Кодекс распространяется на все виды профессиональной деятельности вожатого



Скачать 76.54 Kb.
Дата03.05.2016
Размер76.54 Kb.


КОДЕКС ЧЕСТИ ВОЖАТОГО
Общие положения
Данный Кодекс распространяется на все виды профессиональной деятельности вожатого.

Целью Кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности вожатого. Кодекс должен служить вожатому ориентиром при планировании и построении работы с детьми, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности вожатого. Кодекс призван укрепить авторитет профессии вожатого.


Введение
В задачи Кодекса входит характеристика основных этических норм и правил, которыми руководствуются вожатые в своей деятельности.

Кодекс содержит директивы для педагогических работников (вожатых и воспитателей) детских учреждений (ДУ).

Положения Кодекса ориентируют вожатых выстраивать свою деятельность с учётом интересов ребёнка.

Кодекс требует от вожатых исполнять свои обязанности профессионально, руководствуясь этическими и моральными принципами.

Согласие с Кодексом, его профессиональное и личностное принятие являются своеобразным допуском к работе вожатым.
Задачи вожатого в детском учреждении
Отвечать за физическое, социальное, психологическое, эмоциональное, материальное благополучие детей в период работы в детском учреждении (ДУ).

Вожатый обязан:



  • следить за здоровьем и гигиеной воспитанников;

  • проводить с детьми инструктаж по технике безопасности, не создавать ситуации, при которых возможно получение травм, знать, где находятся все его подопечные в любой момент времени, всегда быть в доступном для ребят месте;

  • соблюдать дисциплину, составить чёткий распорядок в отряде и следить за его выполнением, не быть безразличным к недисциплинированности детей, к оскорблениям по отношению к детям со стороны других детей;

  • не создавать ситуации, при которых возможно психологическое травмирование детей, не применять манипулятивные техники и рукоприкладство, агрессивные и жёсткие методики, а также методики, в которых вожатый некомпетентен (например, психологические, медицинские, парапсихологические и т.п.);

  • создавать для детей ситуацию успеха в индивидуальной и коллективной деятельности, обеспечивать условия для развития чувства эмоционального комфорта.


Обеспечивать личностный рост каждого ребёнка.

Вожатый не имеет права выделять «любимчиков» в отряде; каждый из детей заслуживает индивидуального внимания, каждый ребёнок особенный по-своему, и не следует предполагать, что кто-то из детей самый лучший.

Вожатому следует:


  • знать об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, развивать в ребёнке позитивное восприятие его способностей;

  • помогать ребёнку строить собственные планы и давать ему возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них;

  • учить ребёнка общаться со взрослыми любого возраста;

  • воспринимать вопросы и высказывания ребёнка всерьёз;

  • создавать условия, при которых учитывается мнение детей, давать возможность высказаться каждому;

  • хвалить ребёнка только за конкретные успехи и поступки.

Сплачивать детский коллектив.

Вожатый обязан организовывать досуг детей, проводить мероприятия для сплочения отряда.

Вожатый должен знать специфику межличностных отношений в отряде, решать детские конфликты.

Вожатому нельзя держаться изолированно от детей, даже под предлогом необходимости давать детям свободу.


Содействовать успешной реализации программы.

Вожатый должен:



  • проводить мероприятия во вверенной ему группе детей согласно утвержденной ДУ программе;

  • привлекать к участию детей и участвовать самому во всех мероприятиях, проводимых администрацией ДУ для детей.

Вожатому следует проявлять инициативу в подготовке мероприятий и выступлений детей.

Вожатый не имеет права критиковать программу, реализуемую в ДУ, и отдельные мероприятия в присутствии детей.


Сплачивать педагогический коллектив.

Вожатый не должен создавать стрессовых и конфликтных ситуаций для детей и коллег.

Вожатый руководствуется совместно поставленными общими целями, участвует в общественной жизни педагогического коллектива ДУ.
Ценности вожатской работы
Человеческое достоинство и толерантность.

Вожатый признаёт ценность каждого человека и его право на реализацию своих способностей, на достойные условия жизни и благосостояние, на свободный выбор жизненной позиции с условием, чтобы права одного человека не препятствовали реализации интересов и прав других людей или групп.

Вожатый:


  • уважает основные права ребёнка, указанные в Конвенции о правах ребёнка;

  • демонстрирует доброжелательное отношение ко всем детям и уважает их убеждения, ценности, культуру, цели, нужды, предпочтения, взаимоотношения;

  • защищает и поддерживает достоинство детей, учитывает индивидуальность, интересы и социальные потребности каждого ребёнка;

  • способствует достижению благополучия и самостоятельности ребёнка, формирует и поддерживает в нём уважительное отношение к правам и свободам других людей.


Компетентность.

Компетентность (профессионализм) является ценностью социально-педагогической


деятельности.

Вожатый:


  • использует и распространяет знания, умения и навыки в вожатской практике;

  • постоянно повышает уровень профессионализма, поддерживает и расширяет компетентность в целях повышения качества своей деятельности;

  • осознаёт рамки своей компетентности и не выходит за их пределы в ситуациях, где требуется более высокий уровень решения проблемы.


Социальная активность, мобильность и гибкость.

Социальная активность, мобильность и гибкость являются ценностью вожатской работы и предполагают взаимосвязанную деятельность вожатого и ребёнка.

Вожатый занимает социально-активную позицию в обществе, владеет навыками быстрого переключения с одного вида деятельности на другой и способами саморегуляции и саморелаксации.
Принципы вожатской работы
Принцип безусловной любви. Любовь предполагает активную заинтересованность в жизни и развитии объекта любви. Следовательно, безусловно любить – значит оберегать, направлять и развивать ребёнка без всяких ожиданий того, каким он должен быть. Любить не за поступки, слова, а за то, что он просто есть.
Принцип равноправия и уважения. Быть с ребёнком откровенным, уважительно относиться к его желаниям, мыслям. Предоставлять ему право самостоятельно принимать решения.
Принцип доверия. Передавать ребёнку ответственность за его личные дела. Постоянный контроль лишает детей инициативы и самостоятельности.
Принцип сотрудничества. Сотрудничество предполагает общение с ребёнком, общение – мощный фактор и условие развития. Сотрудник не может наказывать сотрудника и командовать им. Сотрудничество формирует уважительные отношения, ориентированность на компромисс. Необходимо сотрудничать с детьми во всех видах деятельности.
Принцип содружества. Содружество – единый коллектив с равными правами и общими интересами. Необходимо создавать и поддерживать в детском коллективе атмосферу дружбы и равноправия.
Принцип сотворчества. Не делать за детей, а делать вместе с ними. В совместном творчестве между детьми и взрослыми естественно устанавливается подлинное равенство, возникает духовное общение.
Стандарты этического поведения
Стандарты этического поведения вожатого определяют нормы профессиональной деятельности в соответствии с этическими ценностями, принципами и правилами педагогической работы. Эти стандарты содержат основные требования и не являются исчерпывающими.
Этическое поведение по отношению к профессии вожатого.

Вожатый соблюдает Кодекс этики, упрочивает ценности и правила, принципы и стандарты этического поведения, отстаивает, совершенствует и популяризирует их.


Этическое поведение по отношению к ребёнку.

Вожатый:


  • соблюдает принципы вожатской работы по отношению к детям;

– принимает ребёнка таким, каков он есть;

– привлекает ребёнка к активной совместной работе;

– проявляет порядочность по отношению к ребёнку;


  • ценит и уважает личные устремления и индивидуальные особенности детей, инициативу и творческий подход ребёнка к совместной деятельности;

  • отвергает любые формы дискриминации, основанной на принадлежности к той или иной национальности, а также на вероисповедании, умственных или физических недостатках, социальном статусе, персональных характеристиках;

  • подаёт положительный пример, является авторитетом для детей, не даёт невыполнимых обещаний;

  • не использует ребёнка как средство для достижения своих целей, как способ самоутверждения и самовосхваления.


Этическое поведение по отношению к коллегам.

Вожатый:


  • с уважением относится к коллегам вне зависимости от их специальности и специализации, уровня профессиональной подготовки и стажа работы, оказывая им всемерное содействие для достижения высокой эффективности совместной работы в области педагогической деятельности;

  • следует советам и консультациям коллег и наставников, если советы и консультации служат интересам дела;

  • не имеет право обсуждать личные качества и поступки коллег и провоцировать конфликтные ситуации в присутствии детей;

  • соблюдает нормы речевого общения, не перебивает другого вожатого, высказывающего свою точку зрения;

  • соблюдает конфиденциальность принимаемых на рабочих совещаниях (планерках) и на собраниях отряда решений.


Этическое поведение по отношению к администрации ДУ.

Вожатый:


  • строит свои взаимоотношения с администрацией ДУ на основе доброжелательности, ориентированности на интересы детей;

  • соблюдает внутренний распорядок ДУ, выполняет распоряжения администрации ДУ;

  • не скрывает от руководства ДУ чрезвычайные происшествия, произошедшие с детьми в отряде.


Личное этическое поведение.

Вожатый:


  • не курит, не употребляет алкоголь и наркотики, не использует в речи нецензурные слова, ведёт здоровый образ жизни;

  • не допускает демонстративное поведение, не показывает своё плохое настроение и его перепады;

  • не занимается личными делами в рабочее время;

  • не появляется перед детьми в неопрятном и неряшливом виде, в вызывающей и откровенной одежде;

  • не демонстрирует своей симпатии к лицам другого пола, как среди подопечных, так и в их присутствии.


Этическое поведение в педагогическом отряде.

Вожатый:


  • знает все традиции педагогического отряда (ПО), использует его символику, бережно и уважительно относится к атрибутике ПО;

  • несёт моральную ответственность за ПО;

  • не информирует руководство ДУ о конфликтах внутри ПО;

  • относится уважительно к другим ПО, не создаёт условий для конфликтов между ПО, работающими в одном ДУ.

Методист отдела педпрактик ЦПК И.Н. Свечникова





База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница