Конкурса лучших учителей России в рамках пнпо; стаж работы 20 лет Тема опыта: Развитие творческих способностей младших школьников в процессе вокально-хорового воспитания



страница1/5
Дата01.05.2016
Размер0.82 Mb.
  1   2   3   4   5
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

г. Камешково Владимирской области


Чирковская



Анжелика Геннадьевна


  • Учитель музыки высшей квалификационной категории;

  • победитель конкурса лучших учителей России в рамках ПНПО;

  • стаж работы – 20 лет

Тема опыта:

Развитие творческих способностей младших школьников в процессе вокально-хорового воспитания

«Музыка – воображение – фантазия – творчество – такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы»

В. А. Сухомлинский

1. Условия возникновения опыта.

Являясь муниципальным общеобразовательным учреждением, школа №1 ориентирована на обучение, воспитание и развитие всех и каждого учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей путем создания в ней адаптированной педагогической системы. Уровень социокультурного окружения не позволяет обеспечить на высоком уровне художественно-эстетическое воспитание школьников. Поэтому школа является центром культурной жизни микрорайона. Работа построена исходя из целей школы: выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование свободной физически здоровой личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной в дальнейшем на самореализацию в обществе. Художественно-эстетическое воспитание – важное направление в работе школы. Для преподавания музыки и МХК созданы хорошие условия: отдельный кабинет с современным аудио-видео оборудованием и учебно-методическим комплексом. В создании условий для максимальной оптимизации творческих способностей ребят огромную роль играет выбор программы преподавания. Работа ведется по программе Д.Б. Кабалевского, потому что эта программа базируется на принципе целостности, комплексности музыкально – эстетического образования. Музыка в ней рассматривается в совокупности с другими видами искусства, что позволяет добиться значительных результатов в выявлении и реализации творческого потенциала личности. Опыт создания условий для развития творческого потенциала учащихся сложился в результате шестнадцатилетней работы в школе №1. Работа идет в условиях внешней дифференциации (в общеобразовательных, коррекционных, профильных, экспериментальных классах).

В школе создана система взаимосвязи урочной и внеклассной деятельности, в которой музыкальное творчество пронизывает все направления и уровни работы. Предмет музыка ведется 1 час в неделю, но организация внеклассной деятельности в школе позволяет вести обязательное дополнительное занятие (1 час) для учащихся младших классов. Помимо этого у ребят есть возможность заниматься в хоре и фольклорном театре. Задачи музыкального воспитания реализуются в тесной связи школы и ДК-13 октябрь, Центра внешкольной работы, школы искусств.

2.Актуальность и перспективность опыта.

Сегодня для подготовки специалиста любой области одних знаний не достаточно. Нужны люди, способные к эврической деятельности, обладающие значительным личностным и профессиональным потенциалом. Современная система образования должна обучать искусству пользования знаниями, вырабатывать стиль мышления, позволяющий анализировать проблемы и находить пути решения в любой области жизни. Обществу нужны люди, способные к творческой деятельности. Творческий человек – это инициативный и самостоятельный в мышлении, способный к адаптации и самореализации.



Музыкальное искусство побуждает и стимулирует творческий потенциал личности, ибо эмоциональная сфера и воображение тесно связаны с творческими способностями. Поэтому создание условий для максимальной оптимизации творческих способностей есть важная задача музыкально эстетического образования. И самым важным условием является вовлечение ребенка в практическую музыкально – творческую деятельность. Пение – ведущий способ музыкальной деятельности. Вокальное воспитание оказывает влияние не только на эмоционально-эстетическое развитие личности ребенка, но и на умственное. Достаточно указать на то, что воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи. А речь, как известно, является материальной основой мышления. Кроме того, воспитание музыкального ладового и метроритмического чувства связано с образованием в коре мозга человека сложной системы нервных связей, с развитием способности его нервной системы к тончайшему регулированию процессов возбуждения и торможения ( а вместе с тем и других внутренних процессов), протекающих в организме. Эта способность нервной системы, как известно, лежит в основе поведения человека. Пение имеет здоровьесберегающий эффект. Оно не только доставляет поющему удовольствие, но и развивает слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно-сосудистой системой, следовательно, он невольно, занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет свое здоровье. Требования современного общества к воспитанию нового поколения не соответствуют режиму преподавания музыки в школе (1 час в неделю). В России 45-50% первоклассников не посещали дошкольные образовательные учреждения, в результате чего не сформировалась вторая сигнальная система. Многие из них испытывают большие трудности в усвоении курса начальной школы. А именно 6-7 лет – это благоприятный период для формирования и развития у ребенка способностей. К тому же отсутствие музыкального воспитания в дошкольном возрасте ведет к противоречию речевого и музыкального слуха, что в дальнейшем вызовет проблемы с координацией слуха и голоса. На решение этих проблем направлен опыт . Приобщение детей к вокальной деятельности помогает решить проблемы, так как отвечает следующим требованиям:

  1. личностно – ориентированное обучение;

  2. целенаправленность деятельности;

  3. учет возрастных психофизических способностей учащихся;

  4. разнообразие форм и методов;

  5. творческий характер деятельности.

В опыте отражено:

    • понятие детского музыкального творчества;

    • источники его возникновения;

    • предпосылки в его развитии;

    • взаимосвязь воображения и творчества;

    • взаимосвязь творчества и обучения;

    • основные этапы формирования творчества школьников через песенное творчество;

    • методы и приемы активизации творческих проявлений детей в процессе вокального хорового воспитания.

«Без музыки ни одно учение не может быть совершенным»,-сказал З. Кодай.

С этим нельзя спорить. Музыка развивает общеучебные и интеллектуальные умения и навыки. Пение – не только эмоциональное и выразительное исполнение произведения, но и процесс активного усвоения закономерностей музыкального искусства в опоре на восприятие музыки. Выразительность исполнения невозможна без осознания смыслового содержания словесного текста, особенностей интонационного музыкального развития и их взаимосвязи.

Большие возможности для формирования качеств творческой личности лежат в фольклоре. Общение с народным творчеством оптимизирует фантазию, воображение, интеллект, артистичность. Вокальное воспитание, основанное на народной песне, активизирует слух, способность к варьированию, импровизации чувства ансамбля и полифонического мышления. Поэтому возможность преподавания музыки вторым часом в неделю я использую для развития творческой активности детей прежде всего через народное музыкальное искусство. Сегодня возрастает ценность и значимость деятельности педагогов по пропаганде народного творчества. Деятельности во имя возрождения в ребенке чувства своей родной земли, связи со своим народом, ощущение счастья бытия и творчества.

3. Ведущая педагогическая идея

В основе опыта лежит ориентация учебно-воспитательной работы на личность ученика. Целью педагогической деятельности является создание условий для оптимизации творческой деятельности младших школьников в процессе вокально-хорового воспитания. Если в процессе вокально-хоровой работы с учащимися развивать хоровые навыки, ладовое и метроритмическое чувство, обучать пению по нотам, развивать двигательнве навыки, способности эмоционально воспринимать музыку, формировать основы музыкальных знаний, то в результате разовьется фантазия, воображение, мышление, артистичность, инициативность, самостоятельность, т.е универсальные способности, важные для любых сфер деятельности, что в педагогике называют творческой личностью.



4. Теоретическая база опыта.

Теоретическая основа толкования понятия «детское творчество» строится на признании наличия у детей врожденных задатков, которые независимо и спонтанно выявляются в деятельности детей.

Источником музыкального творчества считаются жизненные явления, сама музыка, музыкальный опыт, которым овладел ребенок.

Для решения поставленной проблемы особое значение приобретают положения, разработанные в исследованиях ученых-психологов Л.С. Выготского, Н.Н. Волкова, Е.И. Игнатьева, Ц.И. Киреенко, Б.М. Теплова, П.М. Якобсона и других о психологической природе детского творчества, его развитии средствами музыки.

Как и все другие качества личности, творческая активность возникает и развивается в процессе творческой деятельности. Творчество является нормальным и постоянным спутником детского развития. Его результатом является инициативность и самостоятельность мышления, способность к самовыражению в творческом акте. В связи с этим одним из важнейших вопросов детской педагогики и психологии Л.С. Выготский считал «вопрос о творчестве у детей, о развитии творческой работы для общего развития и формировании ребенка».

Доказательством значимости формирования творческих навыков у детей являются работы Б.Я. Яворского.

Процесс формирования, по мнению педагога, должен проходить в пять этапов:


  1. Накопление впечатлений.

  2. Спонтанное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных и речевых проявлениях.

  3. Импровизирование: двигательное, музыкальное, литературно-речевое.

  4. Создание оригинальных композиций (музыкальных, избирательных, пластичных, литературных), являющихся отражением какого-либо художественного впечатления.

  5. Музыкальное творчество – сочинение песен (одноголосных, двухголосных, трехголосных), несложных пьес.

Идеи Б.П. Яворского комплексности и системности воздействия в УВП доминируют и в современной педагогике.

Использование разных искусств для более глубокого эмоционально-эстетического восприятия музыки школьниками нашло яркое отражение в программе, разработанной Д.Б. Кабалевским, который предлагает на уроках музыки использовать литературу, живопись, скульптуру и другие виды художественного творчества.

В начале 80-х годов исследователи Г.С. Альтшуллер и И.М. Верткин поставили перед собой проблему: какими качествами должен обладать человек, чтобы быть творческой личностью.

Было установлено, что независимо от рода деятельности творческая личность обладает следующими основными качествами:



  • Умение поставить творческую цель;

  • Умение планировать и самоконтролировать свою деятельность;

  • Высокая работоспособность;

  • Умение находить и решать проблемы;

  • Умение защищать свои убеждения.

При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности.

Способности – это индивидуально-психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешности этой деятельности. Они не сводятся «к наличным навыкам, умениям или знаниям», но «могут объяснить легкость и быстроту овладения этими знаниями и навыками» (Б.М.Теплов). наряду с общими способностями (способностями ума) выделяют специальные способности, в частности музыкальные. Чем выше развиты общие способности, тем больше предпосылок для развития специальных способностей. В свою очередь развитие специальных способностей при известных условиях положительно влияет на развитие интеллектуальных сил личности.

Вскрывая звуковысотность как особое свойство музыкальной материи, Б.М. Теплов определяет в качестве способности чувство высоты. Обращая внимание на связи музыкальных тонов, возникающие в результате сопряжения звуков по высоте, он выделяет ладовое чувство. Устанавливая различия музыкальных звуков по длительности и характеру группировки, Б.М. Теплов указывает на необходимость выделения чувства ритма как способности ориентации в длительности звуков в их временной последовательности. Наряду с этими исследователь выделяет и способность к музыкально-слуховым представлениям (музыкальную память) как необходимую для выявления в звуковой материи музыки ее структурных, организующих звеньев – основы постижения целостности образа произведения. Логика, которой следует Б.М. Теплов, - это логика движения от объективно-звуковых (физических) качеств музыки к индивиду как субъекту воспринимающей деятельности.

При создании условий для развития творческих способностей младших школьников, мы руководствовались периодизацией детства, схему которой разработали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин. Ведущая деятельность детей от 6-10 лет – учебная. На ее основе у школьников возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование), а также потребности и мотивы учения.

Психолог Тарасов Г.С. характеризует возраст младших школьников как возраст целеобразования. Воспитание способности к целевой регуляции деятельности формирует у детей такие качества как устойчивость поведения, способность к мобилизации, к действию с учетом фактора времени, к регуляции своих состояний в соответствии с достигаемым результатом.

Существует несколько способов педагогически эффективного воспитания таких качеств личности. Во-первых, через обнаружение и осознания школьником значимости цели. Во-вторых, когда отдаленная и трудная цель в ходе работы «дробится» на промежуточные цели, в своей совокупности составляющие данную цель.

Нужно отметить, что в учебно-воспитательной музыкальной деятельности моторная, сенсорно - перцептивная и интеллектуально – волевая активность всегда соотносится с ведущей ролью мотивационной, эмоционально – выразительной активности.

Развитие музыкального слуха – необходимое условие для развития музыкальных способностей. Профессор А.Н. Леонтьев в своей книге «Проблемы развития психики» выделил определяющую роль голосового аппарата в формировании музыкального слуха. Если вокально-моторное звено не включено в процесс восприятия частоты звуков, то это приводит к явлению настоящей «звуковысотной глухоты». Эту же мысль подтверждает в своей работе Золтан Кодай. Он рассматривает пение как необходимый вид деятельности, поскольку разучивание мелодий путем их вокального воспроизведения развивает способность слухового музыкального восприятия, основы всей музыкальной деятельности.



  1. Новизна опыта

Данный опыт относится к усовершенствованию. Он не содержит принципиально новых открытий, но позволяет используя такие условия:

    • творческий подход к выбору программ, содержания и организации занятий с использованием разнообразных методов и приемов работы,

    • организация занятий творческого типа, основанных на единстве творческого познания, ассоциативного мышления и эвристичекой деятельности,

    • художественно-творческое развитие ребенка идет в процессе вокально-хорового воспитания, в основе которого лежит комплексный подход (вокальное воспитание и развитие хоровых навыков идет вместе с развитием ладового и метроритмического чувства, с обучением пения по нотам, развитием и усовершенствованием двигательных навыков, способности эмоционально воспринимать музыку и формированием основ музыкальных знаний),

    • создание обстановки, нацеленной на выявление свободной инициативы и самостоятельности, потребности к самовыражению, на доверие к ребенку, уважение к процессу и результату его деятельности,

    • создание ситуации успеха,

    • создание художественно-эстетической среды в помещении, где проходит воспитательный процесс;

развивать фантазию, воображение, артистичность, интеллект, т.е. формировать в процессе вокально-хорового воспитания универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.

6. Технология опыта

Цель педагогической деятельности:

Создание условий для оптимизации творческой деятельности учащихся в процессе вокально-хорового воспитания.

Задачи:


  1. организовать активное эмоциональное вхождение школьников в мир музыки;

  2. развитие способностей восприятия искусства, позволяющего формировать художественный вкус;

  3. формирование осознанного отношения к музыке, позволяющего самостоятельное использование выразительно-изобразительных средств для выражения своих чувств в песенном творчестве;

  4. приобщение детей к активной художественно-творческой деятельности, формирование исполнительских умений и навыков;

  5. развитие у каждого ребенка общих и специальных художественно-творческих способностей.

Поставленным задачам соответствуют приемы и методы работы. Наиболее продуктивными из них являются:

1. Метод сравнительного анализа и сопоставления;

2. Метод «эмоционального диалога»;

3. Поисковый метод;

4. Импровизация;

5. Игра (сюжетно-ролевая и проблемно-моделирующая);

6. Творческие задания (самостоятельные действия в песне,

самостоятельный подбор вариантов игр, движений и т.д.).

Помимо этого используются методы, направленные на развитие вокальных умений и навыков: концентрический метод в работе над качеством звучания и расширения диапазона; фонопедические упражнения В. Емельянова для коррекции слуха и голоса; дифференцированный подход к ребенку с учетом его индивидуальных особенностей; прием относительной сольмизации как основы освоения музыкальной грамоты; освоение элементарных приемов свободного дирижирования и т.д.

Начальный этап музыкального образования детей в школе предполагает преемственность с дошкольным опытом общения с музыкой. Но в силу разных причин среди них – непосещение детского сада, отсутствие квалифицированного музыкального руководителя в детском саду и соответствующего воспитания в семье – музыкальный опыт первоклассников носит разрозненный неорганизованный характер. У большинства детей недостаточная вокально-слуховая координация (часто и двигательно-слуховая), моторная «зажатость», «закрепощенность». Педагог должен организовать активное эмоциональное вхождение ребят в мир музыки, оптимизировать присущие данному возрасту качества личностной доминанты – стремление к самовыражению в самых разнообразных формах.

В начальной школе есть возможность преподавания музыки в режиме 2 часа в неделю. Работа ведется по программе Д.Б. Кабалевского. Для второго часа нами разработана программа «Дорогами добра». Этот курс призван не столько компенсировать отсутствие дошкольного музыкального образования у ребят, сколько развить их музыкально-творческие способности. Во втором классе у детей есть возможность продолжить заниматься музыкой факультативно, поступить в школьный хор, фольклорно-театральную студию. Все занятия проходят на базе художественно-эстетического зала, который является результатом объединенных усилий всех учителей предметов образовательной области искусства. Это позволяет строить занятия на принципе интеграции с другими видами искусств. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, т.е. формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.

Содержание курса позволяет проводить занятия в разнообразных формах, где преимущество отдается игре (игра-путешествие, игра-концерт, народные «посиделки»). Все занятия строятся по методу эмоциональной драматургии. Важной задачей для меня стало привлечение родителей к процессу музыкального воспитания. Она решается в системе организации ведения курса, предполагающей совместное творчество в некоторых разделах тем. Например: осенние, зимние посиделки, рождественские колядования, праздники встречи весны.

Основной вид деятельности в курсе «Дорогами добра» - пение. В вокальной работе заложены следующие принципы:


  1. Развивать голос из примарных тонов постепенно, не спеша, расширяя

диапазон.

  1. Исполнению всегда (на начальном этапе обучения) предшествует объяснение и показ лучшего образца (чаще всего пение учителя), четкое понимание учащегося, чего он должен добиться.

  2. Работа должна идти в доброжелательной атмосфере, направленная на создание ситуации «успеха».повторение для исправления ошибок должно быть осмысленным.

  3. Главным критерием является качество звука и свобода при пении.

  4. Использование эффективных упражнений в контексте драматургии занятия.

  5. Вся певческая работа должна быть связана с развитием музыкального слуха и развитием личности ребенка.

  6. Поощрение самостоятельности и инициативы, внимательное отношение к необычным вопросам и идеям.

  7. На первоначальном этапе обучения роль вокальных упражнений выполняют русские народные попевки и песенки.

На первых занятиях необходимо собрать информацию о музыкальном развитии детей. Изучение особенностей развития происходит в непринужденной обстановке в игровой форме. Причем, моя роль в данном случае остается за кадром. Для этого я приглашаю старших ребят или других педагогов для организации ролевой игры. Я сама фиксирую данные, полученные в «естественных» условиях. Я вношу эти данные в индивидуальные карточки, заведенные на каждого ребенка, дополняя их потом сведениями, полученными школьным психологом. Далее работа планируется исходя из результатов диагностики. Песенный материал подбирается в соответствии принципам: художественности, доступности и педагогической целесообразности.

Большие потенциальные возможности эстетического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношениям к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги - словом, обеспечивает эмоционально психическое благополучие.

Наиболее распространенное и доступное средство - песня. Народная песня входит в жизнь ребенка как основа русской музыкальной культуры. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота – характерные черты русского песенного народного творчества. Мелодии, оставаясь очень простыми и доступными, часто варьируются, что и придает им особую притягательность. Своеобразно и ладовое строение русской народной песни. Особенно часто применяется переменный лад. Русские народные песни богаты разнообразием жанров. Особым местом выделяются колыбельные песни, с интонациями, иллюстрирующими монотонные движения колыбели. Народные песни могут служить упражнениями, способствующими постепенной выработке естественного, легкого звучания голоса чистоты интонации в пении, расширением диапазона детского голоса, помогают добиться отчетливого произношения песен. Например, песня «Прибаутка» построена на контрастном сопоставлении певческих регистров, что позволяет научить детей осознанно различать высотные соотношения отдельных частей мелодии, развивает умение произвольно приспосабливать голосовой аппарат к пению как более высоких, так и более низких звуков. «Солнышко – ведрышко»- полезное упражнение на гласные для расширения диапазона голоса. Песня «Дудочка» побуждает ребенка чисто интонировать звуки, различные по высоте, расширяет диапазон голоса. Для того чтобы дети уверенно различали чередование долгих и коротких звуков, умели точно воспроизводить ритмический рисунок попевки, а затем передать это графически – «Сорока, где была?». Развитию дыхания, умению петь протяжно, напевно помогают такие песни, как «Не летай соловей», «Барашеньки».

В процессе знакомства с русскими народными песнями дети осознают и усваивают музыкальные средства, доступные для переноса в собственное песенное творчество. К ним можно отнести мелодическое движение, ладовую организацию звуков, метроритмические соотношения, некоторые нюансы при исполнении песен.

1. Общая линия мелодического движения (ограниченный диапазон мелодии, неяркая кульминация неширокие интервальные ходы, поступательные движения)

2. Зачатки ладовой организации: пение в заданной тональности (по заданному звуку, по тональной настройке вступления), протяжность при заключении мелодии, сочетание устойчивых и неустойчивых звуков, доминирование первых, простейшие народные звукоряды (секундные, терциевые, квартовые) мажорные и минорные.

3.Метроритмические соотношения: метрическая четкость мелодии, сочетание ударных и безударных звуков, преимущественно двудольные размеры, определенность ритмического рисунка, законченность мелодии в ритмическом соотношении.

4.Простейшая нюансировка песен: нахождение нужного темпа и динамики при импровизации песен определенного содержания, сохранение темпа при исполнении сочиненной песни, осмысленное изменение темпа и динамики в зависимости от литературного текста песни и мелодии.

5.Первичная структура песни: построение коротких музыкальных фраз, предложений; сквозное движение мелодии или квадратность структуры, своевременная реакция на вступление и заключение.

Значение изобразительно-выразительной функции в песенном творчестве очень велико. Без овладения ее простейшими средствами невозможно успешное формирование песенного творчества. Это освоение происходит только в процессе творческой деятельности. Ребенок, руководствуясь поставленным перед ним творческим заданием, оперирует звуками, напевает мелодию, видоизменяет ее и ищет способы изображения в ней тех чувств, мыслей которые он хотел передать. Такая деятельность складывается в условиях уже накопленного музыкального опыта на занятиях.

Познание детьми выразительных возможностей народной музыки происходит в следующих формах:

1)интонационные обороты, мотивы, мелодии, подражающие звучанию окружающего, интонациям чувственно-выразительной речи человека (вопросы-ответы, песенные разговоры, подражание пению кукушки, лай и т.д.);

2)интонационные обороты, мотивы, мелодии, сопровождающие естественные игровые, плясовые движения ребенка (подпевание во время ходьбы, танца, укачивание куклы и т.д.)

Все эти интонации выражают различные эмоции (сожаление, радость, удивление). Выразительная основа песенного творчества детей, отражающая их мысли, чувства, отмечается и в спонтанности певческой деятельности. Певческие интонации, передающие разнообразное содержание, являются и непринужденными реакциями детей на окружающее. Интонации обогащаются постепенно под влиянием восприятия художественных произведений. Изобразительно- выразительная функция детского песенного творчества направлена на выражение чувств и мыслей музыкальными средствами. Основная задача-формирование у детей способов самостоятельного использования выразительно- изобразительных средств, для выражения чувств и мыслей музыкальными средствами, прежде всего в песенном творчестве.

1.Песенное творчество можно успешно осуществлять среди детей с достаточно развитым слухом

2.Для развития песенного творчества необходимо овладение детьми навыками пения.

Музыкальный материал подобран в соответствии с этими необходимыми условиями.

Работая над звукообразованием, следует учить детей петь естественно, легко, звонко, напевно (использование гласных а, у, и, э). Для овладения навыками легкого, подвижного пения используется показ, построенный на имитации игры на народном инструменте (споем на дудочке, как звенит колокольчик? и т. д.). Таким образом, у детей развивается умение произвольно менять характер звучания. В работе над звукообразованием важно укреплять и развивать певческий диапазон детей. Здесь хорошо помогает сочетание русских народных попевок с гимнастикой Емельянова. Эта же методика хорошо помогает в работе над певческим дыханием. Обучая дикции, прежде всего, привлекается внимание к выразительным речевым интонациям в соответствии с музыкальными.

Исполнение «а капелла» способствует формированию у детей устойчивого ладотонального слуха. Эффектный прием, когда играется музыкальное вступление, а далее дети поют без сопровождения. И лишь в заключении проверяется точность попадания в тональность игрой на инструменте. Такая работа приучает детей слушать себя, своих сверстников, оценивать качество исполнения. Кроме того, у них развивается устойчивый навык правильного, точного интонирования в самостоятельной музыкальной деятельности.

Только чистота интонирования и правильное художественно выразительное исполнение произведения способствуют эмоциональному восприятию песни, формированию у детей музыкально-эстетических эмоций.

Большое место в работе над певческими навыками отводится одновременно и развитию осознания музыкальной речи, ее выразительности мелодии, ритмических особенностей, ладовых закономерностей, структурных элементов.

Стимулированию творчества детей способствуют концерты с использованием «живых» инструментов, подключая к совместному творчеству родителей.

В работе по развитию творческой активности я уделяю большое внимание русской народной музыке. С этой целью предлагается использовать 2 типа упражнений:

1)- направленные на формирование умения слышать и различать звуки:

- определить, когда закончилось звучание последнего звука (на педали);

- услышать различные окончания двух почти одинаковых музыкальных

фраз;


- различать высокие и низкие звуки;

- различать направление мелодии вверх-вниз.

2)- распевания с различными заданиями:

- петь малую терцию вниз (ку-ку); в разных тональностях (после показа);

- петь звукоряд из пяти нот в нисходящем движении, транспонируя его;

- петь малую терцию вниз (имя), мажорное трезвучие(я и-ду);

- петь народные попевки и отрывки из них.

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница