Конспект классного часа Какой брак нужен современному обществу? Классный руководитель Соболева И. Ю



Скачать 178.32 Kb.
Дата30.04.2016
Размер178.32 Kb.


ГОБУ СПО ВО «БСХТ»

Конспект классного часа


Какой брак нужен современному обществу?
Классный руководитель Соболева И.Ю.


План


I. Введение 3

II. Основная часть

1. Из истории брака. 5

2. Причины брака и последствия. 8

3. Правовые основы брака. 11

4. Изучение общественного мнения по проблеме брака. 14

III. Заключение 16

Введение


Кто хотя бы раз в жизни не останавливался на улице при виде сияющих от радости жениха и невесты, отмечающих первый день совместной жизни? Внима­ние привлекают не только белоснежное платье, море цветов, довольные лица родных и друзей, но и исходящая от молодожёнов надежда на долгие годы счастья.

Семья – это одна из важных ценностей в жизни каждого человека, а создание её – ответственный шаг, который влечёт за собой не только новые права, но и обязанности, подразумевает готовность преодолевать трудности в процессе освоения новых социальных ролей.

Убеждён, что семья – один из базовых социальных институтов, так как он реа­лизует жизненно важную функцию самосохранения общества. Семья призвана воспринимать, поддерживать и передавать из поколения в поколение некую духовно-религиозную, национальную и отеческую традицию. Это семья создала и выносила культуру национального чувства и патриотической верности.

Сегодня в стране сложная демографическая ситуация, поэтому тема брака очень актуальна. Кроме того, отношение молодёжи к браку неодно­значное. Кроме гражданского брака, многие молодые люди предпочитают заключать фактические браки, но, на мой взгляд, возрождаются и церковные.

Авторитет семьи в народе был необычайно высок. Человек, не желавший в зрелом возрасте заводить семью, вызывал у соседей подозрение. Только две причины считались уважительными – болезнь или желание уйти в монастырь. Русские пословицы и поговорки так оценивали значение семьи: «Не женат – не человек», «В семье и каша гуще», «Семье в куче не страшна и туча» и другие.

На основе анализа исторических источников и литературы сделал вывод, что брак и семья в Российском государстве во все времена имели значение государственной важности. В семье царил дух взаимопонимания, обязанности были строго распределены, из поколения в поколение передавались традиции, трудовые навыки, нравственные устои.

Любой брак предполагает создание семьи. А семья является важнейшим элементом социальной структуры – социальным институтом. Положение семьи служит барометром состоянием общества, показывает степень его продвижения по пути предоставления своим гражданам реальных возможностей для социально-культурного развития. Поэтому, считаю, что человек свободен в том, какой брак заключить. Главное, чтобы семья была крепкая, надёжная, осуществляла воспроизводство населения, преемственность семейных поколений, социализацию детей и являлась самой высшей ценностью.


  • Из истории брака.

«В семье и каша гуще»

Русская пословица.

Авторитет семьи в народе был необычайно высок. Человек, не желавший в зрелом возрасте заводить семью, вызывал у соседей подозрение. Только две причины считались уважительными – болезнь или желание уйти в монастырь. Русские пословицы и поговорки так оценивали значение семьи: «Не женат – не человек», «В семье и каша гуще», «Семье в куче не страшна и туча» и другие.

В далёком средневековье крестьяне жили большими патриархальными семьями из 15 - 20 человек: престарелые родители, женатые сыновья с детьми и внуками – три-четыре поколения родственников. Тесновато бывало такой семье в небольшом крестьянском доме. Может быть, тогда и родилась поговорка «В тесноте да не в обиде»?

В XVII в. преобладали семьи не более 10 человек, состоящие, как правило, из представителей двух поколений – родителей и детей. Главой семьи был старший мужчина в доме. Его уважительно называли «большаком». Даже взрослые женатые сыновья, имевшие собственных детей, считались с ним.

В основе крестьянского супружеского союза лежал, прежде всего, хозяйственный интерес. Такое святое для многих людей чувство, как любовь, редко бралось в расчёт. Помещик женил крепостных по своему усмотрению. Да и народная традиция не предусматривала обоюдного согласия юноши и девушки на брак – за них всё решали родители.

Невесту старались выбрать не столько красивую, сколько здоровую, умелую, трудолюбивую. Ведь после замужества ей приходилось тянуть на себе всё домашнее хозяйство, воспитывать детей, ухаживать за скотиной, работать в огороде, поле. Супругов объединяла общая забота: о хозяйстве, о детях, о доме. Ну а что до любви – «стерпится-слюбится», - считали в старину.

В былые времена женились очень рано. «Кормчая книга» - свод церковных правил, составленный в XIII в. и регулировавший в числе и семейные отношения, - устанавливала брачный возраст для девушек – 13, для юношей – 15 лет. Не редки были случаи и более ранних браков. Борясь с ними, «Стоглав» в середине XVI в. обязывал священников венчать девушек никак не моложе 12, а юношей – 15 лет. Существовали и иные ограничения при вступлении в брак. Запрещалось, например, жениться родственникам до шестого колена, то есть троюродным брату и сестре. Церковь отказывала в венчании жениху и невесте, состоящим в кумовстве, сватовстве или крёстном братстве. Запрещалось православным сочетаться браком с человеком другой веры или вовсе не крещёным.

Церковные правила допускали заключение брака не более трёх раз. Даже второй брак считался греховным, и на вступающих в него церковь накладывала наказание – епитимью, запрещающую причащаться в течение двух лет. Причём второй брак совершался без венчания, так же как и третий, сопровождавшийся пятилетней епитимьей. Насколько неприемлемы были для церкви последующие браки, отражал «Стоглав» в изречении Григория Богослова: «Первый брак – закон, второй – прощение, третий – законопреступление, четвёртый – нечестие, понеже свинское есть житие».

Царской женитьбе в Росси придавали большое значение, как событию государственной важности, - ведь царица должна была родить наследника престола, будущего царя. В Западной Европе приняты были династические браки, и венценосный жених выбирал супругу равную по званию, да ещё и с «территориальным приданным». На Руси же цари, как правило, женились по любви. В невесте ценились, в основном, красота и здоровье.

Задумав жениться, царь держал совет с патриархом и боярами. Получив их формальное согласие, он приступал к выбору невесты. Дело это было непростое. В Москве составляли специальные царские грамоты с наказом организовать на местах смотр невест и рассылали их во все концы государства. Самых красивых девушек отправляли в Москву. Известно, что перед первой женитьбой Ивана Грозного в столицу свезли 1,5 тыс. невест, а перед третьей – более 2 тыс. Размещали кандидаток в царицы в особом доме со множеством покоев. В назначенный день Иван Грозный в сопровождении самого старого боярина вошёл в покои невест и сел в кресло в отдельной комнате. Девицы в самых нарядных своих платьях и головных уборах одна за другой входили в цареву комнату, низко кланялись государю и выходили прочь. Каждую из них царь одаривал платком, расшитым золотом серебром. Из 2 тыс. претенденток выбрали 24, а из них – 12, приглянувшихся царю девушек. Их тщательно осматривали доктора и бабки на предмет различных болезней и изъянов. И только после этого, долго сравнивая девушек по красоте, уму и приятности, царь остановился на Марфе Собакиной, дочери новгородского купца.

На основе анализа исторических источников и литературы делаю вывод, что брак и семья в Российском государстве во все времена имели значение государственной важности. В семье царил дух взаимопонимания, обязанности были строго распределены, из поколения в поколение передавались традиции, трудовые навыки, нравственные устои.

Причины брака и последствия.

«Любовь так плохо

выносит домашние

дрязги».

О. де Бальзак.

Существует множество причин, влияющих на решение вступить в брак. Одни рвутся в брак, чтобы почувствовать себя «взрослыми» (по этой же причине многие люди кидаются в разрушительные крайности: алкоголь, наркотики). Однако вступление в брак не делает человека автоматически взрослым.

Другие хотят уйти от родителей и стать самостоятельными. Третьи желают получить большую свободу - и получают ещё большую несвободу. Брак предполагает хотя 6ы минимальную ответственность, которая не позволяет юным молодожёнам много общаться c друзьями, вести «молодёжный» образ жизни. Существует, по-моему, и четвёртая причина: в сознании у многих юношей и девушек сложился стереотип: любовь бывает один раз в жизни и, как правило, в юности. Поэтому молодые люди стараются ухватиться за свою влюблённость, как утопающий за соломинку, и бегут в загс подавать заявление. На самом деле не вижу в этом никакой логики: считать юность пиком любовных переживаний нет никаких оснований (как нет никаких оснований выделять этот возрастной период как самый счастливый). Никакой возрастной способности к любви не существует, любовь в 40 лет и в 50 лет может быть не менее яркой, чем в 18.

Пятой причиной браков является беременность девушки. Часто молодые девушки стремятся забеременеть, чтобы удержать любимого человека.

Но телевизор и кино-это не жизнь. По статистике, дети, рождённые от родителей подростков, в два раза чаще умирают в младенчестве, чем дети, рождённые матерями, которым исполнилось 20 лет. Риск умереть во время родов y девушек 15-ти лет на 60 % выше, чем y девушек 18-ти лет. Но и y девушек 18-19 лет риск больше, чем y женщин старше 20-ти.

Девушкам и юношам, всерьёз думающим о браке, я 6ы посоветовал задать себе несколько вопросов:



1. Какими им видятся роли мужа и жены?

2. Как они относятся к детям?

3. Как они намерены распоряжаться деньгами?

4. И, наконец, оба ли они независимы от родителей?

И только после совместного обсуждения ответов, молодые люди могут рассчитывать на логическое завершение своих встреч.

Итак, молодые люди женаты. Вот теперь возникают куда более серьёзные проблемы.

«Праздник, который всегда со мной», - так, видимо, словами Хемингуэя многие назовут время, следующее сразу после свадьбы. Радость неразлучного общения, половодье эмоций, обострённое восприятие любого слова: радость - от доброго, обида из-за каждой мелочи. Но, нравится или нет, хозяйственные дела начинают постепенно обступать беспечных супругов, заставляют сокращать время развлечений, впрягаться в непривычные и не всегда увлекательные занятия.

Ещё одна проблема, разрушающая браки – финансовая. B народе говорят: «c милым рай в шалаше». Я считаю, что сегодня эта поговорка неактуальна: шалаш шалашом, a семью содержать нужно. Действительно, всё стоит денег, и, пока y тебя нет своего дома и супруга, которого ты должен поддерживать, ты и представления не имеешь, как это дорого. Нехватка денег - она ведь сказывается на всём: ты не можешь позволить себе ничего лишнего. Ссоры из-за денег – обычное дело, если их хронически не хватает, так как молодые люди в возрасте до 20 лет не имеют стабильного заработка.

Следующая причина, способствующая разводу – идеализация объекта любви, характерная для юношеского возраста. В этот период молодые люди и девушки недовольны своим лицом, фигурой, своими достижениями и отношением к ним окружающих. Свои комплексы они хотят скрыть от любимого человека и надевают маску «идеальной» личности. B браке же появляется потребность снимать придуманные маски. Так начинает рушиться брак.

Вернусь к эпиграфу главы, думаю, О. де Бальзак был прав, любовь не выносит домашних дрязг. Многие молодые люди (большинство браков заключается в молодости), впоследствии говорят, что брак лишил их радостей и экспериментов, свойственных юности. Возможно, если бы не брак, они могли бы продолжить образование, получить более интересную профессию, а может, встретили бы, куда более интересного спутника. Но пути назад нет! Или есть – развод. И главную причину разводов вижу в неготовности молодых людей к семейным отношениям, незнание ответственности родителей за воспитание детей, отсутствие знаний в области семейного права.

Правовые основы брака

«Жениться - это значит

наполовину уменьшить свои

права u вдвое увеличить

свои обязанности».

А. Шопенгауэр.

Нигде, наверное, человек не чувствует себя лучше, увереннее, комфортнее, чем в семье. Влюбленные не всегда задумываются o том, что продолжением их любви станет прочный семейный союз, путь к которо­му лежит через событие, которое носит строгое и официальное название — «вступление в брак ».

По семейному праву брак - это добровольный со­юз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи. Брак должен быть основан на взаим­ных чувствах любви, уважения и дружбы супругов. B реальной жизни, это хорошо известно, в брак всту­пают и по экономическим (так называемые «браки по расчёту»), и по другим соображениям. Учёные счита­ют самыми прочными браки, созданные любящими друг друга людьми. Однако даже самой сильной взаимной привязан­ности недостаточно, чтобы брак был зарегистриро­ван. Закон требует соблюдения обязательных усло­вий и порядка заключения брака.

Каковы условия вступления в брак?

Первое. Взаимное добровольное согласие муж­чины и женщины вступить в брак. Согласия третьих лиц закон не требует.4 Но практика пока­зывает, что счастливы, как правило, именно те браки, на которые дали сердечное согласие близкие.

Второе. Закон требует, чтобы желающие за­ключить брак достигли брачного возраста. B России брачный возраст устанавливается c 18 лет.5 При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту государственной регистрации заключения брака вправе по просьбе лиц, желающих заключить брак, разрешить вступить в семейно­-6рачные отношения лицам, достигшим 16-летнего возраста. Законами субъектов РФ может быть разрешено вступление в брак до 16 лет.

Третье. Брак не может быть заключён, если хо­тя бы одна из сторон уже состоит в другом браке. B на­шей стране существует принцип моногамии: человек имеет право одновременно состоять только в одном браке.

Четвёртое. Не допускается заключение брака между близкими родственниками по прямой восходя­щей и нисходящей линии (родителями и детьми, де­душкой, бабушкой и внуками), a

также между полнородными (общие мать и отец) и неполнородными (об­щий отец или мать) братьями и сёстрами.



Пятое. Не могут вступить в брак лица, страдаю­щие душевной болезнью или слабоумием и признан­ные по этим причинам судом недееспособными.7
C получением свидетельства o браке супруги приобре­ли по отношению друг к другу определенные права u обязанности, личные и имущественные. B реализа­ции своих прав и обязанностей муж и жена равно­правны:

Когда семья распадается, это плохо для всех - для самих супругов, и для детей, и для общества и государства в целом. Разрушается семья - распада­ется важная ячейка общества. К сожалению, количе­ство расторгаемых браков остается очень большим. Во многих районах страны распадается каждый тре­тий брак, а в некоторых — даже каждый второй.

Фактический брак, т e. не зарегистрированный должным образом, в нашей стране защитой не пользуется. Брак, заклю­чённый c соблюдением церковных обрядов, также не порождает правовых последствий и приравнивается к фактическому. В последнее время наблюдается рост числа фактических браков, когда люди живyт вместе, ведут общее хозяйство, за­частую рожают и воспитывают детей, но брак по каким-либо причинам не регистрируют.

Считаю, что в фактическом браке можно найти как положительные, так и отрицательные стороны. Во всём мире фактический брак не приравнивается к юридическому, однако пользуется определённой правовой защитой, так, например, дети имеют пра­во на алименты без установления отцовства, женщина — на определённое содержание от фактического супруга. B России никаких правовых гарантий лицам, проживающим в фактическом браке, не предусмотрено, что можно отнести скорее к недостаткам законодательства.

Ещё каких-нибудь 15-20 лет назад венчание (церковный брак) в церкви казалось чем-то из ряда вон выходящим. Сегодня это уже привычное явление. Венчаются и молодые, и люди с солидным семейным стажем, хотя причины могут быть разными. Не всякий гражданский союз, зарегистрированный в ЗАГСе, может быть принят церковью, поскольку условия заключения брака, установленные законодательством, отличаются от условий, закреплённых в церковных канонах. Так, церко­вью не допускаются четвёртый и далее браки; если один из будущих супругов фактически состоит в браке c другим человеком; браки между лицами, состоящими в близком родстве (даже между троюрод­ными братьями и сёстрами), между крестниками и крёстными, a также между восприемниками од­ного ребёнка; браки, в котором один (или даже оба) из новобрачных является убеждённым атеи­стом и пришёл в храм только по настоянию окружающих. Не венчают брачующихся, если хотя бы один из них некрещёный или исповедующий дру­гую веру (разрешено c католиками, членами Древних Восточных церквей и протестантами, испове­дующими веру в Триединого Бога). B настоящее время венчание проводится только после регистрации в ЗАГСе. B церкви «дознание личности» не про­водится. Поэтому, замышляя совершить незакон­ный брак,

новобрачные должны хорошо подумать o том, что людей обмануть легко, но Бога - невозможно.

Итак, хотя некоторые условия заключения и расторжения гражданского и церковного брака отличаются, всё-таки, по мнению церкви, гражданский брак — брак, заключённый в соответствии c законом. В приня­том Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная церковь c уваже­нием относится к гражданскому браку». В том слу­чае, если связь мужчины и женщины не закрепле­на гражданским актом (что большинством и понимается под «гражданским браком»), церковь считает такие отношения безответственными и гре­ховными.

А значит, фактический брак защитой не пользуется ни со стороны государства, ни со стороны церкви.


Изучение общественного мнения по проблеме брака.

«Какой же брак нужен современному обществу?» Для этого была разработана анкета, с помощью которой было необходимо привлечь внимание сверстников к животрепещущей теме браков

Анкета

1) Считаете ли Вы проблему брака актуальной?

а) Да

б) Нет

в) Не знаю



2) Владеете ли вы достаточной информацией o моральных и правовых основах семейно - брачных отношений?

а) Да

б) Нет

в) Не в полной мере

3) Что будет являться для Вас главным побудительным мотивом для вступления в брак?

Субъективные факторы:



1)Любовь;

2)Стремление подражать массовому примеру других;

3)Положительное отношение к беременности;

4)Сексуальная привлекательность;

Объективные факторы:



1)Авторитет родителей;

2)Материальное положение.

4) Какой возраст Вы считаете оптимальным для вступления в брак?

а)16 лет б)17 лет

в)18 лет г)19 лет



д) 20 лет

е) иное (укажите, пожалуйста)



5) При вступлении в брак заключили Вы бы брачный контракт?

а) Да


б) Нет

в) Не знаю



6) Какой брак кажется Вам более долговечным?

а) Гражданский

б) Фактический

в) Церковный



7) Какой брак нужен современному обществу?

а) Гражданский

б) Фактический

в) Церковный

Проводилось анкетирование , среди студентов гр. 3 – 1. Результаты опроса показали следующее
Опрошено — 17 человек.


Возраст опрашиваемых







17-18 лет













Считаете ли Вы проблему брака актуальной?

Да

8 чел.

Нет

3чел.

Не знаю

6 чел




Владеете ли Вы достаточной







информацией o моральных и

Да

9чел.

правовых основах семейно-







брачных отношений?










Нет

Не знаю


4 чел.

4 чел





Что будет являться для Вас

главным побудительным

мотивом для вступления в

брак?


C.Ф.:

Любовь


15 чел.

Стремление подражать

окружающим



0

Положительное отношение к

беременности



2 чел.







Об. Ф.:

Авторитет родителей



9чел.

Материальное положение

8 чел.




Какой возраст вы считаете

оптимальным для вступления в

брак?


16 лет

2 чел.































Больше 20

15 чел.










При вступлении в брак заключили бы Вы брачный контракт?

Да

10 чел.

Нет

6чел

Не знаю

1 чел




Какой брак кажется Вам более долговечным?

Гражданский

4чел.

Фактический

2 чел.

Церковный

13чел.




Какой брак нужен современному обществу?

Гражданский

6 чел

Фактический

5 чел.

Церковный

6 чел

Заключение


Какой брак нужен современному обществу?

Мнение респондентов разделилось поровну. Это позволяет сделать вывод, что студенты еще не готовы ответить на данный вопрос.



Анкета позволила выяснить, что семья не оказывает достаточного влияния на ребенка. И хотя любовь является главным побудительным мотивом при вступлении в брак, для многих студентов материальное положение при вступлении в брак имеет большое значение. При вступлении в брак заключили бы брачный контракт более половины студентов. Я считаю, что только этот брак в целом соответствует потребностям общества и отвечает требованиям, предъявляемым к развитой правовой системе, пользуется защитой государства .

Список литературы.


  1. Афанасьева Т.М. Семья – М.: Просвещение, 1985 год.

  2. Никитин А.Ф. Основы государства и права. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – 3-е изд., доп. – М.: Дрофа, 2001 год.

  3. Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской культуре: Учеб. пособие для средних школ. – М.: ВЛАДОС, 1995 год.

  4. Семейный кодекс Российской Федерации. С изменениями и дополнениями на 15 февраля 2007 года / сост. Е.С. Урумова. – М..: Эксмо, 2007 год.



База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница