Конспект урока по литературе с использованием интерактивной технологии БиС (биоинфоматика и синергетика) в классе. Урок литературы в 8 классе по технологии бис карта «Устный опрос №1»



Дата30.04.2016
Размер68.1 Kb.
План-конспект урока по литературе с использованием интерактивной технологии БиС (биоинфоматика и синергетика) в классе.

Урок литературы в 8 классе

по технологии БИС

Карта «Устный опрос №1»
Тема. Лирические бытовые песни.

Цели: организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности; развивать память, скорость мышления, умение делать выводы и выделять главное; воспитывать стремление уч-ся к знаниям, интерес к предмету.


Ход урока.
1.Орг.момент

2.Побуждение

Разминка, организующая для формирования в классе единого информационного пространства.

Девиз урока (проговаривается всем классом)

«Без терпенья нет уменья»

Учитель говорит первую часть пословицы, уч-ся – вторую

Красна птиуа пером, а (человек умом)

Счастье без ума – (дырявая сума)

Корень ученья горек,(да плод сладок)

Вхождение в тему (опрос Д.З)




  1. Что такое фольклор? (народная мудрость, УНТ)

  2. Что такое литература? (письменная форма слова)

  3. Назовите малые жанры фольклора? (пословицы, поговорки, загадки)

  4. Что такое сказка? (художественное повествование с установкой на вымысел)

  5. Назовите виды сказок? (волшебные, бытовые, о животных)

  6. Какие события в сказках происходят в «чужом мире»

  7. Назовите «свой мир в сказке «Царевна-лягушка»

  8. Есть ли «свой» или «чужой» мир в сказке «Батрак»

  9. Чем отличается волшебная сказка от бытовой?

  10. Назовите виды былин? (героические и социально-бытовые)

  11. На какие группы делятся былинные герои? (старшие и младшие)

-Организация первых оценок в МПМ


3.Организация восприятия. Запись по памяти ключевых слов:

Фольклор, частые песни, протяжные песни, монолог, диалог, символы.


-Введение вторых оценок в МПМ.

4. Организация осмысления. Работа с текстом. (время 4 мин. на лист учебника.


Перекрестный опрос.


  1. Что передают лирические бытовые песни? (чувства и переживания)

  2. Какой характер имеют лирические бытовые песни (коллективный)

  3. Что значит коллективный характер песен? (типичный для отдельных слоев народа)

  4. Когда сложился жанр лирический песни? (в позднее средневековье)

  5. По каким признакам делятся лирические песни7 (по характеру и исполнению, содержанию и герои)

  6. Какие песни бывают по характеру исполнения? (частые,скорые, быстрые, протяжнык0

  7. Как поются частые песни? (быстро, жизнерадостно)

  8. На какие группы делятся частые песни? (шуточные, плясовые, сатирические, разбойничьи)

  9. Какая мелодия в протяжных песнях? (печальная, певучая0

  10. Назовите группы протяжных песен.(любовные, семейно-бытовые, ямщицкие)

  11. Какие композиционные формы имеет протяжная лирическая песня? (монолог, диалог, описание, повествование, описание)

  12. Как по-другому называется психологический параллелизм? (образный)

  13. При параллелизме сравнивается картина жизни человека с чем? (с природой)

  14. Что обозначает картину природы? 9психологическое состояние человека)

  15. Что такое символ? (условное изображение чувств человека)

  16. Что является символом радости в лирических песнях? (солнце, малина, цвет дерева)

  17. Символ грусти и печали? (полынь, осина, рябина, туман, ветер)

  18. Символы юношей -..(соловей, селезень, голубь, зеленый дуб)

  19. Символы девушки -..(лебедь, голубка, калина, вишня, уточка)

  20. Что передает песне эмоциональную выразительность? (символы)

  21. В чем заключается прием ступенчатого сужения образов? (от образа с широким содержанием к образу с узким содержанием: долина – соловей)

  22. Назовите постоянные эпитеты (белая лебедушка, добрый молодец, миленький дружочек)

  23. Кто являются героями удалых песен? (разбойники)

-Введение третьих оценок в МПМ



Критический опрос.


  1. Лирические бытовые песни передают чувства и переживания человека. (+)

  2. Лирические бытовые песни носят индивидуальный характер(-)

  3. Это жанр постоянен и не меняется (-)

  4. Образы лирических песен зародились в первобытный период (-)

  5. лирические песни делятся по характеру исполнения, содержанию и герою. (+)

  6. Один из приемов создания в песнях смешного – алогизм (=)

  7. Алогизм – отсутствие логики,(+)

  8. Частые песни называются еще скорыми, быстрыми (+)

  9. Продольные песни по-другому называются протяжные (+)

  10. В протяжных песнях мотив веселый (-)

  11. Протяжные песни делятся на любовные, семейно-бытовые, ямщицкие (+)

  12. Рекрутские песни отражают жизнь солдат (+)

  13. Диалог в песне – это разговор матери и дочери, мужа и жены, влюбленных (+)

  14. Образный параллелизм – древний поэтичекий прием, восходит к первобытной эпохе (+)

  15. Символ – это алогизм (-)

  16. Алогизм – прием создания смешного(+0

  17. Рябина – это символ грусти, печали.(+)

-Введение четвертой оценки в МПМ

7. Тематический словарный запас. Время – 5 мин. (норма – 50 слов)
8.Д.З. выучить одну из лирических песен (стр.74-75)

План-конспект урока по литературе с использованием интерактивной технологии БиС (биоинфоматика и синергетика) в классе.


Урок по литературе в 8 классе

по технологии БИС

Карта «Устный урок №1»
Тема. Исторические песни.
Цели: организовать деятельность уч-ся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности; развивать память и логическое мышление; воспитывать интерес к историческому прошлому русского народа.
Ход урока.
1 Орг момент

Девиз урока: «Жизнь учит только тех, кто ее изучает»

В. Ключевский

2.Актуализация опорных знаний.



  1. Из группы каких языков заимствовано слово «богатырь»? ( из тюркского)

  2. Какие качества олицетворяют русские богатыри? (мужество, справедливость, патриотизм, сила)

  3. В честь какого богатыря был назван первый самолет? (Илья Муромец)

  4. На какие группы можно разделить богатырей? (младшие и старшие)

  5. Назовите старших богатырей (Святогор, Вольга, Самсон, Дон Иванович)

  6. Назовите младших богатырей. (Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович)

  7. Что олицетворяют старшие богатыри? (стихийные силы природы)

  8. Кто такие младшие богатыри? (обыкновенные смертные)

  9. В каком разряде богатырей отражались мифические черты? (старшие)

  10. О каком богатыре самая старая былина? (о Святогоре (Колыване)

  11. Кто из богатырей умел понимать язык птиц и животных? (Вольга)

  12. Чем прославился Добрыня? (победил Змея Огненного и спас племянницу Князя Владимира – Забаву Путятичну)

  13. Под какой музыкальный инструмент исполнялась былина? (гусли)

  14. Кого спасает Алеша Попович? (русский народ и княжескую жену Апраксию от Тугарина Змеевича)

  15. От чего спас Алеша русский народ? (от больших податей)

  16. С какого возраста мы узнали Илью Муромца? ( с 33 лет)

  17. Какой город является родиной Ильи? (муром, с. Карачарово)

  18. Кто вылечил Илью Муромца? (калики перехожие)

  19. Где встретил Илья Муромец Соловья Разбойника? ( на пути в Киев)

  20. Кто такой Микула Селянинович? (пахарь, крестьянин0

  21. Кто такие калики перехожие? (слепые странники)

  22. Назовите других героев былин. (Тугарин Змеевич, Соловей Разбойник, Змей Огненный)

  23. Кто самый музыкальный герой былин? (Садко)

  24. Кто не имел золотой казны, а имел гусельки яроватые? (Садко)

-Введение первых оценок в МПМ

3 Организация восприятия. Запись по памяти ключевых слов.

Богатырь, мужество, сила, справедливость, патриотизм, героическое начало.


-Введение в МПМ вторых оценок
4 Организация осмысления. Работа с текстом. Время – 4 мин. на лист «Исторические песни» (стр. 65-67) Время-6 мин.
Перекрестный опрос.


  1. Что такое исторические песни? (эпические и лиро-эпические устные произведения о конкретных исторических событиях русского народа)

  2. Когда появляются первые исторические песни? (в 13-14 веках, в эпжу татаро-монгольского нашествия)

  3. Чем отличаются исторические песни от былин? (описывают реальные факты)

  4. О ком рассказывают исторические песни? (об обыкновенных людях)

  5. Чему были посвящены исторические песни? (историческим событиям и людям)

  6. О каких событиях рассказывает историческая песня «Авдотья Рязаночка»? (о разорении Батыем Рязани)

  7. Что сделала Авдотья Рязаночка? (отправилась в Орду за своими родными)

  8. Благодаря каким качествам Авдотья возвратила из плена родных? (ум, смекалка)

  9. Какой век является расцветом исторической песни? (16)

  10. Какого царя прославляли песни 16 века? (Ивана Грозного)

  11. Кого, кроме царя воспевали песни? (простых людей – защитников Родины)

  12. О ком создаются песни 17 века? (о Степане Разине)

  13. Кто такой Степан Разин? (предводитель народного восстания)

  14. С какими событиями связаны песн 18 века? (с военными событиями)

  15. Кого называют «чудом-богатырем» песни 18 века? (Суворова, Петра-1, полководцем)

  16. Кто такой Александр Васильевич Суворов? (генералиссимус)

  17. Кто является генералиссимусом? 9высшее воинское звание за особые воинские заслуги)

  18. За что любили Суворова солдаты? 9за простоту в общении, военное искусство)

  19. Кто из писателей 19 века брал сюжеты исторических песен? (Пушкин, Лермонтов)

  20. До какого века продолжается развитие жанры исторические песни? (до 19 века)

Критический опрос.

1. Историческая песня – это эпический и лиро-эпический жанр лит-ры.(+)

2. Исторические песни отличается от былин тем, что в них описывается

реальные события (+)

3. Главные герои исторических песен – богатыри(-)



    1. Отличительная черта исторических песен – рассказ о мифах и героях (-)

    2. В ранних


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница