Крохмалова Интегрированный урок как средство осуществления межпредметных связей



Скачать 94.81 Kb.
Дата29.04.2016
Размер94.81 Kb.

Крохмалова Интегрированный урок как средство осуществления межпредметных связей


Т.С. Крохмалова

Руководитель: к.п.н., доцент Е.В. Телеева

ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск

Изменения, происходящие в настоящее время в науке, в социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания школьников. С этой целью пересматривается содержание школьного образования, создаются новые учебные планы, программы и учебники, совершенствуются методы и формы организации обучения. Идея интеграции стала в последнее время предметом теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении. Её нынешний этап характерен как эмпирической направленностью - разработкой и проведением учителями интегрированных уроков, так и теоретической – созданием и совершенствованием интегрированных курсов, в ряде случаев объединяющих многочисленные предметы, изучение которых предусмотрено учебными планами общеобразовательных учреждений. Интеграция даёт возможность, с одной стороны, показать учащимся мир в целом, преодолев дисциплинарную разобщённость научного знания, а с другой – высвобождаемое при этом учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении. С практической точки зрения интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой ими информации, подкрепление мотивации обучения. Реализация межпредметных связей дает возможность экономнее во времени определить структуру учебного плана, программ, учебников, что способствует рационализации учебного процесса в целом. Все отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому и школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга. Межпредметные связи являются дидактическим условием и средством глубокого и всестороннего усвоения основ наук в школе. Кроме того, они способствуют повышению научного уровня знаний учащихся, развитию логического мышления и их творческих способностей.

Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в единстве [10,8].

Межпредметные связи выполняют в обучении ряд функций [2]:

- Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития тематических понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими понятиями.

- Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к процессу познания. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.

- Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания школьников в обучении. Учитель, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.

- Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует совместного планирования учителями предметов комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знания ими учебников и программ смежных предметов.

Задачами реализации межпредметных связей при конструировании содержания учебного предмета являются [5]:

- выявление общих элементов содержания различных учебных предметов для определения «возможных» (сопутствующих) межпредметных связей;

-выявление элементов содержания, требующих предварительного изучения в другом предмете, для определения «необходимых» (предшествующих и перспективных) межпредметных связей. Имея в качестве основного объекта изучения информацию, предмет «Информатика» использует элементы знаний из других предметов для демонстрации собственных законов, теорий и т.п. Элементы содержания других учебных предметов, характеризующие какую-либо действительность с других позиций, могут стать основой для параллельного рассмотрения действительности, для создания интегрированных курсов. Так, например, одно из основных понятий теории информации «количество информации» связано с физическим понятием энтропии. В разделе «Информационные системы» в кибернетическом аспекте с информационных позиций могут быть рассмотрены некоторые физические системы (паровая машина, двигатели, регуляторы и др.), а также биологические системы (клетка, организм и др.). Такие и аналогичные им взаимосвязи можно и нужно реализовывать. Это позволит существенно повысить уровень понимания, глубину изучения содержания учебных предметов: информатики, физики, биологии.

Относительно какого-либо предмета «необходимые» межпредметные связи разделяют на: межпредметные связи «как цель» (предшествующие) и межпредметные связи «как результат» (перспективные). Выполним их сравнительный анализ. Более важную роль для конкретного предмета играют целевые межпредметные связи, так как без их реализации изучение рассматриваемого учебного материала считается невозможным. Реализация межпредметных связей «как результат» необходима для обеспечения преподавания другого предмета, но при этом и они способствуют более глубокому изучению рассматриваемого предмета. Межпредметные связи «как цель» в курсе информатики могут быть реализованы с математикой, физикой, лингвистикой, логикой, философией, историей, биологией, анатомией. При изучении вопросов, связанных с информацией, информационными процессами, следует приводить разнообразные примеры из различных предметных областей (например, использование словарей, устройств передачи информации и др.).

Совокупность функций межпредметных связей реализуется в процессе обучения тогда, когда учитель осуществляет все многообразие их видов. Различают связи: внутрицикловые и межцикловые. Межпредметные связи на уровне фактов (фактические) - это установление сходства фактов, использование общих фактов, изучаемых в курсах физики, химии, биологии, и их всестороннее рассмотрение с целью обобщения знаний об отдельных явлениях, процессах и объектах природы. Понятийные межпредметные связи - это расширение и углубление признаков предметных понятий и формирование понятий, общих для родственных предметов (общепредметных). Теоретические межпредметные связи - это развитие основных положений общенаучных теорий и законов, изучаемых на уроках по родственным предметам, с целью усвоения учащимися целостной теории.

Средства реализации межпредметных связей могут быть различны: вопросы, наглядные пособия, тексты, проблемные ситуации и познавательные задачи, конференции, «интегрированные» учебные дни, факультативные занятия и олимпиады.

Особенно эффективным средством реализации межпредметных связей является интегрированный урок.

Интегрированным уроком называется любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов [3].

Критериями эффективности интегрированных уроков являются [1, с.39]:

- активизация познавательной творческой деятельности учащихся, развитие познавательного интереса через проблемное обучение;

- вовлечение учащихся в самостоятельную практическую деятельность;

- развитие исследовательских навыков и умения принимать самостоятельное решение;

- формирование у учащихся современных представлений о целостности и развитии природы;

- формирование системного мышления и глубокое осознанное усвоение понятий.

Для эффективного проведения интегрированных уроков необходимы следующие условия [4]:

- правильное определение объекта изучения, тщательный отбор содержания урока;

- высокие профессиональные качества педагогов, обеспечивающие творческое сотрудничество учителей и учащихся при подготовке урока;

- включение самообразования учащихся в учебный процесс;

- использование методов проблемного обучения, активизация мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока;

- продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы;

- обязательный учет возрастных психологических особенностей обучающихся.

Рассмотрим осуществление межпредметных связей на примере интегрированного урока информатики и рисования в 5 классе. Тема урока «Компьютерная графика как вид изобразительного искусства»

Урок начинается с вступительного слова учителя: «Мы с вами знакомы с таким видом изобразительного искусства, как графика. Графика - это вид искусства, в котором изображение создается при помощи линейного рисунка, строго основанного на сочетании белого и черного. В наше время под графикой принято понимать довольно широкий круг явлений изобразительного искусства. Мы видим их не только на выставках, но и повседневно сталкиваемся с ними в жизни. С какими видами графических изображений вы знакомы? Какие материалы и приемы использует художник-график в своей работе?»

Ученики рассказывают, что одним из самых распространенных видов графического искусства является книжная иллюстрация, а еще так называемая печатная графика - это плакаты, театральные афиши, почтовые марки и открытки, этикетки на спичечных коробках; промышленная графика - всевозможные пакеты, упаковки, этикетки на бутылках. Также существует самостоятельное произведение (гравюра на бумаге, линогравюра и т.д.) - станковая графика. Ученики перечисляют графические материалы и приемы работы, с которыми они уже встречались на уроках изобразительного искусства: цветные мелки, пастель, уголь, фломастеры, цветные карандаши и, чаше всего, черная тушь и перо.

Учитель: «Ребята, я вам говорила, что «графика» - это широкий круг явлений изобразительного искусства. Компьютерная графика - это еще один вид графики, с которым мы встречаемся ежедневно. Вспомните оригинальные заставки к телепрограммам, выполненные в технике трехмерной компьютерной графики; все чаще встречается компьютерная мультипликация. А кто из вас не играл в компьютерные игры? На компьютере выполняются различные чертежи, шрифты, можно печатать текст. Но на компьютере можно еще и создавать произведения изобразительного искусства, творить. Компьютерные рисунки могут быть плоскими и трехмерными, монохромными и выполненными в цвете».

Учитель демонстрирует библиотеку ученических работ и образцы рисунков самого учителя, чтобы показать возможности использования программы «Графический редактор».

«Сегодня нашей мастерской будет компьютерный зал, а рабочей плоскостью - экран дисплея. На уроках информатики вы освоили приемы работы на клавиатуре компьютера, научились пользоваться многими режимами графического редактора. Преимущество работы на компьютере - это, во-первых, скорость; во-вторых, возможность варьировать изображение, перемещать его по рабочей плоскости; в-третьих, возможность увеличивать его или уменьшать, стирать, если компоновка рисунка вас не устраивает. Вы можете что-то добавить в свою работу и снова убрать, чтобы добиться гармоничного заполнения элементами изображения своей творческой работы.

Не раз мы с вами говорили о том, что графика - это, прежде всего, рисунок, линейный и четкий, основанный на сочетании белого и черного. Ленчем белым является бумага, а черным - карандаш, уголь, тушь, фломастер.

У нас рабочая плоскость - экран компьютера с монохромным изображением. Будем работать на сочетаниях черного, белого и промежуточных серых тонов».

Учитель демонстрирует возможности графического редактора и рассказывает о технических особенностях, которые надо будет учитывать при работе: об ошибках при выборе фактурной заливки, о соблюдении резкой контрастности на экране дисплея, о специфике принтера. Показывает возможные варианты, обращая внимание на ошибки и удачные творческие находки авторов рисунков. Демонстрирует, как тема, сюжет накладываются на возможности компьютерной графики.

«Сегодня мы на основе сочетания плоских геометрических фигур попробуем создать графическую композицию. Каждое искусство располагает своими выразительными средствами. Живопись использует много цветов, графическое изображение ограничивает художника черным и белым цветом. Художник должен эти средства обогатить.

Начинаем работу, используя принципы графического искусства, соблюдая последовательность. Линией, контуром набрасываем свою будущую композицию. Рисунок нужно вести к окончательному решению постепенно, не выпуская из виду понятие «пятно» (зрительный центр), сочетание элементов (белых и черных) не должны нарушать плоскость, рисунок должен быть целостным, «не разваливаться» на отдельные части. Нужно соблюдать последовательность загрузки рабочей плоскости изобразительными элементами.

Придется внимательно следить за тем, чтобы отдельные части изображения были бы белыми на черном фоне или черными на белом фоне. Линия, штрих, соотношение светлых и темных пятен (работа в режиме кисти, заливки) - все это придает графическую выразительность рисунку».

Учащиеся выполняют работу, а учителя ИЗО и информатики оказывают помощь, консультируют, дают рекомендации. Урок подошел к концу. Производится просмотр рисунков. Дети совместно с преподавателями обсуждают и анализируют работы. Выявляются ошибки, отмечаются творческие находки, желающие высказывают свои пожелания, предложения, мысли и эмоции. На этом урок компьютерной графики завершается.

Можно сделать вывод по интегрированному уроку, что он дает детям. Учащиеся проявляют свои возможности выполнять графические композиции самостоятельного назначения. Изучение несложных геометрических фигур постепенно подводит учащихся к пониманию конструктивной закономерности построения рисунка, к многообразию его вариантов, умению использовать площадь листа (дисплея). Сюжет, как правило, возникает по ходу работы, изменяясь и обогащаясь. При этом развивается фантазия, формируется художественный вкус. Дети хотят узнать как можно больше о том времени, в котором они живут, их притягивает новая информация, современная техника. Рисуя на компьютере, создавая свое «произведение искусства», видя его напечатанным на принтере, они испытывают удовлетворение, ощущают свою значимость.
Литература

1. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. вузов: В 2 кн. / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 1999. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с.



    1. Светловская Н. Об интеграции как методическое явление и её возможностях в начальном обучении // Начальная школа. - 1990. - №5. – С. 57-60.

    2. Телеева Е.В, Качалова Л.П., Качалов Д.В Педагогические технологии. – Шадринск, 2001.

    3. Урсул Л.Д Философия и интегративно-общенаучные процессы. – М., 1981. – 105с.

    4. Ятайкина А.А Об интегрированном подходе в обучении // Школьные технологии. – 2001.-№6.- С. 10-15.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница