Кодекс психолога в настоящее время в психологии нет единого, распространенного во всем мире этического стандарта



Скачать 184.95 Kb.
Дата01.05.2016
Размер184.95 Kb.
Международный этический кодекс психолога

В настоящее время в психологии нет единого, распространенного во всем мире этического стандарта.

В 2002 г. под эгидой Международного психологического общества была развернута работа, которую возгла­вила представитель Канады, по созданию универсальной декларации этических принципов психологов. Они были сопоставлены со Все-1 мирной декларацией прав человека, принятой ООН в 1948 г., декларацией Всемирной ассоциаций психиатров, принятой в 1996 г., с раз­личными этическими кодексами, действующими в разных странах. В настоящее время международным психологическим сообществом обсуждается пред­ложенная схема этических принципов, соответствующая требовани­ям местных сообществ, ценностям коренного населения и их куль­турным различиям.
Этический кодекс Российского психологического общества

Проект новой редакции Этического кодекса Российского психологического общества был обсужден и принят на III съезде психоло­гов Российской Федерации в июне 2003 г. в Санкт-Петербурге. Профессиональная деятельность психолога, в какой бы области он ни ра­ботал (профориентация, организация производства, клиническая, возрастная, педагогическая психология, судебно-психологическая экспертиза, преподавательская или научная деятельность), характеризуется его особой ответственностью перед клиентами, обществом и психологиче­ской наукой. Чтобы быть полезным, психолог нуждается в доверии. До­верие общества к психологу может быть достигнуто только при соблюде­нии им этических основ поведения, содержащихся в настоящем кодексе.

Этический кодекс психологов служит: а) внутренней регуляции деятель­ности сообщества психологов и б) регуляции отношений психологов с обществом.

Этический кодекс дает возможность психологам и людям, с которы­ми они профессионально связаны, а) руководствоваться принципами, правилами, нормами получения и применения психологических знаний, б) устанавливать стандарты, но которым могут быть оценены результаты применения психологических знаний. Таким образом, принципы и пра­вила, излагаемые ниже, дают возможность в случае нарушения этических стандартов применять санкции к его нарушителям.



1. Психолог и требования к нему

1.1. Наименование «Психолог» может быть принято лицом, имею­щим университетское образование по специальности «Психология». За­дачами психолога являются: а) расширение знаний о человеке и общест­ве и б,) приложение этих знаний и умений для блага как индивида, так и общества в целом. Психолог уважает достоинство и иеприкосновен-ностьчеловсческой личности, уважает и защищает фундаментальные права человека. Психологи являются представителями свободной про­фессии.

1.2. Разрешается указание на членство в Российской ассоциации про­фессиональных психологов. Не разрешено указывать на принадлежность к подразделениям или комитетам ассоциации, кроме тех случаев, когда психолог в этом качестве выступает как официальный представитель ас­социации.

1.3. Ученая степень психолога в России может быть указана только в том случае, если она признана ВАК РФ.

1.4. Психолог осуществляет профессиональную ориентацию и психо­логическую поддержку населения в Российской Федерации (из прило­жения к постановлению Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. № 1).

1.4.1. Профессиональная ориентация — это обобщенное понятие одно­го из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в фор­ме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также прове­дения комплекса специальных мер содействия человеку в профессио­нальном самоопределении л выборе оптимального вида занятости с уче­том его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуа­ции на рынке труда.

1.4.2. Основные методы профессиональной ориентации:

а) информирование — индивидуальное, групповое, массовое, непо­средственное (лекция, беседа), опосредованное (средствами массовой ин­формации);

б) психологическое и медицинское консультирование;

в) психологическая, психофизиологическая, медицинская диагностика;

г)Различные педагогические методы.

1.4.3. Психологическая поддержка — система социально-психологи­ческих способов и методов, способствующих социально-профессиональ­ному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентации и самосознания, повышению ее конкурентоспо­собности на рынке труда и адаптировапности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры. Психологическая поддержка осуществляется путем оптимизации психологического состояния чело­века как следствие полного разрешения или снижения актуальности пси­хологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации на каждом из этапов жизни отдельного че­ловека, малых групп, коллективов, формальных и неформальных объеди­нений людей.

1.4.4. Основные методы психологической поддержки:

а) психологическое просвещение;

б) психологическое и психотерапевтическое консультирование;
в) психологическая диагностика;

г) психологический тренинг;

д) психологическая коррекция;

е) другие индивидуальные и групповые методы психологической ра­боты.



2. Требования к Заказчику услуг Психолога

2.1. Заказчик всегда явно или косвенно побуждает Психолога к науч­но-практической психологической деятельности. Реальный Заказчик вы­ступает в лице руководителя государственной, политической, общест­венной, коммерческой организации, обратившегося к Психологу за услу­гами психологического характера. Косвенный Заказчик в лице Общества, нуждающегося в новом психологическом знании, побуждает Психолога к научным исследованиям и открытиям. Нормы работы с Заказчиком — важнейший компонент психологической деятельности.

2.2. Заказчик должен самостоятельно или в сотрудничестве с Психо­логом точно сформулировать проблемы, которые побудили его обратить­ся к Психологу за психологическими услугами. Результатом сотрудниче­ства Психолога с Заказчиком является Техническое задание, содержащее всю согласованную исходную информацию, которой достаточно для нача­ла профессиональной работы Психолога. В Техническом задании огова­риваются цели работы Психолога, методы его работы, ее предполагаемые результаты, сроки ее исполнения, гонорар Психолога и иные конкретные вопросы. Без согласованного с Заказчиком Технического задания любая психологическая деятельность становится бессмысленной.

2.3. Заказчик в своем взаимодействии с Психологом обязан руковод­ствоваться Конституцией страны, ее законами и настоящим Этическим кодексом, с которым Психолог должен его ознакомить. Предложение За­казчика принимается Психологом в том случае, если Заказчик не просто ознакомлен с основными принципами и правилами Этического кодекса Психолога, но и согласен с ними. Заказчик признается в таком качестве в том случае, если он не намерен и не может применить полученные психо­логические услуги для противоправных, аморальных, антинаучных, опас­ных действий в отношении частных лиц, общества и государства.



3. Требования к Клиенту — человеку, с которым работает Психолог

3.1. В качестве Клиента выступает лицо, согласившееся участвовать в психологических исследованиях в личных, научных, производственных или в социальных интересах или лично обратившееся к Психологу за психологической помощью.

3.2. Клиентом может быть любой человек в случае своей несомненной дееспособности но возрасту, состоянию здоровья, умственного развития, физической независимости. В случае недостаточной дееспособности че­ловека решение о его сотрудничестве с Психологом принимает лицо, представляющее его интересы по закону.

3.3. Клиенты имеют право на консультацию Психолога или лечение без присутствия третьих лиц. Психолог не должен препятствовать, если его Клиент или пациент выражает такое желание, привлечению для консультации другого психолога или врача в тех случаях, когда к этому нет юридических противопоказаний.



4. Требования к Результатам работы Психолога

4.1. В качестве Результатов исследования психолога выступают все сведения о Клиенте, сохраняющиеся на любых видах носителей информации и на основании которых Психолог квалифицирует психологиче­ские характеристики Клиента, принимает решение о задачах и характере практического взаимодействия с ним и исполняет его.

4.2. Результаты исследования Клиента являются обязательным усло­вием любых действий Психолога относительно Клиента. В Результатах исследования должна содержаться информация о том, на основании ка­ких теоретических, методических, экспериментальных данных Психолог предпринимает конкретные действия но консультированию или оказа­нию помощи Клиенту. Результаты исследования должны быть представ­лены в форме научных документов, принятых в психологическом сооб­ществе, и содержать достаточные основания для работы с Клиентом.

4.3. Результаты исследования в случае их неконтролируемого хране­ния могут представлять опасность как для Клиента, так и для Психолога и для общества. Обращение с Результатами исследования должно быть жестко регламентировано. Психолог может делать видео- или аудиозапи­си консультации или лечения или разрешить третьим лицам слышать их лишь после согласия на это клиента; это положение распространяется п на телефонные переговоры.



5. Нормы отношений между Психологом и Заказчиком

5.1. Психолог получает заказ от Заказчика, договаривается о распре­делении прав и обязанностей между Психологом, Заказчиком и Клиентом, о процедурах храпения, применения Результатов исследования. Психолог должен оговорить невозможность для себя выполнения неэтичных н непрофессиональных требований.

5.2. Психолог должен известить Заказчика о том, что его деятельность подчиняется профессиональным, а не коммерческим принципам.
6. Нормы создания, хранения и применения материалов Психолога

6.1. Психолог несет ответственность за адекватность задаче работы с Клиентом избранных им теоретической концепции, методов работы, кон­кретных методик работы с Клиентом, способов обработки первичных данных. Выбор методов работы Психолога требует добросовестного соот­несения научных и вненаучных задач, в частности соблюдения гумани­тарных, экономических и культурных интересов Клиентов или эконом­ного расходования материальных ресурсов.


7. Нормы отношений Психолога с Клиентом

7.1. Только Психолог осуществляет непосредственную работу с Кли­ентом в форме беседы, анкетирования, интервьюирования, тестирования, электрофизиологического исследования, психотерапии, тренинга и др. или опосредованную — в форме биографического метода, метода наблю­дения, изучения продуктов деятельности Клиента и др.

7.2. Участие в психологических экспериментах должно быть добро­вольным. Клиенты должны быть проинформированы в понятной для них форме о целях, особенностях исследования и возможном риске, чтобы они могли самостоятельно принять решение о сотрудничестве с Психологом. Психолог обязан удостоверится в том, что достоинство и целостность личности Клиента не пострадают. Он должен принять все необходимые предосторожности для обеспечения безопасности и благополучия испы­туемых и сведения к минимуму возможности непредвиденного риска.

7.4- Клиенту должно быть сообщено о любой форме скрытого наблю­дения. В тех случаях, кргда исчерпывающая информация противоречит проводимому исследованию, специальные меры предосторожности долж­ны быть приняты для обеспечения благополучия испытуемых, в частно­сти должно быть сделано общее разъяснение о невозможности предо­ставления полных сведений о проводимой программе. В тех случаях, когда ~это возможно и не несет вреда Клиенту, все разъяснения должны быть сделаны после окончания эксперимента. То же самое распространяется на скрытое наблюдение.

7.5. Психологи не должны подвергать испытуемых воздействиям, при­водящим к постоянному вреду или риску в физическом или психологиче­ском отношении. Эксперимент должен быть немедленно прекращен, если со стороны Клиента возникает неожиданная стрессовая реакция. При воз­никновении любых нежелательных последствий участия в эксперименте психолог должен принять меры к их устранению. Психологические экс­перименты должны проводиться только в соответствующих условиях.

7.10. Опыты на животных являются неотъемлемой частью психологи­ческих исследований. Основополагающее обязательство Психолога ува­жать человеческую жизнь применимо и здесь. Необходимым условием проведения исследований на животных является нетолько знакомство с техникой проведения таких экспериментов, по и знания о содержании и уходе за животными, а также информированность о юридической сторо­не дела. Психологи, работающие с животными, должны стремиться све­сти боль, стресс и лишения к минимуму.



8. Нормы отношений Психолога к Результатам исследовали

8.1. Психолог обрабатывает первичные материалы, осуществляет их интерпретацию, обсуждает полученные данные с компетентными колле­гами, формулирует выводы и заключения по интересующим Заказчи­ка факторам, влияющим на производственную, учебную, личную жизнь Клиента. Психологи могут использовать свои профессиональные звания публично выступая в качестве авторов, докладчиков и т. п. В этих ситуа­циях они должны ограничиваться сообщением фактических данных и из­бегать любого подобия саморекламы.

8.2. Результаты психологических исследований должны быть доступ­ны для научной общественности. Возможность неверной интерпретации должна быть предупреждена корректным, полным и недвусмысленным изложением. Данные об участниках эксперимента должны быть аноним­ными. Дискуссии и критика в научных кругах служат развитию науки, и им не следует препятствовать.

8.3. Разрешаются публикации научных отчетов за подписью Психо­лога в научных журналах с целью ознакомления других психологов с применением специальных процедур, методик или других средств. Раз­решается участие Психологов в имеющей просветительную цель инфор­мации в прессе, по радио пли телевидению, если роль Психолога при этом ограничивается сообщением фактических данных и не преследует рекламных целей.



9. Нормы передачи материалов исследования Заказчику

9.1. Психолог передает Заказчику свои заключения и рекомендации, касающиеся Клиента н отвечающие на вопросы Заказчика, основываю­щиеся на результатах исследования в форме письменного документа, уст­ного сообщения, публикации в печати.



10. Нормы отношений между Заказчиком и Клиентом

10.1. Заказчик применяет к Клиенту рекомендации Психолога в виде мер психокоррекционпого, психолого-педагогнческого, обучающего, ад­министративного воздействия, изменяет применительно к особенностям Клиента эргономические н инженерно-психологические факторы рабо­чей среды, параметры оборудования, условия трудовой деятельности.



Главные этические принципы и правила деятельности психолога.

Содержание принципов и правил работы психолога, этика работы пси­холога основываются на общечеловеческих моральных н нравственных ценностях. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания справедливого гуманного, про­цветающего общества являются определяющими для деятельности пси­холога. Этические принципы и правила работы Психолога формулируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действии, уважение людей, с которыми он работает, ре­альная польза от его усилии.



11. Принцип ненанесения ущерба Клиенту

Принцип ненанесения ущерба Клиенту требует от Психолога такой организации своей работы, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не на­носили вреда здоровью Клиенту, его состоянию или социальному поло­жению. Выполнение принципа регламентируют правила отношений Пси-

холога с Клиентом и Заказчиком и выбора адекватных методов исследо­вания и общения. Клинический Психолог не должен вступать в какие бы то ни было личные отношения со своими пациентами (например, сексу­альные отношения). Если Психолог приходит к заключению, что его дей­ствия не приведут к улучшению пли даже представляет собой риск для Клиента, он должен прекратить вмешательство. Если какие-либо обстоя­тельства вынуждают Психолога к преждевременному прекращению ра­боты с Клиентом, что может отрицательно сказаться на его состоянии, он должен обеспечить продолжение работы с Клиентом.

11.1. Правило взаимоуважения Психолога и Клиента Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией РФ. Работа с Кли­ентом допускается только после получения согласия Клиента в ней уча­ствовать, после извещения его о цели работы с ним, о применяемых мето­дах и способах использования полученной информации. В случае если Клиент не в состоянии сам принимать решение о своем участии в экспе­рименте, такое решение должно быть принято его законными представи­телями.

11.2. Правило безопасности для Клиента применяемых методик Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья, состояния Клиента, не представля­ют его в результатах исследования в ложном, искаженном свете, не дают сведений о тех его психологических свойствах и особенностях, которые не имеют отношения к конкретным, согласованным задачам психологи­ческого исследования. Психолог должен сообщать Клиенту или пациенту о всех важных шагах или лечебных действиях. В случае лечения в клини­ке Психолог должен привлечь внимание пациента к возможному риску и к альтернативным методам лечения, включая непспхологичские.

11.3. Правило предупреждения опасных действий Заказчика относи­тельно Клиента

Психолог формулирует свои рекомендации, организует хранение, ис^ пользование и публикацию Результатов исследования таким образом, что­бы исключить их применение вне тех задач, которые были согласованы между Психологом и Заказчиком и которые могли бы ухудшить положе­ние Клиента. Психолог информирует Клиента о характере передаваемой Заказчику информации и делает это только после получения согласия Клиента.

12. Принцип компетентности Психолога

Согласно принципу компетентности Психолог может оказывать лишь те услуги, для которых он имеет необходимые квалификацию и образова­ние. В своей работе он руководствуется научными и профессиональны­ми стандартами и применяет апробированные и проверенные методики. Психолог должен придерживаться принципа научной добросовестности и проверять полученные результаты. Психолог может взяться за вынолнение только такой работы, которая даст возможность соблюдения выше­перечисленных обязательств. В соответствии со своей компетенцией в психологических вопросах он действует на свою ответственность и неза­висимо. Психолог обязан путем добросовестной подготовки быть инфор­мированным в новейших достижениях науки, знать предписания, регу­лирующие его профессиональную деятельность.

12.1. Правило сотрудничества Психолога и Заказчика Психолог обязан уведомить Заказчика о реальных возможностях со­временной психологической науки в области поставленных Заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности и границах своих возмож­ностей. Психолог должен сообщить Заказчику о принципах и правилах психологической деятельности и получить согласие Заказчика руковод­ствоваться ими в процессе работы. Психологи не могут предлагать специ­альные процедуры, методики или другие средства, которыми они не вла­деют или эффективное.™ которых подвергается профессиональному или научному сомнению. Если какие-либо возможности приписываются Пси­хологу, который их не имеет, он должен опровергнуть такую информа­цию. Психологи не должны давать Заказчику сведения, преувеличива­ющие эффективность их услуг.

12.2. Правило профессионального общения Психолога и Клиента Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психолого-педагогического воздействия на уровне, доста­точном, чтобы поддерживать у Клиента чувство симпатии и доверия, удовлетворения от общения с Психологом. Взаимоотношения Психолога с Клиентом или пациентом имеют особый характер в силу необходимо­сти установления доверия между ними. Психолог вправе отказаться от принятия на себя профессиональных обязательств или прекратить их выполнение в случае прекращения доверительных отношении. Если Кли­ент болен, то работа с ним допустима только с разрешения врача или с со­гласия других лиц, представляющих интересы Клиента. . 12.3. Правило обоснованности Результатов исследования Психолога

Психолог формулирует Результаты исследования в терминах и по­нятиях, принятых в психологической науке, подтверждая свои выводы предъявлением первичных материалов исследования, их математнко-статистической обработкой и положительным заключением компетент­ных коллег. При решении любых психологических задач проводится ис­следование, всегда опирающееся па предварительный анализ литератур­ных данных по поставленному вопросу.

13. Принцип беспристрастности Психолога -

Принцип беспристрастности Психолога не допускает предвзятого от­ношения к Клиенту. Недопустимо влияние положительного или отрица­тельного отношения Заказчика к Клиенту на формулирование выводов о Клиенте. Все действия Психолога относительно Клиента должны осно­вываться только на данных, полученных научными методами. Субъек-

тивное впечатление, которое производит Клиент, его социальное положе­ние не должны оказывать никакого влияния на выводы и действия Пси­холога.

13.1. Правило адекватности методик, применяемых Психологом Психолог может применять методики, которые адекватны целям про­водимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию Клиен­та, условиям эксперимента. Методики, кроме этого, обязательно должны быть стандартизованными, нормализованными, надежными, валидными и адаптированными к контингенту испытуемых.

13.2. Правило научности Результатов исследования Психолога Психолог должен применять методы обработки и интерпретации дан­ных, получившие научное признание и не зависящие от его научных при­страстий, общественных увлечений, личных симпатий к Клиентам опре­деленного типа, социального положения, профессиональной деятельно­сти. В Результатах исследования должно быть только то, что непременно получит любой другой исследователь такой же специализации и такой же квалификации, если он повторно произведет интерпретацию первич­ных данных, которые предъявляет Психолог.

13.3. Правило взвешенности сведений, передаваемых Заказчику Пси­хологом

Психолог передает Заказчику Результаты исследования в терминах и понятиях, известных Заказчику, в форме конкретных рекомендаций, ко­торые не позволяют и не располагают к их домысливанию, рассмотрению личности Клиента вне тех задач, которые были поставлены перед Психо­логом. Психолог руководствуется только интересами дела и не передает Заказчику никаких сведений, которые могли бы ухудшить положение и состояние Клиента, Заказчик коллектива, в котором они сотрудничают.

14. Принцип конфиденциальности деятельности Психолога

Принцип конфиденциальности деятельности Психолога означает, что материал, полученный им в процессе работы с Клиентом на основе дове­рительных отношений, не подлежит сознательному или случайному раз­глашению вне согласованных условий. Результаты исследования должны быть представлены таким образом, чтобы они не могли скомпрометиро­вать ни Клиента, ни Заказчика, ни Психолога, ни психологическую нау­ку. Клиническим психологам запрещается, помимо своего профессио­нального окружения, применять иностранные или технические термины. Психодиагностические данные, полученные относительно студентов при их обучении, должны рассматриваться как конфиденциальные, как и све­дения о Клиентах или пациентах. При демонстрации конкретных случаев следует заботиться о защите достоинства и благополучии Клиента, в от­ношении которого должны соблюдаться правила конфиденциальности. 14.1. Правило кодирования сведений психологического характера Психолог обязан на всех материалах психологического характера, на­чиная от протоколов и кончая итоговым отчетом, указывать не фамилии имена, отчества Испытуемых, а присвоенный им код, состоящий из про­извольного набора цифр и букв. Документ, в котором указываются фами­лия, имя, отчество Клиента и соответствующий ему код, известный только Психологу, оформляется в единственном экземпляре, хранится отдельно от экспериментальных материалов в недоступном для посторонних месте и передается Заказчику но акту, если это необходимо по условиям работы.

14.2. Правило контролируемого хранения сведений психологическо­го характера

Психолог должен предварительно согласовать с Заказчиком список лиц, получающих доступ к материалам, характеризующим Клиента, ме­сто и условия их хранения, цели их использования и сроки уничтожения.

14.3. Правило корректного использования Результатов исследования Психолог несет ответственность за предвидимые научные и социаль­ные последствия своей работы, включая воздействие на лиц, группы и ор­ганизации, участвующие или непосредственно затронутые исследованием, а также непрямой эффект, как, например, влияние научной психологии на общественное мнение и на развитие представлений о социальных цен­ностях. Психолог должен достичь соглашения с Заказчиком об исключе­нии случайного или преднамеренного сообщения Клиенту Результатов его исследования, которые могут его травмировать. Сведения психологи­ческого характера об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных Психологом.

14.4. Принцип осведомленного согласия

Принцип осведомленного согласия требует, чтобы Психолог, Заказ­чик и Клиент были извещены об этических принципах и правилах пси­хологической деятельности, целях, средствах и предполагаемых резуль­татах психологической деятельности и принимали в ней добровольное участие.

15. Нормы общественно-научного поведения Психолога

15.1. Поведение в отношении представителей других профессий. В сво­их профессиональных контактах с представителями других профессий Психолог должен проявлять лояльность, терпимость и готовность по­мочь. Не следует делить другие профессии по рангам.

15.2. Психологи н другой персонал. При приеме на работу ассистен­тов и иного персонала Психолог должен обеспечить им подходящие ус­ловия работы и заключить с ними договора в соответствии с их обязанно­стями. Практиканты должны получать подготовку, необходимую для их будущей профессии; поэтому их функции не должны быть ограничен­ными или не требующими квалификации. Психолог обязан выдать объ­ективную характеристику своим сотрудникам по первому требованию, ,и в особенности при прекращении ими работы.

15.3. Объединения психологов. Психологи могут объединяться для работы с целью совместного использования оборудования, помещения

и совместного найма персонала. При создании совместной практики дол­жен быть составлен контракт в письменной форме, учитывающий воз­можность изменений, распределения прибыли и расходов, а также воз­можность ликвидации объединения.

15.4- Для клинических психологов при совместной практике обяза­тельны следующие правила: 1) при всех формах объединения должен быть обеспечен свободный выбор методов лечения; 2) право на ликвида­цию объединения, если затронуты интересы третьих лиц,Принадлежит участникам-психологам; 3) сведения о лечении и записи могут быть пред­ставлены в распоряжение партнеров ПсихолОга, осуществлявшего лече­ние, только с письменного согласия пациента; 4) перед началом лечения пациент должен быть информирован о том, что не принимающие участия в терапии партнеры не несут ответственности за ее результат.

15.5. Партнеры по совместной практике должны указывать свои име­на на бланках, в объявлениях н в других документах, в них могут быть указаны часы работы и номер телефона. Где это возможно, не следует указывать специализацию; разрешено не более шести уточнений (специ­фическая группа пациентов или клиентов; специфические симптомы или разрешаемые проблемы; специфические методики лечения или помощи).

15.6. В случае если клинический Психолог выступает как наниматель по отношению к своим коллегам, передача им функции по лечению паци­ента возможна лишь с согласия пациента.



15.7. Преподавательская деятельность. Преподаватель-психолог дол­жен обучать своих слушателей новейшим достижениям психологической науки в объективной и понятной им форме. Любые личные точки зрения должны быть зафиксированы именно как таковые. При преподавании и чтении лекций следует следить за тем, чтобы не возникло необоснован­ных ожиданий.

16. Нарушение Этического кодекса

16.1. За нарушение Этического кодекса психолог-консультант может лишиться сертификата РПО, а также к нему могут быть применены та­кие санкции, как общественное порицание и исключение из членов РПО. В случае серьезных нарушений Этического кодекса РПО может ходатай­ствовать о привлечении Психолога к суду. Для утверждения норм Этиче­ского кодекса и в соответствии с ними РПО может выступать в суде в ка­честве общественного обвинителя или защитника.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница