Контроль стресса важнейшее условие сохранения здоровья студента



Скачать 305.35 Kb.
Дата30.04.2016
Размер305.35 Kb.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

СНТК – 2010

Секция «Физическая культура и здоровый образ жизни»

Доклад на тему:

«Контроль стресса – важнейшее условие сохранения здоровья студента»

Выполнили: студенты 3 курса ЭФ специальности

Национальная экономика

Татаринов Сергей Анатольевич

Потапов Иван Владимирович

Научный руководитель: Кливер Ольга Григорьевна

Мурманск - 2010

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение………………………………………………………………………С.3.


Глава I. Общие представления о стрессе.……………….….……….……...С.6.
1.1. История возникновения понятия стресса…………………….……….С.6.

1.2. Общие признаки стресса человека…………………………………….С.9.


Глава II. Изучение проблемы проявления стресса в студенческой среде………………………………………………………………………...С.11.
2.1. Причины возникновения стресса в студенческой среде….………..С.11.

2.2. Факторы риска развития стрессового состояния у студента............С.13.

2.3. Негативное влияние стресса на здоровье студентов……….………С.16.


    1. Научный подход к проблеме контроля стрессового состояния студента……………………………………………………....………...С.18.

Глава III. Результаты проведенных исследований в рамках заявленной проблематики……………………………………………………………...С.24.


3.1. Результаты проведенного исследования среди студентов МГТУ с целью оценки уровня стресса студентов в течении семестра и в период сессии ………………………………………………………………….…… ……С.24.

3.2. Способы снятия стресса. Определение уровня информированности студентов о путях преодоления стрессового состояния посредством проведенного исследования ……………………………………….……С.27.

Заключение ……………………………………………………….……....С.30.

Библиография……………………………………………………..……...С.31.

Введение

Современный студент постоянно живет на грани стресса. В процессе учёбы студенты ежедневно сталкиваются с напряжением и утомлением, вызванными как повседневными нагрузками, так и часто возникающими острыми ситуациями в процессе учёбы. Причиной тому становится множество факторов. Это может быть и стресс в период сессии, конфликт с преподавателем, неудовлетворённость полученной оценкой, загруженный распорядок дня, социальный дискомфорт в группе.

Один и тот же стрессовый раздражитель может быть по-разному воспринят студентами. Одни, например, при получении неудовлетворительной оценки не впадают в панику, а начинают ещё более усиленно работать над собой, другие же считают это событие недооценкой своих внутренних потенциалов и впадают в депрессию. Основной фактор развития стрессового состояния у студента, как и у всех людей, кроется во внутреннем мире человека: в его мировоззрении, системе ценностей, ощущении своего внутреннего «Я».

Стресс негативно отражается на состоянии здоровья студента. Падает производительность труда, появляется напряжение и утомление, а помимо этого ещё и раздражительность. Обостряются многие хронические заболевания и развиваются новые болезни. Многие студенты выбирают курение и алкоголь как средства для снятия психического напряжения. По статистике, на старших курсах число курящих в 2 раза превышает аналогичный показатель на первом курсе.

Сам этот термин - "стресс" - стал для людей уже обыденным словом, в которое вкладывается представление об изменениях поведения и целая гамма чувств и переживаний, возникающих в сложных ситуациях или при повышенной опасности, которые стали неотъемлемой частью современного образа жизни.

Актуальность темы: Известно, что студенты в процессе обучения в университете испытывают стресс. Проведённое нами анкетирование показало, что большое число студентов не знает как контролировать стресс, как снять психическое напряжение не прибегая к алкоголю и курению. Кроме того, много студентов и не считают, что ежедневный стресс, получаемый в процессе учёбы, влечет за собой ухудшение состояния здоровья.

Степень разработанности проблемы: проблема стресса в студенческой среде недостаточно освещена в научной литературе на современном уровне. В системе образования студент не получает знаний по данной теме. На этом фоне предложение методики снятия стресса весьма актуально.

Объект исследования: здоровье студентов.

Предмет исследования: контроль стресса студента и методы снятия психического напряжения.

Рабочая гипотеза: большинство студентов не информировано о путях преодоления стрессового состояния и не выделяют контроль стресса как важнейшее условие сохранения их здоровья.

Цель данного исследования: пропаганда здорового образа жизни в плане контроля стресса и снятия психического напряжения – как важнейшего условия сохранения здоровья студентов.

Задачи:

Общеисследовательские задачи:



  1. Изучить научные подходы в сфере контроля стресса в студенческой среде;

  2. Рассмотреть негативное влияние стресса на здоровье студентов;

Провести анкетирование студентов с целью:

  1. Узнать степень стрессового состояния студентов в процессе обучения;

  2. Определить причины возникновения стресса в студенческой среде и выявить факторы риска развития стрессового состояния;

  3. Исследовать проблему наличия знаний у студентов о путях преодоления стрессового состояния;

  4. Выделить способы снятия стресса применительно к молодёжи;

В целях пропаганды здорового образа жизни:

  1. Дать рекомендации по контролю стресса для сохранения здоровья студентов;

  2. Разработать брошюру в качестве наглядного пособия о результатах исследования.

Методологической основой исследования являются как общенаучные методы: индукции, дедукции, анализа и синтеза, так и специальные: анкетирование по выборочной совокупности.

Практическая значимость работы: положения и выводы этой работы использованы авторами следующим образом:

  1. Создана презентация «Контроль стресса – важнейшее условие сохранения здоровья студента».

  2. Разработана брошюра «Контроль стресса – важнейшее условие сохранения здоровья студента», которая используется в качестве наглядного пособия на уроках по здоровому образу жизни и распространена в качестве пособия со статистической информацией через читальный зал библиотеки МГТУ.

Глава I. Общие представления о стрессе

    1. История возникновения понятия стресса

Стресс – состояние напряжения, возникающее при несоответствии приспособительных возможностей величине действующей на человека нагрузки, вызывающее активацию и перестройку адаптивных ресурсов психики и организма.

Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон (англ. Walter Cannon) в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать».

Знаменитый исследователь стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому, но длительное время избегал употребления термина «стресс», поскольку тот использовался во многом для обозначения «нервно-психического» напряжения (синдром «бороться или бежать»). Только в 1946 году Селье начал систематически использовать термин «стресс» для общего адаптационного напряжения. Впервые физиологический стресс описан Гансом Селье как общий адаптационный синдром. Термин «стресс» он начал использовать позднее. Это состояние характеризуется ослаблением, нарушением функций.

Еще в 1920е годы, во время обучения в Пражском университете, Селье обратил внимание на то, что начало проявления любой инфекции одинаково (температура, слабость, потеря аппетита). В этом в общем-то известном факте он разглядел особое свойство — универсальность, неспецифичность ответа на всякое повреждение. Экспериментами на крысах было показано, что они дают одинаковую реакцию как на отравление, так и на жару или холод. Другими исследователями было обнаружена сходная реакция у людей, получивших обширные ожоги.

При стрессе, наряду с элементами адаптации к сильным раздражителям, имеются элементы напряжения и даже повреждения. Именно универсальность сопровождающей стресс «триады изменений» — уменьшение тимуса, увеличение коры надпочечников и появление кровоизлияний и даже язв в слизистой желудочно-кишечного тракта — позволила Г. Селье высказать гипотезу об общем адаптационном синдроме (ОАС), получившим впоследствии название «стресс». Работа была опубликована в 1936 году в журнале «Nature». Многолетние исследования Г.Селье и его сотрудников и последователей во всем мире подтверждают, что стресс является неспецифической основой многих заболеваний.

Ганс Селье сформулировал четыре стадии развития стресса в организме человека:



  1. Тревога - реакция организма на повреждающие агенты. Она может быть выражена повышенной раздражительностью, постоянной усталостью, головными болями, потерей аппетита.

  2. Привыкание - длительное действие вредных агентов, при котором происходит перестройка организма, его приспособление к измененным условиям. Ярким примером могут служить особенности в состоянии здоровья, такие как "анемия спортсменов", "спортивная тахикардия".

  3. Истощение - при продолжающемся воздействии вредных факторов организм утратил все резервы для поддержания существования.

  4. Болезнь - развитие хронических заболеваний.

Если стресс протекает в рамках первых двух стадий — тогда все нормально, такой стресс даже полезен для организма.

Если же защитных сил организма недостаточно, тогда наступает третья стадия истощения адаптационных резервов, а это уже прямой путь к болезни.

От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

Позже Селье ввёл дополнительно понятие «положительный стресс» (Эустресс), а «отрицательный стресс» обозначил как дистресс.

Эустресс:

Понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Дистресс:

Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он разрушает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям1.




    1. Общие признаки стресса человека

Стрессы также разделяются на кратковременные (острые) и затяжные (хронические).

Признаки острого (кратковременного) стресса:

Телесные проявления: изменение частоты сердцебиения, поверхностное дыхание, ускорение ритма дыхания. При повышении напряжения краснеет или бледнеет кожа лица и шеи, увлажняются ладони, расширяются зрачки, повышается или понижается активность некоторых желез внешней секреции (слюнных, потовых).

Поведенческие проявления: изменение мимики, тембра голоса и интонаций, скорости, силы и координации движений. Сжатие губ, напряжение жевательных мышц. Грустный, унылый или обеспокоенный взгляд. Двигательное беспокойство и частая смена поз, или, наоборот, - пассивность, заторможенность, вялость в движения.

Переживание напряжения у некоторых людей даже в очень ответственные моменты может не иметь соответствующего выражения во внешнем облике и поведенческих проявлениях. Человек может отрицать у себя чувство тревоги и страха, показывать внешне ровное, спокойное поведение, расслабленность и раскрепощенность. Попытки такого преодоления могут наблюдаться у тех, кто намеренно пытается скрыть свои переживания, например, у стеснительных людей. Отрицание напряжения может быть и у тех, кто неспособен к анализу своего психического состояния, не имеет никаких навыков самообладания.

К наиболее частым признакам затяжного (хронического) стресса относятся следующие:


- ощущение потери контроля над собой;

- недостаточно организованная деятельность (рассеянность, принятие ошибочных решений, суетливость);


- вялость, апатия, повышенная утомленность;

- расстройство сна (в том числе, более долгое засыпание, ранее пробуждение).

Для обнаружения стресса стоит учесть и другие его симптомы, такие как:
- раздражительность, снижение настроения (придирчивость, необоснованная критичность);
-повышенный аппетит;
- увеличившееся количество выпитого алкоголя;

- увеличившееся потребление психоактивных средств (успокоительных, стимулирующих);


- расстройства половой функции;

- неблагополучное физическое состояние (головная боль, боли в мышцах, спине, изжога, повышение давления)1.

Глава II. Изучение проблемы проявления стресса в студенческой среде


    1. Причины возникновения стресса в студенческой среде

Как известно, стресс - это не невроз. Это совершенно естественная реакция человека на события, угрожающие его безопасности. При первых признаках опасности весь наш организм перестраивается на военный лад. При этом прерываются пищеварительный и внутренние восстановительные процессы. В организме вырабатываются адреналин и другие гормоны, которые быстро распространяют кислород по всему телу, поставляя в кровь горючее, необходимое для решительных действий. За считанные минуты мы приобретаем такую силу и решительность, на которые только способны, и это длится столько времени, сколько необходимо, например, чтобы поразить копьем опасного зверя.

Так же и у студентов. В процессе учебы они ежедневно сталкиваются с напряжением и утомлением, вызванными как повседневными нагрузками, так и часто возникающими острыми ситуациями в процессе учебы. Это может быть и стресс в период сессии, конфликт с преподавателем, неудовлетворённость полученной оценкой, загруженный распорядок дня, социальный дискомфорт в группе.

Как показывают исследования, студенческая популяция характеризуется высокой активностью в учебной деятельности, что проявляется в повышенной склонности к энергетическим затратам и высоких профессиональных притязаниях. Одновременно отмечается снижение чувства успешности в профессиональной деятельности, общей удовлетворенности жизнью, а также недостаточно сформированные способности к активному решению возникающих проблем. Последнее можно было бы объяснить низким чувством собственной компетентности и сниженным контролем эффектов своих действий. Высокий уровень активности находится в соответствии с умеренной тенденцией к отказу в ситуации неудачи.

Обращает на себя внимание средний уровень чувства социальной поддержки со стороны ближайшего окружения. Это можно объяснить содержанием первичного этапа адаптации студентов-первокурсников к новым условиям деятельности в учебной среде. В этот период происходит формирование новой социальной роли студента, восприятия себя и окружающих как элементов новой социальной среды. Формирующееся в этот период сознание принадлежности к данной среде, идентификация со средой требует высокого чувства доверия к ней, сознания собственного участия и влияния на происходящее, убеждения в том, что развитие событий будет отвечать ожиданиям индивида. Одновременно это становится основой для формирования активных стратегий преодоления стресса и в результате — для возрастания успешности деятельности. Процесс социальной адаптации студентов-первокурсников характеризует ряд черт, свойственных этапу профессиональной адаптации. На первый план выступают необходимость отбора, конкуренции, предпринимаемые усилия для достижения высокого социального статуса в студенческой группе. Другой проблемой этого периода обучения становится требование повышенной самостоятельности, умений принимать решения в новых сложных условиях вузовской деятельности.

Следующая проблема — неудовлетворенность результатами своей деятельности, ожидание скорее неудач и поражений, чем успехов, присущее популяции польских студентов. Это означает, что среда, в которой функционирует студент, воспринимается им как неблагоприятная для реализации своих целей.

Низкий уровень социальной поддержки в сочетании с общей неудовлетворенностью результатами своей деятельности подтверждает необходимость принятия соответствующих профилактических мер, более активного участия вузовских психологов в создании консультационных пунктов для студентов на территории вуза.



    1. Факторы риска развития стрессового состояния у студента

Самая главная проблема состоит в том, что состояние стресса рассчитано на короткое время, необходимое для преодоления опасности. Стресс как защитная реакция человека срабатывает и в наше время, когда, например, мы совершаем чемпионский прыжок, чтобы остановить ребенка, готового опрокинуть кастрюлю с горячим супом себе на голову, но еще чаще, когда получаем счет, который не можем оплатить. Нереализованные гормоны стресса надолго сохраняются в нашем организме, пагубно сказываясь на здоровье.

Студенты же, как правило, сталкиваются с долгосрочными проблемами. Нам хотелось бы контролировать свою жизнь, но перемены во время учебы в университете происходят так быстро, что иногда нас просто несет по течению. Взаимоотношения с людьми и семейные проблемы дополняют этот список тревог.

Один и тот же стрессовый раздражитель может быть по-разному воспринят студентами. Одни, например, при получении неудовлетворительной оценки не впадают в панику, а начинают еще более усиленно работать над собой, другие же считают это событие недооценкой своих внутренних потенциалов и впадают в депрессию. Основной фактор развития стрессового состояния у студента, как и у всех людей кроется внутри его – в его мировоззрении, системы ценностей, ощущении своего внутреннего «Я».

Актуальность исследований психического здоровья студентов определяется наличием стрессогенных факторов в студенческой среде, таких как ситуации экзаменов, периоды социальной адаптации, необходимость личностного самоопределения в будущей профессиональной среде и др. Переживаемый стресс и его последствия составляют серьезную угрозу психическому здоровью индивида. Особенно это относится к молодежному и студенческому периоду в жизни человека, когда личностные ресурсы кажутся неисчерпаемыми, а оптимизм по отношению к собственному здоровью преобладает над заботой о нем. Сильная ориентация на переживание настоящего, высокая мотивация достижений вытесняют из сознания студента возможные опасения, связанные с последствиями длительного стресса. Студенческий возраст характеризуется многообразием эмоциональных переживаний, что отражается в стиле жизни, исключающем заботу о собственном здоровье, поскольку такая ориентация традиционно приписывается старшему поколению и оценивается молодым человеком как «непривлекательная и скучная». В это время ограничены также способности к релаксации и отдыху в силу тех же убеждений в неисчерпаемости собственных физических и психических ресурсов. Период активного вхождения в новую социальную среду сопровождается действиями, направленными на получение признания и высокого статуса в группе студентов-ровесников. При этом используются различные средства, не всегда отвечающие профилактике здоровья (никотин, алкоголь, наркотики). Попытки завоевания своего место среди ровесников часто связаны с рискованным поведением, желанием любой ценой добиться этого признания1.

Многочисленные исследования в области стресса первоначально были сконцентрированы на описании его факторов, особенностей реакций на стресс, стратегий его преодоления. Психология здоровья особое внимание уделяет определению «цены», которую платит человек в ситуациях повышенных требований, психических нагрузок и перегрузок. Несомненно, студенческая среда относится к таким, в которых эти перегрузки и требования выступают во всем многообразии. С другой стороны, именно в этот период формируется будущий профессионал, состояние психического здоровья которого непосредственно влияет на успешность деятельности и стиль жизни в целом и таким образом приобретает высокое общественное значение. В период острых социально-экономических перемен со всей силой проявляется еще один дополнительный фактор риска по отношению к сохранению психического здоровья — социальная и профессиональная неопределенность будущего специалиста в обществе и необходимость поиска рабочего места, соответствующего уровню образования и подготовки.


    1. Негативное влияние стресса на здоровье студентов

Анализируя полученные данные в результате анкетирования о негативном влиянии стресса на здоровье студентов, мы пришли к выводу, что стресс негативно отражается на состоянии здоровья студента и не только здоровья. Падает производительность труда, появляется напряжение и утомление, появляется раздражительность. Обостряются многие хронические заболевания и развиваются новые болезни.

Многие студенты начинают интенсивно курить, употреблять алкогольные напитки. Самым страшным последствием является начало использования различного вида наркотиков для якобы «снятия напряжения».

К чему приводит игнорирование проблемы:


  • Физический надлом

  • Подверженность несчастным случаям

  • Ухудшение взаимоотношений с окружающими – преподавателями и сокурсниками

  • Нервный срыв

  • Пониженная успеваемость

  • Проблемы с пищеварением, изжога, язва желудка

  • Головные боли от постоянного напряжения

  • Постоянное ощущение усталости

  • Потеря ориентации

  • Бессонница, потеря сна

  • Раздражительность

  • Частое ощущение подавленности

  • Постоянное ощущение перегруженности

  • Повышенный или пониженный аппетит

  • Особые индивидуальные сигналы организма1

Самостоятельное решение проблемы у студентов как правило связано с употреблением в больших дозах:

  • Кофеина

  • Алкоголя

  • Наркотиков

  • Курение

  • Удовлетворение других пристрастий

И, как следствие, только отдаление от нее.

Современный студент постоянно подвергается стрессу и внешней психической агрессии. Вследствие стрессов мы все порой переживаем упадок сил и физическую усталость, которая обычно накапливается в зимний период.




    1. Научный подход к проблеме контроля стрессового состояния студента

Роль установок и ожиданий в сохранении и поддержании психического здоровья. К факторам психического здоровья относятся установки и ожидания, связанные с предстоящими событиями. Обобщенно их можно разделить на положительные (оптимистические) установки, которые выражаются в ожидании положительных событий, и отрицательные (пессимистические), о проявлении которых свидетельствует ожидание негативных событий. Первые помогают успешно преодолеть стресс, поскольку эмоции, испытываемые в трудных ситуациях, действуют как механизмы подкрепления деятельности. В случае отрицательных установок эмоции начинают оказывать деструктивное, ослабляющее действие. Ожидания по отношению к ситуации могут меняться в зависимости от конкретных условий, однако можно выделить некоторые генерализированные ожидания, не зависящие от содержания ситуации, отражающие пессимистические либо оптимистические установки индивида.

Ожидания индивида занимают одно из центральных мест в исследованиях стресса и его последствий, таких, например, как феномен психического выгорания. По отношению к результатам деятельности их можно разделить на три группы:



  • низкие ожидания положительного подкрепления;

  • высокие ожидания наказания;

  • низкие ожидания собственного влияния на результаты деятельности1.

Потеря контроля над результатами своей деятельности снижает мотивацию индивида, вызывает чувство страха и неопределенности и тем самым ведет к раннему развитию симптомов выгорания. Кратко и долговременные последствия неконтролируемого окружения проявляются как пассивность и выученная беспомощность. В повседневном поведении человек до тех пор стремится найти эффективные стратегии преодоления стрессовых ситуаций, пока не убедится в бесполезности этих усилий, т. е. придет к выводу о том, что ситуация не имеет выхода.

Удовлетворенность результатами своей деятельности. Следующий важный фактор психического здоровья студентов — удовлетворенность результатами своей деятельности. Чувство успешности ассоциируется с переживанием высокого субъективного значения личностных стремлений, а также с высокой вероятностью достижения поставленных целей. Сознательный выбор целей и положительная оценка возможностей их достижения имеют решающее значение в процессах саморегуляции. При этом возрастает убеждение в том, что выбранные цели могут быть достигнуты даже в условиях внешних преград, т. е. речь идет о механизмах влияния на эффекты своей деятельности. Сознание возможности определения целей и способов их достижения способствует формированию стрессоустойчивости и поиску конструктивных стратегий преодоления стресса. Известная аксиома Томаса, автора ситуативных концепций, гласит: «Если человек определяет ситуацию как реальную для себя, то осознает также и реальность способов ее решения и вытекающих из этого последствий». Убеждение в низкой собственной эффективности может приводить к нарушениям когнитивных процессов в ситуации нагрузки, например блокаде памяти и мышления в ситуациях экзаменов.

Ожидания неконтролируемости значимых событий приводят к развитию отрицательных эмоций, причем эти ожидания часто сводятся к раннему негативному опыту (например, неудачно сданный экзамен), который становится устойчивым убеждением. Оценка эффективности собственных действий, по мнению автора, связана с ответом на следующие вопросы:



  1. Какие виды активности могут быть предприняты в данной ситуации? (Человек избегает тех действий, которые, по его мнению, превышают его возможности).

  2. Сколько усилий необходимо приложить для решения поставленной задачи?

  3. Как долго нужно предпринимать усилия для решения задачи, если появляются препятствия и трудности?

  4. Какие суждения могут появляться во время решения задачи?

  5. Какими эмоциональными реакциями сопровождается антиципация ситуации?

Именно перцепция эффективности собственных действий оказывает влияние на протекание мыслительных, мотивационных и эмоциональных процессов, т. е. становится важным регулирующим механизмом преодоления стресса. Оценка эффективности собственных действий в различных ситуациях показала существование сильной зависимости от содержания ситуаций и незначительное влияние стабильных личностных черт. Активность личности варьируется от ситуации к ситуации и в меньшей степени определяется ее стабильными свойствами.

Сопоставляя концепцию эффективности собственных действий с теорией ожиданий, следует подчеркнуть, что представления об эффективности собственных действий не всегда совпадают с ожиданиями по отношению к последствиям своего поведения, особенно в ситуациях, не зависящих или только частично зависящих от самого субъекта. Различие между понятиями эффективности и ожиданий заключается в следующем: первое описывает убеждение субъекта в том, что он справится с ситуацией, второе — его представление о том, что он считает вознаграждением за разрешение ситуации. В связи с этим следует вспомнить еще об одном факторе, который, несомненно, играет существенную роль в процессах эффективного преодоления трудных ситуаций. Им является так называемый кризис гратификации.



Кризис гратификации. Кризис гратификации рассматривается в психологии здоровья как явление, которое может приводить к резкому росту неудовлетворенности результатами своей деятельности, бессилию, разочарованию, фрустрации, снижению мотивации достижений. Причину его возникновения следует искать в несоответствии между вложенным усилием и полученным вознаграждением. Модель кризиса гратификации можно представить как противоречие между высоким уровнем энергетических затрат и низким вознаграждением.

Как следует из приведенной модели, противоречие между собственным вкладом и полученным вознаграждением приводит к снижению самочувствия, появлению психосоматических заболеваний, т. е. становится причиной ухудшения психического здоровья индивида. Выход из такой ситуации виден в повышении социального статуса, получении признания и одобрения со стороны непосредственного окружения, поддержки со стороны группы, в которую включен индивид.



Идентификация со средой деятельности. В исследовании причин студенческого стресса часто отмечается, что одна из них — недостаточная идентификация со студенческой средой, восприятие ее как чуждой, иногда даже враждебной. Особенно это замечается у студентов-первокурсников, впервые столкнувшихся с новыми, отличными от школьных, требованиями. Анонимность студента-первокурсника особенно остро ощущается иногородними студентами, оторванными от дома и семьи, переживающими трудный процесс приспособления к новым условиям жизни. Необходимую помощь в преодолении этого негативного явления может оказать психологическая служба вузов, предоставляя различного рода консультации и помощь в организации учебной деятельности.

Одним из механизмов идентификации со средой деятельности становится чувство когерентности. Согласно концепции, оно связано с положительной оценкой возможностей разрешения проблемной ситуации, выработкой эффективных стратегий ее преодоления, положительной жизненной установкой. Чувство когерентности складывается из трех основных компонентов:



  1. понимания ситуации как меры предсказуемости ее развития;

  2. способности к преодолению стрессовых ситуаций, осознания возможности управления ходом событий как проявление личностной и социальной компетентности индивида;

  3. переживания значимости и смысла ситуации, т. е. восприятие собственной жизни как полной смысла и значения, приводящее к активному поиску решения трудных ситуаций.

Чувство когерентности как механизм преодоления стресса, включенный в процесс идентификации со средой, влияет на формирование положительных ожиданий успешности собственной деятельности, гарантирует рациональное использование своих возможностей и тем самым благоприятствует сохранению психического здоровья1.

Социальная поддержка как фактор психического здоровья студентов.

Социальную поддержку в обобщенном виде можно определить как всяческую помощь, оказываемую индивиду средой в трудных ситуациях. Сюда относятся прежде всего проблемные ситуации, ситуации стресса, критические жизненные события и т. д.

Социальная поддержка состоит из двух основных элементов:


  • Эмоциональная поддержка: взаимопонимание, эмпатия, положительное подкрепление.

  • Помощь в решении проблем:

    • непосредственная: выполнение работы за кого-либо;

    • опосредованная: помощь при решении проблем, совместный анализ проблемы, предоставление советов и информации в случае потребности и выраженного желания с другой стороны1.

В целях ранней профилактики психического здоровья студентов направления деятельности психологической помощи можно представить в форме некоторых вопросов, которые необходимо решить совместно со студентами для выявления трудностей и проблемных ситуаций:

  1. Что является для меня самой большой нагрузкой во время обучения: ситуации с другими людьми, конфликты, трудные предметы?

  2. Какие потребности и интересы я проявляю в этих ситуациях? Что препятствует мне в их реализации?

  3. Какими возможностями я располагаю для уменьшения нагрузки в ситуациях обучения?

  4. Могу ли я изменить свою установку по отношению к трудным ситуациям? Если да, то каким образом?

  5. Что я переживаю в таких ситуациях?

  6. Как я обычно выхожу из подобных ситуаций?

  7. Могу ли я представить себе другие возможности для их разрешения?

  8. Были ли у меня раньше такие ситуации, как я выходил из них?

  9. Когда я могу приступить к поиску стратегии преодоления трудных ситуаций?

  10. Какие конкретные шаги я должен предпринять в этом направлении?1

Глава III. Результаты проведенных исследований в рамках заявленной проблематики

3.1. Результаты проведенного исследования среди студентов МГТУ с целью оценки уровня стресса студентов в течении семестра и в период сессии

Имеющаяся экспресс-диагностика эмоционального состояния по шкале стресса (10-ти бальная шкала, цифра «1» - слабый стресс, цифра «10» - сильный стресс), проведённая среди обучающихся на первом курсе, показала, что уровень стресса в среднем у девушек находятся на цифре «5», а у юношей – на цифре «4».

Проведенные нами аналогичные исследования, среди студентов третьего курса посредством анкетирования, показали, что в начале семестра девушки находятся на цифре «4», а юноши - на цифре «3». В период сессии этот показатель у девушек и юношей возрастает до отметки «6».

Полученные данные говорят о высоком уровне психического напряжения студентов и курсантов первого курса в начале учебного года, что, вероятно, связано с адаптацией учеников школ к новым условиям учёбы в ВУЗе. Студенты первых курсов в большинстве случаев не имеют элементарных данных в области здорового образа жизни. Очень важно, чтобы студент самостоятельно смог выявить те аспекты стиля жизни, в которых необходимо проводить позитивные изменения, научился выполнять самоконтроль и получил тем самым «рецепт» улучшения состояния здоровья. Выполнение этих несложных установок просто необходимо для комфортной жизни без стресса, пренебрегание же этими правилами может послужить причиной негативного отражения стресса на состоянии здоровья. В этом случае начинает падать производительность труда, появляется напряжение и утомление, излишняя раздражительность. Кроме этого, обостряются многие хронические заболевания и развиваются новые болезни. Многие студенты начинают интенсивно курить, употреблять алкогольные напитки. Самым страшным последствием является начало использования различного вида наркотиков для якобы «снятия напряжения».

В ходе нашего опроса 100 респондентам (студентам 3 курсов) было предложено оценить уровень своего стресса по двум параметрам. Полученные данные в ходе этой экспресс-диагностики наглядно приведены в диаграммах (см.: диаграмма 1, 2, 3).

Исходя из полученных результатов мы можем сделать твёрдый вывод, о том, что уровень стресса обучающихся ВУЗов возрастает в периоды сессий, обуславливаемых более высокими нагрузками. Это и есть повод для беспокойства, который лишний раз подтверждает актуальность поднятого нами вопроса.

Кроме того, невозможно не отметить тот факт, что юноши переносят стресс более стойко, чем девушки. Однако, несмотря на это, всем им необходим комплекс мероприятий по борьбе со стрессом или его снижением. Ведь жизнь на грани острого стресса очень опасна.





Диаграмма 1


Уровень стресса студентов в течение семестра



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10






Диаграмма 2


Уровень стресса студентов в период сессии



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10






Диаграмма 3


    1. Способы снятия стресса. Определение уровня информированности студентов о путях преодоления стрессового состояния посредством проведенного исследования

Как уже было рассмотрено нами, существует множество способов снятия стресса:

  1. Расслабление

  2. Физическая активность (нагрузка)

  3. Отношение к жизни (система взглядов и убеждений)

  4. Правильное питание

  5. Верность друзей (доброжелательные теплые взаимоотношения как в группе, так и в близком круге лиц)

  6. Планирование своего времени (организованность)

В нашем следующем опросе мы предложили респондентам (студентам 1-3 курсов, общее число – 220) ответить на вопросы, связанные с контролем стресса и попытались выявить осведомлённость обучающихся по этому вопросу. Результаты представлены на диаграммах ниже.

Как оказалось, только лишь 62% опрошенных знают как бороться со стрессом (диаграмма 4).

Примерно такой же процент опрошенных дал положительный ответ на вопрос о вреде стресса. 32% Респондентов даже не имеют понятия о том, что стресс причиняет вред их здоровью. Более того, 5% студентов считают состояние стресса безвредным для их здоровья (диаграмма 5). Это служит поводом для проведения профилактических занятий по теме борьбы со стрессом на занятиях по здоровому образу жизни.



Диаграмма 4



Диаграмма 5

Общая картина распределения способов борьбы с этим состоянием выглядит следующим образом. Наиболее популярным методом избегания этого опасного психического состояния является переключение на другой вид деятельности (30%). Так же наиболее действенными способами оказываются занятия хобби (20%) и спортом (18%) (диаграмма 6).





Диаграмма 6

В анкете были предложены такие виды снятия стресса, как:



    • Проведение времени с семьёй

    • Активное занятие хобби

    • Занятие спортом

    • Переключение на другой вид деятельности

В результате проведенного исследования, стало ясно, что далеко не все студенты информированы о правильных способах снятия стресса.

Некоторые студенты ошибочно считали снотворное, успокаивающие таблетки и другого рода лекарственные препараты эффективным способом снятия стресса. Однако применение лекарств вызывает множество побочных эффектов, а использование успокоительных влечет за собой привыкание.

Таким образом, проделанное нами исследование наиболее остро выделило серьёзную проблему, царящую в студенческой среде – жизнь на грани стресса. Сделанные нами брошюры и презентация могут использоваться в качестве методического пособия на мероприятиях по профилактике стресса. Данную проблему нельзя оставлять без внимания, иначе студенты в процессе учёбы могут потерять свой истинный облик и отойти от главной цели нахождения в стенах Университета – получения знаний и превратиться в болезненных и нервных людей.

Заключение

В ходе проделанной работы можно сделать определенные выводы.

В процессе учебы студенты ежедневно сталкиваются с напряжением и утомлением, вызванными как повседневными нагрузками, так и часто возникающими острыми ситуациями в процессе учебы. Это может быть и стресс в период сессии, конфликт с преподавателем, неудовлетворённость полученной оценкой, загруженный распорядок дня, социальный дискомфорт в группе.

Стресс негативно отражается на состоянии здоровья студента. Падает производительность труда, появляется напряжение и утомление, появляется раздражительность. Обостряются многие хронические заболевания и развиваются новые болезни.

Многие студенты начинают интенсивно курить, употреблять алкогольные напитки. Самым страшным последствием является начало использования различного вида наркотиков для якобы «снятия напряжения».

Тревогу вызывает тот факт, что большое число студентов не знает способов борьбы со стрессом и не считает, что ежедневный стресс, получаемый в процессе учебы, влечет за собой ухудшение состояния здоровья. Существует множество способов снятия стресса. Самые основные из них – проведение времени с семьёй, активное занятие хобби, занятие спортом, переключение на другой вид деятельности. Однако далеко не все студенты информированы о правильных способах снятия стресса.

Проблема стресса в студенческой среде недостаточно освещена в научной литературе на современном уровне. В системе образования студент не получает знаний по данной теме. На этом фоне предложение методики снятия стресса весьма необходимо.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение в ходе проведенной работы. Разработанную нами презентация и брошюру можно использовать для пропаганды здорового образа жизни.

Библиография



  1. Введение в психологию / под ред. Аткинсона Р.Л. – М.: Олма-Пресс, 2003. – 672с.

  2. Джордж М. Что такое стресс и как с ним совладать // Вестник психосоциальной коррекционно-реабилитационной работы, 2002. - №1. – С.65-71.

  3. Дмитриева Т.Б. Психологическое здоровье россиян // Человек, 2002. - №6. – С.21-31.

  4. Кижаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Наука, 1983. - С. 114, 184, 272.

  5. Коврова М.В. Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде: Метод. пособ. – Кострома: КГУ им.Н.А.Некрасова, 2000. – 36с.

  6. Лебедь Л. Страхи и стрессы большого города. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 320с.

  7. Мишин Г.И. Как преодолевать стрессы. – СПб.: Союз, 2003. – 220с.

  8. Ньюстром Д.В. Организационное поведение: Поведение человека на рабочем месте / под ред.Кантураевского. – СПб.: Питер, 2000. – 448с.

  9. Панкратов В.Н. Искусство управлять собой: практическое руководство. – М.: Изд. Инст. психотерапии, 2001. – 256с.

  10. Цыган В.Н. Стресс, Постстрессорные нарушения и их коррекция // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов: сборная информация / ВИНИТИ, 1999. - №10. – С.29-75.

  11. Шадриков В.Д. Введение в психологию эмоции и чувства. – М.: Логос, 2002. – 153с.



1 Шадриков В.Д. Введение в психологию эмоции и чувства. – М.: Логос, 2002. – С.74-81.

1 Коврова М.В. Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде: Метод. пособ. – Кострома: КГУ им.Н.А.Некрасова, 2000. – С.19-23.

1 Введение в психологию / под ред. Аткинсона Р.Л. – М.: Олма-Пресс, 2003. – С.261-273.

1 Коврова М.В. Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде: Метод. пособ. – Кострома: КГУ им.Н.А.Некрасова, 2000. – С.21-24.

1 Мишин Г.И. Как преодолевать стрессы. – СПб.: Союз, 2003. – С.121-137.

1 Панкратов В.Н. Искусство управлять собой: практическое руководство. – М.: Изд. Инст. психотерапии, 2001. – С.93-105.

1 Мишин Г.И. Как преодолевать стрессы. – СПб.: Союз, 2003. – С.145-154.

1 Панкратов В.Н. Искусство управлять собой: практическое руководство. – М.: Изд. Инст. психотерапии, 2001. – С.93-105.



База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница