Кандидат географических наук, доцент кафедры географии и экологии Осауленко В. Е



Скачать 415.53 Kb.
страница1/3
Дата01.05.2016
Размер415.53 Kb.
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.Ф.18 Теория и методика обучения географии:

использование современных информационных

и коммуникационных технологий в учебном процессе

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ




050103 География (Социальная география Скандинавских стран и туризм)

(код и наименование специальности/тей)


Утверждено на заседании кафедры

географии и экологии

факультета естествознания,

физической культуры и

безопасности жизнедеятельности

(протокол № 2 от 27.09.2011 г.)


И.о. зав. кафедрой

Александрова Е.Ю.


Раздел 1. Программа учебной дисциплины
1.1. Автор программы: кандидат географических наук, доцент кафедры географии и экологии Осауленко В.Е.
1.2. Рецензенты:

- декан экономического факультета БИЭПП, к.п.н., доцент Возница В.М.;



- к.п.н., доцент кафедры географии и экологии Александрова Е.Ю.
1.3. Пояснительная записка

Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования определены следующие требования к обязательному минимуму содержания образовательной программы по дисциплине «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе».

Основные понятия и определения предметной области – информатизация образования. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании. Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении. Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся. Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся. Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения. Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологий в школе.

Цель курса: способствовать формированию системы знаний, умений и навыков в области использования информационных и коммуникационных техно­логий (ИКТ) в процессе обучения географии
Задачи курса: 1. Обеспечивать осознание студентами взаимосвязи дидактических, психолого-педагогических и методических основ применения компьютерных технологий для решения задач обучения и образования.2. Способствовать формированию компетентности студентов в области использования возможностей современных средств ИКТ в образовательной деятельности.3. Содействовать освоению способов использования и применения средств ИКТ в профессиональной деятельности специалиста, работающего в системе образования.4. Привлекать студентов к применению современных приемов и методов использования средств ИКТ при проведении разных видов учебных занятий, реализуемых в учебной и внеучебной деятельности.


Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Студенты должны знать: приемы и методы использования и средства ИКТ в различных видах и формах учебной деятельности; иметь представление о возможностях практической реализации личностно-ориентированного обучения в условиях использования мультимедиа технологий, систем искусственного интеллекта, информационных систем, функционирующих на базе компьютерных технологий, обеспечивающих автоматизацию ввода, накопления, обработки, передачи, оперативного управления информацией;

Студенты должны уметь: использовать средства ИКТ в своей профессиональной деятельности; владеть методикой использования ИКТ в предметной области; обладать навыками разработки педагогических технологий, основанных на применении ИКТ; уметь использовать телекоммуникационные технологии в образовательных целях.

1.4. Извлечение из государственного образовательного стандарта

нет

1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы



№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)




Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

работа


1

050103 География (Социальная география Скандинавских стран и туризм)

4

7

82

38

10

8

20

44

зачет


1.6. Содержание дисциплины
1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени



№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

Теоретические подходы в использовании информационных и коммуникационных технологий в образовании

12

6

6

-

15

1


Введение. Информация в современном обществе.

Интерактивные технологии.



4

2

-

2


-

-


5

2

Основные задачи информатизации образования

Средства информационных и коммуникационных технологий в системе образования

4

2


-

2


-

-


5

3

Базы и банки данных.

Географические информационные системы (ГИС).



4

2

2


-

5

Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологий в школе

6

4

2

-

29

4

Особенности организации урока географии на основе ИКТ

ИКТ как средство активизации учебно - познавательной деятельности учащихся



4

2

2





5

5

Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля и оценки.

Мониторинг учебных достижений учащихся

4

2


2

5

6

Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения.

2







2



5

7

Типы уроков с использованием презентаций в программе PowerPoint

2






2


5

8

Использование баз данных ИНТЕРНЕТ для подготовки к педагогической практике.

4







4


9




Всего часов

38

10

8

20/10

44


1.6.2. Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Теоретические подходы в использовании информационных и коммуникационных технологий в образовании
Тема 1. Введение. Информация в современном обществе. Содержание и задачи курса. Понятие об информационных технологиях. Эволюция каналов передачи данных. Взаимосвязь дидактических, психолого-педагогических и методических основ применения компьютерных технологий для решения задач обучения и образования. Мотивация обучения. Интерактивные технологии. Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении. Направления использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе обучения. Негативные стороны современных средств информации. Санитарные требования для использования компьютеров в обучении школьников. Ограничения в применении компьютера.
Тема 2. Информационные системы и технологии. Основные задачи информатизации образования. Средства информационных и коммуникационных технологий в системе образования. Принципы и методы системной динамики. Принципы построения информационных систем и разработки информационных технологий. Формирование культуры учебной деятельности и информационной культуры. Объективно-ориентированные программные системы: текстовые, графические, музыкальные редакторы, электронные таблицы; мультимедийные учебники. Основные задачи информатизации образования. Коммуникативные умения школьников. Оперативность информации, динамичность хранения, коммуникативность. Технические средства обучения.
Тема 3. Базы и банки данных. Базы данных на бумажных и электронных носителях. Сопровождение баз и банков данных. Базы и банки данных (применение баз данных в гидрометеорологии, прикладной экологии). Статистическая обработка данных. Сопровождение баз и банков данных. Потребности в создании банков данных в различных сферах жизнедеятельности, создание банка материалов по географии: дидактические материалы, доклады, кроссворды, города мира, статистические материалы (в форме таблиц), олимпиады, неделя географии, тесты, термины, самообразование, мониторинг по предмету, проекты, конспекты уроков и др.

Методы формализации картографических данных. Разновидности электронных карт. Развитие методов компьютерной картографии.Преимущества компьютерных карт перед традиционными. Области применения ГИС и компьютерных карт. Требования к сопровождению и обновлению данных в ГИС. Функциональные возможности ГИС. Построение многослойных карт. Требования к визуализации данных.


Раздел 2. Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологий в школе

Тема 4. Методические аспекты использования ИКТ в школе. Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся. Методы и приёмы в обучении географии. Элементы ИКТ, их характеристика Понятие оптимальной информационной емкости. Классификация обучающих технологий: личностно-ориентированное обучение, здоровьесберегающее, разноуровневое, проблемное и др. Классификация типов уроков по географии как интерактивных. Свойства ИТК: интерактив, мультимедиа, моделинг, коммуникативность, производительность
Тема 5. ИКТ и система контроля знаний умений и навыков по географии Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля и оценки. Мониторинг учебных достижений учащихся. Виды контроля. Проведение тестового контроля (тематического, промежуточного, по итогам урока) с помощью тестовой оболочки, встроенной в электронную модель учебника. Фронтальный опрос с использованием мониторов ПК или мультимедиа проектора (ЭИ используется как демонстратор схем, картинок, анимаций или видеофрагментов для ответа учащихся) Контроль с использованием компьютерных тестов, решебников (ПК выдает % выполнения задания, ошибки). Обычный контроль знаний (самостоятельные и контрольные работы, диктанты и т.д.) Тестирование. Требования к тестам. Формы тестов. Поурочный балл. Накопительная система навыков «Портфолио». Групповая и индивидуальная работа в обучении географии с использованием ИКТ.
Тема 6. Методы анализа и экспертизы для электронных средств обучения

Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения. Принципы разработки программного обеспечения для обработки больших массивов данных. Особенности создания баз и банков биологических, демографических, социально-экономических, гидрометеорологических и экологических данных.
Тема 7. Типы уроков с использованием презентаций в программе Power Point

Классификация уроков. Возможности интерактивных карт, в том числе-контурных. Мультимедийные учебники по географии. Умения и навыки в школьной программе по географии. Условия создания презентаций.
Тема 8. Использование баз данных ИНТЕРНЕТ для подготовки к педагогической практике. Понятие оптимальной информационной емкости. Обучающие программы. Групповая и индивидуальная работа в обучении географии. Классификация обучающих технологий. Номенклатура по географии. Программные средства: общего назначения и связанные с аппаратными (драйверы и т. п.) , источники информации - организованные информационные массивы -энциклопедии на компакт-дисках, информационные сайты и поисковые системы Интернета, в том числе специализированные для образовательных применений, виртуальные конструкторы, тренажеры, тестовые среды, комплексные обучающие пакеты (электронные учебники) - сочетания программных средств перечисленных выше видов, информационные системы управления, экспертные системы.
1.6.3. Темы для самостоятельного изучения


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.



Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Электронные мультимедиа-издания включают

  1. собственно иллюстрированный текст по темам и разделам курса;

  2. мультимедиа-компоненты (звук, видео, анимации, интерактивные карты и т. д.), поддерживающие соответствующие темы и разделы курса;

  3. интерактивный практикум;

  4. контрольные вопросы и тесты;

словарь терминов и понятий, список персоналий (чьи имена упоминаются в учебнике);

Вопросы для самостоятельного изучения

10




2

Презентации-рекламные ролики Презентации-информационные ролики 

Презентации для самостоятельного изучения

Презентации-плакаты 

Официально-эмоциональные презентации

Официальные презентации

Вопросы для самостоятельного изучения

10




3

  • Элементы ИКТ, дать краткую характеристику

  • электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,

  • интерактивные доски,

  • электронные энциклопедии и справочники,

  • тренажеры и программы тестирования,

  • образовательные ресурсы Интернета,

  • DVD  и CD диски с картинами и иллюстрациями,

  • видео и аудиотехника,

  • интерактивные карты и атласы, геоинформационные программы,

  • интерактивные конференции и конкурсы,

  • материалы для дистанционного обучения,

  • научно-исследовательские работы и проекты.

  • дистанционное обучение

Конспект в тетради

10

Проверка тетради


4

  • Средства ИКТ

Домашнее тестирование

10

Тестовый контроль


5

Базы и банки данных (применение баз данных в гидрометеорологии, прикладной экологии).

Вопросы для самостоятельного изучения

4

Сообщение












44




1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов

(пр, см, лб ) по изученному материалу


Практические занятия


Практическая работа №1. Интерактивные технологии (2 часа).

Цели: актуализировать знания студентов о возможностях и недостатках интерактивных технологий.

План


  1. Понятие интерактивной технологии.

  2. Негативные стороны современных средств информации.

  3. Санитарные требования для использования компьютеров в обучении школьников.

  4. Ограничения в применении компьютера.

Вопросы для обсуждения

1.Использовали Вы в школьные годы интерактивные технологии, какие предметы и уроки Вам запомнились?



  1. Назовите факторы, обеспечивающие продвижение ИКТ. Дайте собственное толкование аббревиатуры.

  2. Какие основные устройства включает в себя компьютер?

Литература:

  1. Баранов А.С., Суслов В.Г., Шейнис А.И. Компьютерные технологии в школьной географии. - М.: Издательский Дом "Генжер", 2004.

  2. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994.

  3. Образование и XXI век. Информационно-коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999



Практическая работа №2. Средства информационных и коммуникационных технологий в системе образования (2 часа).

Цели: определить средства обучения и их применение в обучении

План

  1. Технические средства обучения

  2. Принципы и методы системной динамики в образовании. Принципы построения информационных систем и разработки информационных технологий.

  3. Оперативность информации, Динамичность хранения. Коммуникативность.

Вопросы для обсуждения

  1. Определите соотношение понятий «система» и «динамика».

  2. По какому признаку классифицируются аудиовизуальные ТСО?

  3. Назовите средства обучения, представленные в задании.

Литература:

  1. Баранов А.С., Суслов В.Г., Шейнис А.И. Компьютерные технологии в школьной географии. - М.: Издательский Дом "Генжер", 2004.

  2. Гершензон В.Е, Смирнова Е.В., Элиас В.В. Информационные технологии в управлении качеством среды обитания. М.: Изд. Центр «Академия», 2003.

  3. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.; Питер, 2004



Практическая работа №3. Географические информационные системы (ГИС).

(2 часа).

Цели: определить преимущества компьютерных карт.

План


  1. Развитие методов компьютерной картографии.

  2. Преимущества компьютерных карт перед традиционными.

  3. Области применения ГИС и компьютерных карт.

  4. Обзор Интернет-ресурсов компьютерных карт.

  5. Требования к сопровождению и обновлению данных в ГИС.

Вопросы для обсуждения

  1. Что такое Internet?

  2. Что такое IP-адрес?

  3. Что обозначает edu в имени домена www.spu.edu?

  4. Какое проекционное устройство можно подключить к компьютеру?

Литература:

  1. Трайнев В. А., Трайнев И. В. Информационно-коммуникативные педагогические технологии. – М., Дашков и Ко, 2005.

  2. Трофимов А.М., Панасюк М.В. Геоинформационные системы и проблемы управления окружающей средой. Казань, 1984.

  3. Гершензон В.Е, Смирнова Е.В., Элиас В.В. Информационные технологии в управлении качеством среды обитания. М.: Изд. Центр «Академия», 2003.

  4. Ревич Б.А. Загрязнение окружающей среды и здоровье населения. Учебное пособие. М., 2001.

.
Практическая работа №4. ИКТ как средство активизации учебно - познавательной деятельности учащихся (2часа).

Цели: определить средства активизации учебно-познавательной деятельности

План.


  1. Понятие оптимальной информационной емкости

  2. Классификация обучающих технологий: личностно-ориентированное обучение, здоровьесберегающее, разноуровневое, проблемное и др

  3. Средства ИКТ.

  4. Организация и стимуляция познавательной активности на уроках.

Вопросы для обсуждения:

  1. По какому признаку классифицируются аудиовизуальные ТСО?

  2. Кто изобрел первый проектор, названный «волшебным фонарем»?

  3. Как называлось устройство, изобретенное Э. Берлинером, для воспроизведения грампластинок ?

Литература:

  1. Баранов А.С., Суслов В.Г., Шейнис А.И. Компьютерные технологии в школьной географии. - М.: Издательский Дом "Генжер", 2004.

  2. Софронова Н. В. Типология современных методов применения средств ИКТ в системе образования // Интернет – журнал «Эйдос», - 2005.

  3. Образование и XXI век. Информационно-коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999.


Лабораторная работа №1. Мониторинг учебных достижений учащихся (2 часа).

Цели: закрепить понятие о видах и формах контроля.

План.


  1. Виды контроля. Формы тестов.

  2. Проведение тестового контроля (тематического, промежуточного, по итогам урока) с помощью тестовой оболочки, встроенной в электронную модель учебника.

  3. Поурочный балл. Представление учениками результатов учебной деятельности (гипертексты, презентации, модели и т д.).

  4. Накопительная система навыков «Портфолио»

  5. Групповая и индивидуальная работа в обучении географии.

  6. Составить тестовые электронные задания по указанным темам.

Литература:

  1. Трайнев В. А., Трайнев И. В. Информационно-коммуникативные педагогические технологии. – М., Дашков и Ко, 2005.

  2. Гершензон В.Е, Смирнова Е.В., Элиас В.В. Информационные технологии в управлении качеством среды обитания. М.: Изд. Центр «Академия», 2003.

  3. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1988.



Лабораторная работа №2. Методы анализа и экспертизы для электронных средств обучения (2 часа).

Цели: определить необходимость верификации использования данных и результатов технологических средств обучения.
План

  1. Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения.

  2. Принципы разработки программного обеспечения для обработки больших массивов данных.

  3. Особенности создания баз и банков биологических, демографических, социально-экономических, гидрометеорологических и экологических данных.

Литература:

  1. Софронова Н. В. Типология современных методов применения средств ИКТ в системе образования // Интернет – журнал «Эйдос», - 2005.

  2. Экоинформатика. Теория. Практика. Методы и системы. / Под ред. В.Е. Соколова. СПб: Гидрометеоиздат, 1992.

  3. Экологическая информация и принципы работы с ней. / Под ред. В.Н. Винниченко. М., 1998.


Лабораторная работа №3. Типы уроков с использованием презентаций в программе Power Point (2 часа).

Цели: закрепить знания о содержании школьной географии с помощью презентаций Power Point.
План.

  1. Классификация типов уроков.

  2. Работа с учебниками и программами по географии.

  3. Выполнение заданий по техкартам:

  • Какова цель, которую должна решить презентация?

  • Через какие задачи будет достигнута цель?

  • Какова аудитория, перед которой предстоит выступать?

  • Каковы мотивы  аудитории, чтобы Вас   слушать?

  • В каких технических условиях будет демонстрироваться презентация?

Литература:



  1. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: просвещение. 1988.

  2. Кошкарев А.В., Тикунов В.С. Геоинформатика. М.: Картгеоцентр-Геодезиздат, 1993.

  3. Софронова Н. В. Типология современных методов применения средств ИКТ в системе образования // Интернет – журнал «Эйдос», - 2005.


Лабораторная работа №4. Использование баз данных ИНТЕРНЕТ для подготовки к педагогической практике (4 часа).
План занятия.

  1. Обучающие программы.

  2. Профильное обучение.

  3. Использование баз данных ИНТЕРНЕТ для подготовки к педагогической практике.

Номенклатура по географии. Программные средства: общего назначения и связанные с аппаратными (драйверы и т. п.) , источники информации - организованные информационные массивы -энциклопедии на компакт-дисках, информационные сайты и поисковые системы Интернета, в том числе специализированные для образовательных применений, виртуальные конструкторы, тренажеры, тестовые среды, комплексные обучающие пакеты (электронные учебники) - сочетания программных средств перечисленных выше видов, информационные системы управления, экспертные системы.

Литература:



    1. Сборник нормативных документов. География / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2004.

    2. Трайнев В. А., Трайнев И. В. Информационно-коммуникативные педагогические технологии. – М., Дашков и Ко, 2005.

    3. Интернет – ресурсы: http://www.edu.ru

www.ict.edu, http://festival.1september.ru/


1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
1.8.1. Рекомендуемая литература:
Основная:

  1. Баранов А.С., Суслов В.Г., Шейнис А.И. Компьютерные технологии в школьной географии. - М.: Издательский Дом "Генжер", 2004.

  2. Сборник нормативных документов. География / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2004.

  3. Трайнев В. А., Трайнев И. В. Информационно-коммуникативные педагогические технологии. – М., Дашков и Ко, 2005.

Дополнительная:


  1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994.

  2. Божович М. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1976.

  3. Гершензон В.Е, Смирнова Е.В., Элиас В.В. Информационные технологии в управлении качеством среды обитания. М.: Изд. Центр «Академия», 2003.

  4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.; Питер, 2004.

  5. Образование и XXI век. Информационно-коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999

  6. Осин А. В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. М.: Агентство «Издательский сервис», 2004.

  7. Ревич Б.А. Загрязнение окружающей среды и здоровье населения. Учебное пособие. М., 2001.

  8. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. – М.: «Школа-Пресс», 1994.

  9. Современный урок географии Часть 2: Методические разработки уроков с использованием новых педагогических технологий обучения/ Ред.-сост. И.И. Баринова. - М.: Школа-пресс, 2001 ("География в школе". Библиотека журнала. Вып. 5).

  10. Современный урок географии: Методические разработки уроков/ Сост. И.И. Баринова. - М.: Школа-пресс, 2000 ("География в школе". Библиотека журнала. Вып. 3).

  11. Софронова Н. В. Типология современных методов применения средств ИКТ в системе образования // Интернет – журнал «Эйдос», - 2005.

  12. Хомяков Д.М., Хомяков П.М. Основы системного анализа. М., 1996.

  13. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: просвещение. 1988.

  14. Экоинформатика. Теория. Практика. Методы и системы. / Под ред. В.Е. Соколова. СПб: Гидрометеоиздат, 1992.

  15. Экологическая информация и принципы работы с ней. / Под ред. В.Н. Винниченко. М., 1998.

  16. Интернет – ресурсы: http://www.edu.ru

www.ict.edu.ru

http://festival.1september.ru/

1.9. Материально-техническое обеспечение дисциплины.
1.9.1. Перечень используемых технических средств:

  1. Проектор «Оверхед».

  2. Оборудование компьютерного класса.

  3. Мультимедийное оборудование.


1.9.2. Пособия
а) географические карты мира, России, СЗФО, Мурманской области, «Экологический атлас Мурманской области»;

б) учебники и программы по географии;

в) электронные атласы ММБИ-НОАА по арктическим морям, электронный атлас окружающей среды Белого моря.
1.9.3.Аудио- и видеотехника:

компьютеры, диапроекторы; эпипроекторы; документ-камеры; кодоскопы.


1.10. Примерные зачетные тестовые задания

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница