К вопросу обучения младших школьников выразительному чтению



Скачать 96.11 Kb.
Дата26.06.2016
Размер96.11 Kb.
Головина Ю.В.

К ВОПРОСУ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ
Аннотация. В статье дается определение понятия «выразительное чтение», описываются основные компоненты обучения выразительному чтению. Предлагаются упражнения для того, чтобы сформировать у учащихся навык выразительного чтения.
Одной из основных трудностей в начальной школе является проблема обучения выразительному чтению младших школьников. Современные дети читают мало и в школе, и дома, у учащихся нет тяги к книге, нет мотивации и любви к чтению. Многие школьники обходятся чтением книг по программе ради получения оценки. Большое количество школьников страны забыли о пользе, которую приносят книги. Книга начинает заменяться другими источниками, которые позволяют получать информацию более удобным, легким и быстрым способом. Подрастающее поколение привыкли получать информацию из телевизора или из интернета.

Обследования детей, которые проводились З.П. Агейкиной, Л.А. Горбушиной, Т.Ф. Завадской, М.И. Омороковой, свидетельствуют о том, что от 30% до 40% младших школьников слабо владеют выразительным чтением. Многие учащиеся читают монотонно, не умеют общаться со слушателями. Дети ошибаются в расстановке пауз, а некоторые и вовсе их игнорируют, большое количество ошибок состоит в неверном определении логических центров. По мнению педагогов и методистов это происходит потому, что работе над выразительностью чтения уделяется недостаточно внимания. Некоторые учителя, а за ними и учащиеся считают выразительное чтение делом настолько лёгким, что помогать ученикам и учить их не нужно, они справятся сами. Большинство младших школьников читают по слогам, они не способны полноценно воспринимать книгу, читать громко и с уверенностью, учащиеся не могут ясно передавать мысли автора, передавать чтением чувство и настроение. Младшие школьники ошибаются в расстановке пауз или вообще их игнорируют. Из-за ограниченного словарного запаса учащиеся с трудностью произносят сложные слова и поэтому неспособны целостно воспринимать и осмысливать произведение.

Некоторые учащиеся начальных классов эмоционально глухи, они не замечают душевных переживаний и причины, которые их вызвали, а ведь часто именно это составляет основу произведения или текста. Бывает так, что там, где необходимо плакать или грустить, дети смеются и остаются равнодушными. У нечитающих детей очень мал эмоциональный багаж. Часто младший школьник не может описать, какое он испытывает чувство, так как он не имеет достаточного запаса эмоционально-оценочной лексики. Слабо развито у ученика начальных классов воссоздающее воображение, которое является одним из необходимых для умения выразительно читать.

Проблема выразительного чтения младших школьников, актуальная до сегодняшнего дня, возникла как реакция на механическое чтение, бытовавшее до 60-х годов XIX века в русской начальной школе, и решалась передовыми педагогами в связи со становлением объяснительного чтения.

Проблеме выразительного чтения особое значение придавали со времён К.Д. Ушинского. Вопросы выразительного чтения освещали методисты и педагоги прошлого и современности: Г.В. Артоболевский, Л.А. Горбушина, О.В. Кубасова, М.Р. Львов, М.А. Рыбникова, Т.В. Рыжкова.

Существуют различные точки зрения, понимания сущности выразительного чтения. По мнению Т.В. Рыжковой, выразительное (художественное) чтение – это вид художественной деятельности. Как у любой деятельности, у выразительного чтения есть свои цели, мотивы, потребности, средства, свой предмет, свои поступки (действия, операции), свой результат. Результат деятельности – восприятие произведения слушателями и их эстетические реакции на произведение и на исполнение; повышение уровня культуры и уровня эстетического и духовного развития слушателей [7: 115]. Схожую точку зрения имеет Л.А. Горбушина. Она рассматривает выразительное чтение как искусство художественного чтения в условиях школы, как один из путей повышения культуры устной речи и наглядного обучения литературе, поскольку оно ведет к углублению образного анализа художественного произведения и раскрывает мастерство писателя [3: 45].

Ученый-педагог М.А. Рыбникова считает, что «выразительное чтение – это «первая и основная форма конкретного, наглядного обучения литературе…». Выразительное чтение – возможность проникнуть в самую суть произведения, учиться понимать внутренний мир героев. Оно углубляет понимание детьми выразительных средств устной речи, ее красоты и музыкальности, служит образцом для учащихся [6: 25].

Выразительно читать, говорить – это значит, по К.С. Станиславскому, «действовать словами», т.е. воздействовать своей волей на слушающего, заставить видеть текст так, как видит его или относится к нему говорящий [8: 360].



Учителю начальных классов необходимо создавать специальные условия на уроке для того, чтобы дети учились выбирать нужную интонацию, соответствующий ритм, темп, ставить логическое ударение определять место пауз. Для этого необходимо познакомить учащихся с такими основными компонентами выразительного чтения, как дыхание, сила голоса, интонация, фразовое и логическое ударение, логические и психологические паузы, тем и ритм, тембр, мимика и жест, ведь они являются составляющими выразительного чтения.

Техника речи является одним из компонентов выразительного чтения. Многие методисты рекомендуют каждое занятие по выразительному чтению начинать с упражнений по технике речи. Выдающийся методист М.А. Рыбникова писала, что в системе работы над выразительным чтением необходимо выделить время для специальных занятий техникой произношения. «Начнем с простейшего – с звуков, – предлагала она. – Неразвитая, нечеткая речь отличается смазанностью звуков, неясной дикцией, недостаточной выявленностью согласных и гласных. Работа над речью должна ставить своей задачей развитие фонетической четкости [6: 56].

В технику речи входят такие компоненты, как дыхание, голос, дикция, орфоэпия. Специалисты советуют делать упражнения по технике речи ежедневно 8-10 минут. Начинать обучение следует с постановки дыхания [4: 16].



Дыхание. Правильное дыхание заключается в экономном, равномерном расходовании воздуха. Это достигается при условии использования всего мышечного аппарата грудной клетки. Пополнение легких воздухом происходит незаметно в перерывах между словами или фразами, там, где это требуется по смыслу речи [2: 54]. Надо научиться управлять дыханием так, чтобы оно во время чтения не мешало чтецу и не отвлекало слушателей. При неправильном грудном дыхании используется лишь часть мышц грудной клетки, причем наиболее слабая. Такое дыхание утомляет грудную клетку частыми вдохами, воздух расходуется нерационально.

Голос. Произнося слова, мы выдыхаем из легких воздух, который через дыхательные пути проходит в гортань, где в результате смыкания и размыкания голосовых связок он образует звук, который называется голосом. Голос характеризуется силой, высотой, длительностью, полетностью, качеством (тембр). Эти свойства голоса являются важным условием выразительности [1: 64].

Следует различать силу звука и громкость. «Сила звука – та объективная величина, характеризующая реальную энергию звука. Громкость – отражение в нашем сознании этой реальной силы звука, т. е. понятие субъективное. Разгадка несоответствия силы и громкости звуков – в неодинаковой чувствительности нашего слуха к тонам различной высоты, хотя и равной силы» [1: 65].

Громкость надо понимать как полнозвучность голоса. Смена силы голоса используется как одно из выразительных средств. Говорить можно громко, средне и тихо, в зависимости от содержания читаемого. Чтение только громкое или только тихое вызывает впечатление однообразия [1: 66].

На протяжении определенного отрезка речи тон последовательно меняется по высоте: становится то выше, то ниже. Чтобы голос легко переходил от низкого тона к высокому и наоборот, надо развивать его гибкость и диапазон.

Кроме силы, высоты и длительности, звучание голоса различается еще по своему качеству, т. е. по окраске голоса – тембру. «Тембр, то есть звуковая окраска голоса, так же как и сила звука, мягкость его и «теплота», может улучшиться при постоянной заботе о нем, при специальных упражнениях, всякий раз индивидуально отбираемых для данного голоса» [1: 66].

Дикция – четкое произношение звуков, соответствующих фонетической норме данного языка. Ясная, четкая дикция – обязательное условие хорошей речи. К.С. Станиславский говорил: «Каждый артист должен обладать превосходной дикцией, произношением…он должен чувствовать не только фразу, слово, но и каждый слог, каждую букву» [8: 258]. Условием чёткой, ясной дикции является правильная артикуляция, обеспечивающая упругое движение органов речи. Работу над дикцией рекомендуется начинать с артикуляционной гимнастики [4: 28].

Орфоэпия. Орфоэпия (греч. orthos – ‘прямой, правильный’) буквально значит «правильное произношение». Орфоэпические нормы русского языка регламентируют правильное произношение и постановку ударения.

В соответствии с выделенными компонентами выразительного чтения можно предложить следующие группы упражнений:



1. Упражнения на дыхание.

1) «Свеча»: нужно взять узкую полоску бумаги и, представив себе, что это свеча, дуть на нее. Выдыхаемая струя воздуха должна быть без резких колебаний, бумажка контролирует ровность выдоха;

2) «Свисток»: вдохнув через нос, воспроизводить на выдохе тихий свист, подражая телевизионному сигналу;

3) «Поймай комара»: делается вдох – руки раздвигаются в стороны, сдвигаются постепенно вперед ладонями друг к другу – делается выдох. На расстоянии вытянутых рук находится комар, его надо прихлопнуть ладонями так, чтобы не спугнуть. Выдыхая воздух медленно, дети непрерывно произносят звук [з-з-з] [5: 32].



2. Упражнения для развития голоса.

1) сесть, голову держать прямо. Сделав глубокий вдох, произнести плавно и протяжно поочередно согласные звуки: [ммм, ллл, ннн…];

2) исходное положение то же. К согласным звукам [м, л, н] поочередно прибавляются гласные [и, э, а, о, у, ы]. Произносить плавно, протяжно, как бы припевая [мми, ммэ, мма, ммо, мму, ммы; лли, ллэ…]. Эти упражнения проделываются с постепенным усилением голоса; сначала тихо, затем громче, громко и, наоборот, с постепенным ослаблением голоса [5: 33].

3. Упражнения на изменение силы голоса, высоту тона, темп и ритм речи, тембр голоса:

1) прочитай слово и назови в нем ударный звук;

2) прочитай это слово так, чтобы тебя слышал только учитель. А теперь прочитай громко, чтобы слышал весь класс;

3) прочитай предложение медленно. Теперь быстро. Прочитай слово так, чтобы выразить разные чувства: удивление, радость, досаду;

4) подражание по образцу.

4. Упражнения на постановку логического ударения и выделение пауз.

1) последовательно меняя логическое ударение в вопросительном предложении, предлагаем детям ответить. Проследим, изменится ответ? Ты завтра встречаешь сестру? – Да, я.

Ты завтра встречаешь сестру? – Да, завтра.

Ты завтра встречаешь сестру? – Да, я встречаю.

Ты завтра встречаешь сестру? – Да, сестру.

2) сколько ответов можно дать на вопрос: «Мы летом поедем в деревню?»;

3) расскажи стихотворение, соблюдая паузы:

Мама! Мама! Посмотри!

Я пускаю пузыри.

Желтый, красный, голубой.

В каждом я и ты со мной!

4) «Меня зовут». Учить детей делать небольшие паузы перед именем. Например, «Меня зовут (мини-пауза) Оля. Маму зовут (мини-пауза) Мария Ивановна.



5. Упражнения для улучшения дикции.

1) «Улыбочка» – постарайтесь изо всех сил натянуть губы, при этом не открывать рот; «Заборчик» – сохраняйте положение «Улыбочка» и откройте рот, чтобы были видны зубы (губы по-прежнему должны быть натянуты); «Трубочка» – губы должны тянуться вперёд (как вы делаете при произнесении звука «У»). «Бублик» – сохраняйте положение «Трубочка». Затем постепенно открывайте рот и натягивайте губы, как перед произнесением звука «О»;

2) «Лопатка» – приоткройте рот, высуньте язык и попытайтесь коснуться им подбородка; «Горка» – приоткройте рот и надавите языком на нижнее нёбо так, чтобы он немного приподнялся; «Сладкая конфета» – с закрытым ртом упирайтесь языком то в правую, то в левую щёку; «Иголочка» – постарайтесь вытянуть язык максимально далеко, как только сможете. «Грибок» – нужно дотронуться языком до верхнего нёба так, чтобы уздечка натянулась;

3) прочитать скороговорки, при этом дети могут «отхлопывать», «отстукивать» ритм кулачком, ладошками. Примеры скороговорок:



        • Булку, баранку, батон и буханку пекарь испек спозаранку.

        • Синичка, синичка — воробью сестричка.

        • Звенит звонок, звонок зовет, и Зоя в класс к себе идет.

        • Забавной обезьяне бросили бананы, бросили бананы забавной обезьяне.

        • Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

        • Кощея щами не угощают.

        • Хищник в роще рыщет – хищник пищу ищет.

        • Щенок в чащу дощечку тащит.

        • Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.

Таким образом, обучение выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения младших школьников. Выразительное чтение является результатом и объективным показателем сознательности чтения. Ведь именно оно обеспечивает глубокомысленное и эмоциональное восприятие произведения, усиливает его воспитательное воздействие, положительно влияет на культуру речи школьников – чистоту и правильность языка, чуткость к меткому и образному слову, к оттенкам интонации в живой речи и чтении.

Литература



1. Аксенов В.Л. Искусство художественного слова / В.Л. Аксенов. – М.: Просвещение, 1954. – 148 с.

2. Артоболевский Г.В. Художественное чтение: книга для учителя и руководителей художественной самодеятельности / Г.В. Артоболевский. – М.: Просвещение, 1978. – 240 с. 3. Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников: пособие для учителей / Л.А. Горбушина. – М.: Просвещение, 2001. – 160 с. 4. Кубасова О.В. Выразительное чтение: пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / О.В. Кубасова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дело, 2001. – 144 с. 5. Миловзорова А.М. Выразительное чтение как средство воспитания нравственных чувств / А.М. Миловзорова, Е.В. Тиунова // Начальная школа. – 2010. – № 5. – С. 32-33. 6. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения / М.А. Рыбникова. – М.: Учпедгиз, 1963. – 288 с. 7. Рыжкова Т.В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования / Т.В. Рыжкова. – М.: Академия, 2007. – 416 с. 8. Станиславский К.С. Работа актера над собой в творческом процессе переживания / К.С. Станиславский. – М.: Прайм-Еврознак, 2008. – 480 с.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница