Исследовательская деятельность младших школьников



Скачать 56.75 Kb.
Дата27.04.2016
Размер56.75 Kb.
Дашкова Н.И.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНИКА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация: В статье анализируется потенциал учебных книг для начальной школы в организации исследовательской деятельности, описываются методы и приемы работы с учебником.
Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения Данные исследований (Л.П. Виноградова, А.В. Леонтович, А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков) говорят о возможности успешного обучения элементам учебного исследования уже на начальном этапе школьного образования.

В осмыслении путей формирования умений осуществления исследовательской деятельности у младших школьников отдаётся предпочтение самому доступному способу на этапе начального обучения – работе с книгой, а, точнее, с учебником, который и является первым средством овладения работы с текстом, умением структуризации информации, определения способов решения познавательной задачи через анализ имеющихся в учебнике таблиц, схем, вопросов, правил, иллюстраций.

Работа с учебником – один из важнейших методов обучения. Главное достоинство данного метода - возможность для ученика многократно читать учебный материал в доступном для него темпе и в удобное время. В содержании учебников эффективно решаются вопросы контроля, коррекции, диагностики знаний, умений. 

Такое представление об учебнике, как о носителе немалого исследовательского потенциала, дает возможность применять его как средство формирования исследовательских умений. Справедливо будет заметить, что учебник в последние годы внедрения компьютера в учебный процесс был незаслуженно «отодвинут» в сторону, а ведь он является первой учебной книгой для ребёнка, и только признание его возможностей позволит использовать весь его резерв в развитии учебно-познавательных, в том числе, и исследовательских, умений.

Ориентация педагогов на яркие, запоминающиеся детям методы обучения привела к тому, что работа с книгой - скучная, однообразная, не всегда интересная — оказалась вытесненной другими методами. Анализ работы с учебником подтверждает его незаменимость в первоначальной работе над формированием исследовательских умений.

Разнообразие видов работ заложено авторами учебника «Окружающий мир» на его страницах. Даже форзацы учебника имеют дидактическое значение. На первом даны рисунки и подписи, рассказывающие о том, как развивалась жизнь на Земле. Беседе об этом может быть посвящен целый урок. Можно обращаться к этому материалу всякий раз, когда разговор касается биологических явлений. Такие способы работы с информацией учат младших школьников рассмотрению её с разных научных аспектов, подведению под различные проблемы и формирование разнообразного их видения.

Важным элементом учебника является рубрика «Выскажи предположение». Дети учатся рассуждать, высказывать собственные предположения, анализировать их, подбирать систему доказательств. Так происходит развитие умения формулировать гипотезы, что является важным в составлении научного аппарата любого исследования.

Интересный материал в учебнике представлен рубриками «Этот удивительный мир», «Жил на свете человек». Этот материал помогает сформировать представление третьеклассников о том, как развивались отношения человека с природой, другими людьми и обществом [1]. Применение на этом этапе дополнительных средств получения информации (Интернет, детские энциклопедии) расширяют и обогащают теоретический опыт детей и опыт работы с другими источниками.

На уроках проводилась работа по формированию умения анализировать и конструировать определения. Она заключалась в том, что учащиеся под руководством учителя выделяли определяемое слово, отыскивали наиболее общий признак, а затем – частные признаки. Эта работа позволила познакомить учащихся с основными терминами, связанными с анализом определений.

В конце учебника «Окружающий мир» для 3 класса дается Толковый словарик, составленный А.А. Куликовой. Данный словарик помогает учащимся узнавать смысл непонятных слов, которые встречаются в учебнике. В нем дается объяснение (толкование) этих слов. Используя этот метод, мы с детьми обращали внимание на правила пользования им.

На работу с этим словариком обращалось особое внимание. Это связано с результатами анкетирования учащихся на этапе изучения степени развития исследовательских умений, где было зафиксировано лишь небольшое количество школьников, которым нравилось работать с этим структурным компонентом учебника. Именно они испытывали затруднения в воспроизведении правил и понятий.

Приведем пример работы по формированию понятия «горница» на уроке по теме: «О чем рассказывают вещи».

После упоминания слова «горница» в рассказе: «Представь, что ты - житель Московской Руси. Давайте выйдем в горницу дома тех времен…», ученикам было предложено объяснить, что это слово означает. Выслушав разные ответы, учитель «отправляет» учащихся к Толковому словарику, где на странице 151 дается такое определение: «Горница. Обычно крестьянская изба состояла из двух половин: кухни и светлой, парадной комнаты – горницы, в которой по праздникам собиралась вся семья».

Для конкретизации представления о горнице, затем была рассмотрена

репродукция картины А.М. Васнецова «В горнице древнерусского дома Московских времен», обращено внимание на красоту комнаты, на разнообразие предметов, находящихся в ней.

Новые слова в учебнике «Окружающий мир» находятся не только в Толковом словарике, но и непосредственно в тексте. Работу с ними можно проводить по аналогии (как и с Толковым словариком) [2].

Систематическое использование толкового словаря на уроках выработало у детей привычку в подобных случаях обращаться к словарю и свободно ориентироваться в нем. Это дает основание говорить о сформированных умениях нахождения и использования дополнительной информации.

В практике учебного процесса при изучении естествознания в начальной школе немаловажную роль играет умение нахождения в тексте ответа на вопрос. Эта работа учит школьников выбирать из текста нужные сведения, отделять главное от второстепенного. Наблюдения показывают, что учащиеся начальных, а потом и средних классов, если учитель мало работает с нахождением ответов на вопросы в тексте учебной литературы, затрудняются в отборе необходимых сведений для ответа. Школьников необходимо обучать этому умению.

Большое значение для овладения младшими школьниками умениями исследовать имеет организация их познавательной деятельности с учебником по составлению схем, таблиц. Подобная работа способствует обобщению и систематизации знаний школьников, учит их кратко, обобщенно излагать мысли, проводить отбор нужных сведений. Такой метод способствует формированию умения структурировать информацию, обрабатывать ее, овладевать разными способами работы с текстом.

Как убеждаемся, школьный учебник является не только источником знаний, но и средством овладения способами УУД, закладывающих основу для исследовательской деятельности. Результативность этой работы подтверждается наличием победителей в различного уровня конкурсах исследовательских работ школьников. Так, исследовательские работы Ериной Алины «Вот какие ёлочки выросли у нас», «Хвойные деревья как компонент зелёных насаждений села Рождествено Валуйского района Белгородской области», «И вновь в Рождествено звонят колокола», «Бытие храма Рождества Христова» были отмечены на школьном, муниципальном, региональном уровнях грамотами и дипломами за 1 место, а на всероссийском – и 1 и 2 место. У Гринёва Дениса и Полухина Дмитрия за исследовательский проект «Хлеб-всему голова» есть победы и на школьном, и на муниципальном уровне.

Многие ученики участвуют в конкурсе исследовательских работ, и хоть не имеют пока высоких наград, но зато показывают достаточный уровень владения исследовательскими умениями, что, безусловно, станет для них большим достижением в формировании исследовательской культуры.

Литература



1. Беседы с учителем: 3 класс общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Е. Журовой. М.: Вентана – Граф, 2004. - 384 с.

2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1 – 4 классы. М.: Вентана – Граф, 2004. - 240 с.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница