Исторический и правовой аспект организации военной службы в РФ 1 Исторический аспект организации военной службы в РФ



страница1/7
Дата29.04.2016
Размер1.08 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7




План
Введение

Глава 1. Исторический и правовой аспект организации военной службы в РФ

1.1 Исторический аспект организации военной службы в РФ

1.2 Сущность и правовой аспект государственной службы

1.3 Особенности военной службы в РФ

Глава 2. Правовое регулирование прохождения военной службы

2.1 Особенности прохождения военной службы в РФ

2.2 Порядок прохождения военной службы военнослужащими женского пола

2.3 Правовые основы прохождения военной службы в РФ иностранными гражданами

Глава 3. Обзор судебной практики по делам о военной службе

Заключение

Литература

Приложение

Введение
Актуальность темы обусловлена следующим. Демократизация российского общества последнего десятилетия изменила многое в нашей жизни. Можно по-разному относиться к происшедшим переменам, но одно ясно - мы вступили в новую эру общественных отношений. Такой резкий переход требует определенного периода адаптации, который, к несчастью, в случае с нашей страной приобрел довольно уродливые формы.

До последнего времени армия оставалась в некоторой изоляции от происходивших в стране преобразований, что привело к явным противоречиям в отношениях с другими общественными институтами. Такое положение вещей грозит России новыми потрясениями в социальной сфере, принимая во внимание тот факт, что военнослужащие вместе с работниками военно - промышленного комплекса составляют огромный процент населения нашего государства. Возникла острая необходимость приведения армии в соответствие с реалиями сегодняшнего исторического момента. Единственным возможным решением вышеобозначенной проблемы является проведение широкомасштабной военной реформы, которая включает в себя комплекс политических, экономических, правовых, военно - технических и социальных мер.

Правовой аспект реформирования является в некотором роде фундаментом для дальнейших преобразований в армии, так как определяет всю сферу взаимоотношений как внутри самой системы, так и при ее взаимодействии с другими системами. Важно подчеркнуть, что обсуждение и принятие военного законодательства происходит открыто и гласно - это является важнейшей чертой зарождающегося гражданского общества.

Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, представляющий собой деятельность граждан, которым присваиваются воинские звания, на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, входящих в состав военной организации государства.

Посредством исполнения военной службы реализуются функции отдельных государственных органов и организаций. В то же время особенность военной службы заключается в том, что заранее определить алгоритм действий военнослужащих не всегда представляется возможным из-за специфики их деятельности, имеющей подчас исключительно динамичный характер, что особенно характерно при ведении боевых действий. Однако ведение боевых действий подчиняется определенным законам, выяснить которые и формализовать в виде боевых уставов и других актов военного управления является задачей не правовой науки, а военной науки. В то же время формализованные в виде актов военного управления, они приобретают свойство правового акта соответствующего органа военного управления, который имеет следующие характерные черты: подзаконность, правовой характер, авторитарность, императивность.

Сохранение государственного суверенитета и целостности Российской Федерации достигается различными средствами, в том числе и установлением конституционной обязанности граждан по защите Отечества. Конституцией Российской Федерации провозглашено: "Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации" (п. 1 ст. 59). Граждане могут исполнять свою обязанность по защите Отечества путем предоставления материальных средств, необходимых для организации обороны страны (уплата общих и специальных налогов, автотранспортная, гужевая, судовая, квартирная повинности), работая на строительстве оборонных сооружений, на оборонных предприятиях и т.д. Однако основными формами защиты Отечества в мирное время являются воинская обязанность граждан, которая предполагает, в частности, прохождение военной службы по призыву, и исполнение конституционного долга по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу.

Таким образом, целью данной работы будет рассмотрение и изучение особенностей правого регулирования военной службы и порядка ее прохождения.

Задачи исследования:

изучить исторический и правовой аспект организации военной службы в РФ;

проанализировать правовое регулирование прохождения военной службы;

рассмотреть судебную практику по делам о военной службе.

Глава 1. Исторический и правовой аспект организации военной службы в РФ
1.1 Исторический аспект организации военной службы в РФ
Становление и развитие военного права неразрывно связано с развитием военной науки. К сожалению, большая часть исследователей в области военного права не уделяет должного внимания этому обстоятельству. По нашему мнению, именно развитие военного права является проявлением и свидетельством высокого уровня современной военной науки. Это соображение требует исследования данных феноменов в их исторической связи, что и является предметом данной статьи.

Уже в XVIII в. встал вопрос о формировании вооруженных сил на совершенно новых принципах. Одним из первых в Европе, а по ряду характеристик - первым среди монархов Европы эту проблему осознал и осуществил достаточно успешную попытку реализовать новые принципы Петр I.1

Военная реформа рассматривалась Петром I как составная и определяющая часть развития Российского государства. При этом военная реформа предопределяла создание промышленного машинного производства, в первую очередь военных заводов. Данный факт истолковывается некоторыми западными теоретиками как зарождение традиции милитаризации Российского государства, к этому мнению присоединяются и некоторые российские историки и обществоведы, которые трактовали и трактуют отдельные факты деятельности Петра I как непонимание необходимости широких реформ, охватывающих всю совокупность социально-экономических отношений. Высказывается, в частности, мнение, что Петр недооценил роль финансовой реформы.

Анализ процессов, происходивших в совершенно других условиях, например, во Франции, где несколько позднее - во второй половине XIX в. - были в условиях абсолютизма сделаны попытки проведения финансовой реформы, показывает необоснованность критики деятельности Петра I. Известно, что осуществлявшиеся в другое время и в совершенно других условиях попытки реформирования финансовой системы Франции не дали ожидаемого результата и практически только обострили внутриполитическую ситуацию.

В России реформы Петра I, направленные, вне всякого сомнения, на повышение военной мощи государства, затронули все важнейшие сферы государственного регулирования. Знаменательно, что именно в результате создания передовой для своего времени системы подготовки военных кадров в России были заложены основы юридического образования, поскольку именно в военных учебных заведениях впервые преподавались основы права.

Начинается внедрение правовых начал во все основные сферы жизнедеятельности государства и его основного института - армии. В 1711 г., отправляясь в Прутский поход, Петр основал Правительствующий сенат, имевший функции главного органа исполнительной, судебной и законодательной власти. 26 апреля 1715 г. был подписан Артикул воинский - Воинский устав, принятый при Петре Великом и действовавший до середины XIX века, подробно регламентировавший устройство армии, обязанности солдат и офицеров, порядок прохождения службы.

В преамбуле Артикула лапидарно сформулированы как общие правовые принципы (всеобщность и обязательность закона), так и его целевые характеристики.

Артикул заложил основы военного права России, регламентировав всю совокупность воинских и военных отношений.

24 января 1722 г. Петр I подписал Табель о рангах, регламентирующий прохождение государственной (военной, гражданской и придворной) службы в Российской империи, действовавший вплоть до 1917 г., который предусматривал разделение всех служащих на четырнадцать категорий - "рангов" или "классов" - и устанавливала персональный состав, права и обязанности, свойственные каждой из них.

Создание правовых основ регулирования военных отношений, регламентации деятельности всего государственного аппарата предопределило развитие в дальнейшем российской военной науки на самом современном для XVIII - XIX вв. уровне.

Высокий уровень военного искусства А.В. Суворова и М.И. Кутузова базировался на заложенных в петровское время основах военной науки. Полководческие таланты этих выдающихся военачальников основывались не только на их личностных, интеллектуальных и психологических качествах, но и на традициях, сформированных в XVIII в. такими полководцами, как Румянцев, Потемкин и др.

Александр Васильевич Суворов (1730 - 1800) сформулировал основные положения российской военной науки в своих военно-теоретических работах: "Полковое учреждение" и "Наука побеждать".

Продолжателем этих идей стал Михаил Илларионович Кутузов - знаменитый полководец (1745 - 1813), внесший решающий вклад в поражение наполеоновской армии в 1812 г.

Новый этап развития нашей военной науки связан с многообразными, зачастую качественно разнородными политическими процессами, в которые Россия, становящаяся на капиталистический путь, включилась в XIX в. Это многообразие обусловило приобретение российскими военачальниками опыта, несравнимого с опытом других стран. Этот опыт определил ускоренное развитие российской военной и военно-правовой науки в конце XIX - начале XX в.

Расширение границ России в результате присоединения территорий Северного Кавказа, Средней Азии привело к необходимости осмысления форм и методов борьбы с националистическими, сепаратистскими силами, и в связи с этим роли армии в обеспечении единства страны. Учитывая нескрываемые Турцией намерения включить кавказские территории в зону своих интересов, можно говорить о первой постановке проблемы военного фактора в обеспечении национальной безопасности в условиях буржуазного развития.

В ходе Первой мировой войны, в которой в наибольшей степени проявились межимпериалистические противоречия, военная наука, представителями которой являлись М.В. Алексеев, А.А. Брусилов, все в большей степени обращала внимание на субъективный фактор - проблемы подготовки солдат, управления войсками, место и роль армии в государстве.2

Гражданская война предопределила развитие военной и юридической наук в России по двум направлениям, частично пересекающимся и в то же время идеологически несовместимым.

В рамках белого движения как во время гражданской войны, так и после нее, в эмиграции продолжается осмысление роли армии в государстве такими крупными военачальниками, как П.Н. Врангель, А.И. Деникин.

В Советской России аналогичные вопросы ставились и решались М.В. Фрунзе.

В Приказе N 876 от 4 августа того же года А.И. Деникин, осознавая значение поддержания воинского правопорядка, требовал от соответствующих начальников действий в рамках существующего военного законодательства.

Вопросы военного строительства в Советской России, а затем и в СССР применительно к новым социально-политическим условиям были в наиболее фундаментальной постановке рассмотрены Михаилом Васильевичем Фрунзе (1885 - 1925). Речь идет о разработке концепции военной доктрины Советского государства. Говоря о теоретических основах военной доктрины, М.В. Фрунзе выделяет следующие положения, вытекающие из совпадения требований военного искусства с общей политикой:

- военное дело данного государства, взятое в его совокупности, не является самодовлеющей величиной, а целиком определяется общими условиями жизни этого государства;

- характер военной доктрины, принятой в армии данного государства, определяется характером общей политической линии того общественного класса, который стоит во главе его;

- основное условие жизненности военной доктрины заключается в ее строгом соответствии с общими целями государства и теми материальными и духовными ресурсами, которые находятся в его распоряжении;

- доктрину, способную быть жизненным организующим моментом для армии, изобрести нельзя. Все основные элементы ее уже даны в окружающей среде, и работа теоретической мысли заключается в отыскании этих элементов, сведении их в систему и приведении их в соответствие с основными положениями военной науки и требованиями военного искусства.

На основе выдвинутых основных положений концепции военной доктрины М.В. Фрунзе дает анализ военных доктрин Германии, Франции, Великобритании и определяет основные характеристики военной доктрины Советского государства. При этом он выделяет технический и политический моменты военной доктрины.

Советская военная наука после смерти М.В. Фрунзе в 30-е годы XX в. не получила в силу известных обстоятельств дальнейшего развития, за исключением разработок М.Н. Тухачевского, касающихся использования крупных танковых соединений и воздушного десанта. Однако уже в конце 30-х гг. обнаружилось, что дальнейшее развитие военной науки невозможно без серьезного внимания к проблемам военного права, что и было реализовано в результате ряда мероприятий, среди которых особое место занимает первая научно-теоретическая конференция по проблемам военного права, состоявшаяся в 1939 г.

Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. дала новый импульс развитию военной науки. Новые цели, условия и средства ведения боевых действий были творчески освоены и осмыслены блестящей плеядой советских полководцев: Г.К. Жуковым, К.К. Рокоссовским, А.М. Василевским, И.С. Коневым и др. Роль политической составляющей военной науки в выступлениях и отдельных работах анализировалась Верховным главнокомандующим И.В. Сталиным. Однако теоретическое обобщение опыта Второй мировой войны началось только в послевоенные годы. Такое обобщение могло быть эффективным лишь при формировании целостной системы военного права. Складывание такой системы началось в 50-е гг.

В этот период в высших военных учебных заведениях открываются военно-юридические факультеты. С учетом произошедших изменений в военной науке складывается система военного законодательства, более отвечающая современным требованиям, изменения в которой были обсуждены на научных конференциях 1954, 1956, 1972 и 1989 гг. Общим для них было то, что основное внимание уделялось теоретическим проблемам военного права.3

Подготовка нового этапа военного права была связана с принятием таких нормативных правовых актов, отразивших современные социальные и политические реалии 90-х гг., как Конституция РФ 1993 г., Законы о безопасности 1992 г., об обороне 1992 г., о военной обязанности и военной службе 1993 г., о статусе военнослужащих 1993 г., о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей 1993 г., о государственной границе РФ 1993 г., о военном положении 2002 г., о мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации 1997 г., о государственной тайне 1993 г., о государственном оборонном заказе 1995 г., Указ "О создании Вооруженных Сил Российской Федерации" 1992 г. и др.

Очередной этап развития военного права России настал с принятием новой военной доктрины 2000 г..

Анализ военной науки и военного права в России позволяет сделать вывод об огромном потенциале развития российской военной науки, определяющемся нашим богатейшим историческим и военным опытом, что требует специального исследования предмета и основных институтов военного права.


1.2 Сущность и правовой аспект государственной службы
31 мая 2003 г. вступил в силу Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации". В отличие от Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" новый Закон к государственной службе относит не только службу в государственных органах, являющихся частью государственного аппарата Российской Федерации, но также профессиональную деятельность в составе ряда государственных организаций, не входящих в государственный аппарат, но призванных обеспечивать и гарантировать реализацию целей и функций государства.

Из законодательного определения государственной службы можно выделить ее существенные признаки: во-первых, государственная служба призвана обеспечивать практическое осуществление задач и функций государства, и, во-вторых, она является профессиональной деятельностью, т.е. деятельностью, осуществляемой на основе специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретаемых в результате подготовки. Таким образом, с принятием нового Закона устранено противоречие, заключающееся в том, что нормативное определение государственной службы ограничивало ее применение рамками государственного аппарата, т.е. в понятие государственной службы не включалась деятельность в иных частях государственного механизма, например военная служба.4

В то же время как Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации", так и Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" определяют государственную службу как профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации. Указанный подход не позволяет определить специфику государственно-служебной деятельности по сравнению с другими видами служебной деятельности (например, священнослужителей и др.). По нашему мнению, методологически правильно будет определить государственную службу не через профессиональную деятельность, а через раскрытие ее сущностного содержания, поскольку даже беглый анализ состава войск и воинских формирований позволяет сделать вывод, что профессиональной военная служба является только для части их личного состава - военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (ранее признак профессионализма был также присущ кадровой военной службе, не ограниченной сроками военной службы, которую проходили военнослужащие офицерского состава), т.е. признак профессионализма для военной службы не является определяющим в ее содержании. Следовательно, необходимо установить иные критерии, по которым деятельность в составе тех или иных организаций и органов может быть отнесена к государственной службе, направленной на реализацию целей и функций государства.

По действующему законодательству Российской Федерации военная служба учреждена в органах и организациях, решающих задачи в области обороны и безопасности государства, и, следовательно, она является особым видом государственной службы (п. 1 ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"). В то же время, являясь разновидностью государственной службы, военная служба имеет исключительно выраженную специфику, которая подчас исключает прямые параллели и аналогию с понятиями "государственная служба" и "государственный служащий", закрепленными в Федеральных законах "Об основах государственной службы Российской Федерации" и "О системе государственной службы Российской Федерации". Проблема заключается как в отсутствии научно обоснованной концепции системы государственной службы, учитывающей предназначение военной службы, так и в отсутствии научной определенности самого понятия военной службы.5

Указанные обстоятельства привели к тому, что военная служба перестала пониматься как особый вид государственной службы, что отличия военной службы от других видов специальной государственной службы не столь существенны, и это позволяет объединить ее с другими видами государственной службы, как считает ряд ученых, т.е. военная служба не носит особого характера.

С таким мнением вряд ли можно согласиться, хотя оно не лишено определенного смысла. Указанная позиция обусловлена особенностями современной структуры военной организации Российской Федерации, включающей, помимо организаций (Вооруженных Сил, пограничных и внутренних войск), предназначенных для решения задач обороны и военной безопасности с применением средств вооруженной борьбы (оружия и вооружения индивидуального и коллективного применения) военными методами в специфических формах (проведение операций, ведение боевых действий и др.), иные организации и органы, играющие при этом обеспечивающую роль, что соответственно не требует особой специфики их деятельности.

Таким образом, современное состояние военной организации Российской Федерации характеризуется тем, что, кроме организаций, решающих задачи в интересах обороны и безопасности военными методами и средствами вооруженной борьбы, в нее входят государственные организации и органы, решающие задачи обеспечения деятельности указанных организаций. Это свидетельствует о чрезмерном расширении рамок военной организации государства, что не является оправданным в мирное время. Такое состояние военной организации не было характерным до начала 90-х гг. прошлого столетия для нашего государства и не характерно для аналогичных организационных структур развитых государств.

Указанная позиция нашла отражение в Федеральном законе "О системе государственной службы Российской Федерации" (далее - Закон), по которому военная служба является одним из видов федеральной государственной службы, что не в полной мере отражает ее сущностное содержание, поскольку военная служба является особым видом федеральной государственной службы. Особенность отражает ее существенные отличия от всех других видов государственной службы, которыми являются:

1) ее предназначенность, т.е. возможность применения специальных (военных) методов для решения поставленных задач, использование для этого средств вооруженной борьбы (оружия и вооружения как индивидуального, так и коллективного применения). Такая возможность не предоставляется любым другим видам государственной службы;

2) исполнение военной службы не только в добровольном порядке, но и по призыву как форме воинской обязанности, являющейся юридической обязанностью части населения государства, что также не присуще другим видам государственной службы, и ряд других особенностей.

Содержащееся в Законе определение позволяет сделать вывод о том, что государственные организации и органы, в которых учреждается военная служба, осуществляют функции по обеспечению обороны и безопасности государства, что не в полной мере соответствует ее предназначению - непосредственное решение задач в области обороны и военной безопасности. С учетом изложенного понятие военной организации государства, содержащееся в Военной доктрине Российской Федерации, должно быть уточнено. Военная организация государства является частью государственного механизма, предназначенной для решения задач в области обороны и военной безопасности военными методами и средствами вооруженной борьбы.6

Также нет единого мнения о месте военной службы в системе государственной службы Российской Федерации. Концептуальное значение имеет методологический подход, согласно которому государственная служба едина по своей правовой природе и различна по решаемым задачам. Из этого следует ее дифференциация по различным направлениям деятельности государства и соответственно дробление ее на виды. Под видом государственной службы понимается ее специализация по содержанию, которая, в свою очередь, обусловливается целями и функциями соответствующих государственных органов и производна от них. Ответ на вопрос о месте военной службы в системе государственной службы имеет важное теоретическое значение, поскольку позволяет сформулировать концептуальные положения о структуре института государственной службы, ее разновидностях и как следствие предложения по совершенствованию законодательства о государственной службе и ее видах.

Ряд авторов относят военную службу к военизированной государственной службе. Кроме военной, к военизированной государственной службе они относят также службу безопасности, внутренних дел и пограничную. Недостатком указанной классификации является то обстоятельство, что в ней смешаны виды государственно-значимой деятельности (военная служба) с административными органами, в которых исполняется военная служба. Так, согласно ст. 16 Федерального закона "Об органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации" органы ФСБ России комплектуются военнослужащими и гражданским персоналом. Причем сотрудниками органов ФСБ являются военнослужащие, за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и лица из числа гражданского персонала, назначенные на должности военнослужащих. Следовательно, в органах ФСБ России предусмотрена как военная служба, так и иная государственная служба по решению задач в сфере национальной безопасности. Аналогичные положения содержатся в Федеральном законе "О Пограничной службе Российской Федерации", согласно которому Пограничная служба является государственной военной организацией.

  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница