К дисциплине. С точки зрения художественного образования и нравственного воспитания, курс «Анализ и интерпретация художественного произведения»



Скачать 330.85 Kb.
Дата30.04.2016
Размер330.85 Kb.
сканирование0046.jpg

Структура рабочей программы дисциплины (модуля).


  1. Анализ и интерпретация произведения искусства.




  1. Аннотация к дисциплине.

С точки зрения художественного образования и нравственного воспитания, курс «Анализ и интерпретация художественного произведения» является не только интегрирующим по отношению к ряду предметов гуманитарного и художественного циклов, таких как «История художественной культуры, эстетика, история искусства, литература, но и итоговым, синтезирующим, поскольку актуализирует опыт общения студентов с разными видами искусства, позволяет им прочувствовать и осмыслить художественное произведение, дает большую возможность для творческой самореализации, способствует активному приобщению нового поколения к гуманистическому потенциалу искусства. Неотъемлемой составляющей курса является система творческих работ.



Цель курса - формировать у студентов потребность в общении с искусством; развивать художественный вкус. Стимулируя диалогическое восприятие художественных произведений, курс призван способствовать органичному включению мира искусства во внутренний мир личности.

Задачи:

  • активизировать процесс эмоционально-образного восприятия произведений искусства;

  • развить эстетические способности студентов;

  • сформировать навыки аналитического восприятия произведений различных видов искусства и интерпретационного понимания их содержания.

  • способствовать овладению основами художественного языка и выразительными средствами различных видов искусства;

  • развить в процессе творческой деятельности интерпретационные умения учащихся по созданию художественной интерпретации произведений разных видов искусства;

  • дать представление о видах интерпретации литературного произведения, показать их особенности;

  • очертить границы творческой интерпретации произведения, раскрыть взаимосвязь анализа и интерпретации;

  • раскрыть роль интерпретационных умений в художественном развитии читателя и зрителя;

  • обучить анализу произведений пластических искусств.




  1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

В результате изучения студенты должны знать:

  • разновидности методологических принципов анализа и интерпретации произведения искусства: эстетический, искусствоведческий, структурно-семиотический, культурологический, психоаналитический, комплексный, системный;

  • принципы анализа и интерпретации произведений различных видов искусства: литературного произведения, музыкального произведения, архитектонических искусств, изобразительного искусства, театрального и экранного произведения;

  • особенности видов и жанров различных видов искусства.

  • этапы развития мировой художественной культуры.

  • этапы и методику работы с произведением искусства в различных педагогических ситуациях;

В результате обучения у студентов должны быть сформированы следующие умения:

  • интерпретировать художественное произведение с учетом его принадлежности к тому или иному виду искусства (графики, живописи, художественной фотографии, скульптуры, архитектуры, музыки, театра, кино) и его жанра;

  • различать научную, критическую и художественную интерпретации текста;

  • создавать творческие интерпретации произведения различных видов и жанров изобразительного искусства;

  • анализировать собственные творческие работы и работы однокурсников;




  1. Указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы.

Дисциплина относится к разделу ДН «Дисциплины направления». Для данной дисциплины необходимо освоение дисциплины «История искусств», как предшествующей. Дисциплина логически и содержательно-методически взаимосвязана с дисциплинами: «Дизайн», «История искусств».




  1. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся.




Курс

Семестр

Общая трудоемкость (час.)

Контактная работа

Всего контактных часов

Кол-во часов на СРС



Форма контроля

ЛК

ПР

ЛБ

3

4


6

7


90

90


20

24


30

20


-

6


50

50


40

40


-

Экзамен


ИТОГО:

180

44

50

6

100

80







  1. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий.




№ п/п

Наименование темы (раздела)

Контактная работа (час.)

Всего контактных часов

Кол-во часов на СРС

ЛК

ПР

ЛБ

1

Восприятие как художественное сотворчество: впечатление, понимание, истолкование художественного образа как динамической целостности.

6

-

-

6

10

1.1.

Предмет, цель и задачи курса.

2

-

-

2

-

1.2.

Законы художественного восприятия.

2

-

-

2

-

1.3.

Диалогичность восприятия.

2

-

-

2

10

2

Структура художественного произведения

16

-

-

16

10

2.1.

Особенности видов искусства.

2

-

-

2

-

2.1.1.

Временные искусства.

2

-

-

2

-

2.1.2.

Пространственные искусства.

4

-

-

4

-

2.1.3.

Синтетические искусства.

4

-

-

4

-

2.2.

Особенности жанров.

4

-

-

4

10

3

Практическая работа с произведением искусства. Разновидности методологических принципов анализа и интерпретации произведения искусства.

8

16

-

24

-

3.1.

Эстетический.

2

4

-

6

-

3.2.

Искусствоведческий. Культурологический.

2

4

-

6

-

3.3.

Структурно-семиотический. Психоаналитический.

2

4

-

6

-

3.4.

Комплексный. Системный.

2

4

-

6

-

4.

Виды интерпретации художественного произведения

14

-

-

14

20

4.1.

Особенности научной и критической интерпретации.

4

-

-

4

-

4.2.

Специфика художественной интерпретации.

2

-

-

2

-

4.3.

Разновидности методологических принципов анализа и интерпретации произведения искусства.

4

-

-

4

-

4.4.

Герменевтика-теория понимания художественного текста.

2

-

-

2

10

4.5.

Перевод как вид интерпретации.

2

-

-

2

10

5.
Принципы анализа и интерпретации произведений различных видов искусства.

-

34

6

40

40

5.1.

Интерпретация изобразительного искусства (живописного, графического произведения, скульптуры)

-

6

6

12

12

5.2.

Интерпретация архитектонических видов искусства (архитектуры и декоративно-прикладного искусства)

-

4

-

4

12

5.3.

Интерпретация музыкального произведения.

-

4

-

4

-

5.4.

Интерпретация экранного произведения.

-

4

-

4

-

5.5.

Интерпретация театрального произведения

-

4

-

4

-

5.6.

Интерпретация литературного произведения.

-

4

-

4

-

5.7.

Формирование навыков аналитического восприятия произведений различных видов искусства и интерпретационного понимания их содержания.

-

4

-

4

-

5.8.

Этапы и методика работы с произведениями искусства в различных педагогических ситуациях

-

4

-

4

16

ИТОГО:

44

50

6

100

80




  1. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).



№ п/п

Наименование темы (раздела)

Кол-во часов на СРС

Наименование учебно-методического обеспечения

1.

Диалогичность как особенность современных форм искусства.

10

реферат

2.

Жанры живописи, особенности, история формирования, современное состояние .

10

реферат

3.

Перевод как вид интерпретации.

10

Чтение различных переводов литературного произведения.

4.

Герменевтика-теория понимания художественного текста.

10

Контрольная работа

5.

Цвет и колорит в живописи

12

Цветовой и тональный анализ живописного произведения. Построение схемы композиции.

6.

Утилитарная и художественная функции архитектуры.

12

Контрольная работа. Анализ архитектурного произведения

7.

Интеграция различных видов искусства в учебном процессе.

8

Конспект интегративного занятия

8.

Интерпретация известных произведений изобразительного искусства как творческий метод.

8

Электронная презентация




  1. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине:



Общие сведения

1.

Кафедра

Искусств и дизайна

2.

Направление подготовки

Художественное образование

3.

Дисциплина (модуль)

Анализ и интерпретация произведения искусства

4.

Тип заданий

контрольная работа

5.

Количество ДЕ

4


Выделенные ДЕ:

ДЕ-1 Искусствоведческий анализ произведений пластического искусства

ДЕ-2 Художественный анализ произведений пластического искусства.

ДЕ-3 Синтез видов искусства. Художественная интерпретация литературного и музыкального произведения.

ДЕ-4 Анализ литературного произведения и выражение литературного образа в художественно-изобразительной форме

Типовое контрольное задание
ДЕ1: Искусствоведческий анализ произведений пластического искусства.

Контрольная работа №1. Искусствоведческий анализ живописного произведения.

Студентом анализируется предложенная преподавателем репродукция живописного произведения по рассмотренному ранее плану, с учетом специфики произведений данного вида искусства. Время выполнения 60 минут.



Цель: Оценка уровня сформированности коментенций в области искусствоведческого анализа произведений пластического искусства.

Критериальные показатели:

  1. умение определять вид, жанр и технику живописного произведения (мак. кол. баллов 4);

  2. умение анализировать и определять композиционные особенности живописного произведения (мак. кол. 6 баллов);

  3. умение определить основные выразительные средства и специфические особенности живописного произведения, особенности колорита, живописной техники и технологии (мак. кол. баллов);

  4. умение формулировать выводы по результатам анализа, использовать профессиональные термины (мак. кол. 12 баллов).


ДЕ-2: Художественный анализ произведений пластического искусства.

Контрольная работа №2. Колористический и тональный анализ-интерпретация живописного произведения.

Студентом анализируется тональное и колористическое решение предложенного преподавателем живописного произведения по репродукции. Результаты теоретического анализа предаются в обобщенной форме в виде упрощенного эскиза-копии. В эскизе должно быть отражено тональное и колористическое решение анализируемого произведения. Материал выполнения – гуашь, формат А3;

Цель: Оценка уровня сформированности в области художественного анализа и интерпретации произведения пластического искусства.

Время выполнения 120 минут.
Критериальные показатели:


  1. умение анализировать, определять колористическое решение живописного произведения. Составление колористической шкалы (мак. кол. баллов 10);

  2. умение анализировать, определять тональное решение живописного произведения. Составление тональной шкалы (мак. кол. баллов 8);

  3. умение передать (в обобщенном виде) в эскизе особенности формы изображаемых объектов и композицию оригинала (мак. кол. баллов 12);

  4. умение передать в эскизе (в обобщенном виде) колористическое и тональное решение оригинала живописного произведения (мак. кол. баллов 20).


Раздел: Синтез видов искусства. Художественная интерпретация литературного и музыкального произведения.

Контрольная работа № 3. Эскиз иллюстрации к литературному произведению.

Студентами выполняется эскиз к литературному произведению или к его фрагменту.

Цель: Проверка уровня сформированности у студентов умений анализировать литературное произведение и выражать в художественно-изобразительной форме образ литературный.

Время выполнения 120 минут.
Критериальные показатели:


  1. умение передать (раскрыть) в художественном образе содержании литературного произведения или его фрагмента (мак. кол. баллов 10);

  2. умение выбрать композиционное решение наиболее соответствующее жанру, содержанию, стилистике, и др. особенностям литературного произведения. Открытая или замкнутая, динамичная или статичная композиция, использование нюансов или контрастов, центробежность и центросремительность композиции и др. (мак. кол. 8 баллов);

  3. умение выбрать выразительные и изобразительные средства, технику и материалы для выполнения эскиза, позволяющие раскрыть особенности литературного произведения (мак. кол. 10 баллов);

  4. умение выбирать и использовать особенности композиции и приемы стилизации в соответствии со стилем, характером композиции литературного произведения (мак. кол. 12 баллов);

  5. художественная выразительность композиции и графического решения эскиза (мак. кол. 10 баллов)


Контрольная работа №4. Композиция к музыкальному произведению.

После или при одномоментном с работой над композицией прослушивании музыкального произведения или его фрагмента студентами выполняется неформальная композиция. Композиционное решение, колорит, выбор выразительных средств определяется студентом в соответствии с характером музыкального произведения.



Время выполнения 60 минут.
Критериальные показатели:

  1. Умение определить общее настроение музыкального произведения, его ритмические особенности (мак. кол. баллов 15);

  2. Умение определить и передать особенности музыкального произведения выразительными средствам и пластических искусств: цветом, композиционным построением, композиционными средствами (статика, динамика, контраст, нюанс и др.) (мак. кол. баллов 20);

  3. Художественная выразительность выполнения композиции, соответствие законам, правилам колористики и др.(мак. кол. баллов 15);


Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний
Таблица оценивания уровня выполнения контрольной работы №1. Максимальное количество баллов 36.

Критериальные показатели

умение определять вид, жанр и технику живописного произведения;

умение анализировать и определять композиционные особенности живописного произведения;

умение определить основные выразительные средства живописного произведения, особенности колорита, живописной техники и технологии;

умение формулировать выводы по результатам анализа, использовать профессиональные термины;

Таблица оценивания уровня выполнения контрольной работы №2. Максимальное количество баллов 36.

Критериальные показатели

умение анализировать, определять колористическое решение живописного произведения;

умение анализировать, определять тональное решение живописного произведения;

умение передать (в обобщенном виде) в эскизе особенности формы изображаемых объектов и композицию оригинала;

умение передать в эскизе (в обобщенном виде) колористическое и тональное решение оригинала живописного произведения;

Таблица оценивания уровня выполнения контрольной работы №3. Максимальное количество баллов 50.

Критериальные показатели

умение передать (раскрыть) в художественном образе содержании литературного произведения или его фрагмента;

умение выбрать композиционное решение наиболее соответствующее жанру, содержанию, стилистике, и др. особенностям литературного произведения;

умение выбрать выразительные и изобразительные средства, технику и материалы для выполнения эскиза, позволяющие раскрыть особенности литературного произведения;

умение выбирать и использовать особенности композиции и приемы стилизации в соответствии со стилем, характером композиции литературного произведения;

художественная выразительность композиции и графического решения эскиза;


Таблица оценивания уровня выполнения контрольной работы №4. Максимальное количество баллов 50.

Критериальные показатели

Умение определить общее настроение музыкального произведения, его ритмические особенности

Умение определить и передать особенности музыкального произведения выразительными средствам и пластических искусств: цветом, композиционным построением, композиционными средствами (статика, динамика, контраст, нюанс и др.)

Художественная выразительность выполнения композиции, соответствие законам, правилам колористики и др.


Вопросы к экзамену по дисциплине «Анализ и интерпретация произведений искусства»:

1.Искусство как специфическая форма общественного сознания. Виды искусства, их специфика, историческая изменчивость иерархии.

2.Специфика литературы в системе искусств. Произведение литературы как художественное целое. Роды и жанры литературы.

3.Сюжет и композиция литературного произведения. Система персонажей произведения литературы. Автор и читатель произведения литературы.

4.Средства художественной выразительности: тропы, интонационно-синтаксическая выразительность художественной речи. Средства звуковой организации речи.

5. Рифма и ее виды. Строфа и ее виды. Системы стихосложения в русской поэзии и их выразительные возможности.

6. Понятие пластических искусств и их виды. Виды изобразительного искусства.

7. Живопись ее виды и жанры. Художественно-выразительные средства живописи.

8. Скульптура и ее виды. Художественно-выразительные средства скульптуры.

9. Архитектура и ее виды. Стили архитектуры в их историческом развитии.

10.Синтез пластических искусств на примере готического собора.

11.Театр как вид искусства и его специфика. Виды театра в их историческом развитии.

12.Жанры театральных представлений. Театральный спектакль и средства его художественной выразительности.

13.Сценическое пространство и его художественное оформление. Режиссура как средство создания театральной формы.

14.Элементы и особенности книжной графики. Иллюстрация как синтез пластического, изобразительного и временного искусства.

15. Коммуникативный и диалогический характер искусства.

16. Художественный образ в искусстве.

17. Специфика художественной коммуникации и информации. Понятия «язык искусства», «художественный текст», «художественный материал», «художественное содержание», «художественная форма», «художественный образ».

18. Специфика языка различных видов искусства. Основные принципы анализа и интерпретации произведения искусства.

19. Герменевтический, семиотический, культурологический, психоаналитический методы интерпретации художественного произведения.

20. Перевод как интерпретация литературного произведения.

21. Историческое развитие художественных стилей и направлений.

22. Описание и анализ архитектурного сооружения.

23. Описание и анализ живописного произведения.

24. Двойственность и условность восприятия изображенного объекта

25. Определение эстетического восприятия, его деятельностный характер.

26. Степень активности восприятия изобразительного искусства.

27. Различные подходы к проблеме эстетического переживания.



28. Этапы процесса восприятия изображенного объекта.

  1. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля).


Основная литература:


  1. Арсланов, В. Г.История западного искусствознания ХХ века : учеб. пособие для вузов / В. Г. Арсланов. - М. : Академический Проект, 2003. - 768 с. - (Учебное пособие для вузов).

  2. Варакина, Г.В. Основные этапы истории европейского искусства: учеб. Пособие для студ. Вузов, обуч. по спец. 071301 - Народное художественное творчество. Дисциплина ОПД. Ф.03 - "История искусств". - Ростов н/Д: Феникс, 2006. Гриф

  3. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство : учебник для вузов. -3. изд., перераб. и доп. –М. : Высш. шк., 2002,2005. -368 с. : ил. . Гриф

  4. Мировая художественная культура. От зарождения до XVII века. (Очерки истории) / Е. П. Львова [и др.]. - СПб. : Питер, 2006. - 416 с.

  5. Мировая художественная культура. Эпоха Просвещения / Е. П. Львова [и др.]. - СПб. : Питер, 2006. - 464 с.

  6. Искусство и искусствоведение: теория и опыт. Традиция в истории искусств . Сборник научных трудов. Выпуск 8, Издатель: КемГУКИ, 2010, режим доступа: http://biblioclub.ru

  7. Избранное. Часть 1. Синтетическая история искусств. Введение в историю художественного мышления. Иоффе И. И., Издатель: Говорящая книга, 2010, режим доступа: http://biblioclub.ru



Дополнительная литература:


  1. 100 опер: история создания, сюжет, музыка / Ред.-сост. М.Дручкин. –Л.,1968. –с. 56-107.

  2. Алпатов М.В. Андрей Рублев. - М., 1972.

  3. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств: Русское искусство с древнейших времен до начала XVIII века// Всеобщая история искусств В 6 т. - М., 1955. - Т.3.

  4. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. - М., 1974.; 2-изд.- М., 1978.

  5. Алпатов М.В. Искусство. Живопись, скульптура, графика, архитектура. - М., 1969.

  6. Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства. - Т.1 - М., 1967.

  7. Аркина Н.Е. Языком танца. - М.: Знание, 1975. (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Искусство».- № 8).

  8. Асафьев Б.В. Григ.- Л.,1984.

  9. Боннар А. Греческая цивилизация. - И., 1958-1962.

  10. Боннар А. Греческая цивилизация. - И., 1958-1962.

  11. Боннар А. Культура Древнего Рима. - М., 1985.

  12. Боннар А. Культура Древнего Рима. - М., 1985.

  13. Вагнев Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. - М., 1995.

  14. Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. - М., 1987.

  15. Вагнер Г.К. Проблема жанров в древнерусском искусстве. - М., 1974.

  16. Вайсфельд И.В. Кино как вид искусства. - М.: Знание, 1983. -144 с. - (Нар.ун-т Фак. литературы и искусства).

  17. Вансалов В. Статьи о балете. Музыкально-эстетические проблемы балета. - Л., 1980.

  18. Ванслов В.В Статьи о балете. - Л., 1980.

  19. Ванслов В.В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. - М.. 1971.

  20. Вздорнов Г.И. Феофан Грек. Творческое наследие. - М., 1983.

  21. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. - М., 1962.

  22. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. - М., 1962.

  23. Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь: В 3 т. - СПб., 1997.

  24. Власов М.П. Виды и жанры киноискусства. - М.: Знание, 1976. - 112 с.

  25. Всеобщая история архитектуры. - М., 1969. - Т. 6.

  26. Герцман Е.В. Музыка древней Греции и Рима. –Спб., 1995.

  27. Гнедич И.И. Всемирная история искусств. - М., 1996.

  28. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. - М., 1964.

  29. Голейзовский К. Образы русской хореографии. - М., 1964.

  30. Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве. - М., 1966.

  31. Гращенкова Кино как средство эстетического воспитания: Социально-эстетический потенциал современного кинопроцесса: Учеб.пособие. - М.: Высш.шк., 1986.

  32. Грибулина Г. История мировой художественной культуры: В 4 ч. - Тверь, 1993.

  33. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца / Учеб.пособие для вузов. - М.: ВЛАДОС, 2003.

  34. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинацуии на середине зала / Учеб.пособие для вузов. - М.: ВЛАДОС, 2004.

  35. Дебюсси и музыка XXв. –Л., 1983.

  36. Добровольская Г.Н. Балетмейстер Леонид Якобсон. - Л., 1968.

  37. Добровольская Г.Н. Танец. Пантомима. Балет. - Л., 1975.

  38. Дручкин М.С. Иоганн Себастьян Бах. –М.,1983.

  39. Дручкин М.С. Пассионы и мессы И.С.Баха. –М.,1983.

  40. Евдокимова Ю.К. Симакова Н.А. Музыка эпохи Возрождения. –М.,1988.

  41. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. - М., 2002.

  42. Захаров Р.В. Записки балетмейстеров. - М., 1976.

  43. Захаров Р.В. Искусство балетмейстера. - М., 1954.

  44. Захарова О.И. Риторика и западноевропейская музыка XVII – первой половины XVIII века. – М.,1983.

  45. Ильина Т.В. История искусств. Западно-европейское искусство: Учебник. - М., 2000.

  46. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. - М.,:Выс.школа, 1994.

  47. История зарубежной музыки. –Вып. 2. Вторая половина XVIII века. /Сост. Б.В.Левин.- М.,1972.

  48. История зарубежной музыки. –Вып. 3. Германия, Австрия, Италия, Франция, Польша с 1783 г. до середины XIX в. /Сост. В.Д.Конен. –М.,1989.

  49. История и культура Китая. - М., 1976.

  50. Кон Ю.Г. Шёнберг // Музыка XX века. –Ч.2. –Кн.4. –М., 1984. с.401-423.

  51. Конен В.Д. Гершвин //Музыка XX века. Ч.2. -Кн. 5 А. –М., 1987. –с.255-266.

  52. Корникова К.Н. Окно в минувшее. - Л., 1968.

  53. Красовская В. Статьи о балете. - Л., 1967.

  54. Красовская В.М. Вахтанг Чабукиани. - 2-е изд.- Л.-М., 1960.

  55. Красовская В.М. Западно-европейский балетный театр. От истоков до середины XVIII века. - Л., 1979.

  56. Красовская В.М. Западно-европейский балетный театр. Преромантизм. - Л., 1983.

  57. Красовская В.М. Западно-европейский балетный театр. Романтизм. - М., 1996.

  58. Красовская В.М. Западно-европейский балетный театр. Эпоха Новерра. - Л., 1981.

  59. Красовская В.М. История русского балета./ Уч. Пособие. - Л., 1978.

  60. Красовская В.М. Русский балетный театр второй половины XIX века. - Л.-М., 1963.

  61. Красовская В.М. Русский балетный театр начала ХХ века. - Т.1.Хореографы. - Л.. 1971.

  62. Красовская В.М. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века. - Л.-М., 1958.

  63. Красовская В.М. Статьи о балете. - Л., 1967.

  64. Кресальный Н.Ф. Софийский заповедник в Киеве. - Киев, 1965.

  65. Куликова И.С. Экспрессионизм в искусстве. –М., 1978.

  66. Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески XI-XV вв. - М., 1973.

  67. Лазарев В.Н. Мозаика Софии Киевской. - М., 1960.

  68. Леватова О. Эдвард Григ. –М.,1962.

  69. Леонтьева О.Т. Хиндемит // Музыка XX века. –Ч.2. –Кн.4. –М., 1984. с.307-322.

  70. Лихачев Д.С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. - М.: Современник, 1994.

  71. Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. - М.: Искусство, 1992.

  72. Лобанова М. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики поэтики –М.,1994.

  73. Логвин Г.Н. София Киевская. - Киев, 1971.

  74. Лопухов А.В., Ширяев А.В., Бочаров А.И. Основы характерного танца. - 3-е изд., стер. - СПб.: Изд-во «Лань», Изд-во «Планета музыки», 2007.

  75. Лопухов Ф. Хореографические откровенности. - М., 1972.

  76. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. - М., 1974.

  77. Мариус Петипа. Материалы. Воспоминания. Статьи: Сб.статей. - Вып.4.- Л., 1983.

  78. Маркези Г. Опера. –М., 1990. с. 276-277 (Д.Б.Перголези); с. 346-349 (Л.Чимароза); с.187-193 (К.В. Глюк).

  79. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. - М., 1970.

  80. Мифы народов мира: Энциклопедия: в 2 -Т. - М., 1987-1988.

  81. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения. –М..1966.

  82. Музыкальная эстетика стран Востока. –М.,1967.

  83. Нечай О.Ф. Основы киноискусства: Учеб.пособие для студентов педин-тов / Науч.ред. И.В.Вайсфельд. - И.: Просвещение, 1998. - 288 с.

  84. Нечай О.Ф. Основы киноискусства: Учеб.пособие для студентов педин-тов / Науч.ред. И.В.Вайсфельд. - И.: Просвещение, 1998. - 288 с.

  85. Ополовников А., Островский Г. Русь деревянная. - М., 1981.

  86. Полевой В.М. Искусство Греции. Древний мира. - М., 1970.

  87. Полевой В.М. Искусство Греции. Древний мира. - М., 1970.

  88. Поэзия трубадуров, поэзия миннезингеров, поэзия вагантов // Библиотека всемирной литературы. –М..1977.

  89. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учеб.пособие для студ. учреждений сред.проф.образования. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.- 256 с.

  90. Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. - М., 1986.

  91. Ривкин Б.И. Античное искусство. Малая история искусства. - М., 1972.

  92. Роллан Р. Музыкально-историческое наследие. –Вып. 2. Оперы в XVIII веке в Италии, Франции, Германии и Англии. Гендель. –М.,1984.

  93. Романенко А.Р. Мир сказочный и мирт реальный. - М.: Искусство, 1987. - 127 с.

  94. Сабашникова Е.С. Игровое телевидение: Проблемы режиссуры. - М.: Знание, 1983. - 47 с. (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Искусство», № 3).

  95. Сабашникова Е.С. Телевизионный спектакль. - М.: Знание, 1980. - 48 с. (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Искусство», № 2).

  96. Саппак В. Телевидение и мы: Четыре беседы / Предисл. Л.П.Кравченко; Послесл. Н.М.Зоркиной. - 3-е изд.- М.: Искусство, 1988. - 167 с.

  97. Советский балетный театр. 1917.-1967: СБ.- М., 1976.

  98. Соколов Г.И. Акрополь в Афинах. - М., 1968.

  99. Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. - М., 1971.

  100. Соколов Г.И. Искусство Древней Греции. - М., 1980.

  101. Телевидение и литература / Сост. Е.В.Гальперина. - М.: Искусство, 1983. - 216 с.

  102. Уральская В.И., Соколовский Ю. Народная хореография. - М., 1972.

  103. Устинова .И. Русский народный танец. - М., 1976.

  104. Фокин М.М. Против течения. Воспоминание балетмейстера. Сценарии и замыслы балетов: Статьи. Интервью. Письма. - 2-е изд.- Л., 1981.

  105. Хореографический коллектив в клубе: Учебное пособие. - Л., 1981.

  106. Черный В.Д. Искусство средневековой Руси. - М., 1997.

  107. Чистяков В.В. Ролан Пети. - Л., 1977.

  108. Чистякова В.В. В мире танца. - М., 1964.



  1. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), необходимых для освоения дисциплины (модуля):

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):



  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru

  2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/

Электронно-библиотечные системы (ЭБС):



  1. Университетская библиотека online, режим доступа: http://biblioclub.ru;

  2. Электронно-библиотечная система издательства «Лань», режим доступа: http://e.lanbook.com;

  3. Электронной библиотека издательства «КДУ» на базе ЭБС «Библиотех», режим доступа: http://mshu.bibliotech.ru;

  4. ЭБС "Айбукс", режим доступа: Ibooks.ru.



  1. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).


Практическая работа:

Искусствоведческий анализ живописного произведения.

План:

  • Цель и задачи и особенности искусствоведческого анализа живописного произведения.

  • Выполнение искусствоведческого анализа живописного произведения по плану.

  • Представление и анализ работ.


Практическая работа:

Художественный анализ живописного произведения.

План:

  • Словесное описание композиционных и колористических особенностей живописного произведения.

  • Выполнение ахроматической (тональной) шкалы живописного произведения.

  • Выполнение хроматического ряда живописного произведения, с учетом пропорциональных отношений цветовых тонов используемых в произведении.

  • Выполнение обобщенного цветового и тонального решения живописного произведения.


Практическая работа:

Иллюстрация литературного произведения.

План:

  • Письменный анализ выбранного литературного произведения, выбор фрагмента для иллюстрирования.

  • Выполнение форэскизов.

  • Выбор наиболее соответствующих целям и задачам иллюстрирования и особенностям литературного произведения эскизов и техники выполнения.

  • Выполнение иллюстрации в выбранном формате и технике.

  • Просмотр и анализ работ.


Практическая работа:

Композиция по мотивам музыкального произведения.

План:

  • Взаимодействие красок и звуков, музыки и живописи

  • Ритм также является основой не только поэзии и музыки, но и неотъемлемым компонентом архитектуры и живописи.

  • Тембр музыки – наиболее «живописный» ее компонент.

  • Выполнение живописной неформальной композиции, на основе анализа музыкального произведения.

  • Просмотр и анализ работ.



Практическая работа:

Анализ как интерпретация текста. Сравнительный анализ переводов.

План:

  • Опережающее задание на самостоятельное выполнение - подбор переводов текста.

  • Выполнение собственного перевода.

  • Выполнение сравнительного анализа вариантов перевода.

Примерная тематика рефератов:

1. Особенности восприятия произведений пластического искусства.

2. Особенности восприятия произведений видов временного искусства.

3. Психология создания и восприятия произведений искусства.

4. Творчество М. Дюшана как интерпретация произведений искусства.

5. Концептуальность и новые формы современного искусства.

6. Синтез видов искусства. Готический собор.

7. Синтез видов искусства. Балет.

8. Книжная графика как интерпретация литературного произведения.

9. Плакат и афиша к произведениям различных видов искусства.

10.Автопортрет в творчестве художника.

11. Особенности перевода как интерпретации текста.

12. Выразительные средства литературного произведения.

13. Цвет и звуки. В. Кандинский.

14. Психология цвета.

15. Особенности блюза.

16. Архитектура: искусство и функция.

17. Мифологический и историко-мифологический жанр в живописи.

18. Античные каноны в пластическом искусстве.

19. Эстетические идеалы в различных культурах.

20. Культурологический подход к анализу и интерпретации произведений искусства.

21. Произведения пластического искусства в творчестве дизайнера.

22. Эклектика в искусстве и дитзайне.

Тематика курсовых работ (при наличии в учебном плане)

написание курсовых работ по дисциплине «Анализ и интерпретация произведения искусства» не предусмотрено учебным планом.



  1. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости).

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Microsoft Power Point

  2. Программы-браузеры: Microsoft Internet Explorer, Opera, Mozilla Firefox


Перечень видео –аудиоматериалов:

Электронные учебники и энциклопедии, хранящиеся на кафедре, Егорова, 16-219




  1. Русские народные праздники, обряды и обычаи - М. : Falcson-Technology : Новый диск, 2005 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - Систем. требования : Pentium 100 МГц ; 32 Мб ОЗУ ; Windows 98SE/Me/2000/XP ; экран 800х600х16 ; IE 4 ; 4-х CD-ROM, Загл. с контейнера. : цв. : 250-00.

  2. Монастыри и храмы Подмосковья : 1300 изображений с краткими истор. сведениями и муз. сопровожд. Ч. 1 - М. : ATOLL.SV, 2006 - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM) - Систем. требования : Windows 98/2000/XP ; Pentium 100 МГц ; 64 Мб ОЗУ ; экран 1024х768х16 ; программа проигрывания DVD-Video ; устройство для чтения DVD-дисков, Загл. с контейнера, Текст на экране рус., англ., нем.. - ISBN 5-9900266-7-6 : 450-00.

  3. Импрессионизм. Постимпрессионизм : [более 50 художников, свыше 2300 изображений] - Берлин, М. : The Yorck Project GmbH, ДиректМедиа Паблишинг : Новый диск, 2005 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Электронная библиотека ДМ) - Систем. требования : IBM PC 486 и выше ; 16 Мб ОЗУ ; Windows 95/98/ME/NT/XP/2000 ; CD-ROM ; SVGA. - Загл. с контейнера.. : цв. - ISBN 5-94865-035-9 : 250-00.

  4. Барокко : [более 4000 иллюстраций] - Берлин, М. : The Yorck Project GmbH, ДиректМедиа Паблишинг : Новый диск, 2004 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Электронная библиотека ДМ) - Систем. требования : IBM PC 486 и выше ; 16 Мб ОЗУ ; Windows 95/98/ME/NT/XP/2000 ; CD-ROM ; SVGA. - Загл. с контейнера.. : цв. - ISBN 5-98465-043-Х : 350-00.

  5. Орнамент : [свыше 1500 цв. иллюстраций] - Берлин, М. : The Yorck Project GmbH, ДиректМедиа Паблишинг : Новый диск, [б. г.] - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Электронная библиотека ДМ) - Систем. требования : IBM PC 486 и выше ; 16 Мб ОЗУ ; MS Windows ; CD-ROM ; SVGA, Загл. с контейнера. : цв. - ISBN 5-94865-026-Х : 350-00.

  6. Пейзаж : [более 2500 работ 870 европейских и 180 русских художников] - Берлин, М. : The Yorck Project GmbH, ДиректМедиа Паблишинг : Новый диск, 2004 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Электронная библиотека ДМ) - Систем. требования : IBM PC 486 и выше ; 16 Мб ОЗУ ; Windows 95/98/ME/NT/XP/2000 ; CD-ROM ; SVGA, Загл. с контейнера. : цв. - ISBN 5-94865-007-3 : 350-00.

  7. Мифы народов мира : [фундаментальный науч. труд], [более 3600 статей, 1500 иллюстраций]; [авт. А. Ф. Лосев и др.] - М. : ДиректМедиа Паблишинг : Большая Рос. Энциклопедия : Новый диск, 2006 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Электронная библиотека ДМ, Классика энциклопедий) - Систем. требования : IBM PC 486 и выше ; 16 Мб ОЗУ ; Windows 95/98/ME/NT/XP/2000 ; CD-ROM ; SVGA, Загл. с контейнера. : цв. - ISBN 5-94865-108-8 : 500-00.

  8. Портрет : [от эпохи Возрождения до первой половины XX в.], [более 3000 репродукций русских и европейских художников] - Берлин, М. : The Yorck Project GmbH, ДиректМедиа Паблишинг : Новый диск, 2004 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Электронная библиотека ДМ) - Систем. требования : IBM PC 486 и выше ; 16 Мб ОЗУ ; Windows 95/98/ME/NT/XP/2000 ; CD-ROM ; SVGA, Загл. с контейнера. : цв. - ISBN 5-94865-008-1 : 350-00.

  9. 5000 шедевров рисунка : [репродукции произведений более 700 европейских художников] - Берлин, М. : The Yorck Project GmbH, ДиректМедиа Паблишинг : Новый диск, 2003 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Электронная библиотека ДМ) - Систем. требования : IBM PC 486 и выше ; 16 Мб ОЗУ ; Windows 95/98/ME/XP/2000 ; CD-ROM ; SVGA, Загл. с контейнера. : цв. - ISBN 5-94865-009-х : 350-00.

  10. Искусство Древнего Египта : [более 1500 цв. изображений] - М. : ДиректМедиа Паблишинг, 2004 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Электронная библиотека ДМ) - Систем. требования : IBM PC 486 и выше ; 16 Мб ОЗУ ; MS Windows ; CD-ROM ; SVGA, Загл. с контейнера. : цв. - ISBN 5-94865-032-4 : 350-00.

  11. Архитектура - М. : Равновесие : Вече, 2005 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) - (Великое наследие. Т. 8) - Систем. требования : Pentium 233 ; 64 Мб ОЗУ ; Windows 9.х совместимо с Windows 2000/NT/XP ; 4-х CD-ROM, Загл. с контейнера. : цв. : 200-00.

  12. Лекции по истории искусств : для компьютера и мобилы, [курс для вузов и лицеев] - М. : Мебиус Артс : Бизнессофт, 2006 - 1 электрон. опт. диск (MP3) - (Аудиокурсы) - Систем. требования : Pentium 166 МГц ; 64 Мб ОЗУ ; Windows 98/2000/Ме/XP ; зв. карта SVGA ; CD-ROM, Загл. с контейнера. : зв. : 220-00.

  13. Шедевры русской живописи - М. : Кирилл и Мефодий, 2001 - 1 электрон. опт. диск (CD - ROM) - Систем. требования : Windows 95/MacOS 7.5 ; Pentium 75 МГц /PowerPC 75 МГц ; ОЗУ 16 Мб ; CD-ROM 4x ; 800х600, 65536 цв. ; зв. карта ; мышь, Загл. с контейнера. : зв., цв. ; 12 см : 112-60.

  14. От плуга до лазера : интерактивная энциклопедия науки и техники, пер. с англ.; авт.-сост. Маколи Д. - Версия 2.0 - М. : Новый диск, 1998 - 1 опт. электрон. диск (CD - ROM) - Систем. требования : Windows 95/98/2000 ; Pentium 100 МГц ; ОЗУ 32 Мб ; 640х480х16 ; зв. карта ; CD (DVD) - ROM 4x ; мышь, Загл. с контейнера.. : зв., цв. ; 12 см : 112-00.




  1. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю).




№ п\п

Наименование оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения занятий с перечнем основного оборудования

Фактический адрес учебных кабинетов и объектов, номер ауд.

1

Стандартное учебное оборудование, переносное оборудование (ноутбук, экран, видеопроектор), стационарный проектор, дидактические материалы, наглядные пособия

183720,

г. Мурманск

ул. Капитана Егорова, д.16

ауд. 202, 203






  1. Технологическая карта дисциплины.

не предусмотрена (основная образовательная программа подготовки бакалавров направления 050600.62 «Художественное образование», обучающихся по ГОС ВПО (2 поколение))




  1. Иные сведения и материалы на усмотрение ведущей кафедры.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница