К. г. Белгород театрализация на уроках мировой художественной культуры



Скачать 56.63 Kb.
Дата07.06.2016
Размер56.63 Kb.
Солодянкина А.К. г. Белгород

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ НА УРОКАХ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация. Статья посвящена использованию театрализации на уроках Мировой художественной культуры. Инсценировки являются способом повышения у учащихся интереса к изучаемому предмету, качеству их знаний и развитию личностных качеств. В статье подробно описаны этапы подготовки и проведения театрализованных выступлений.

Одной из главных целей современного образования является развитие личностных качеств учащихся. Совершенствование системы образования т направлено на формирование творческой личности, способной решать задачи нестандартных способами, гибко и самостоятельно использовать приобретённые знания в разнообразных жизненных ситуациях и самостоятельно стремиться к поиску новых знаний. Осуществить эти задачи можно лишь постоянно улучшая уроки, обогащая из разнообразными методами.Процесс приобретения новых знаний может стать движущей силой развития интеллектуальных способностей учащихся и одним из основных факторов воспитания современной развитой личности. Так, одним из способов повышения культурного уровня учеников можно считать изучение детьми курса мировой художественной культуры (МХК). Цель предмета МХК - изучение искусства, создание условий для развития и изменений личности под влиянием общения с культурными ценностями.

Для формирования у учащихся способностей к саморазвитию через освоение предметных знаний и навыков в условиях курса МХК возможно использование элементов театрализации в процессе урока. Театрализация – это использование театральных средств в процессе получения новых знаний. Элементы театрализации являются единым сочетанием театрального искусства с педагогическим процессом по своим целям и принципам построения Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о тесной взаимосвязи театрального и педагогического искусства, о возможностях широкого привлечения театра в учебный процесс многих предметов и, в частности, в учебный процесс по МХК. Как показывает практика, театрализация на уроках МХК приводит к проявлению у учащихся инициативы, выработки коллективной взаимовыручки и коммуникативных способностей. Традиционно на уроках используется чтение по ролям, но для повышения заинтересованности учащихся важно использование театральных атрибутов. Историческая сценка является способом передачи учащимся информации посредством ролевого исполнения по коллективно составленному сценарию с использованием театральных атрибутов. С помощью инсценировки отрывков произведений учащиеся знакомятся с культурой, традициями и обычаями стран в разные периоды времени. Во время подготовки выступления у преподавателя есть возможность преподнести ученикам новые знания по изучаемой теме, которые в игровой форме легче осваиваются учащимися.

Использование театральных средств способствует повышению уровня знаний учащихся, повышает их интерес к изучаемому предмету, активирует потребность учеников к самореализации и получению дополнительных знаний. Через элементы театрализации в коллективе формируется гибкость мышления, развивается творческий потенциал, художественные и артистические умения. При формировании группы участников выступления лучше всего призвать учащихся, имеющих глубокие знания предмета и собственную мотивацию к получению новых знаний с учениками, имеющими знания ниже среднего. Такой подход возможно позволит удовлетворить потребность в новых знания одних, и повысить интерес и уровень знаний других. Наполнение сценария материалом и использование полученных знаний на театрализованном уроке требует от учащихся усилий в анализе информации учебника, научно-популярной литературы и самих произведений.

Такого рода уроки требуют особой подготовки: подготовка сценария, разработка костюмов и реквизита, распределение и репетиция ролей. Потребность в тщательной разработке костюмов и декораций к выступлению можно решить через междисциплинарный подход. Так, например, в процессе занятий на уроках технологии ученики смогут не только самостоятельно сшить себе костюмы, изучить азы ткачества, но и попробовать себя в других в ремеслах, характерных для культуры изучаемого периода. В процессе изучения предмета музыка учащиеся могут познакомиться с музыкальными инструментами и произведениями, которые впоследствии смогут стать вспомогательным элементом в общей картине постановки. Все перечисленные элементы требуют особой проработки и глубокого знания учебного материала учащимися. При подготовке таких уроков проработка всех элементов, пример тому изготовление костюма и работа над сценарием, требует не только больших усилий каждого члена коллектива, но и большой коллективной работы под руководством учителя, выполняющего роль наблюдателя. Важно заметить, что в группе участников должен сохраняться демократический стиль общения. Исполнение роли приводит учеников к осознанию ценностей, анализу быта и социального положения героя, характеризующего изучаемую эпоху. При интерпретации произведения и пошаговой подготовке выступления коллектив получает характеристику не только позиции автора, но и исторического периода в целом. Через визуальное воплощение знаний в спектакле учащиеся, не участвующие в постановке, также могут вынести новые знания из выступления.

Во время проведения занятия на тему «Культура Древнего Рима» учащимся было предложено подготовить театрализованное выступление на произведение одного из известных римских драматургов Тита Макция Плавта. Из коллектива учащихся была сформирована команда, получившая задание в течение недели подготовить 5-ти минутное выступление на основе фрагмента одного из произведений драматурга. За время подготовки участники под руководством преподавателя не только познакомились с биографией и творчеством Тита Макция Плавта, что являлось основным заданием в плане занятия, но и самостоятельно выбрали произведение для инсценировки, а именно комедию «Клад». Проанализировав произведение, команда отобрала фрагмент комедии, который смог бы передать сюжет источника в 5-ти минутное выступление. Учащиеся подготовили полотна ткани, позже использованные для создания костюмов, декорации в виде экрана с изображением Древнего Рима. После проведения репетиций коллектив смог с успехом выступить перед публикой. Заданием для всего класса стало прочтение комедии «Клад» Тита Макция Плавта. После выступления учащихся класс вместе с руководителем провел анализ выступления и самого произведения, в коллективе произошел обмен мнениями.

Результатом использования театрализации на уроке стало повышение интереса учащихся к изучаемой теме, визуализация ранее полученных теоретических знаний и сплочение группы путем проведения коллективной работы. Развитие способностей к анализу информации привело к успешной передаче сюжета учащимся. Участники смогли не только практически применить полученные знания, но и ощутить на себе быт представителей населения Древнего Рима, сформировать чувство сопереживания, что привело к повышению качества знаний учащихся. После опыта театрализации на уроке МХК учениками была предложена идея проведения инсценировок в конце каждого блока занятий, посвященных определенной теме.

К сожалению, метод театрализации, хоть и является эффективным, не может использоваться как постоянный элемент учебного курса. Подготовка выступления является кропотливым и долговременным процессом, который лучше всего использовать в качестве закрепления полученных знаний. Такое мероприятие несет в себе не только образовательный, но развлекательный характер. Театрализацию можно использовать в качестве проекта для заинтересованных учеников, результатом которого является публичное выступление как вывод из анализа информации по выбранной теме.



В итоге хотелось бы сказать, что театральные уроки - это погружение в творческий процесс, который несёт радость собственных творческих свершений. Театральная деятельность является средством эмоционального и эстетического развития школьников. Такие занятия способствуют развитию фантазии, воображения, всех видов памяти и видов творчества учащихся. Театрализованная деятельность вводит детей не только в мир культурного наследия, но и активизирует мышление и познавательный интерес, помогает раскрывать творческие возможности, развивает речь и, что самое главное, развитию современной полноценной личности. Цель современного образовательного процесса состоит не только в получении учащимися новых знаний, но и в их превращении в основу для творческого освоения мира. Развивается восприимчивость, творческое мышление, способность образовывать новые сочетания идей, отвечающих той или иной цели. Создание чего-то нового и достижение творческих результатов является целью учебно-познавательной деятельности учащихся.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница