Коррекционно-развивающая деятельность специалистов Центра психолого-медико-социального сопровождения с детьми-инвалидами



Скачать 56.82 Kb.
Дата06.06.2016
Размер56.82 Kb.
Окольникова Ирина Владимировна,

заместитель директора по ДКР

БОУ ВО «Череповецкий центр ПМСС»г. Череповец

Коррекционно-развивающая деятельность специалистов Центра психолого-медико-социального сопровождения с детьми-инвалидами.

В настоящее время в обществе наблюдается стойкая тенденция к увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно детей-инвалидов. К данной группе относятся лица, имеющие:

- нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

- ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

- необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина.

В г. Череповце по данным управления образования на 01.10.2013 г. проживает 88519 детей в возрасте от 0 до 18 лет, из них дети-инвалиды составляют 886 человек. Как мы видим, детская инвалидность стала социальным явлением, требующим особого внимания. Система помощи таким детям и их родителям представлена учреждениями органов образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры и спорта, а также общественными организациями, ассоциациями родителей и специалистов, религиозными и другими негосударственными структурами и т.д.

Важное место в сложившейся системе работы с детьми-инвалидами занимает «Череповецкий центр ПМСС». Здесь осуществляется психолого-педагогическая и медико-социальная помощь данной категории детей и их родителям, либо другим законным представителям.

В центр обращаются родители детей-инвалидов по собственной инициативе, рекомендациям лечащего врача, педагогов и др. Знакомство с ребенком-инвалидом и его семьей начинается с первого посещения ими нашего центра и проведения первичного консультирования. В ходе консультации специалист проводит психолого-педагогическое обследование ребенка с целью выявления индивидуальных психофизиологических особенностей и компенсаторных возможностей. При необходимости ребенок направляется на дополнительные консультации специалистов (учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога, психиатра).

В дальнейшем, чтобы скоординировать действия всех специалистов для выработки эффективных методов и приёмов педагогического общения, определения образовательного маршрута ребенка-инвалида с учётом выявленных особенностей и возможностей, проводятся заседания ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии). Далее дети зачисляются на занятия к специалистам. Исходя из особенностей развития и возможностей, детям-инвалидам рекомендуется групповая или индивидуальная форма работы.

На базе Центра групповые занятия для данной категории детей проводятся на основе программы дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Адаптация в жизни и обществе детей с ограниченными возможностями здоровья», модули «Развитие речи», «Развитие познавательных способностей», «Коррекция письменной речи», «Развитие готовности к школе», «Развитие познавательных процессов у детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости».

Неотъемлемыми участниками образовательного процесса в рамках реализации данных программ являются родители детей, посещающих коррекционно-развивающие занятия. Родители имеют возможность присутствовать на занятиях с целью обучения необходимым приемам и методам работы с детьми, посещать консультации специалиста по возникающим вопросам и выявленным проблемам в ходе реализации программы.. Также родители знакомятся с результатами входящей, промежуточной и итоговой диагностики, участвуют в тематических выставках, родительских лекториях, собраниях, тематических праздниках, высказывают свои пожелания и рекомендации по текущим вопросам, касающимся образовательного процесса.

Коррекционно-развивающая работа проводится и на индивидуальных занятиях специалистов Центра. Содержание и количество занятия определяется педагогом с учетом выявленных психофизиологических особенностей ребенка и его возможностей.

Работа с детьми, посещающими коррекционно-развивающие занятия строится с учетом того, что участие семьи является одним из важнейших условий эффективности коррекционно-развивающей работы. Специальная педагогика рассматривает семью как реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными возможностями для создания максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка (С. Д. Забрамная, И. Ю. Левченко, Э. И. Леонгард, Н. В. Мазурова, Г. А. Мишина, E. М. Мастюкова, Л. И. Солнцева, В. В. Ткачева и др.).

Исходя из этого, одной из приоритетных задач деятельности специалистов Центра является повышение педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей-инвалидов и привлечение их к активному участию в реабилитационном процессе. Родителям оказывается своевременная психолого-педагогическая помощь: уточняются уровень актуального и зона ближайшего развития, нормы по возрасту, а также методы и приёмы педагогического общения, необходимые для данного ребёнка.

Специалистами Центра выработана стратегия взаимодействия с родителями в процессе работы с ребёнком-инвалидом. Реализация данного подхода включает составление психологического портрета семьи, в соответствии с которым выбираются стиль и формы общения. Для родителей предлагаются родительские лектории с использованием мультимедийных технологий, видео материалов («Чувства родителей и детей. Правила выражения чувств»; «Секреты психологического здоровья»); индивидуальные практикумы по индивидуально-ориентированным программам; консультации, психологический практикум «Взаимопонимание», творческая мастерская «Вместе с мамой».

Наиболее эффективным способом повышения педагогических компетенций родителей оказываются индивидуальные практикумы, с помощью которых родители учатся взаимодействовать со своим ребёнком, решая образовательные и коррекционно-развивающие задачи и способствуя тем самым успешной социализации ребёнка. Это позволяет повысить социальные возможности и преодолеть их отчуждение в обществе.

Индивидуальные практикумы имеют следующую структуру:

I этап. Присутствуя при общении педагога и ребёнка, родитель знакомится с методическими приёмами коррекционно-развивающей работы для данного ребёнка. На этом этапе родитель имеет возможность адекватно оценить индивидуальные особенности своего малыша и увидеть актуально его проблемы. После этого проводится беседа, предлагается методическая литература с целью повышения педагогических компетенций родителя.

II этап. В организованной образовательной деятельности родитель частично становится участником игровых форм общения.

III этап. Родитель является равноправным участником педагогического общения с ребёнком.

Временные сроки каждого этапа взаимодействия индивидуальны.

В течение двух лет педагоги Центра проводят для родителей, воспитывающих детей-инвалидов психологический практикум «Взаимопонимание», направленный на снижение уровня психоэмоционального напряжения, формирование позитивного образа будущего для ребенка и семьи в целом. Данный практикум разработан и проводится в групповой форме. Благодаря этим занятиям родители преодолевают социальную тревогу и неуверенность, приобретают гибкость поведения и реагирования, становятся более коммуникативно-компетентными.

Учителем-дефектологом апробирована новая форма работы с родителями, воспитывающих детей-инвалидов - творческая мастерская «Вместе с мамой». Целью, которой является обучение родителя (матери) специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с проблемным ребенком в домашних условиях.

Также специалистами разработаны в помощь родителям, воспитывающих детей-инвалидов методические пособия «Путеводитель в мир кохлеарной имплантации», «Законы на стороне детей», «Как выбрать образовательное учреждение», «Как правильно написать обращение», «Игровая деятельность аутичного ребенка», «Организация жизни ребенка с детским аутизмом», «Самостоятельность во всем» и т.д.



Таким образом, проводимая коррекционно-развивающая деятельность специалистов Череповецкого центра ПМСС помогает повысить эффективность психолого-педагогического сопровождения ребёнка-инвалида, т.к. нацелена на предупреждение вторичных нарушений, личностных проблем, создаёт условия для равноправного включения ребёнка-инвалида в социальные отношения.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница