — словесный, выраженный речевыми средствами.

Вибрационная чувствительность - чувствительность к действующим на кожу вибрационным раздражениям.

Глобальное чтение - начальный этап обучения чтению детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста, в основе которого лежит целостное восприятие графических образов слов и предложений и соотнесение их с соответствующими предметами и явлениями.

Глухие дети (неслышащие) - дети с глубокими стойкими двусторонними нарушениями слуха, приобретенными в раннем детстве или врожденными, не позволяющими овладеть речью без специального педагогического воздействия.

Глухота - наиболее тяжелая степень понижения слуха, при которой речевое общение и самостоятельное овладение речью с помощью слуха у детей становится невозможным.

Дактилология - способ общения глухих людей между собой и со слышащими, владеющими дактилологией, при помощи ручной азбуки.

Жестовая речь — система общения на кинетической основе, основной смысловой единицей которой является жест, представляющий собой движения рук. Жестовая речь является основным средством межличностного общения глухих. В общении глухих людей используется две разновидности жестовой речи — разговорная и калькирующая,

Кинестезии речевые - ощущение положения и движения органов, участвующих в речеобразовании.

Кинестезические ощущения - ощущения движения, положения частей тела в пространстве.

Коммуникация - общение, обмен информацией и т. д. — специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности.

Компенсация - возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.

Комплексные (сочетанные) нарушения - сочетание двух и более первичных нарушений (слуха, интеллекта, зрения, опорно-двигательного аппарата и др.), обуславливающих значительное своеобразие психического развития ребенка и требующих специального педагогического воздействия. Развитие детей с комплексными нарушениями характеризуется качественным своеобразием и имеет особую структуру, отличную от его составляющих.

Коррекция - исправление каких-либо нарушений в развитии.

Мимика - совокупность движений мускулатуры лица, отражающих различные эмоции и чувства и являющихся их внешним выражением.

Общение - взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эмоционального характера, обычно связанной с их совместной практической деятельностью.

Онтогенез - развитие индивида от рождения до конца жизни.

Отраженная речь - повторное произнесение слов, фраз вслед за кем-либо.

Отоларингология - отрасль медицины, изучающая этиологию, патогенез, методы диагностики, лечения и профилактики болезней уха, горла, носа.

Подражание - непроизвольное или произвольное повторение чьих-либо действий, движений.

Позднооглохшие дети - дети, потерявшие слух в 3—4 года и позже и сохранившие речь в связи с относительно поздним возникновением глухоты. Сохранность речи зависит от времени наступления глухоты и условий развития ребенка. Важное значение для сохранности речи имеет систематическое специальное обучение.

Ранооглохшие дети - дети, родившиеся неслышащими или потерявшие слух в доречевой период, на 1—2-м годах жизни. Без специального обучения речь у этих детей не развивается.

Реабилитация - восстановление или компенсация нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов, обеспечиваемое применением комплекса медицинских, психологических, педагогических и социальных мероприятий. Реабилитация предполагает включение ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду с учетом его психофизических возможностей.

Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.

Сензитивные периоды - периоды онтогенетического развития, в которые развивающийся организм бывает особо чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности.

Сенсорная депривация - недостаток информации, возникающий у человека в условиях изоляции или при нарушениях функций основных органов чувств.

Сенсорные эталоны - выделенные человечеством в процессе общественно-исторической практики системы чувственных качеств предметов, которые усваиваются ребенком в ходе онтогенеза и применяются в качестве образцов при обследовании объектов и выделении их свойств.

Слабослышащие дети (дети с тугоухостью) - дети с нарушениями слуха, вызывающими затруднения в овладении речью и речевом общении. Степень потери слуха у слабослышащих детей может быть различной — от затруднений в восприятии шепота до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Состояние речи слабослышащего ребенка зависит от степени снижения слуха, времени его наступления, условий воспитания с учетом нарушения слуха, индивидуальных особенностей ребенка.

Слепоглухонемота - врожденная или возникшая в раннем возрасте потеря зрения и слуха, а также связанная с отсутствием слуха немота. Слепоглухонемота может наступить не только при полном, но и при частичном поражении слуха и зрения, возникшем в раннем возрасте. Без специального обучения речь у слепоглухонемых детей не формируется. В современной литературе используется термин «слепоглухота», так как в процессе обучения у детей данной категории происходит формирование разных форм словесной речи (дактильной, письменной, устной).

Слуховой анализатор - анализатор, обеспечивающий восприятие и переработку звуковых сигналов, на основе которого формируются слуховые ощущения и образы

Слуховые аппараты — сложные электронные звукоусиливающие приборы индивидуального пользования. Индивидуальные слуховые аппараты усиливают звуковые сигналы, в том числе и речь, а также изменяют их динамические и частотные характеристики в соответствии со степенью и характером нарушения слуха.

Слухопротезирование - подбор врачом-сурдологом индивидуальных слуховых аппаратов и адаптация к ним пациентов с нарушенным слухом.

Слухо-зрительное восприятие - восприятие устной речи посредством взаимосвязанной деятельности слухового и зрительного анализаторов.

Сопряженная речь - одновременное произнесение слов или фраз двумя или несколькими лицами.

Сурдопсихология - раздел специальной психологии, изучающий особенности психического развития лиц с нарушениями слуха, пути коррекции отклонений в развитии в условиях воспитания и обучения.

Сурдологический кабинет — специализированные кабинеты для детей и взрослых с нарушениями слуха при крупных больницах и поликлиниках, в которых проводится работа по диагностике, лечению, профилактике нарушений слуха; осуществляется диспансерный учет глухих и слабослышащих, организуются коррекционные занятия с детьми, консультативная помощь родителям.

Тугоухость — стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть кондуктивной, сенсоневральной (нейросенсорной) и смешанной. Тугоухость может быть выражена в различной степени: от затруднений в восприятии шепотной речи до ограничения восприятия речи разговорной громкости. Степень и характер речевой недостаточности при тугоухости зависит от сочетания ряда факторов: степени нарушения слуха, времени возникновения поражения слуха, педагогических условий, в которых находился ребенок после снижения слуха.

Устная речь - внешняя, произносимая и воспринимаемая на слух речь. Устная речь может быть диалогической и монологической.

Фонематический слух - слух, обеспечивающий восприятие и анализ фонем данного языка.

Фонетическая ритмика - прием работы по формированию и коррекции произношения, в основе которого лежит сочетание различных движений с произнесением определенного речевого материала.

Чтение с губ - зрительное восприятие устной речи по видимым движениям речевых органов; частично возмещает ограниченную возможность слухового восприятия речи.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница