Контрольная работа, тесты Количество этапов формирования компетенций (ДЕ, разделов, тем и т д.) 5 разделов



Скачать 155.02 Kb.
Дата29.06.2016
Размер155.02 Kb.

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю):


Общие сведения

1.

Кафедра

педагогика

2.

Направление подготовки

050100.62 Педагогическое образование. Дошкольное образование. Музыка

3.

Дисциплина (модуль)

Подготовка ребёнка к школе

4.

Тип заданий

Контрольная работа, тесты

5.

Количество этапов формирования компетенций (ДЕ, разделов, тем и т.д.)

5 разделов


Перечень компетенций

- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4)



Критерии и показатели оценивания компетенций

Знание:

  • основных понятий подготовка к школе, готовность ребёнка к школьному обучению, здоровьесберегающая среда, здоровье, адаптация к школе; преемственность и др.;

  • основных законодательных и нормативных актов в области здоровьесбережения;

  • целей задач и принципов подготовки детей к школе;

  • теории и технологии обучения и воспитания ребёнка, сопровождения субъектов педагогического процесса;

  • закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе на разные возрастные периоды;

- основные научные направления, концепции, источники знания в области готовности к школе;

- основные понятия и категории здоровьесберегающих технологий;


- инновационные образовательные технологии в области дошкольного
и школьного образования.

Теоретическая и практическая готовность студентов в ходе изучения данного курса должна способствовать формированию у них следующих профессиональных умений в области подготовки детей к школе::



Умения:

- строить образовательные отношения со всеми субъектами образовательного процесса на основе этических норм;

- использовать технологии сохранения здоровья и его укрепления в педагогической практике;

- работать с нормативными документами, регламентирующими образовательную деятельность;



  • - использовать полученные знания для оказания практической помощи ребенку и его родителям в области физического воспитания и развития ребёнка по укреплении. его здоровья, осуществления сотрудничества с органами спортивного комитета города;

  • - системно анализировать и выбирать образовательные концепции;

  • создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную здоровьесберегающую и образовательную среду;

- оперировать основными теоретическими знаниями в области подготовки ребёнка к школе

- выбирать адекватные теории и технологии для решения научных проблем готовности к школе



Владеть навыками:

- актуальными средствами, методами, технологиями профессиональной деятельности в сфере дошкольного образования:

- поиском необходимой психолого-педагогической информации по разделу формирование и укрепление здоровья детей и подготовки их к школе;

- навыками взаимодействия с различными категориями воспитуемых в социально-педагогических ситуациях;

- системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья;

- методикой изученных оздоровительных систем и уметь их реализовывать на практике:

- способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса.


Опыт деятельности:

прохождение педагогической практики, где отрабатываются все компетенции по данной дисциплине (см. вышеперечисленные).




Этапы формирования компетенций

1. ДЕ-1 Содержание понятий «подготовка к школе», «готовность к школе» и «преемственность».

2. ДЕ-2 Сотрудничество детского сада (школы) по формированию здоровья детей



3. ДЕ-3 Основы организации проектирования модели здоровья подрастающего поколения

4. ДЕ-4 Готовность к школьному обучению как результат образовательного процесса в ДОУ

5. ДЕ -5. Преемственность в системе подготовки детей к школе



ПРИМЕРНЫЕ ЗАЧЕТНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Творческое задание

Тесты «по Бутейко»:



  • замерьте, на сколько секунд вы можете задерживать дыхание после небольшого вдоха в покое. Если трудно» не дышать после 3—5 с, то это — признак серьезной болезни;

  • пауза в 30 с свидетельствует, что вы — здоровый, но «глубоко дышащий» человек..

  • Абсолютно здоровый человек без усилий способен не дышать 1 мин, а при тренировке — и более.


Творческое задание

Тема: Приобщение родителей к здоровому образу жизни при подготовке ребёнка к школе.

Подготовить программу родительского семинара по формированию здоровья детей дошкольного возраста.

Цель: Освоение средств и методов совместной работы воспитателя с родителями.

Задачи: 1. Знакомство с целью и задачами валеологической работы с родителями.

2. Освоение форм и методов валеологической работы с родителями.


  1. Разработка программы родительского семинара здоровья для детей с разным состоянием организма при подготовке к школе.

На очередном занятии проводится защита подготовленных программ и планов конспектов.

Творческие задания.

  1. Составьте библиографию по темам дисциплины.

  2. Разработайте педагогическую систему формирования культуры здоровья детей в самостоятельной деятельности и опишите её основные этапы.

  3. Разработайте проект развития «здоровья ребёнка» при подготовке их к школе.

  4. Разработайте валеологически обоснованную модель деятельности педагога дошкольного воспитания в области физической культуры в самостоятельной игре ребёнка.

  5. Разработайте проект здоровьесберегающей деятельности обучающихся на основе методов педагогики здоровья.

  6. Подготовить комплексы оздоровительных методик (на выбор студента).


Творческое задание

: Характеристика функционального состояния организма ребенка, возникающих при мышечной деятельности.

Цель работы: Освоить методику регистрации пульса и частоты сердцебиений в покое и после функциональной пробы. Научиться измерять ЖЁЛ и объемы ее составляющие.

Материальное обеспечение занятий: секундомеры, ручные динамометры, спидометр, мундштуки, вода и дезинфицирующий раствор, метроном, ступеньки разной высоты, карты-задания.


План:

  1. Задачи и содержание врачебно-педагогического контроля:

а) врачебно-педагогическое обследование и оценка состояния здоровья детей;

б) динамика физического развития;

в) динамика функционального развития и работоспособности организма;

2. Выявление отклонений от нормы в здоровье.

3. Рекомендации по содержанию, дозировке физических упражнений.
Задания для самостоятельной работы:

Подготовить протоколы исследования:

а) частоты пульса (ЧП),

б) дыхания,

в) величины кровяного давления,

г) физической работоспособности,

д) жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и др. ( см. таблицу)
Исследовательские задания:


  1. Обследовать состояние сердечно-сосудистой системы в покое и при физической нагрузке. Одним из самых простых способов обследования состояния ССС в покое и при физической нагрузке ребенка является подсчет пульса и частоты сердечных сокращений. Студенты подсчитывают ЧСС у детей ( за 10 сек с пересчетом на 1 мин) до и после физической нагрузки, знакомятся с методами регистрации в процессе физической деятельности.

  2. Проведение функциональных проб:

а) проба Е.Г. Леви-Гориневской (30 подскоков за 15 сек);

б) проба С. Летунова (20 приседаний за 30 сек );

в) для детей 3-4 лет, а также менее подготовленных (10 приседаний за 15 сек).

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ




Ф.И. ребенка

Частота пульса (ЧП)

Частота дыхания




В покое

После физической нагрузки

Восстановление

В покое

После физической нагрузки

Восстановление


Методические указания: Оценка реакции пульса:

Так, например, пульс до нагрузки за 10 сек составлял 12 ударов, а после выполнения нагрузки за 10 сек – 20 ударов. Составляется пропорция и рассчитывается процент учащения пульса следующим образом: 12 – 100 %

(20 -12) – Х %

Х= 8х100 = 67 %

12

Следовательно, после функциональной пробы пульс участился на 67 % по сравнению с исходными данными. Нормальной реакцией на пробу с 20 приседаниями считается учащение пульса в пределах 60-8-% от исходной величины.

Определение физической работоспособности:

Проба «степ-тест» (предложена Ф. Климт (см. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста.).

Полученные данные рассчитать по формуле индекса Гарвардского степ-теста (ИГСТ).


или

где f1 – ЧСС за 30 сек на 2 минуте восстановления,



f2 - ЧСС за 30 сек на 3 минуте восстановления,

f3 - ЧСС за 30 сек на 4 минуте восстановления

t - время выполнения теста в секундах

4. Определите величину ЖЕЛ у детей 4-6 лет (2-3 детей).

5. Время задержки дыхания на вдохе (проба Штанге).

6. Время задержки на выдохе (проба Генчи).

Для этого просмотрите кн.: Иванов С.М. Врачебный контроль и ЛФК. – М.: Медицина, 2008. – С. 112. или Дубровский В.И. Врачебный контроль.- М., 2004.


  1. Результаты обследования занести в протокол (см. таблицу 2)

Таблица 2


Ф.И.

ребенка


Частота пульса пробы

ИГСТ (физ. работоспособность

ЖЁЛ
мл.

рт. ст.


Проба Штанге

ывод о состоянии организма ребенка

Леви-Гориневской

Летунова

Катя В.

105

100




1900

15с




Каждый студент обследует 1-2 детей, составляет протоколы обследования и предоставляет материалы на кафедру.
Можно выполнить задания в виде презентации.

Требования к содержанию презентации:

  1. На первом слайде представляется тема контрольной работы, реферата, доклада, фамилия, инициалы автора (студента), фотография, фамилия, инициалы преподавателя.

  2. На втором слайде дается обоснование актуальности изучаемой темы

  3. Третий слайд указывает цель и задачи работы

  4. На 4 и следующих слайдах приводится содержание работы.

  5. Могут размещаться схемы, таблицы, графики, фотографии, поясняющие суть выполненной работы, снабженные необходимой для понимания краткой текстовой информацией.

  6. На последнем слайде приводятся выводы по выполненной работе.

  7. Количество слайдов, посвященных описанию работы и полученных результатов, может меняться и окончательно определяется автором в зависимости от имеющихся материалов.

  8. При разработке презентации бакалавры должны продемонстрировать умение оформления слайдов различными способами и использования эффектов анимации.


Контрольные вопросы и задания для проведения контроля по итогам освоения

дисциплины.

  1. Каковы сущность педагогики здоровья, её цели и задачи при подготовке ребёнка к школе?

  2. Как происходило становление и развитие проблемы подготовка ребёнка к школе ?

  3. Кратко охарактеризуйте основные принципы педагогики здоровья детей старшей и подготовительной к школе группы.

  4. Дайте анализ известных подходов к определению готовность ребёнка к школьному обучению

  5. Раскройте понятие «здоровье» как системное и комплексное.

  6. Охарактеризуйте направления деятельности педагога дошкольного образования в режиме дня ДОУпо подготовке ребёнка к школе.

  7. Проанализируйте содержательные аспекты физкультурно-оздоровительной деятельности воспитателя ДОУ по охране здоровья дошкольников и их физической подготовке.


Шкала оценивания (за правильный ответ дается 1 балл)


«2» – 60% и менее «3» – 61-80% «4» – 81-90% «5» – 91-100%


Типовое контрольное задание

1. Осанкой называется…

а. Качество позвоночника, обеспечивающее хорошее самочувствие.

б. Пружинные характеристики позвоночника и стоп.

в. Привычная поза человека в вертикальном положении.

г. Силуэт человека.

2.Правильной можно считать осанку, если Вы, стоя у стены касаетесь ее…

а. Затылком, ягодицами, пятками.

Б. Лопатками, ягодицами, пятками.

В. Затылком, спиной, пятками.

Г. Затылком, лопатками, ягодицами, пятками.


3. Главной причиной нарушения осанки является…

а. Привычка к определенным позам.

б. Слабость мышц.

в. Отсутствие движений во время школьных уроков

г. Ношение сумки, портфеля на одном плече.
4. Соблюдение режима дня способствует укреплению здоровья, потому что …

а. Обеспечивает ритмичность работы организма.

б. Позволяет правильно планировать дела в течение дня.

в. Распределение основных дел осуществляется более или менее стандартно.

г. Позволяет избегать неоправданных физических напряжений.
5. Замена одних видов деятельности другими, регулируемыми режимом дня, позволяет поддерживать работоспособность в течение дня потому, что…

а. Положительно сказывается на физическом и психическом состоянии.

б. Снимается утомление нервных клеток головного мозга.

в. Ритмичное чередование работы с отдыхом предупреждает перенапряжения.

г. Притупляется чувство общей усталости и повышается тонус организма

6. .Систематические и грамотно организованные занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье так как…

а. Хорошая циркуляция крови во время упражнений обеспечивает поступление питательных веществ к органам и системам организма.

б. Повышаются возможности дыхательной системы, благодаря чему в организм поступает большое количество кислорода.

в. Способствуют повышению резервных возможностей организма..

г. При достаточном энергообеспечении организм легче противостоит заболеваниям.


  1. В какой последовательности должны выполняться в комплексе утренней гигиенической гимнастики перечисленные ниже упражнения?

    1. Дыхательные упражнения.

    2. Упражнения на укрепление мышц и повышение гибкости.

    3. Потягивания.

    4. Бег с переходом на ходьбу.

    5. Ходьба с постепенным повышением частоты шагов.

    6. Прыжки.

    7. Поочередное напряжение и расслабление мышц.

    8. Бег в спокойном темпе.

а. 1,2,3,4,5,6,7,8. б. 7,5,8, 6,2,3,2,1,4.

в. 3,7,5,8,1,2,6,4,1. г. 3,1,2,4,7,6,8,4.



8. При формировании телосложения не эффективны упражнения…

а. Способствующие увеличению мышечной массы.

б. Способствующие снижению веса тела.

в. Объединенные в форме круговой тренировки.

г. Способствующие повышению быстроты движений.

9. При составлении комплексов упражнений для увеличения мышечной массы рекомендуется…

а. Полностью проработать одну группу мышц и только затем переходить к упражнениям, нагружающим другую группу мышц.

б. Чередовать серии упражнений, включающие в работу разные мышечные группы.

в. Использовать упражнения с относительно небольшим отягощением и большим количеством повторений.

г. Планировать большое количество подходов и ограничивать количество повторений в одном подходе.

Бланк-таблица для ответов





вопроса

Ответ

а

б

в

г

1













2













3













4 и т.д.












Творческое задание

Раскройте значение утренней гимнастики в гармоническом развитии ребенка. старшего дошкольного возраста

На современном этапе развития общества основными критериями физического совершенства служат:


  1. показатели телосложения;

  2. показатели здоровья;

  3. уровень и качество сформированных двигательных умений и навыков;

  4. нормативы и требования государственных программ по физическому воспитанию в сочетании с нормативами единой спортивной классификации.


ЗАЧЕТНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ:

ИНСТРУКЦИЯ:

С целью уточнения знаний и практических умений предлагается следующий цикл вопросов, на которые необходимо ответить развёрнуто.
РАСКРЫТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ:

1. Составить план работы с родителями по подготовке ребёнка к школе.

2. Раскрыть задачи подготовки ребёнка к школе родителями.

3. Подготовить программу родительского семинара «Подготовка ребёнка к школе».

4. Опишите критерии готовности ребёнка к школе



5. Разработайте режимы активного отдыха для старших дошкольников

Вопросы для самоконтроля:

  1. Понятие «здоровье», «готовность ребёнка к школе», его содержание и критерии

  2. Преемственность как специфическая связь между разными этапами развития.

  3. Воспитание личностных качеств, необходимых в школьном обучении, — самостоятельности, ответственности, произвольности, активности, индивидуальности, дисциплинированности и организованности, любознательности, общительности, креативности.

  4. Цель и задачи общей подготовки детей к школе.

  5. Физическое развитие ребенка.

  6. Развитие интеллектуальной сферы, познавательных процес­сов, умственных действий и операций, речи. Социально-нравственное воспитание личности.

  7. Развитие навыков общения и взаимодействия со взрослыми и детьми.

  8. Формирование знаний о школе, учебно-познавательной и социальной мотивации учения, внутренней позиции школьника.

  9. Формирование компонентов учебной деятельности.

  10. Специальная подготовка к школе как процесс приобретения ребенком знаний и уме­ний, обеспечивающих успешность освоения содержания учебного материала в первом классе по основным предметам (математика, чтение, письмо, окружающий мир).





База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница