К проблемам методики создания и применения электронных учебных пособий



Скачать 54.42 Kb.
Дата26.06.2016
Размер54.42 Kb.
К ПРОБЛЕМАМ МЕТОДИКИ СОЗДАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ

Гоголева Сардана Николаевна (psardana@mail.ru)

Аннотация. В данной статье особое внимание обращено к основным проблемам методики создания и применения электронных учебных пособий (ЭУП). В частности, методологии, психологическим проблемам восприятия и дидактическим принципам.

Информационные технологии в образовании представляют собой одну из главных направлений модернизации образовательной системы, а также необходимое условие и важнейший этап информатизации России. Интенсивное обеспечение информационными технологиями и широкий спектр их использования не только влияет на модернизацию образования, но и требует концептуальных основ.

В этом отношении мы занимаемся разработкой методики создания и применения электронных учебных пособий по литературе в школе. Согласно нашему определению, электронное учебное пособие (ЭУП) – это целостная дидактическая и методическая, комплексная и интерактивная программная система, основанная на использовании компьютерных технологий, ставящая целью обеспечить литературное развитие школьника, его информационно-коммуникативные умения.

Перед тем как создать свои электронные учебные пособия или использовать готовые ЭУП следует акцентировать исключительное внимание на такие проблемы, как методологические, психолого-педагогические, дидактические, а также технические.

Итак, обратимся к философским суждениям компьютеризации. Известный философ А.И. Ракитов утверждает, что информационные технологии отличаются от базисных технологий тем, что они «помимо социогенной функции, присущей им всем, обладают еще и культурогенной и гносеогенной функциями». [5; 31].

К примеру, культурогенная функция информационных технологий проявляется, по А.И. Ракитову, их проникновением во все механизмы массовых коммуникаций, образование, воспитание, обучение, оказывая влияние на формирование личности, образ жизни, систему межличностных общений и др.

В работах Б.С. Гершунского поднимается философская проблема на тему «человек-компьютер». Выяснение возможностей реализации «стратегической задачи системы образования и педагогической науки – всестороннего развития личности – в условиях широкого использования компьютерной техники, несущей существенные изменения в саму технологию педагогической деятельности» является главной задачей рассмотрения проблемы компьютеризации в философском аспекте, которая не теряет совей актуальности и сегодня. [1].

В системе отношений «ученик-компьютер» компьютер может выступать в качестве «консультанта, тренажера, экзаменатора», выполнять функции средства обучения, наделенного достаточно высокими «интеллектуальными способностями». Значит, исключительное внимание уделяется проблеме взаимоотношения искусственного интеллекта ЭВМ (персонального компьютера) и человеческого мышления учащегося. [1]. Б.С. Гершунский утверждает, что мышление, разум, интеллект, творчество – это процессы и продукты человеческой деятельности. В машинном мышлении не содержится мотивационных, целевых, смысловых и других субъективно-личностных компонентов. Они внесены за пределы машины, и машинная логика представляется особой пристройкой к человеческому мышлению. В этом отношении им поставлены три проблемы: 1. Проблема межличностного общения. 2. Проблема эмоциональности обучения в условиях компьютеризации. 3. Проблема компьютера в системе средств обучения. Определение этого общего положения требует психолого-педагогического обоснования «каждого акта взаимодействия человека с компьютером как в процессе реализации задач компьютерного всеобуча, так и при использовании компьютера в качестве средства учебно-воспитательной деятельности», что выявляет рассмотрение психолого-педагогических проблем (проблемы восприятия, внимания, воображения, мышления).

Как известно, восприятия возникают при комплексной работе анализаторов. У человека при классификации восприятия по анализаторам, как правило, выделяют три их вида: осязательные, зрительные, слуховые.

Согласно А.Н. Леонтьеву, зрительное восприятие является «существенно предметным», иначе говоря, восприятие, «дающее пространственный образ, предмет выступает в своей форме объемности». [4; 174].

Основное отличие зрительного восприятия от осязательного и тактильного заключается в том, что «зрение есть восприятие дистантное», иначе говоря, «не требующего прямого контакта с воспринимаемыми объектами. Слуховое восприятие представляет собой слуховой образ. Согласно определению Леонтьева, звук содержит «предметное содержание». Воспринимаются такие предметные содержания: звуковые сигналы, речь, музыка, которые в совокупности образуют сложную звуковую систему. Звучащая речь (речь с помощью звукового языка) и мир музыки (движении мелодии) создают предметное содержание и слуховой образ. [4].

Таким образом, зрительное, слуховое восприятия являются важнейшими формами восприятия, в результате которых складывается картина мира. Однако зрительные анализаторы обладают значительно более высокой «пропускной» способностью (передавать информацию), чем слуховые. По данным психологических исследований, информация, которая воспринимается зрительно, наиболее осмысленная, лучше сохраняется в памяти. [3].

Зрительные и слуховые восприятия – два основных канала, через которые человек получает информацию. Между ними существует тесная связь, иначе говоря, возникший зрительный образ вербализуется, т.е. называется словом, а речь визуализируется, т.е. вызывает зрительный образ.

Как известно, непроизвольное внимание учеников вызывают новизна, необычность, динамичность объекта, контрастность изображения – в целом информации, которые воспроизводятся с помощью ЭУП. Непроизвольное внимание способствует непроизвольному запоминанию материала. Учителю прежде всего следует сделать акцент на сосредоточенности внимания, т.е. удержании внимания на одном объекте. Далее нельзя забывать об устойчивости внимания, которая даже при активной работе с изучаемым объектом может сохраняться на 15 минут, затем требуется переключение внимания. Следует проследить и за объемом внимания, другими словами, за количеством объектов, рисунков, символов, воспринимаемых одновременно. В нормативном порядке в одном электронном пособии должно быть 5-7 объектов, и не больше 15 слайдов за урок. При этом учитель должен учесть распределение внимания, так как одновременное внимание к нескольким объектам и одновременное полное их восприятие сложно для детей младшего подросткового возраста.

Итак, вышеуказанное организованное управление вниманием школьников способствует формированию у них наиболее важного умения наблюдать, а оно, в свою очередь, содействует развитию у учащихся умения сравнивать и сопоставлять, анализировать и интерпретировать, делать выводы, довести до логического конца рассуждения ученика, ибо эти умения развивают мышления учащихся.

В заключении добавим, что «развитие настоящего мышления у каждого индивида предполагает всестороннее развитие его личности, ума и воли, фантазии и чувств, выносливости и мужества, а также многих других качеств». [2; 141].

Общепедагогические принципы для нас явились дидактической основой методики разработки электронных учебных пособий: принципы научности, наглядности, доступности, соответствия целям, систематичности и последовательности, активности и сознательности, единства обучения, развития и воспитания, связи теории с практикой.

Таким образом, возникает необходимость разработки и исследования вышеуказанные проблемы методики создания и применения электронных учебных пособий. В заключении хочется отметить, что электронные учебные пособия должны стать вспомогательным средством обучения. На уроках основное внимание должно уделяться слову учителя и учащихся.



Литература

Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. - М.: Педагогика, 1987. - 264 с.



  1. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 176 с.

  2. Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 352 с.

  3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: учеб. пособие для вузов / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - М.: Смысл, 2000. - 509 с.

  4. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991. – 287 с.





База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница