Из опыта применения инновационных образовательных технологий в рамках изучения курса «педагогика»



Скачать 68.42 Kb.
Дата04.06.2016
Размер68.42 Kb.
Ерошенкова Е.И.,

г. Белгород, Российская Федерация

ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
ИЗ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ПЕДАГОГИКА»
Аннотация. В статье приводится описание практического опыта применения элементов различных инновационных технологий в процессе профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования. Автор описывает образовательный эффект описываемых технологий при изучении курса «Педагогика» в вузе.
Внедрение в практику современного высшего образования инновационных образовательных технологий не теряет своей актуальности. Повышение уровня конкуренции в российских организациях высшего образования, изменения в государственной политике, в том числе в сфере образования, рост требований к выпускникам со стороны работодателей, – все это обуславливает применение инновационных образовательных технологий в высшей школе, отвечающих требованиям современного общества.

Педагогическое образование также претерпевает ряд преобразований, появляется большое количество нормативных документов в сфере образования, меняется характер труда педагога, с каждым днем увеличивается количество и качество решаемых педагогами профессионально-педагогических задач, определяются все новые профессионально значимые компетенции. Перечисленные обстоятельства подчеркивают необходимость профессиональной подготовки педагога новой формации, готового работать с применением технологий «завтрашнего дня», успешно включающегося в процесс обновления содержания образования. Такая подготовка возможна, на наш взгляд, при условии включения в образовательный процесс вуза инновационных образовательных технологий.

Так, при изучении курса «Педагогика» со студентами 1 и 2 курсов бакалавриата (Белгородский государственный национальный исследовательский университет, педагогический институт, факультет дошкольного, начального и специального образования, направление подготовки: Педагогическое образование) используются различные инновационные технологии преподавания.

Чтение лекций по курсу происходит с применением технологии проблемного обучения с постановкой активизирующих вопросов. Проведение проблемных, активных учебных лекций (при рассмотрении тем «Особенности процесса обучения в условиях современности», «Дидактические теории и системы в условиях модернизации современной общеобразовательной школы» и др.), включение в учебную деятельность проблемных ситуаций, диалоговых технологий способствуют созданию условий для проявления познавательной активности, развития интеллектуальных возможностей студентов, в результате чего происходит творческое овладение ими знаниями, умениями, владениями, развиваются профессионально значимые способности, компетенции.

Включение в изучение педагогики элементов проектной технологии, учебного проектирования в рамках изучения модуля «Профессиональные педагогические задачи» позволяют студентам выполнить ряд проектов (например, «Игровые технологии в решении профессионально-педагогических задач», «Реализация технологии педагогической поддержки» и др.), способствующих формированию у них необходимых профессиональных компетенций.

Применение проектной технологии в современных условиях позволяет мотивировать процесс изучения дисциплины «Педагогика», развить потребность проектирования, планирования своей деятельности, принимать самостоятельные аргументированные решения, дает возможность развить индивидуальные творческие способности студентов, осмысливать личностную значимость этой деятельности и ее результатов.

Существенно повышает качество изучения курса педагогики применение приемов и техник технологии развития критического мышления студентов. Хорошо зарекомендовали себя такие приемы, как маркировка текста, создание кластеров, синквейнов и др. Использование данной технологии на этапе осмысления информации на практических занятиях, при осуществлении самостоятельной работы при изучении и закреплении тем: «Методы и средства обучения как необходимые компоненты процесса обучения в современной общеобразовательной организации», «Формы обучения в условиях современности. Образовательная среда и ее место в системе форм обучения» и др. способствует развитию аналитического мышления студентов; позволяет отслеживать уровень понимания изучаемого материала; помогает выстраивать мышление, отличающееся контролируемостью, обоснованием суждения, помогает принимать независимые обоснованные решения.

Применение технологии визуализации учебной информации с помощью опорных схем, интеллект-карт, применения ИКТ, мультимедийных технологий и др. при изучении и закреплении тем: «Педагогика как наука и искусство. Становление научной педагогики»; «Личность как объект и субъект воспитания. Целостный педагогический процесс»; «Методы, формы и средства обучения в условиях современности»; «Методы, средства и формы воспитания личности» и др. позволяет интенсифицировать процесс обучения, активизировать познавательную деятельность обучающихся, развивать у них критическое и визуальное мышление, зрительное восприятие, образное представление знаний, учебных действий, повышать визуальную грамотность и культуру студентов, в том числе и при использовании ИКТ.

Применение технологии коллективного взаимообучения (занятия «в кругу», в малых группах) на практических и лабораторных занятиях по педагогике осуществляется при закреплении тем: «Технология педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений», «Целеполагание и планирование в деятельности директора школы и классного руководителя»; «Технология подготовки учителя к уроку и организации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Приемы активизации и оптимизации процесса обучения» и др.

Организация коллективного взаимообучения способствует формированию внутренней учебной мотивации студентов в рамках изучения дисциплины, позволяет повысить успешность обучающихся, интерес к предмету «Педагогика», эффективность учебного взаимодействия в виде формирования соответствующих значимых в будущей профессиональной деятельности компетенций.

Применение элементов технологии «кейс-стади» на занятиях по педагогике имеет личностно-развивающий характер, повышает личную ответственность студентов, позволяет развить у них навыки критического мышления, актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении профессионально ориентированных проблем, позволяет организовать обучение, приближающееся к научному поиску путем создания различных кейсов. Например, по темам: «Нормативно-правовое обеспечение педагогической деятельности»; «Педагогические сайты в современном образовании»; «Периодические издания для педагогов»; «Научно-методическая педагогическая литература» и др.

Проведение в контексте интенсивных технологий активизирующих семинаров (теоретических, научно-практических, обучающих, семинаров-диспутов, семинаров – «круглых столов» в форме диалогического общения участников и др.), практикумов (с элементами тренинга, с элементами решения проблемных задач и др.), позволяет реализовать деятельностный подход в профессиональной подготовке бакалавров Педагогического образования.

Применение эвристических техник интенсивного генерирования идей: различных мозговых штурмов, методов морфологического анализа, создания «жужжащих» групп и др. способствует развитию логического мышления, самостоятельности мышления, саморазвитию студентов, способствует рационализации, интеграции и эффективности процесса обучения, формирует положительное отношение к изучаемому материалу и обеспечивает формирование общекультурных компетенций.

Использование комплексных технологий активного обучения (в том числе, групповых дискуссий, творческих мастерских, например, при изучении тем: «Педагогические технологии в решении практических задач учителя», «Здоровьсберегающие технологии в современном образовательном процессе» и др.) в сочетании с технологиями модерации позволяют получить синергетический образовательный эффект, значительно повысить познавательную, творческую активность студентов и качество их профессиональной подготовки.

Применение игровых интерактивных технологий (в том числе, тренингов, учебных ситуаций, ролевых, деловых, имитационных игр и др., например, ролевой игры «КТД: особенности организации и проведения», деловой игры «Первый урок», имитационных игр «Вступление в должность педагога», «Родительское собрание», «Откровенный разговор» и др.) соответствуют логике деятельности, включают момент социального взаимодействия, готовят к конструктивному профессиональному общению; способствуют большей вовлеченности участников взаимодействия в процесс обучения, побуждают их к непроизвольной активности. Использование игровых технологий при изучении педагогики формирует ценностные ориентации и установки профессиональной деятельности студентов, они легче преодолевают стереотипы, корректируют самооценку. Все это провоцирует у обучающихся включение рефлексивных процессов, предоставляет возможность всестороннего анализа, интерпретации, осмысления полученных результатов; способствует проявлению всех качеств личности, ее позитивных и негативных индивидуальных особенностей, стиля делового партнерства.

Применение технологий образной связи (послеигровых дискуссий, рефлексивных методик и др.) уточняет взаимные позиции участников анализа; придает коллективному решению статус групповой нормы. Помимо этого данные технологии позволяют студентам сознательно регулировать и контролировать свое мышление (связь с саморегуляцией мышления); позволяют оценивать не только истинность мыслей, но и их логическую правильность.



Применение в процессе изучения курса «Педагогика» современных средств оценивания (элементов рейтингового контроля, тестирования, технологии портфолио, карт успешности и др.) позволяет осуществлять контроль за уровнем сформированности профессионально значимых компетенций обучающихся на разных ступенях обучения, способствует повышению качества образования по предмету.

Таким образом, применение в образовательном процессе инновационных технологий, в частности, при изучении курса «Педагогика» с бакалаврами по направлению подготовки «Педагогическое образование» позволят повысить практико-ориентированный характер обучения и вывести качество образования на новый уровень, соответствующий требованиям стандартов сегодняшнего и завтрашнего дня.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница