Изобразительное искусство со специализацией «Живопись и живописная композиция» Цели освоения дисциплины



Скачать 450.85 Kb.
страница1/3
Дата03.05.2016
Размер450.85 Kb.
  1   2   3
Методические рекомендации по изучению дисциплины
КОЛОРИСТИКА
050602 Изобразительное искусство

со специализацией «Живопись и живописная композиция»
Цели освоения дисциплины.

Теория цвета лежит в основе изучения живописи и композиции (станковой и декоративной). Она вооружает художника рядом объективных знаний, которые необходимы для профессиональной деятельности дизайнеров.

Целью курса является освоение предмета, расширение круга интересов студентов, воспитание у них эстетических потребностей, творческого воображения, художественных способностей, эмоционально – эстетического отношения к действительности

Задачами предлагаемого спецкурса являются: опираясь на законы колористики, учитывая опыт художников разных школ, решить проблему применения теоретических знаний в практической деятельности в зависимости от будущей специальности. духовно - эмоциональное обогащение личности; развитие творческих способностей; развитие профессиональных навыков, через формирование практических умений; познакомить с видами цветовых гармоний и их эмоционального воздействия на зрителя:

познакомить с психологией восприятия цвета.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО

В программе обобщены и систематизированы закономерности восприятия цвета, которые помогут глубоко постичь искусство живописи. Эти знания помогают в самостоятельной творческой деятельности, развивают мыслительные способности студентов: умение наблюдать, сопоставлять и анализировать цвет. Колористика–наука, изучающая и объясняющая явления цвета: происхождение цвета тел и всех наблюдаемых объектов, изменения цвета при различном освещении и на различных расстояниях, смешение, взаимодействие цветов и основы их гармонизации.



Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
«Колористика»:

владеет рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта; владеет принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка; навыками линейно- конструктивного построения и основами академической живописи; элементарными профессиональными навыками скульптора; современной шрифтовой культурой; приемами работы в макетировании и моделировании; приемами работы с цветом и цветовыми композициями; методами и технологией классической техники станковой графики (гравюра, офорт, монотопия); основными правилами и принципами набора и верстки (ПК-15);


.

Ведущим принципом построение программы является: формирование у студентов через систему теоретических и практических знаний представлений о связи человека и создаваемой им культурной среды обитания с единой и гармоничной природой. Другим принципом построения программы вариантность заданий и тем, возможность замены одних заданий, другими при условии сохранения общей структуры и единой логики содержания программы курса.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

Понятие «колористика» и «цвет»; Основные цвета в палеолитической живописи;;

Первоначальную сущность цвета; Античную философию цвета;

Понятие природы цвета и света; Волновая теория света;

Основные, дополнительные и производные цвета; Понятие: ахроматического цвета;
Уметь:

Использовать семантику цвета в творческой практике;

Использовать на практике теорию света;

Передавать тоном объём предмета;

Выполнять цветовой круг;

Выстраивать хроматический и ахроматический ряд;

Выполнять таблицы смешения

Владеть:

Взаимоотношение формы и цвета в живописи в искусстве разных времён и народов;

Соподчинённость основных цветов и основных геометрических форм;

Использовать на практике законы соотношения цвета и формы для составления гармоничных композиционных форм,

Применять знания колористики в создании разных цветовых композиций.

Объем дисциплины «Колористика»и виды учебной работы (для всех направлений подготовки, на которых обеспечивается данная дисциплина).

Общая трудоемкость дисциплины «колористике» составляет 80 зачетных единиц


(из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов);

40 аудитоорных часов.

Содержание разделов дисциплины.

Поскольку курс колористики включает в себя всего 40 аудиторных часов, 12 лекций, 28 пратических и 40 самостоятельной работы, представляется более целесообразным разделить его не на разделы, а на темы, которые последовательно и систематически раскрывающие основные вопросы данного курса. Лекционный материал содержит вопросы теории цвета; истории науки о цвете; основные понятия и терминологию колористики; психологии цветового зрения.

При изложении теоретического материала, учитывается специфика применения теоретических знаний в практической деятельности в зависимости от будущей специальности. Грамотное теоретическое обоснование каждой темы позволит дизайнерам использовать цвет в создании композиции на плоскости, построении цветовой среды в интерьере и экстерьере.

В программе практических занятий выделены традиционные разделы.

Их названия соответствуют современным требованиям вузовских программ. Конкретные темы, включённые в программу практических занятий, являются примерными и могут быть заменены, по мере необходимости на аналогичные.

ТЕМА 1. История науки о цвете. Введение.

Задачи науки цветоведение. Отношение первобытного человека к цвету. Амбивалентность и полисемантичность слов, вещей и цвета древних цивилизаций. Сферы использования цвета. Учение о цвете в странах Древнего Востока. Понятия и принципы гармонии в Древней Греции и Риме. Классификация цвета в Средневековье. Основы закономерностей восприятия цвета в трудах Леонардо да Винчи, Ньютона, Гёте. Методы изучения цветовых явлений в 17-18 веках. Основные направления науки о цвете и свете в 20 веке.



ТЕМА 2. Природа света и цвета.

Взгляд на природу света и цвета философов классического периода. Средневековые исследования природы света. Теоретические и практические исследования арабского учёного Ибн Аль-Хатайна (Альхазен). Опыты по измерению цвета и света. Открытия Ньютона о природе цветов. Волновая теория света. Работы Гюйгеса; Френеля. Квантовая теория света. Фотоны. Электромагнитная природа света. Природа цветового ощущения. Субъективная характеристики цвета. Цвет и цветовое воздействие. Период цлассической науки конец ХУ11 начало Х1Х века.



ТЕМА 3. Основные понятия о свете. Ахроматические цвета. Хроматические цвета.

Понятие «ахроматического цвета» Форма контраста ахроматических цветов. Средства композиции и способы гармонии. Приёмы передачи объёмности предметов. Визуальное восприятие ахроматических цветов. Ассоциативное восприятие и символика. Группа эмоциональных ассоциаций: негативные, позитивные, нейтральные. Физические свойства цвета. Цвет как ощущение, возникающее в органе зрения человека при воздействии света. Свет как электромагнитное волновое движение. Единицы измерения длинны волн света. Спектр Ньютона. Отражение и поглощение цвета физическими телами. Матовые и блестящие предметы. Прозрачные и непрозрачные поверхности. Законы оптического смешения цветов. Понятие цветовой триады, дополнительных цветов. Виды и законы контраста. Восприятие цвета. Влияние освещённости. Основные качества цвета. Понятия «цветовой тон», «светлота», «насыщенность».



ТЕМА: 4. Форма и цвет основные пространственные воздействия цвета;

Взаимоотношение цвета и формы. Психологическое восприятие цвета и формы в искусстве разных времён и народов. Рациональное и эмоциональное восприятие формы и цвета. Индивидуально-психологическое восприятие цвета и формы. Схема тоновых и цветовых отношений в предметах сложной формы.


ТЕМА: 5. Цветовой климат искусственной среды обитания человека.

Гармония как эстетическая категория. Принципы гармонии в колористике искусства, базирующегося на классической античной традиции. Понятие «цветовая гармония». Классификация цветовых гармоний. Типы колорита по Гёте: гармонический; могучий (мажорный); нежный (минорный); пёстрый; фальшивый; слабый. Цветовой диссонанс. Цветовые гаммы: родственные (сближенные), контрастные, смешанные. Проектирование цветового климата. Основные принципы моделирования цветового климата. Цветовые схемы объектов. Типы отношений к проектированию цвета в жилище.



Темы для самостоятельного изучения.

№ п/п

Наим. дела дисциплины

Форма самостоятельной работы

Кол

час

Форма контроля выполнения

1.

История науки о цвете.


1. Основные задачи науки цветоведения;

2. Определите понятия и принципы гармонии Античности;

3. Значение научно-исследовательских трудов по теории цвета Леонардо да Винчи, Ньютона, Гёте;

4


- защита рефератов

2



Природа света и цвета.


1.Взгляд на природу света и цвета философов классического периода.

2. Средневековые исследования природы света.

3.Опыты по измерению цвета и света.

4. Открытия Ньютона о природе цветов.

5. Волновая теория света. Работы Гюйгеса; Френеля.

6.Квантовая теория света. Фотоны.

7 Период классической науки конец ХУ11 начало Х1Х века.


6

- проверка контрольных работ

3



Основные понятия о цвете.

Ахроматические цвета; Хроматические цвета;


  1. Какие цвета входят в группу ахроматических цветов?

  2. Форма контраста ахроматических цветов?

  3. Как используются ахроматические цвета в изобразительном искусстве?

  4. Визуальное восприятие ахроматических цветов.

  5. Гармонизация ахроматических и хроматических цветов;

  6. Какие цвета входят в группу хроматических цветов?

  7. Какие гаммы существуют в цветовом круге?

  8. Дополнительные цвета и их свойства.

  9. Виды хроматического контраста.




10

- проверка контрольных работ

- защита рефератов



4.



Форма и цвет основные пространственные воздействия цвета;


1.Каковы взаимоотношения цвета и формы.

2. Психологическое восприятие цвета и формы в искусстве разных времён и народов.

3. Как воспринимается цвет и форма в зависимости от пространственного влияния.

4.Как строится схема тоновых и цветовых отношений в предметах сложной формы.




10

- проверка контрольных работ

- защита рефератов



5.


Цветовой климат искусственной среды обитания человека


  1. Цветовые иллюзии формы и

пространства.

  1. Физиология восприятие цвета. Основные качества цвета.

  2. Изобразительная функция цвета в живописи.

  3. Психология цвета. Символика цвета.

  4. Выразительность цвета и чувственное действие цвета.

  5. Колористическое соотношение цветов гармонического пространства.

Выявление ритма, тектоники, композиционного центра.

10

-проверка контрольных работ

- защита рефератов



ИТОГО

40





Интерактивные формы занятий: по дисциплине « Колористика».


№ раздела (темы)

Формы

тема №1 Введение .

История науки о цвете. История развития науки о цвете - колористике



дискуссия

тема №2. Природа света и цвета

компьютерная симуляция, просмотр фильма Наука о цвете


тема № 3Основные понятия о цвете.

Ахроматические цвета; Хроматические цвета;



метод проектов

тема №5. Цветовой климат искусственной среды обитания человека. Стилизация.

мастер – классы экспертов специалистов



Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Содержательный компонент теоретического материала

Лекционное занятие №1 (2ч)

ТЕМА 1. История науки о цвете - колористике. Введение.

Основные задачи науки колористике основываются на примере сочетания наглядного (предметного) и абстрактного (апертурного) свойствах цвета. Важное место занимает мифология и учение античных мыслителей о цвете. Взгляд на природу света и цвета философов классического периода. Средневековые исследования природы света. Теоретические и практические исследования арабского учёного Ибн Аль-Хатайна (Альхазен). Природа цветового ощущения. Субъективная характеристики цвета. Цвет и цветовое воздействие. Сферы использования цвета; понятия и принципы гармонии античного мира рассматриваются закономерности восприятия цвета в трудах Леонардо да Винчи, Ньютона, Гёте. Теория Ньютона, впервые установившего, что солнечный луч, содержит семь цветов спектра. Составленный им круг из семи секторов, используется до настоящего времени. Великий немецкий поэт и философ в труде «Учение о цвете» рассматривает вопросы психологического, воздействия цвета на человека. В противовес Ньютону, Гёте считал, что цвет неразложимым на спектральные цвета. Происхождение всех цветов он объяснял взаимодействием света и тьмы. Опытным путём он установил систему закономерностей ощущения цветов, и их взаимодействия. Палитру цветов он разделил на цвета, вызывающие радостные эмоции и грустные. К первым он относил тёплые цвета, с огненным оттенком (красные, оранжевые, жёлтые), ко вторым - холодные цвета с синеватым оттенком (синие, фиолетовые, сине-зелёные). Методы изучения цветовых явлений в 17-19 веках; гипотеза М.В. Ломоносова о трёхкомпонентности цветового зрения человека, что зрительный анализатор содержит три цветоощущающих приёмника, являющихся тремя нервными аппаратами, активизация которых соответствует трём видам возбуждения: красного, зелёного, синего. Опыты по измерению цвета и света. Открытия Ньютона о природе цветов. Волновая теория света. Работы Гюйгеса; Френеля. Квантовая теория света. Фотоны. Электромагнитная природа света. Основные направления науки о цвете и свете в ХХ веке.


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница