Жизнеустройство детей-сирот: семейные формы: рекомендательный список статей



Скачать 161.22 Kb.
Дата30.04.2016
Размер161.22 Kb.
Жизнеустройство детей-сирот: семейные формы: рекомендательный список статей.

Сироту пристроить - что храм построить.

Русская пословица.

Ураган не сломает недавно посаженное дерево, если ствол его поддерживают опоры.

Буддийская сутра/

Для каждого ребенка самой надежной опорой является родительская любовь и заботa. Его счастье – в общении с любящими и любимыми людьми. Счастье взросления в семье, с которой начинается знакомство с миром, познание жизни. К сожалению, многим детям в нашей стране семьи не дано с рождения. Иные родились в неблагополучных семьях и их удел – дом малютки, детский дом, интернат, профлицей.

В народе бытует мнение: не женись на детдомовской (не выходи замуж) – намаешься. Зачастую выпускники детских домов не способны создать, сохранить свою собственную семью. Причины этого явления известны психологам, педагогам, они описаны в специальной литературе. Отставив в сторону психолого-педагогическую терминологию, спросим себя: как можно что-то строить, не видя этого, не ощущая, не переживая? И это главный аргумент в пользу семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Для них семья – спасательный круг, способный защитить их от житейских бурь и штормящей событиями жизни. ”Семья – это все, что нужно для счастья”, — решила героиня рождественской сказки, придуманной маленькой девочкой из города Старая Русса. Неожиданная встреча с Дедом Морозом обещала исполнение самого заветного желания. “Дедушка Мороз, подари свое волшебство ребенку, у которого нет мамы и папы. Ему твое волшебство намного нужнее. А я и так счастлива”. Семья нужна ребенку всегда, даже когда он уже взрослый.

У истоков приемной семьи стояла Великая императрица Екатерина. Выслушав доклад Московского опекунского совета о смертности сирот в воспитательных домах, Екатерина решает раздать воспитанников по семьям, признавая тем самым, что даже приемная семья как институт воспитания надежнее и эффективнее государственного воспитательного учреждения. Для наблюдения за жизнью питомцев в семьях существовали, так называемые, объезжие надзиратели. Среди них немало было врачей. Они следили за тем, кормят ли младенцев грудью, как ухаживают за ними, отдают ли, когда подрастут, в учение. По достижении совершеннолетия питомцы приписывались в крестьяне или мещане. Большинство из них, благодаря такой системе, получали возможность расти в той необходимой для нормального развития ребенка среде, которую дает только семья. По свидетельству объезжих надзирателей сплошь и рядом можно было наблюдать примеры искренней привязанности членов семей к “казенным детям”, доброго отношения друг к другу. В России было принято призревать сирот, брать их в свой дом, в семью. Особенно делом чести, совести и гражданского долга это благое намерение воспринималось в семьях состоятельных людей. И назывались эти дети богоданными. Их всячески оберегали от обид, растили наравне с собственными детьми, не смели обидеть ни словом, ни делом, иначе говоря, относились так, как и в семье главного героя романов П. И. Мельникова (Андрея Печерского) “В лесах” и “На горах”, заволжского купца Потапа Максимыча Чапурина. Призрев дочку своих соседей по торговой лавке, умерших в эпидемию холеры в городе, куда приехали на торги, он всем домочадцам строго-настрого наказал ничем Груню не выделять против родных дочерей “…какой сарафан Насте с Парашей, такой же и Груне, какое приданое родным дочерям, такое же и этой дочке”.

Интересен опыт в сфере призрения сирот участковых городских попечительств Москвы, создавших особые приюты – так называемые искусственные семьи. Первый из них был организован в 1910 году. Искусственная семья состояла из матери и троих детей в возрасте до 10 лет. Городское управление выделяло субсидии на каждого ребенка. Данная форма призрения дала хорошие результаты: дети были здоровы, помогали по хозяйству, учились в ближайшей городской школе.

В годы Великой Отечественной войны был возрожден институт опеки, отмененный в первые годы советской власти. В разрушенной, голодной стране находились люди, готовые прийти на помощь маленькому человеку, которого постигло одиночество. Только в России за годы войны было принято в семьи 278 тыс. детей-сирот. Легко ли растить чужих детей, выстаивая в очередях за строго нормированным куском хлеба по карточкам, живя впроголодь? Безусловно, нет. Тогда что же заставляло этих людей идти на столь самоотверженные поступки, даже жертвы? Зачем же в столь неустроенном собственном быту дополнительные заботы? Ответ на поверхности – в самой загадочной русской натуре, в готовности приходить на помощь.

В настоящее время в Российской Федерации в соответствии с Семейным кодексом введены следующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека, приемная семья, учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме форм, закрепленных семейным кодексом, существуют и другие: патронатное устройство, семейные детские дома, детские деревни (SOS – Киндердорф), православные пансионы семейного типа. Но веяния времени все настоятельнее требуют развивать семейные формы устройства детей.

Представляемая аннотированная библиография по заявленной теме адресована психологам, социальным педагогам, сотрудникам учреждений для детей-сирот, тем, кому придется осуществлять сопровождение приемных семей, студентам, обучающимся по специальности “Социальная педагогика”, а также потенциальным приемным родителям. В список включены статьи из периодических изданий, выписываемых библиотекой МГПУ, и опубликованных в 2000-2008 гг.


Осипова, И.Государственные стратегии предотвращения социального сиротства [Текст] / И. Осипова// Социальная педагогика. - 2008. - № 2. - С. 19-24.

Бахметьева О. Замещающая семья — альтернатива детским домам [Текст]: [по материалам международной конференции по патронату, Москва, май 2007 г.] / О. Бахметьева //Защити меня. – 2007. - № 4. – С. 22-25.

Жизнь ребенка вне любящей семьи приводит к длительным негативным последствиям для развития интеллекта, эмоций и даже физического развития. Такой вывод был сделан в ходе международного исследования, проведенного специалистами 4 ведущих американских университетов в детских домах Румынии.

Фостерная (замещающая семья) – сравнительно новое явление для нашего общества. Любая семья, в которой ребенка воспитывают не кровные родители, называется замещающей. Анализ зарубежного и отечественного исторического опыта социальной помощи детям, оставшимся без попечения родителей, показывает, что наиболее эффективно их воспитание именно в замещающей семье, поскольку ему присущи непрерывность, продолжительность, устойчивость, возможность обеспечения безопасности и защищенности ребенка.

Васильев А. Нужны ли нам детские дома? [Текст] / А. Васильев // Социальная педагогика. – 2007. - № 3. – С. 95-102.

Автор статьи, директор детского дома, сам до 18 лет воспитывающийся в сиротских учреждениях, убежден: потребность в детских домах на сегодняшний день существует, и подходить к вопросу их закрытия следует обдуманно. Приводимые аргументы достаточно убедительны, они, возможно, помогут избежать поспешных решений и органам опеки и попечительства, и тем семьям, которые решились принять на воспитание ребенка. Проблема вторичного сиротства, когда в детские дома возвращают детей, к сожалению, существует.

Захарова Ж. Детский дом: быть или не быть [Текст] / Ж. Захарова //Социальная педагогика. – 2008. - № 1. – С. 101-105.

Процесс передачи ребенка из государственного учреждения в замещающую семью должен быть обдуманным и поэтапным. Это связано с тем, что не каждый, изъявивший желание взрослый способен выполнять роль замещающего родителя и не всегда ребенок готов и способен к освоению новой позиции. Возникает проблема пропедевтической подготовки детей и родителей. В статье представлен опыт работы с воспитанниками детских домов, пожелавших перейти в приемную семью.

Семья Г. Подготовка семей к приему детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, на воспитание [Текст]/ Г. Семья, Л. Вильясте // Социальная педагогика. - 2006. - N4. - С.67 - 73.

Семья решила взять на воспитание ребенка из детского дома. Но зачастую приемные родители не представляют себе, с какими трудностями им придется столкнуться. Задача специалистов, которые готовят родителей к этому шагу — не напугать родителей, а научить правильно реагировать на различные ситуации, помочь постичь науку родительства.

Захарова Ж. Подготовка замещающих родителей к новой роли [Текст]/ Ж. Захарова // Народное образование. – 2008. - № 4. – С. 249-253.

Представленная в статье система подготовки замещающих родителей позволила снизить уровень вторичного социального сиротства.

Вершинин В. “Раздача» сирот, приемная семья: на что надеемся господа?[Текст] / В. Вершинин // Социальная педагогика. – 2008. - № 1. – С. 89-100.

В проблемной статье автор, анализируя семейное и общественное воспитание сегодня и в ретроспективе, воспитательные возможности приемной семьи как производные от основных функций семейного социума , старается ответить на вопрос, вынесенный в заголовок: можно ли надеяться, что эта наполовину искусственная семья способна справиться со всеми сложностями воспитания детей-сирот, судьбы которых серьезно покалечены уже с самого начала жизни? Может, но при строгом соблюдении определенных условий. Также приводится программа проблемного семинара “Воспитание в приемной семье”.

Чечет В. Альтернатива социальному сиротству [Текст] / В. Чечет //Нар. образование. – 2001. – № 9. – С. 82-87.

Чепурных Е. Преодоление социального сиротства В России в современных условиях [Текст] / Е. Чепурных // Нар. образование. – 2001. - № 7. – С. 23-27.

Рассматриваются причины, по которым многие дети живут вне семьи (бедность, юные матери, войны, насилие, СПИД). Представлены альтернативные формы воспитания детей, проживающих в детских учреждениях: опекунская и патронатная семья, детские дома семейного типа, детская деревня, пансионат семейного воспитания, центры социальной защиты; национальное и международное усыновление.

Иванова Н. Замещающая семья как социокультурное явление [Текст]: выступление по секции “Неблагополучная семья и социальное сиротство” XVI Международных Рождественских образовательных чтений / Н. Иванова // Социальная педагогика. – 2008. - № 1. – С. 13-19.

Сегодня важной задачей является не столько поиск и развитие новых форм семейного устройства, сколько создание целостной управляемой системы, позволяющей специалистам в короткий срок устроить ребенка на воспитание в семью. Отсюда вытекает необходимость профессионализации труда приемных родителей, их подготовки, а также организации сопровождения семей с целью их поддержки и допустимого контроля.

Ослон В. Н. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России [Текст] / В. Н. Ослон, А. Б. Холмогорова //Вопросы психологии. – 2001. - № 3. – С.79-90.

В статье подчеркивается актуальность проблемы сиротства в России, рассматриваются основные формы решения проблемы сиротства: воспитательные учреждения сиротского типа, приемная семья, опекунская семья, детские дома семейного типа, замещающая профессиональная семья. Анализируются достоинства и недостатки указанных форм с привлечением данных отечественных и зарубежных исследований. Обосновывается вывод о депривации психического развития детей в учреждениях сиротского типа, что ведет к негативным последствиям в их социальной адаптации. Наиболее эффективной моделью в современных условиях является профессиональная семья, так как ее отличают высокие компенсаторные возможности последствий депривации, экономичность, доступность психологическому сопровождению и вовлечение широких слоев населения.

Ослон В. Н. Проблемы сопровождения замещающей профессиональной семьи [Текст] / В. Н. Ослон // Дефектология. - 2006. - №1. - С.30 – 36

Ослон В. Н. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи [Текст] / В. Н. Ослон, А. Б. Холмогорова // Вопросы психологии. – 2001. - № 4. – С. 39-51

Рассматриваются основные теории развития и депривации, фиксируется ведущая роль ближайшего социального окружения и качества контактов для нормального психического развития ребенка. Отмечается необходимость создания семейной заботы для компенсации последствий депривации детей-сирот. В качестве наиболее адекватной теоретической базы для психологического изучения и сопровождения замещающей семьи привлекается системный подход. Рассматривается модель анализа семьи как системы в четырех аспектах: структура, микродинамика, макродинамика, идеология. На основе экспериментально-психологического исследования выделяются этапы и кризисы в процессе становления приемной семьи. Делается вывод о высоких темпах компенсации последствий депривации у детей-сирот, проживающих в замещающих семьях.

Ослон В. Н. Ребенок в неродной семье: психологические проблемы усыновителей [Текст] / В. Н. Ослон // Защити меня! - 2008. - № 1. – С. 38-39.

Анализируются особенности родительских позиций в семье усыновителей. Родительское доминирование, повышенный контроль, подозрительность, неполное принятие ребенка, недоверие к себе как родителю, потребность постоянно доказывать свою любовь и заботу неизбежно влекут за собой различные проблемы в воспитании ребенка, к формированию синдрома приемного ребенка.

Олиференко Л. Приемная семья — институт защиты детства [Текст] / Л. Олиференко // Социальная педагогика. - 2003. - № 2. - С. 77-88.

Обобщив опыт приемных семей в разных государствах мира и используя данные собственных исследований, автор статьи разработала методические рекомендации по организации деятельности приемной семьи в России. Предлагается также инструментальная часть, которая поможет социальным педагогам и социальным работникам организовать эту новую форму защиты детей, их социальную реабилитацию.

Рыбакова Н. А. Патронат и патронатные воспитатели [Текст] Н. А. Рыбакова, И. Н. Старостина // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2002. - № 3. - С. 44-52.

C 1997 года в г. Пскове реализуется проект “Экспериментальная площадка по патронатному воспитанию”, цель которого – разработка и апробация механизма создания патронатных семей. В ходе реализации проекта немало сделано для изменения сознания людей, их представления о том, каковы дети из детских домов и чем им можно помочь. Патронат рассматривается не только как форма устройства ребенка на воспитание в семью, но и как новый вид профессиональной занятости. Накоплен положительный опыт работы с кандидатами в патронатные воспитатели, выработаны критерии отбора.



Патронатное воспитание: практический опыт [Текст]: [беседа с М.Терновской, директором детского дома N19 г. Москвы, и Л. Петрановской, семейным психологом детского дома N 19] // Защити меня! - 2007. - N1. - С. 39 - 45.

Степина, Н. Деинституционализация отменяется? или Кому понадобилось вбивать гвоздь в крышку патроната? [Текст] : из откликов на принятие во 2-м чтении Федерального закона "Об опеке и попечительстве" / Н. Степина// Защити меня!. - 2008. - № 2. - С. 16-19.

Зерницкий О.Б. Мотивация усыновления и особенности родительских позиций в семьях с приемными детьми [Текст] / О. Б. Зерницкий // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2002. - № 1. - С. 45-50.

Важной компонентой успешного подбора приемных родителей является адекватное определение их мотивации.

Иовчук Н. Поддержка детей-сирот, воспитывающихся в семьях [Текст] / Н. Иовчук, Е. Морозова, А. Щербакова // Социальная педагогика. - 2004. - №2. - С.82-86.

Представлен опыт работы “Школы опекунов-родителей”, где разрабатываются, апробируются и внедряются новые методики работы с семьей.

Ушакова Е. В. Приемный родитель: профессиограмма специалиста [Текст] / Е. В. Ушакова // Дефектология. - 2006. - №1.- С. 53 - 57.

На основе изучения нормативных документов и собственного опыта сопровождения замещающих семей автор обобщает требования к профессии приемного родителя. Прежде всего, это касается его юридического статуса, состояния здоровья, социальной, психологической и профессиональной готовности.

Хрусталькова Н. А. Система комплексного сопровождения профессионально-замещающей семьи [Текст] / Н. А. Хрусталькова // Педагогика. - 2007. - N2. - С. 52 - 44.

Хрусталькова Н. А. Профессионально - замещающая семья – перспективная модель опеки и попечительства [Текст] / Н. Хрусталькова // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2006. - N6. – С. 43 - 47.

Хрусталькова Н. А. Воспитание детей в профессионально-замещающих семьях / Н. А. Хрусталькова [Текст] // Высшее образование сегодня. – 2006. - № 11. – С. 34-36.

Хрусталькова Н. А. Cоциальный педагог: помощь профессионально - замещающей семье / Хрусталькова Н. // Высшее образование в России. - 2006. - №11. - С.175 - 176.

Представлен специализированный курс профессиональной подготовки социальных педагогов, призванных оказывать помощь профессионально-замещающей семье. Содержание спецкурса опирается на знания, полученные студентами в ходе базовой педагогической и социально-педагогической подготовки в педагогическом вузе.

Хрусталькова Н. А. Организационно- педагогическая работа социальных педагогов с профессионально-замещающей семьей [Текст] / Н. А. Хрусталькова // Инновации в образовании. - 2006. - №6. - С. 80 -100.

В статье рассматривается технология подготовки специалистов к организационно-педагогической деятельности с профессионально-замещающей семьей. Формой развития педагогических умений и навыков выбрана педагогическая студия. Автор надеется, что разработанная технология подготовки социальных педагогов войдет в качестве необходимого элемента социально-педагогической подготовки будущих специалистов в педагогических вузах, поскольку потребность общества в социальном педагоге возрастет.
Хрусталькова, Н. А. Концептуальные основы формирования педагогической компетентности у родителей в профессионально-замещающей семье [Текст] / Н. А. Хрусталькова// Высшее образование сегодня. - 2008. - № 11. - С. 82 - 84.
Развитие института профессионально-замещающей семьи невозможно без разработки концептуальных основ формирования педагогических компетенций родителей. В статье рассматриваются методологические подходы и ключевые идеи, тенденции и принципы формирования педагогических компетенций.

Хрусталькова, Н. Педагогическая компетентность родителей в профессионально-замещающей семье / Н. Хрусталькова// Высшее образование в России. - 2008. - № 12. - С. 148-151
Гончар П. На каникулы – в семью! [Текст] / П. Гончар // Защити меня! - 2006. - N1. - С. 42-43.

Юсупова Д. “Детям из интерната интереснее всего просто оказаться дома» [Текст] / Д. Юсупова // Защити меня!. – 2008. - № 1. – С. 15.

Позвать детдомовского ребенка к себе в гости — популярная, хотя и неузаконенная форма общения с сиротами в России.

Гостевая семья не имеет юридического статуса, поэтому некоторые специалисты не рассматривают ее как тип замещающей семьи, Эта форма помогает ребенку познать семейный уклад, освоить семейные роли. Актуальна для подростков 14-17 лет, имеющих мало шансов оказаться в замещающей семье на длительный срок. Когда придет пора начинать самостоятельную жизнь, они будут знать: есть дои, есть люди, к которым можно приехать и поговорить, если возникнут проблемы.

Захарова, Ж. Воспитание детей в замещающих семьях / Ж.Захарова // Социальная работа. - 2005. - N1. - С. 35 - 39.

В статье на основе экспериментального исследования рассматриваются основные задачи воспитания приемного ребенка и этапы его адаптации в замещающей семье. Дается анализ наиболее частых ошибок воспитания и затруднений, с которыми сталкиваются приемные родители. Интересна также представленная типология замещающих семей.
Иванова, Н. П. Социальная адаптация детей в замещающей семье [Текст] / Н. П. Иванова // Семья в России. - 2008. - № 2. - С. 59-65.

В статье рассматриваются основные задачи воспитания детей-сирот в замещающей семье, формы контроля за состоянием и развитием ребенка в новой семье.

Большакова, Л. Н.Адаптация детей в приемной семье [Текст] / Л. Н. Большакова // Семейная психология и семейная терапия. - 2008. - № 4. - С. 28-40.

В статье обсуждаются проблемы адаптации приемных детей к новой семье и адаптация матерей к приемным детям. Эмпирические данные показывают, что социально-психологическая адаптация идет неравномерно и циклично и отражает такие характеристики как возраст ребенка и родителя, время проживания, гендерные аспекты.

Как определиться с возрастом ребенка? [Текст]: [советы приемным родителям] // Защити меня! - 2008. - № 3. - С. 57-59.

Приняв решение об усыновлении ребенка, будущие приемные родители сталкиваются с непростым вопросом: каким именно они видят своего будущего малыша? Ребенка какого возраста лучше всего принять в свою семью? Будет это мальчик или девочка? Какие черты характера они хотят видеть в своем наследнике? Будет он активный, шумный ”заводила”, а может быть, наоборот, тихий и молчаливый “зубрилка’? На выбор возраста усыновленного ребенка часто влияют финансовые и бытовые возможности будущих родителей. Важную роль играет их жизненный и родительский опыт, их личностные установки и предпочтения. В статье рассматриваются плюсы и минусы усыновления ребенка того или иного возраста.

Захарова, Ж. Подготовка специалистов служб сопровождения к работе с замещающей семьей [Текст ]/ Ж. Захарова // Социальная педагогика. - 2008. - № 3. - С. 107-112.
Захарова, Ж. Подготовка замещающих родителей к новой роли [Текст] / Ж. Захарова // Социальная педагогика. - 2008. - № 2. - С. 34-38.

Семья Г. Семейные формы устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей /Г. Семья, Л. Вильясте // Социальная педагогика. - 2007. - N1. - С. 32 - 40.

Степаненко Е. А. Организация деятельности семейных воспитательных групп (фостерных семей) [Текст] / Е. А. Степаненко // Работник социальной службы. - 2004. - N4.- С. 29 - 33.

Международная практика работы с детьми “группы риска” и их семьями показывает, что насильственное отторжение ребенка — мера крайняя и исключительная. Как правило, первая реакция ребенка на помещение в интернатное учреждение, в приют — страх и ожидание неприятности. Альтернативной формой жизнеустройства таких детей может стать семейная воспитательная группа. Семейная воспитательная группа с помощью комплекса мер социального, медицинского, психолого-педагогического характера позволяет восстановить биологическую семью, оказавшуюся в трудной жизненной ситуации.

Губская Т. И. Семейная воспитательная группа как этап создания приемной семьи [Текст] / Т. И. Губская // Работник социальной службы. - 2007. - N1. - С. 35 - 50.

Немало тяжелейших проблем возникает в сегодняшней практике усыновления чужих детей. Знакомство с будущим сыном или дочерью, как правило, краткосрочно и празднично, не дает серьезного представления о его особенностях, а значит и о том, что ожидает в совместной жизни. Родители, зачастую, не готовы к решению предстоящих проблем адаптации ребенка в семье, а они неизбежны. Многие из них оказываются не в состоянии в союзе с сыном или дочерью преодолеть критические периоды психического развития детей и подростков (3 года, 7 лет, 12-15 лет). На этих этапах нередко рушатся все благие намерения приемных родителей, и ситуация приходит к драматическому концу.

Создание семейных воспитательных групп снимает или, по крайней мере, смягчает многие из указанных выше проблем. Даже если ребенок не остается в семье навсегда, не становится ее членом — он приобретает положительный опыт семейной жизни, который не пропадет бесследно.

Иващенко Г. Семейная группа как форма социальной помощи детям [Текст] / Г. Иващенко // Социальная педагогика. – 2004. - № 2. – С. 43-52.

В статье рассматривается опыт организации семейных воспитательных групп в России, разносторонний социальный эффект этой новой формы семейного воспитания.

Колбанова, Н. Конкурс "Профи-СВГ" [Текст]: [конкурс среди воспитателей семейных воспитательных групп] / Н. Колбанова // Беспризорник. - 2009. - № 1. - С. 21-25.

Горбунова Е. Профессиональная замещающая семья: поиск, находки, проблемы и достижения [Текст] / Е. Горбунова //Народное образование. – 2007. - №7. – С. 230-233.

Десятилетний опыт работы детского дома с замещающими семьями показал, какие разительные перемены происходят с детьми, помещенными в атмосферу семейного тепла. Этот же опыт выявил и проблемы адаптации всех участников системы взаимоотношений – родителей, приемных, кровных детей.

Если у кого-то достаточно душевного тепла, нет страха перед трудностями, а родные дети уже выросли и готовы вам помочь, подарите это тепло нуждающимся в нем детям. Но принимая столь важное в жизни ребенка решение, идя на такой поступок, думайте, прежде всего о ребенке, о его благе. С приходом в дом нового человека привычный уклад жизни может измениться, причем основательно. Ведь понадеявшемуся на перемены ребенку будет очень сложно объяснить, что не все взрослые одинаковы, не все обманщики и предатели. Преданный дважды, он вряд ли позволит себя переубедить, вряд ли сможет доверять окружающим. Задумайтесь, сможете ли вы принять личностные особенности ребенка, справитесь ли вы со своими амбициями, если ребенок не сможет усвоить все ваши правила и быстро приноровиться к сложившемуся в вашем доме укладу?


Зорина, Т. Дом - для ребенка [Текст]: [французский опыт защиты детства / Т. Зорина, Э. Огарышева // Защити меня! - 2007. - № 4 - С. 26-35; 2008. - № 2. - С. 46-51.

Статья написана по материалам международного семинара "Профилактика сиротства. Устройство детей в замещающей семье."

.

Список подготовлен зав. отделом справочно-информационного и библиографического обслуживания библиотеки Чинновой С. В.









База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница