Исследовательская работа учащихся как обязательное условие каждого проекта. Даже если сам проект в явном виде не содержит исследовательскую часть, разработчик проекта должен осуществлять поиск информации, которая затем им обрабатывается



Скачать 48.82 Kb.
Дата01.05.2016
Размер48.82 Kb.
МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Барыкова Наталья Алексеевна (natalya_sch112@mail.ru)
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 112 (МОУ «СОШ № 112»), г. Трехгорный
Аннотация
Использование метода проектов позволяет реализовывать деятельный подход в обучении. Для успешного внедрения в учебный процесс метода проектов необходимо в образовательном учреждении создать условия, позволяющие использовать эту технологию наряду с другими. В основу такого направления реализации непременно лягут организационные вопросы. Предложены модели организации проектов в традиционной форме и с использованием телекоммуникаций.

Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.

Основные требования к учебному проекту:


  1. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы — исследовательской, информационной, практической (учащиеся самостоятельно выбирают тему своего проекта).

  2. Планирование действий по разрешению проблемы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных (заполнение «паспорта» проекта, который будет корректироваться в процессе работы, но позволит завершить проект в заранее оговоренные сроки, выдать готовый продукт и не даст отвлечься на несущественные детали).

  3. Исследовательская работа учащихся как обязательное условие каждого проекта. Даже если сам проект в явном виде не содержит исследовательскую часть, разработчик проекта должен осуществлять поиск информации, которая затем им обрабатывается, осмысливается и представляется участникам проектной группы (проведение дискуссии между участниками проекта обязательно).

  4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы (в зависимости от темы, типа проекта, времени, отводимого на реализацию проекта, это может быть программный комплекс на одном из языков программирования, Web-сайт, видеофильм и др.).

  5. Представление заказчику и (или) общественности готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта, защиты самого проекта, анализа проделанной работы с возможной коррекцией системы организации разработки проекта.

Учитывая последовательность работы над проектом, можно выделить основные этапы организации проектной деятельности. Модель организации проектной деятельности учащихся при традиционном подходе может быть представлена следующими этапами:



  1. Выбор темы проекта.

  2. Составление плана реализации проекта.

  3. Формирование групп учащихся.

  4. Разработка технического задания.

  5. Контроль выполнения и коррекция.

  6. Организация защиты проекта.

  7. Осуществление оценки проекта.

  8. Коррекция модели.

Предложенная модель организации проектной деятельности учащихся является универсальной. Организация конкретного проекта будет зависеть от его типа и, соответственно, отличаться набором конкретных этапов его реализации, трудоемкостью выполнения отдельных этапов и количеством исполнителей.
В школе отработана модель организации учебного проекта в традиционной форме. С внедрением информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс, выделяем еще одну модель организации проектной деятельности.

Телекоммуникационный проект — это метод проекта на основе телекоммуникаций. Телекоммуникационные проекты позволяют дополнительно (в сравнении с традиционными учебными проектами) решать следующие задачи:



  • знакомить участников проекта с методами использования информационно-коммуникационных технологий в своей деятельности (проведении проектов с применением телекоммуникаций).

  • знакомить участников проекта с методами использования информационно-коммуникационных технологий в обучении различных групп людей (учителей, специалистов, учащихся).

Характерной особенностью телекоммуникационных проектов является наличие дополнительных специфических этапов при его выполнении. Следует отметить, что в основном эти этапы обусловлены взаимодействием территориально распределенных участников проекта и заранее (априорно) неопределенной степенью подготовленности участников к выполнению запланированной работы – эти этапы носят полностью вероятностный характер их трудоемкости и выполнения. Из этого следует, что для успешного завершения телекоммуникационного проекта требуется более жесткая обратная связь при организации и управлении хода выполнения проекта.
Современный уровень применения телекоммуникационных проектов хорошо зарекомендовал себя при организации проектной деятельности удаленных исполнителей по представлению и анализу всех представленных проектов по единой теме, а также по созданию единого проекта с организацией работ многих исполнителей над отдельными частями единого общего проекта. При организации телекоммуникационного проекта добавляются следующие этапы:

  1. определение предметной области для разработки проекта;

  2. поиск партнеров проекта;

  3. определение общих проблем проекта, формы представления результата;

  4. выполнение всех этапов модели организации проектной деятельности в рамках традиционного подхода;

  5. постоянный контроль, координация действий распределенных коллективов при работе над проектом и коррекция;

  6. организация представления общего результата работы;

  7. проведение анализа с возможной коррекцией модели организации подобного вида проектов.

Более чем десятилетний опыт применения метода проектов в общеобразовательной школе № 112 г. Трехгорного позволил разработать и внедрить в образовательный процесс традиционную модель организации проектной деятельности учащихся. Модель организации метода проектов с использованием телекоммуникаций только начинает внедряться.


Литература:

        1. Барыкова Н.А. Этапы подготовки средней общеобразовательной школы к внедрению НИТ в учебный процесс // Состояние и проблемы социально-культурной и экономической сферы города: сб.науч.трудов/ Ассоциация ЗАТО Минатома РФ; М.: ООО «ПКЦ Альтекс», 2000.- Вып.6. С.21-25.

        2. Кофман А. Сетевые методы планирования / А.Кофман, Г.Дебазей, пер с фр. М.:Прогресс, 1968 – 184 с: ил.

        3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Е.С.Полат. – М.: Академия, 2000.

  1. Барыкова, Н.А. Организация метода проектов в преподавании информатики/ Н.А. Барыкова// Информационные технологии в образовании: XI Международная конференция-выставка 5-9 ноября 2001 г.: сб.трудов/ МО РФ и [др.].-М.: МИФИ, 2001. – Ч. II. – С.44-46.

  2. Барыкова, Н.А. Проблемы организации проектной деятельности/ Н.А. Барыкова// Информационные технологии в образовании: Международная конференция-выставка 2007 г.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница