Конкурса «Учитель года 2013»



Скачать 121.37 Kb.
Дата01.05.2016
Размер121.37 Kb.
Рекомендации участнику конкурса «Учитель года – 2013»
Что необходимо учителю представить в конкурсных соревнованиях?

1 тур (заочный)

  • Интернет-ресурс (сайт, блог, страница)

2 тур (очный в течение декабря - февраля)

  • «Методическое объединение» или представление педагогического опыта (15 минут);




  • «Учебное занятие» – проведение учебного занятия (30 минут) в незнакомом классе в соответствии с прохождением программы в образовательном учреждении – конкурсной площадке в период конкурса с последующим самоанализом (10 минут). Конкурсант заблаговременно сообщает, в каком классе он будет проводить занятие и какое оборудование ему требуется;




  • «Разговор с учащимися» − 20 мин. темы (5-7) будут объявлены непосредственно перед конкурсом; учащиеся на перемене перед конкурсным выступлением озвучат тему, определившуюся по жребию.



  • «Беседа с родителями» − 20 мин. темы (5-7) будут объявлены непосредственно перед конкурсом;; родители на перемене перед конкурсным выступлением озвучивают тему, определившуюся по жребию)


В соответствии с порядком проведения конкурса «Учитель года города Сочи – 2013» во время установочного семинара происходит деление участников на междисциплинарные группы, проводится жеребьёвка, которая определяет порядок выступлений каждой группы и очередность выступлений каждого конкурсанта в конкурсных заданиях.
3 тур (очный в марте 2013 года на сценической площадке города)

«Мастер-класс» (20 минут) Очерёдность выступлений определяется жеребьёвкой. Выступления конкурсантов оценивает Большое жюри.


«Открытая дискуссия» (30 минут) Проводится ведущими специалистами в образовании либо средств массовой информации По жребию определяется тема дискуссии. Выступления персонально каждого участника оценивает Большое жюри.
Очень важно подчеркнуть: Конкурс “Учитель года ”  это не шоу.

Это серьезное профессиональное полимотивированное состязание, которое проводится поэтапно от школьного до федерального уровня. Участники, переходя с одного этапа на другой на основе оценки членов жюри, раскрывают свои профессиональные качества и совершенствуют уровень методической подготовленности, развивают способности к открытому общению, проектированию коллективной деятельности.

В ходе конкурсов участники включаются и в нетрадиционные в обычной профессиональной деятельности виды общения (ток-шоу, пресс-конференции, выступления у открытого микрофона и пр.), которые помогают им раскрыться, а жюри и коллегам обнаружить уровень не только профессиональной, но социальной и гражданственной зрелости претендентов. Подобные мероприятия способствуют выявлению рейтинга участников конкурса среди своих коллег, поскольку именно в неформальной обстановке наиболее ярко проявляется и кругозор, и общая культура, и артистизм, и ораторское мастерство, и умение поддержать товарища и пр.

Для успешного прохождения описанных этапов требуется педагогическое мастерство, социальная зрелость и (что очень важно!) психологическая устойчивость.

Успешность выступления в конкурсе определяет (наряду с высоким уровнем педагогического профессионализма): высокий уровень общей культуры, гражданская и социальная зрелость, интеллигентность, ответственность, открытость, бескорыстие, дружелюбие, скромность и др. Умение принимать неожиданные, неординарные профессиональные решения, быть самим собой и еще нечто такое, что сразу и безоговорочно заставляет нас полюбить этого человека.
С чего же начинается вхождение учителя в конкурс?

Как он становится участником самого первого (школьного, городского) этапа конкурса? Это самостоятельное или подсказанное руководством решение? Чем оно обосновано? Всё это вопросы далеко не праздные: они определяют уровень притязаний учителя. В одних случаях, это уверенность в своих силах и желание проверить свои возможности. В других – сомнения и вопросы: а смогу ли я, а надо ли это мне, а что мне это даст?...

Но самые значимые вопросы для дальнейшего профессионального роста этого учителя: каков я как учитель? Что замечено моими коллегами, учениками и родителями как индивидуальное своеобразие в моей работе? в чем главное условие моей успешности? С этого начинается рефлексия, систематизация собственных находок, используемых приемов, дидактического материала, здесь истоки серьезного исследовательского процесса обобщения собственного педагогического опыта.

Именно на этом этапе нужна помощь методиста (в спорте - это тренер!) в творческом поиске и описании педагогических находок! Это важно и для того учителя, который принял самостоятельное решение участвовать в конкурсе, и тем более для того, чьи устремления не так очевидны.

В соответствии с требованиями к представлению документов на конкурс «Учитель года города Сочи - 2013» участник конкурса не представляет текст, в котором содержится описание педагогического опыта.

Но необходимо помнить о том, что представление опыта — это одно из самых значимых конкурсных соревнований. Созданный текст, то есть описание опыта в определённой логике, хорошо и грамотно сделанная презентация – помогут Вам выступить успешно.

Вопрос, видимо, в том, на каком этапе вхождения учителя в конкурс и в какой мере наиболее целесообразна для него помощь методиста, научного консультанта. Важно, чтобы эта помощь не подавляла учителя, чтобы ему не навязывались идеи, подходы, темы, которые учителю чужды или им еще не осознаны. Вряд ли следует методистам, руководителям образовательных учреждений, научным руководителям, консультирующим конкурсанта, добиваться от него наукообразия, которое нередко не имеет ничего общего с научностью.

Представление опыта – это еще не защита кандидатской диссертации и не научный доклад. Учитель осуществляет достаточно глубокое исследование собственного опыта, подвергает осмыслению лучшее в своей педагогической практике и представляет результат (не гипотезу) использования представляемых методов, технологий, приёмов. Выступление на конкурсе не исключает ссылок на учёных, использование научных терминов, но это не должно его перегружать. Конкурсант представляет собственный опыт практического использования эффективных способов обучения и воспитания!

Как же представлять опыт работы учителя?

Следует отметить, что педагогический опыт можно представлять как в целом (система), так и предлагая оценить его компоненты, которые используются в системе и стабильно дают положительные результаты.

Следовательно, в материалы необходимо ввести подтверждение этой результативности. К примеру, говоря о методах обучения, совершенно недостаточно перечислить их.

Важно показать, что нового в их использование привнесли Вы, как методы работают у Вас на уроках, привести два-три ярких примера из личной практики.

При подготовке материалов необходимо чаще обращаться к научно-педагогической литературе, что поможет избежать неточностей в описании, а затем и в устных выступлениях на самом конкурсе.

Большую часть работы учитель выполняет самостоятельно, обращаясь к помощи методиста лишь в затруднительных случаях.

С чего же начать работу над осмыслением своего опыта? Можно пойти следующим путем.

1. Вычленить противоречия, которые побудили Вас пересмотреть свои взгляды на преподавание предмета и выстроить иную иерархию целей, задач и условий по сравнению с традиционно предлагаемой в существующих программах и методиках. Таким образом сложится концепция педагогической деятельности.

2.Определить и сформулировать сущность своего опыта, ведущую идею. Выделить составные части и выстроить их в логической иерархической последовательности.

3. Описать:

 сущность опыта;

 результативность;

 трудоемкость осуществления (для учителя и ученика);

 возможность и условия освоения.

Если Вы используете при этом научные концепции или теории непременно сошлитесь на них. Ваша работа от этого только выиграет. Чрезвычайно важно отразить, на какие научные исследования Вы опираетесь, кто из ученых, ведущих практиков был Вашим предшественником в поисках наиболее успешного обучения детей. Однако не следует перегружать свою речь фамилиями учёных: отразите их на слайде презентации.

Составьте список использованной литературы: с одной стороны, это будет свидетельством Вашей теоретической осведомленности, с другой, отвечать требованиям научной и педагогической этики.

Представляя авторскую программу, проект, укажите, как они вписываются в стандарт? Что в них собственно авторское (новизна), а что заимствовано? Акцентируем Ваше внимание на том, что опора на предшественников никак не умаляет достоинств Вашего материала, а лишь подчеркивает Вашу компетентность.

4. Описать каждую составную часть Вашей концепции (или компоненты учебно-воспитательного процесса), факторы успешности. При возникновении затруднений обратитесь за помощью к методисту, курирующему Ваш предмет.

5. Отразить факторы успешности представляемого опыта работы в следующем порядке:

 название фактора успешности (что?);

 с какой целью Вы его применяете и в какой последовательности (для чего?);

 структура, состав, последовательность операций (как?);

 что дает применение этого фактора (результат);

 за счет чего Вы получаете высокие результаты? (условия эффективности).

6. Описать условия обеспечения успешной деятельности учащихся, при которых “неизбежным” становится формирование метапредметных результатов (УУД) в заданных Вами параметрах (быстрота, мера трудности, автоматизм, прочность и т.д.).

Хорошо сделать приложения (творческие работы) к описанию опыта. Это не менее трудоемкий процесс, поскольку необходимо отобрать из своей объемной педагогической копилки образцы, наиболее ярко подтверждающие описанный опыт. Это могут быть методические разработки, алгоритмы учебной деятельности школьников или поэтапных действий учителя, структурно-логические схемы и т.п. Названия, фотографии этих работ можно вынести на слайды презентации или оформить выставку собственных работ.

Итак, Вы завершили работу по описанию своего опыта, подготовили материалы. Предлагаем Вам оценить их в педагогической позиции - “встань на место Другого”. Представьте, что Вы рецензируете эти материалы на входе в конкурс. Прочтите их как опыт Другого и оцените в соответствии с конкурсными требованиями.

Как Вы считаете  это завершенный труд? Все ли понятно? Автор убедителен? Нет ли на слайдах опечаток, неточностей, ошибок? Соответствует ли презентация требованиям эстетической культуры представляемых на конкурс материалов? Не перегружена ли она таблицами с мелким текстом? Читается ли текст издалека, с последней парты в классе? Ведь жюри располагаются именно там.

Следует помнить, что Ваше выступление должно быть свободным, интересным, осознанным. Удалите из текста малоэффективные рассуждения, повторы, сократите громоздкие словосочетания. Обратите внимание на соответствие основной идеи и принципов ее реализации содержанию и технологичности изложения.

Подготовленный текст можно, конечно, читать. Но, подумайте, какое выступление Вы лично слушаете с большим интересом.

Выполнив этот этап работы, готовьтесь к конкурсному учебному занятию. Он должен стать иллюстрацией того, как в практической деятельности осуществляется все написанное. Из этого следует, что участнику конкурса необходимо детально продумать, как его «Учебное занятие», «Разговор с учащимися» впишется в контекст представляемой системы работы. Важно в логической последовательности выстроить все виды конкурсных испытаний: представление опыта  учебное занятие  самоанализ урока – разговор с учащимися.
Учебное занятие, как самая центральная часть испытания, требует от конкурсанта большого напряжения. Каким должно быть это занятие? На этот счет существует много точек зрения. Бесспорны несколько позиций.

Важно, чтобы урок был профессиональным! проблемным! Важно, чтобы на занятии было взаимодействие, диалог!

Учебное занятие в контексте заявленного Вами опыта должно быть иллюстрацией Вашей системы работы, научных позиций, технологии, Ваших педагогических убеждений.

Важно, чтобы после занятия в душе остался праздник творческого единения автора-исполнителя с детьми, с коллегами, с членами жюри.

Конечно, УЗ своеобразно по содержанию, ориентированному на незнакомых детей. Важно, не распылиться на множество проблем, понятий, вариантов: умение поставить цель, определить задачи и подобрать нужные для их решения средства вот залог успешности учителя на конкурсном УЗ. Разумеется, при этом необходимы такие качества, как способность к импровизации, умение слушать детей, чутко реагировать на их вопросы и ответы, но при этом не дать увести себя в сторону. Быть раскованным и сдержанным одновременно, спокойным, но оперативно ориентирующимся в реальной ситуации.

Заметим, что одним из важнейших качеств учителя для любой конкурсной ситуации является умение держать себя в руках, управлять своим творческим самочувствием.

Необходимо отметить, что при всем различии предметов и образовательных областей, для каждого учителя-конкурсанта является обязательным (и это входит в критерии оценки):

 глубокое знание своего предмета (некорректное оперирование научными понятиями; неточности, ведущие к искажению смысла, оговорки, речевая небрежность снижают уровень оценки работы учителя на уроке);

 грамотное, в соответствии с целями и задачами УЗ, использование новых современных или традиционных способов передачи знаний;

 коммуникативные способности, актерское и ораторское мастерство;

 умение достигать метапредметный результат в любой ситуации при любом уровне подготовленности детей.

Разумеется, каждый предмет имеет свое образовательно-информационное поле и требует использования специфичных методов, приемов, форм. Совершенно очевидно, например, что уроки физики, химии, биологии интересны (зрелищны!) и результативны, когда учащиеся включаются в экспериментальную, исследовательскую работу. Учитель интересен детям, если он сам владеет в совершенстве методикой демонстрационного эксперимента. Так же, как учитель музыки на уроке поет и играет на музыкальных инструментах, а учитель литературы владеет художественным словом. Каждый предмет должен, с одной стороны, отражать присущую только ему специфику, а с другой, – содержать метапредметный характер.

Однако есть общий взгляд на учителя-победителя: он неординарен в общении с детьми, он в своем предмете открывает новую страницу (в оригинальной трактовке произведения, в новой технологии, в использовании своеобразных средств передачи информации и т.д.).

Мастер-класс.

Что здесь требуется от учителя? Каковы задачи этого конкурсного испытания? Кто его оценивает? В каких условиях он проводится?

Мастер-класс оценивает Большое жюри. Это одно из самых открытых испытаний конкурса, поскольку на нем присутствуют все желающие: участники конкурса, члены междисциплинарных жюри и оргкомитета, учителя образовательного учреждения, в котором проводились конкурсные уроки, представители прессы...

Что же такое Мастер-класс? Можно ли его подготовить в течение суток? Что его отличает от обычного учебного занятия? Кто-то склонен думать, что Мастер-класс  это все-таки шоу, спектакль и что он не может считаться серьезным конкурсным испытанием. Но в большинстве своем и конкурсанты, и члены жюри, и методисты уверенны в противоположном.

Ведь такое занятие  звездный, победный час!  вынашивается задолго до конкурса, хотя это происходит порой подсознательно. Но такова логика творчества, логики творческой профессии, к которой относится педагогическая профессия. Задача конкурсанта мобилизоваться перед занятием, сосредоточить усилия на раскрытии своих интеллектуальных ресурсов. Безусловно, без соответствующей психологической подготовки работать на сцене в течение 20 минут с группой взрослых и держать внимание большой профессиональной аудитории  трудно. Победу в таком испытании одерживают педагоги, обладающие не только высокими профессиональными, но и яркими личностными качествами. Нередко, именно личностные качества определяют уровень успешности учителя.

Это занятие, не должно быть обычным, рабочим, состоящим из всем известных этапов, приемов, действий.

Здесь вовсе не обязательно излагать в полном объеме содержание и требовать от аудитории “полного ответа”: ведь в импровизированном классе  коллеги, они владеют предметом общения. Здесь очень важно, чтобы диалог учителя с его “классом” эмоционально и увлекательно разворачивался благодаря конкретной теме: владение содержанием своего предмета, умение использовать его в необходимом контексте определяет степень профессиональной компетентности претендента на высокое звание. Содержание  это основа, позволяющая продемонстрировать за 20 минут педагогическое мастерство и привлечь внимание к оригинальному способу работы с детьми.

Это занятие  увлекательное действие с оригинальной постановкой проблемы, с открытием в обычном  удивительного, когда его участники открывают для себя новое, учатся у своего коллеги Мастерству.

Самоанализ занятия, ответы на вопросы Большого жюри (5 минут) в присутствии большой профессиональной аудитории  завершающий этап мастер-класса.

Мастер, как правило, объективен и самобытен в самооценке своей деятельности, он может объяснить допущенные промахи, проанализировать непредвиденные ситуации, умеет оценить по достоинству работу своих коллег.



Это занятие, по мнению большинства, ярко проявляет личностные интересы и особенности конкурсанта, его образованность, широту кругозора, умение выйти за рамки своего предмета, подняться до философских обобщений, показать социальную и гражданскую зрелость Учителя  Мастера..


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница