Курс ««Нетрадиционные методы работы с детьми, имеющими нарушения интеллекта» ориентирован на решение следующих задач



Скачать 353.65 Kb.
Дата28.06.2016
Размер353.65 Kb.
Цель данной дисциплины – ознакомление студентов с методологией и практикой применения различных нетрадиционных методов в работе с детьми с нарушениями интеллекта.

Задачи учебного курса вытекают из специфики самого учебного предмета и из конечной цели подготовки специалиста – всесторонне развитого педагога-психолога, учителя-логопеда, владеющего психологическими и педагогическими знаниями, умениями и навыками, готового реализовывать их в практической работе.

Курс ««Нетрадиционные методы работы с детьми, имеющими нарушения интеллекта» ориентирован на решение следующих задач:

- обеспечить студентов теоретической подготовкой по вопросам применения нетрадиционных методов в коррекционной педагогике;

- познакомить студентов с современными нетрадиционными методами, используемыми в работе с умственно отсталыми детьми;

- сформировать у студентов умения и навыки работы с нетрадиционными методами работы.

К моменту изучения курса студентами усвоено содержание следующих дисциплин: «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Специальная психология», «Общая психология», «Возрастная психология», «Специальная педагогика», «Психолого-педагогическая диагностика», «Основы генетики», «Патопсихология» и др.

Данный курс закладывает теоретическую базу для закрепления знаний студентов по ряду специальных дисциплин: общей, возрастной, специальной психологии, специальной педагогике, психолого-педагогической диагностике.

Содержание и структура курса отражают модель подготовки учителя-логопеда, специального дошкольного педагога-психолога и реализуют связи с дисциплинами общего и специального психологического цикла.

Изучение дисциплины осуществляется на лекциях, семинарских занятиях и в процессе самостоятельной работы.

В лекциях раскрываются методологические и теоретические основы нетрадиционных методов в работе с детьми с нарушениями интеллекта, рассматривается специфика использования методов психологической коррекции детей и подростков с различными интеллектуальными нарушениями.

На семинарах систематизируются полученные теоретические знания, отрабатываются технологии коррекционной работы с детьми и подростками с нарушениями развития, в том числе и на базе специализированных учреждений для умственно отсталых детей.

Внеаудиторная работа студентов предполагает самостоятельное изучение теоретического материала по разделам, подготовку реферативных сообщений по темам, выполнение различных заданий и тестовых материалов.

В процессе обучения студенты овладевают теоретическими знаниями об основных нетрадиционных методах, используемых в коррекционной педагогике: теоретических основах артпедагогики и арттерапии, использовании методов арттерапии в работе с умственно отсталыми детьми, о компьютерных технологиях в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушение интеллекта,

В результате изучения курса «Нетрадиционные методы работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения» студенты должны знать:

-современные подходы к организации и методическому обеспечению коррекционного процесса;

- основные нетрадиционные методы и технологии коррекционной помощи детям, имеющим нарушение интеллекта.

-специфику применения нетрадиционных методов при нарушении интеллекта



Студенты должны уметь:

- выбирать нетрадиционные методы коррекции в работе с детьми, имеющими нарушении интеллекта;

- адаптировать методики и технологии к возрастным особенностям умственно отсталого ребенка;

При составлении программы использовались материалы научно-методических разработок Е.А.Медведевой, И.Ю.Левченко, М.И. Чистяковой, И.В.Дубровиной и других.


Темы для самостоятельного изучения


п/п

Наименование раздела дисциплины. Тема

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля

выполнения самостоятельной работы

I

II

III

IV

V

VI

1.

Методы обучения и методы воспитания. Понятие «педагогичес-кая технология»

Вопросы для изучения:

- Дайте определения таким понятиям дидактики, как: «методы», «приемы». Какое из данных понятий шире?

- Назовите условия, которые определяют выбор тех или иных методов и приемов обучения и воспитания.

-какие группы методов обучения были выделены К.Ю. Бабанским? Раскройте каждую группу методов. Какова целесообразность использования каждой группы методов в разные возрастные периоды?

- Какие методы воспитания были определены Т.А. Ильиной?

- В период педагогической практики понаблюдайте за тем, какие методы, приемы обучения и воспитания, в каких сочетаниях применяет педагог в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями. какие из этих методов можно отнести к традиционным, а какие - к нетрадиционным?



4

4

4

4

4

4

Семинарское занятие

2.

Взгляды зарубежных и отечествен-ных психологов и педагогов на использова-ние искусства в развитии и коррекции детей с ннтеллекту-альными нарушениями.

Вопросы для изучения:

- Охарактеризуйте работы зарубежных (Э.Сеген, Ж.Демор, О.Декроли) и отечественных (Л.С.Выготский, Н.И.Сккулина, Н.А.Ветлугина, В.А.Езикеева, Т.С.Комарова, О.В.Гаврилушкина, Е.А.Екжанова) исследователей, раскрывающие проблему использования искусства в лечении и коррекции детей с проблемами в развитии.

- Раскройте понятие «катарсис» в искусстве.


4

4

4

4

4

4

подготовка сообщений

3.

Теоретичес-кие основы артпедагоги-ки и арттерапии

Вопросы для изучения:

- Охарактеризуйте сходство и различие понятий артпедагогика и арттерапия. Определите их место в специальном образовании.

- Раскройте основные функции артпедагогики и арттерапии в специальном образовании.

- Покажите общие и частные цели и задачи артпедагогики и арттерапии.

- Представьте связи артпедагогики и арттерапии с другими областями знаний.

- Покажите роль искусства в формировании познавательной, эмоционально-волевой и моторной сфер у детей с проблемами в развитии.



4

6

4

6

4

4

Защита рефератов

4.

Использова-ние методов артпедагогики в коррекции интеллектуальных нарушений у детей.

Вопросы для изучения:

- Назовите основные группы методов, применяемых в артпедагогике. и охарактеризуйте их особенности.

- Раскройте специфику применения методов обучения в артпедагогике.

- Охарактеризуйте методы воспитания в артпедагогике. Приведите примеры их использования в коррекционной работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.

- Объясните, чем должен руководствоваться педагог при выборе методов и приемов художественного развития детей с нарушением интеллекта.

- Покажите педагогические аспекты формирования основ художественной культуры у детей с проблемами в развитии в младенчестве и раннем возрасте.

- Раскройте педагогические подходы формирования основ художественной культуры у дошкольников и младших школьников с интеллектуальными нарушениями.


6



6

4

6

6

4

выполнение тестов

5.

Арттерапия в специальном образовании

Вопросы для изучения:

- Назовите виды арттерапии и раскройте их коррекционное и терапевтическое воздействие на человека.

- Покажите, какое место в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами в развитии занимают арттерапевтические методики.

- Раскройте основные принципы психокоррекционной работы с детьми с интеллектуальными нарушениями.

Какие арттерапевтические методики могут использоваться в дошкольном образовательном учреждении?

- Охарактеризуйте арттерапевтические методики, применяемые в практике психолога, работающего в специальной школе.



4

4

4

4

4

4

выполнение тестов

6.

Компьютер-ные технологии в коррекцион-

ном обучении детей с интеллекту-альными нарушениями



Вопросы для изучения:

- В чем заключаются особенности медицинского обследования детей перед началом использования компьютерных программ в практике обучения и коррекции?

- Могут ли компьютерные программы выступать средством дифференциальной диагностики развития ребенка? Приведите примеры.

- Какова специфика работы дошкольников с нарушением интеллекта на компьютере?

- Раскройте структуру коррекционно-развивающего занятия с дошкольниками с применением компьютерных игр.

- Приведите примеры компьютерных программ, которые может использовать учитель-дефектолог (психолог, учитель-логопед) в коррекционной работе с дошкольниками с нарушениями интеллекта?

- В чем заключается специфика методов и приемов коррекционной работы с применением компьютерных технологий?

- Каковы возможности использования компьютерных программ в работе с детьми, имеющими выраженные интеллектуальные нарушения?



6

6

6

6

6

6

выполнение тестов




ИТОГО:




28

30

26

30

28

26





1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу
Занятие 1. Методы обучения и методы воспитания. Специфика использования традиционных методов обучения и воспитания.
План

1. Общепедагогические методы обучения:

- методы организации и реализации учебно-познавательной деятельности (перцептивные, логические, гностические):

- методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

- методы контроля и самоконтроля


  1. Общепедагогические методы воспитания:

- информационные

- практически-действенные

- побудительно-оценочные

3. Классификации методов обучения методов:

– классификация методов обучения, выделенная К.Ю. Бабанским.

4. Методы воспитания, выделенные Т.А. Ильиной.

5. Особенности использования методов в обучении детей с нарушениями интеллекта.
Вопросы для коллективного обсуждения

1. Дайте определения таким понятиям дидактики, как: «методы», «приемы». Какое из данных понятий шире?

2. Раскройте каждую группу методов, выделенных К.Ю. Бабанским.

3.Какова целесообразность использования каждой группы методов в разные возрастные периоды?


Задания для самостоятельной работы

1. Проанализируйте классификацию методов, выделенных И.Я. Ларнером и М.Н. Скаткиной, основанной на внутренней характеристике мыслительной деятельности учащихся для использования при обучении детей с нарушениями интеллекта.


Литература

(основная)

1. Специальная дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие студ. дефектолог. фак. пед. вузов / Е.А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; под ред. Е.А. Стребелевой. – М.:

Академия, 2002.

2. Специальная дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие студ. дефектолог. фак. пед. вузов / под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия, 2002.

3. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. дефектолог. фак. пед. вузов / под ред. В.И. Лубовского. – 5-е изд., стер. – М: Академия, 2007.

4. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. дефектолог. фак. пед. вузов / [В.И. Лубовский, В.Г. Петрова, Т.В. Рогозин и др. ]; под ред. В.И. Лубовского. – 6-е изд., испр. и доп.. – М: Академия, 2009.
Литература

(дополнительная)

1. Епифанцева, Т Б. Настольная книга педагога-дефектолога [Текст]: /Т.Б. Епифанцева и др.; под ред. Т.Б. Епифанцевой. – 3-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

2. Медведева, Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании [Текст]: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, Л.Н. Комисарова; под ред. Е.А. Медведевой. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

3. Мишина, Г.А. Коррекционная и специальная педагогика [Текст] / Г.А. Мишина, Е.Н. Моргачева. – М.: Форум, 2007.

4. Поваляева, М.А Поиск нетрадиционных методов в коррекционной педагогике [Текст] /

А.М. Поваляева, Л.Р. Караханян. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
ЗАНЯТИЕ 2. Артпедагогика в системе специального образования
План


  1. Основные понятия, цели и задачи артпедагогики в специальном образовании.

  2. Принципы артпедагогики.

  3. Методы артпедагогики

  4. Содержание, средства художественного развития и педагогические подходы к формированию основ художественной культуры у детей с проблемами в развитии.

Вопросы для коллективного обсуждения



  1. В чем заключается сущность артпедагогики?

  2. Каким образом артпедагогика связана с другими областями знаний? Приведите любой подтверждающий пример.

  3. Классифицируйте методы артпедагогики.

  4. Покажите место артпедагогики в разных областях научного знания.

Задания для самостоятельной работы

1. Раскройте культурологический подход в художественном развитии детей с интеллектуальными нарушениями.
Литература

(основная)

1. Специальная дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие студ. дефектолог. фак. пед. вузов / Е.А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; под ред. Е.А. Стребелевой. – М.:

Академия, 2002.

2. Специальная дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие студ. дефектолог. фак. пед. вузов / под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия, 2002.

3. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. дефектолог. фак. пед. вузов / под ред. В.И. Лубовского. – 5-е изд., стер. – М: Академия, 2007.

4. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. дефектолог. фак. пед. вузов / [В.И. Лубовский, В.Г. Петрова, Т.В. Рогозин и др. ]; под ред. В.И. Лубовского. – 6-е изд., испр. и доп.. – М: Академия, 2009.
Литература

(дополнительная)

1. Епифанцева, Т Б. Настольная книга педагога-дефектолога [Текст]: /Т.Б. Епифанцева и др.; под ред. Т.Б. Епифанцевой. – 3-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

2. Медведева, Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании [Текст]: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, Л.Н. Комисарова; под ред. Е.А. Медведевой. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

3. Мишина, Г.А. Коррекционная и специальная педагогика [Текст] / Г.А. Мишина, Е.Н. Моргачева. – М.: Форум, 2007.

4. Поваляева, М.А Поиск нетрадиционных методов в коррекционной педагогике [Текст] /

А.М. Поваляева, Л.Р. Караханян. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
Занятие 3. Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям, имеющим нарушение интеллекта

План


1. Виды арттерапии и их коррекционное воздействие на ребенка с проблемами в развитии:

- музыкотерапия (вокалотерапия, инструментальная терапия)

- кинезитерапия (танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика, психогимнастика)

- изотерапия, хромотерапия

- библиотерапия (сказкотерапия)

- имаготерапия (куклотерапия, психодрама)

2. Особенности применения арттерапевтических методик в специальном дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями интеллекта.

3. Использование арттерапевтических методик в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида.

4. Применение методов арттерапии в работе учителя-дефектолога, олигофренопедагога и психолога с детьми с выраженными интеллектуальными нарушениями.
Вопросы для коллективного обсуждения

1. В чем заключается сходство и различие понятий: артпедагогика и арттерапия?

2. Каково, по Вашему мнению, их место в современной системе специального образования?
Задания для самостоятельной работы


  1. Составьте конспект коррекционно-развивающего занятия с использованием методов артпедагогики или любого выбранного Вами вида арттерапии. (Возраст детей определяется по Вашему усмотрению: дошкольный, младший, школьный, средний школьный, подростковый).

  2. Определите, какие виды арттерапии можно применять на всех возрастных этапах развития, а какие – только в определенный период жизни ребенка?

Литература

(основная)

1. Авдулова, Т.П. Психология игры: современный подход [Текст]: учеб. пособие для пед. Вузов / Т.П. Авдулова. – М.: Академия, 2009.

2. Акимова, М.К. Психологическая коррекция умственного развития школьников [Текст]: учеб. пособие для пед. Вузов / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. – 2-е изд. Стер. – М.: Академия, 2002.

3. Бабушкина, Р.Л. Логопедическая ритмика: методика работы с дошкольниками, страдающими недоразвитием речи [Текст]: /Р.Л. Бабушкина, О.М. Кислякова; под ред. Г.А. Волковой. – СПб.: КАРО, 2005.

4. Вайнер, М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников [Текст]: учеб. пособие / М.Э. Вайнер. – М: Пед. общ. России, 2004.

5. Степанова, О.А. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями Текст]:

учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования, обуч. по спец. 0312 «Преподавание в начальных кл.» / О.А. Ситепанова, М.Э. Вайнер, Н.Я. Чутко; под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Академия, 2003.

6. Усанова, О.Н. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / О.Н. Усанова. – СПб.: 2—6.

7. Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031900 «Спец. Психология», 03200 «Спец. дошк. педагогика» / У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2005.

Литература

(дополнительная)

1. Медведева, Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании [Текст]: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, Л.Н. Комисарова; под ред. Е.А. Медведевой. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

2. Мишина, Г.А. Коррекционная и специальная педагогика [Текст] / Г.А. Мишина, Е.Н. Моргачева. – М.: Форум, 2007.

3. Поваляева, М.А Поиск нетрадиционных методов в коррекционной педагогике [Текст] /

А.М. Поваляева, Л.Р. Караханян. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

Занятие 4. Психокоррекционные технологии для детей с нарушениями интеллекта.

План


1. Психическое недоразвитие и основные психокоррекционные технологии. Организация психокоррекционного процесса.

2. Психокоррекционные технологии при нарушении интеллекта у детей и подростков.

3. Основные направления психологической коррекции и психокоррекционные технологии для детей с ранним детским аутизмом.
Вопросы для коллективного обсуждения

1. Особенности психологической помощи детям с нарушениями интеллекта.

2. Требования к коррекционным упражнениям.

3. Использование игр в процессе психологической коррекции детей с нарушением интеллекта.


Задания для самостоятельной работы

  1. Напишите фрагмент коррекционного занятия для умственно отсталого ребенка (возраст по выбору) с использованием игры.

Литература

(основная)

1. Авдулова, Т.П. Психология игры: современный подход [Текст]: учеб. пособие для пед. вузов / Т.П. Авдулова. – М.: Академия, 2009.

2. Акимова, М.К. Психологическая коррекция умственного развития школьников [Текст]: учеб. пособие для пед. вузов / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. – 2-е изд. Стер. – М.: Академия, 2002.

3. Бабушкина, Р.Л. Логопедическая ритмика: методика работы с дошкольниками, страдающими недоразвитием речи [Текст]: /Р.Л. Бабушкина, О.М. Кислякова; под ред. Г.А. Волковой. – СПб.: КАРО, 2005.

4. Вайнер, М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников [Текст]: учеб. пособие / М.Э. Вайнер. – М: Пед. общ. России, 2004.

5. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью [Текст]: учеб. пособие для студ. дефектол. фак. пед. вузов и слушателей курсов переподгот., обуч. по спец. 031700 «Олигофренопедангогика» / А.Р. Маллер, Г.В. Цикато. – М.:, Академия, 2003.

6. Гильберг, К. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие [Текст]: Книга для педагогов-дефектологов / К. Гильберг, Т. Петерс; пер. с англ. О.В. Деряевой; под ред. Л.М. Шипицыной, Д.Н. Исаева. – М.: ВЛАДОС, 2003.

7. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. завед. / под общ. Ред. Л.В. Шапковой; ГК по физ. Культуре и спорту. – М.: Советский спорт, 2002.

пособие / М.Э. Вайнер. – М: Пед. общ. России, 2004.

8. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец.031700 «Олигофренопедагогика», 031900 «Специальная психология» / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – 2-е изд., стер. – М.: 2004.

9. Степанова, О.А. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями Текст]:

учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования, обуч. по спец. 0312 «Преподавание в начальных кл.» / О.А. Ситепанова, М.Э. Вайнер, Н.Я. Чутко; под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Академия, 2003.


10. Усанова, О.Н. Специальная психология [Текст]: учебное пособие для студ. вузов по направлению и спец. психологии / О.Н. Усанова. – СПб.: Питер, 2006.

11. Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031900 «Специальная психология», 032000 «Специальная дошкольная педагогика» / У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева. – 2-е изд. Испр. – М.: Академия, 2005.


Литература

(дополнительная)

1. Вальдес Одриосола, М.С. Арттерапия в работе с подростками: психотерапевтические виды художественной деятельности [Текст] / М.С. Валдес Одриола. – М.: Владос, 2010.

2. Глазунова, Л.И. Коррекция психоэмоционального состояния человека средствами музыки [Текст]: Учебно-методическое пособие / Л.И. Глазунова. – Белгород: БелГУ, 2014.

3. Куроленко, Е. М. Музыкальная педагогика для детей с ограниченными возможностями [Текст] / Е.М. Куроленко. – М.: Педагогика, 2004.

4. Медведева, Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, Л.Н. Комисарова; под ред. Е.А. Медведевой. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

5. Фомина, О.Е. Формирование смысложизненных ориентаций личности учащихся в системе художественного образования [Текст] / О.Е. Фомина. – Смоленск: СГУ, 2009.
Занятие 5. Компьютерные технологии в коррекционном обучении детей с интеллектуальными нарушениями.

План


1. Актуальность использования новых информационных технологий в специальном образовании.

2. Сочетание традиционных методов обучения и компьютерных программ в коррекционном обучении детей с нарушением интеллекта.

3. Задачи, направления деятельности в работе учителя-дефектолога при использовании компьютерных упражнений.

4. Особенности построения занятий с дошкольниками с применением компьютерных технологий.

5. Современные информационные технологии и возможности их использования в коррекционной школе.
Вопросы для коллективного обсуждения


  1. Могут ли компьютерные программы выступать средством дифференциальной диагностики развития ребенка? Приведите примеры.

  1. В чем заключается специфика методов и приемов коррекционной работы с применением компьютерных технологий?

Задания для самостоятельной работы:



  1. Составьте план – конспект коррекционного занятия с использованием компьютерных программ для детей дошкольного возраста (младшего школьного).

Литература

(основная)

1. Акимова, М.К. Психологическая коррекция умственного развития школьников [Текст]:

учеб. пособие для студ. фак. пед. вузов / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2002.
Литература

(дополнительная)


1. Гончарова, Е.Л. Набор упражнений для оценки сформированности читательской деятельности ребенка младшего школьного возраста из компьютерной коррекционно-диагностической среды "Мир за твоим окном" [Текст] / Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина // Дефектология.– 1997 - №6. - С. 34-42.

2. Кукушкина, О.И. Компьютерная поддержка взаимодействия специального психолога и педагога [Текст] / О.И. Кукушкина // Дефектология – 2002 - №2. - С. 72-82.

3. Поваляева, М.А Поиск нетрадиционных методов в коррекционной педагогике [Текст] /

А.М. Поваляева, Л.Р. Караханян. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

4. Медведева, Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании [Текст]: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, Л.Н. Комисарова; под ред. Е.А. Медведевой. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

5. Мишина, Г.А. Коррекционная и специальная педагогика [Текст] / Г.А. Мишина, Е.Н. Моргачева. – М.: Форум, 2007.


1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
1.8.1. Рекомендуемая литература
Литература

(основная)

1. Авдулова, Т.П. Психология игры: современный подход [Текст]: учеб. пособие для пед. вузов / Т.П. Авдулова. – М.: Академия, 2009.

2. Акимова, М.К. Психологическая коррекция умственного развития школьников [Текст]: учеб. пособие для пед. вузов / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. – 2-е изд. Стер. – М.: Академия, 2002.

3. Бабушкина, Р.Л. Логопедическая ритмика: методика работы с дошкольниками, страдающими недоразвитием речи [Текст]: /Р.Л. Бабушкина, О.М. Кислякова; под ред. Г.А. Волковой. – СПб.: КАРО, 2005.

4. Вайнер, М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников [Текст]: учеб. пособие / М.Э. Вайнер. – М: Пед. общ. России, 2004.

5. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью [Текст]: учеб. пособие для студ. дефектол. фак. пед. вузов и слушателей курсов переподгот., обуч. по спец. 031700 «Олигофренопедангогика» / А.Р. Маллер, Г.В. Цикато. – М.:, Академия, 2003.

6. Гильберг, К. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие [Текст]: Книга для педагогов-дефектологов / К. Гильберг, Т. Петерс; пер. с англ. О.В. Деряевой; под ред. Л.М. Шипицыной, Д.Н. Исаева. – М.: ВЛАДОС, 2003.

7. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. завед. / под общ. Ред. Л.В. Шапковой; ГК по физ. Культуре и спорту. – М.: Советский спорт, 2002.

пособие / М.Э. Вайнер. – М: Пед. общ. России, 2004.

8. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец.031700 «Олигофренопедагогика», 031900 «Специальная психология» / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – 2-е изд., стер. – М.: 2004.

9. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. дефектолог. фак. пед. вузов / под ред. В.И. Лубовского. – 5-е изд., стер. – М: Академия, 2007.

10. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. дефектолог. фак. пед. вузов / [В.И. Лубовский, В.Г. Петрова, Т.В. Рогозин и др. ]; под ред. В.И. Лубовского. – 6-е изд., испр. и доп.. – М: Академия, 2009.

11. Специальная дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие студ. дефектолог. фак. пед. вузов / Е.А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; под ред. Е.А. Стребелевой. – М.:

Академия, 2002.

12. Степанова, О.А. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования, обуч. по спец. 0312 «Преподавание в начальных кл.» / О.А. Ситепанова, М.Э. Вайнер, Н.Я. Чутко; под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Академия, 2003.

13. Усанова, О.Н. Специальная психология [Текст]: учебное пособие для студ. вузов по направлению и спец. психологии / О.Н. Усанова. – СПб.: Питер, 2006

14. Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031900 «Специальная психология», 032000 «Специальная дошкольная педагогика» / У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева. – 2-е изд. Испр. – М.: Академия, 2005.


Литература

(дополнительная)

1. Вальдес Одриосола, М.С. Арттерапия в работе с подростками: психотерапевтические виды художественной деятельности [Текст] / М.С. Валдес Одриола. – М.: Владос, 2010.

2. Глазунова, Л.И. Коррекция психоэмоционального состояния человека средствами музыки [Текст]: Учебно-методическое пособие / Л.И. Глазунова. – Белгород: БелГУ, 2014.

3. Гончарова, Е.Л. Набор упражнений для оценки сформированности читательской деятельности ребенка младшего школьного возраста из компьютерной коррекционно-диагностической среды "Мир за твоим окном" [Текст] / Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина // Дефектология – 1997 - №6.

4. Епифанцева, Т Б. Настольная книга педагога-дефектолога [Текст]: /Т.Б. Епифанцева и др.; под ред. Т.Б. Епифанцевой. – 3-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

5. Кукушкина, О.И. Компьютерная поддержка взаимодействия специального психолога и педагога [Текст] / О.И. Кукушкина // Дефектология – 2002 - №2.

6. Куроленко, Е. М. Музыкальная педагогика для детей с ограниченными возможностями [Текст] / Е.М. Куроленко. – М.: Педагогика, 2004.

7. Медведева, Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, Л.Н. Комисарова; под ред. Е.А. Медведевой. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

8. Мишина, Г.А. Коррекционная и специальная педагогика [Текст] / Г.А. Мишина, Е.Н. Моргачева. – М.: Форум, 2007.

9. Поваляева, М.А Поиск нетрадиционных методов в коррекционной педагогике [Текст] /

А.М. Поваляева, Л.Р. Караханян. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

10. Фомина, О.Е. Формирование смысложизненных ориентаций личности учащихся в системе художественного образования [Текст] / О.Е. Фомина. – Смоленск: СГУ, 2009.
Электронные образовательные ресурсы

Шевченко, К.Е. Игры с песком – интересно и полезно [Электронный ресурс]. – режим доступа: planeta.tspu.ru свободный. - (Дата обращения: 01.03.2013).


Строкова, О.В. Нетрадиционные методы обучения [Электронный ресурс]. - режим доступа: nsornal.ru свободный. - (Дата обращения: 03.03.2013).
Широбокова Т.С. Нетрадиционные формы проведения уроков [Электронный ресурс]. - режим доступа: www.menobr/ru свободный. - (Дата обращения 10.032013.)

Электронно-библиотечные системы

www.bibiorlub/ru

www.ibooks.ru

www.istor.jro

www.iglib, ru



www.gpntb.ru

elibrfgu.psf.ru

www.akunf.altlib.ru/files/Mtthod/008.pdf

Программное обеспечение

Лента времени» Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л., Королевская Т.К. Лента времени // Цикл специализированных компьютерных программ «Картина мира». — М.: Полиграф-сервис, 2002. — 40 Мб;

«Видимая речь» (IBM);

«Мир за твоим окном» Гончарова Е.Л., Королевская Т.К., Кукушкина О.И.;

«Математика для тех, кому трудно: состав числа» Больших И.В., Кукушкина О.И.;

«Состав слова» Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л., Королевская Т.К. ;

«В городском дворе» Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л., Королевская Т.К.;

«Развивающие игры в среде ЛОГО».



Примерные зачетные тестовые задания

Примерные зачетные тестовые задания

Вариант 1.

I. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании

1. Арттерапия – это …

2. Артпедагогика - это …

3. Назовите основные принципы артпедагогики

А) культурологическая

Б) образовательная

В) воспитательная

Г) коррекционная

Д) изучающая

4. Основная цель артпедагогики:

А) развитие детей с нарушениями интеллекта

Б) формирование основ художественной культуры

В) адаптация личности

Г) адаптация личности средствами искусства

Д) художественное развитие детей с нарушениями интеллекта

5. Классификация методов, выделенных К.Ю. Бабанским:

А) организация учебно-воспитательной деятельности

Б) проблемно-поисковые

Г) стимулирование учебно-воспитательной деятельности

Д) методы контроля за эффективностью учебно-воспитательной

деятельности

6. Классификация методов, выделенных Т.А. Ильиной:

А) методы словесного разъяснения

Б) методы организации художественной деятельности детей

В) репродуктивные

Г) практические

7. Формирование основ художественной культуры осуществляется через:

А) художественно-речевую деятельность

Б) театрализованно-игровую

В) музыкальную

Г) ритмическую

Д) изобразительную

Ж) художественно-ручной труд

8. Художественно-ручной труд в компенсирующих группах ДОУ осуществляется по направлениям:

А) изготовление поделок

Б) украшение своими поделками помещения

В) развитие предпосылок и активизация творческих проявлений ребенка

9 Виды арттерапии:

А) музыкотерапия

Б) ритмическая гимнастика

В) кинезитерапия

Г) физкультминутка

10. Имаготерапия в специальном образовании чаще всего проводится в форме:

А) куклотерапии

Б) психокоррекции средствами литературного произведения

11 Работа по формированию художественно-речевой деятельности осуществляется по направлениям:

А) знакомство с художественными произведениями

Б) формирование способности самостоятельного повествования ребенком малых фольклорных форм

В) формирование театрализованной деятельности

12. Перечислите виды музыкальной деятельности:

А) восприятие музыки

Б) пение

В) танцы

Г) движения под музыку

Д) игра на детских музыкальных инструментах
II. Психокоррекционные технологии в системе психологической помощи детям с интеллектуальными нарушениями

13. Психокоррекция - это …

14. Основателем психодрамы как метода психологической коррекции является:

А) Э. Жак-Далькроз

Б) Дж. Морено

В) А. Фрейд

15. Для коррекции агрессивного поведения подростка используется:

А) групповая психокоррекция

Б) индивидуальная психокоррекция

16. Нормативный минимум психологического занятия:

А) 45-1,5 часа

Б) 30-35 минут

В) 35-45 минут
III. Компьютерные технологии коррекционном обучении детей с

интеллектуальными нарушениями

17. Продолжительность использования компьютерной игры на занятиях в ДОУ:

А) 5 минут

Б) 10 минут

В) 15 минут

18. С какого возраста применяют компьютерную игру на коррекционных заятиях в ДОУ:

А) с 3-х лет

Б) с 4-х лет

В) с 5 – 6 лет

19. В каких вариантах может осуществляться компьютерная технология:

А) как монотехнология

Б) как основная

В) как источник учебной информации

Г) как «проникающая»

20. Эффект применения компьютерных технологий зависит от:

А) профессиональной компетенции педагога

Б) качества компьютера

В) специалистов, обеспечивающих техническую поддержку работы педагога


Примерные зачетные тестовые задания

Вариант 2

I. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании

1. Арттерапия – это:

А) совокупность видов искусства, используемых в коррекции и лечении, как комплекс арттерапевтических методик, как метод, как направление психотерапевтической и психокоррекционной практики

Б) метод терапевтического воздействия

2. Артпедагогика - это …

3.Что не относится к принципам артпедагогики

А) культурологический

Б) образовательный

В) воспитательный

Г) коррекционный

Д) изучающий

4. Сущность артпедагогики:

А) воспитание и обучение средствами искусства

Б) формирование основ художественной культуры

В) адаптация личности

Г) овладение практическими умениями в в разных видах художественной деятельности

5. Перечислите общепедагогические методы обучения:

А) методы организации и реализации учебно-познавательной деятельности

Б) методы стимулирования и мотивации

В) методы контроля и самоконтроля

Г) практические методы

6. Классификация общепедагогических методов воспитания:

А) информационные

Б) практически-действенные

В) репродуктивные

Г) побудительно-оценочные

7. Формирование основ художественной культуры осуществляется через:

А) художественно-речевую деятельность

Б) театрализованно-игровую

В) музыкальную

Г) ритмическую

Д) изобразительную

Ж) певческую

З) художественно-ручной труд

8. Театрализованно-игровая деятельность в компенсирующих группах ДОУ осуществляется через:

А) режиссерские игры

Б) развитие предпосылок и активизации творческих проявлений ребенка

В) образно-ролевые игры

9. Перечислите виды арттерапии: …

10. Имаготерапия в специальном образовании чаще всего проводится в форме:

А) куклотерапии

Б) психокоррекции средствами литературного произведения

11. Работа по формированию музыкально-ритмических движений осуществляется по направлениям:

А) знакомство с художественными произведениями

Б) формирование музыкально-ритмических навыков

В) формирование навыков выразительных движений

12. Перечислите виды музыкальной деятельности:

А) восприятие музыки

Б) пение

В) танцы


Г) движения под музыку
II. Психокоррекционные технологии в системе психологической помощи детям с интеллектуальными нарушениями

13. Психокоррекция - это …

14. Основателем психодрамы как метода психологической коррекции является:

А) Э. Жак-Далькроз

Б) Дж. Морено

В) А. Фрейд

15. Для коррекции агрессивного поведения подростка используется:

А) групповая психокоррекция

Б) индивидуальная психокоррекция

16. Нормативный минимум психологического занятия:

А) 45-1,5 часа

Б) 30-35 минут

В) 35-45 минут
III. Компьютерные технологии коррекционном обучении детей с

интеллектуальными нарушениями

17. Продолжительность использования компьютерной игры на занятиях в ДОУ:

А) 5 минут

Б) 10 минут

В) 15 минут

18. С какого возраста применяют компьютерную игру на коррекционных занятиях в ДОУ:

А) с 3-х лет

Б) с 4-х лет

В) с 5 – 6 лет

19. В каких вариантах может осуществляться компьютерная технология:

А) как монотехнология

Б) как основная

В) как как источник учебной информации

Г) как «проникающая»

20. В каком году была разработана компьютерная программа «Видимая речь»

А) 1992


Б) 1989

В) 1990


.

1.11 Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Понятия: «методы» и «приемы» и дидактике. Классификация методов.

  2. Методы обучения и методы воспитания. Специфика использования традиционных методов обучения в специальном образовании.

  3. Понятие: «специальная образовательная технология».

  4. Исторический аспект применения искусства в коррекции и лечении.

  5. Взгляды зарубежных и отечественных психологов, педагогов на использование искусства в развитии и коррекции детей с интеллектуальными нарушениями.

  6. Понятие «катарсис» и его психологический механизм. Связь катарсиса с
    художественным восприятием детей, имеющих нарушения интеллекта.

7. Артпедагогика и арттерапия как новые пограничные области знаний.
8. Связь артпедагогики и арттерапии с другими отраслями знаний.

9. Функции артпедагогики и арттерапии с системе коррекцнонной психолого-


педагогической помощи детям.

  1. Принципы артпедагогики.

  2. Методы артпедагогики.

  3. Психолого-педагогические подходы к формированию основ художественной культуры детей с интеллектуальными нарушениями в дошкольном возрасте.

  4. Организация художественной деятельности и коррекционная направленность обучения в специальной школе.

  1. Виды арттерапии и специфика их терапевтического воздействия.

  2. Музыкотерапия. Функции, механизмы коррекционного воздействия.

  3. Варианты музыкотерапии: рецептивная, активная, интегративная,

  4. Кинезитерапия и ее составляющие: танцетерапия, хореотерапия, коррекпионная ритмика, психогимнастика.

  5. Изотерапия как наиболее распространенный вид арттерапии. Хромотерапия и ее возможности в коррекции и лечении.

  6. Библиотерапия, ее виды.

  7. Сказкотерапия как вариант библиотерапии. Особенности использования методики в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.

  8. Имаготеропия, ее разновидности.

  9. Психологические технологии для детей с нарушением интеллекта.

23. Зоотерапия и ее составляющие: иппотерапия, дельфинотерапия, тюленетерапия.

24. Влияние общения с животными на психическое здоровье детей.

25. Использование информационных технологий в системе дошкольного специального обучения и воспитания.


  1. Сочетание компьютерных игровых упражнений с традационными средствами коррекционного воздействия на ребенка с интеллектуальными нарушениями.

27. Особенности построения занятий в специализированном ДОУ с применением развивающих компьютерных программ.

  1. Современные подходы к использованию информационных технологий в
    специальной (коррекционной) школе VIII вида.

  2. Применение психокоррекционных технологий в коррекционном процессе.

  3. Психологическая коррекция и психокоррекционные технологии для умственно отсталых детей.


Примерная тематика рефератов

  1. Современные подходы к использованию нетрадиционных методов в развитии детей с интеллектуальными нарушениями

  2. Использование различных видов искусства в целительстве в Древней Греции, Китае, Индии.

  3. Применение искусства в лечении детей и взрослых в Европе (XIX XX века).

  4. Исследования зарубежных психологов и педагогов в области использования искусства в коррекции интеллектуальных нарушений у детей,

  5. Отечественные психолого-педагогические исследования о влиянии искусства на психическое развитие ребенка

  6. Артпедагогика как теория и практика коррекционно - педагогического процесса развития ребенка средствами искусства.

  7. Артпедагогика и ее функции и системе коррекционной психолого-педагогической

помощи детям.

  1. Принципы и методы артпедагогики.

  2. Сенсорное развитие детей раннего возраста с интеллектуальными нарушениями методами артпедагогики.

  3. Формирование коммуникативной стороны речи у детей раннего возраста с иптеллектуальными нарушениями средствами артпедагогики.

11. Художественно-речевая деятельность дошкольников и методы ее развития.

12. Педагогические аспекты коррекции интеллектуальных нарушений у младших школьников в процессе формирования основ художественной культуры.

13. Виды арттерапии и их коррекционное воздействие.


  1. Музыкотерапия. Функции, механизмы коррекционного воздействия.

  2. Кинезитерапия и ее составляющие: танцетерапия, хореотерапия. коррекционная ритмика, психогимнастака.

  1. Изотерапия как наиболее распространенный вид арттерапии.

  2. Хромотерапия и ее возможности в коррекции и лечении.

  3. Библиотерапия, ее виды.

19. Сказкотерапия как вариант библиотерапии. Особенности использования методики в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.

  1. Имаготерапия, ее разновидности.

  2. Виды арттерапии, используемые в работе с дошкольниками с интеллектуальными нарушениями.

22. Арттерапевтические методики в коррекционной работе с детьми в специальной школе VIII вида.

22. Зоотерапия и ее составляющие. Влияние общения с животными на психическое здоровье детей.

24. Использование информационных технологий в системе дошкольного
специального обучения и воспитания.


  1. Особенности построения занятий в специализированном ДОУ с применением развивающих компьютерных программ.

  2. Современные подходы к использованию информационных технологий в специализированной (коррекционной) школе VIII вида.


Примерная тематика курсовых работ

1. Современные подходы к использованию нетрадиционных методов в развитии детей с интеллектуальными нарушениями.

2. Артпедагогика и ее функции в системе коррекционной психолого – педагогической помощи детям.

3. Сенсорное развитие детей раннего возраста с интеллектуальными нарушениями средствами артпедагогики.

4. Коррекция интеллектуальных нарушений у младших школьников в процессе формирования основ художественной культуры.

5. Использование методов кинезитерапии в работе с детьми с отклонениями в развитии.

6. Сказкотерапия как вариант библиотерапии. Особенности использования методики в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.

7. Виды арттерапии, используемые в работе с дошкольниками с


интеллектуальными нарушениями.

8. Арттерапевтические методики в коррекционной работе с детьми в специальной школе VIII вида.

9. Использование информационных технологий в системе дошкольного специального обучения и воспитания.

10. Современные подходы к использованию информационных технологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида.


Примерная тематика квалификационных дипломных работ

1. Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.

2. Использование методов артпедагогики в коррекционном обучении и воспитании детей дошкольного возраста.

3. Использование информационных технологий в работе с дошкольниками (школьниками) с интеллектуальными нарушениями.






    1. Методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения.


Тема 1. Методы обучения и методы воспитания. Специфика использования традиционных методов обучения и воспитания.

План.


1. Общепедагогические методы обучения:

- методы организации и реализации учебно-познавательной деятельности (перцептивные, логические, гностические):

- методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; --- методы контроля и самоконтроля

2. Общепедагогические методы воспитания:

- информационные

- практически-действенные

- побудительно-оценочные

3. Особенности использования методов в обучении детей с нарушениями интеллекта.

4. Классификация методов обучения и методов воспитания

Основные понятия

- метод обучения Метод – это последовательное чередование способов взаимодействия учителя и учащегося, направленных на достижение определенной цели посредством проработки учебного материала

- прием - определенные операции, повторяющиеся в разных системах действий


Вопросы и задания

1. Какова целесообразность использования каждой группы методов в разные возрастные периоды?


Тема 2. Артпедагогика в системе специального образования.

  1. Направленность методов артпедагогики на формирование основ художественной культуры и организацию коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями интеллекта в процессе художественной деятельности.

  2. Основные понятия, цели и задачи артпедагогики в специальном образовании.

  3. Методы артпедагогики

  4. Содержание, средства художественного развития и педагогические подходы к формированию основ художественной культуры у детей с проблемами в развитии.

Вопросы для и задания



  1. В чем заключается сущность артпедагогики?

  2. Классифицируйте методы артпедагогики.

3. Раскройте культурологический подход в художественном развитии детей с проблемами.
Тема 3. Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям, имеющим нарушение интеллекта.

  1. Психокоррекция в дефектологии.

  2. Основные принципы психокоррекционной работы с детьми с нарушением интеллекта.

  3. Организационные основы арттерапии.

4. Виды арттерапии.
Вопросы и задания

  1. Определите, какие виды арттерапии можно применять на всех возрастных этапах развития, а какие – только в определенный период жизни ребенка?


Тема 4. Психокоррекционные технологии для детей с нарушениями интеллекта.

1. Организация психокоррекционного процесса.

2. Психокоррекционные технологии при нарушении интеллекта у детей и подростков.

3. Основные направления психологической коррекции и психокоррекционные технологии для детей с ранним детским аутизмом.


Вопросы и задания

1. Особенности психологической помощи детям с нарушением интеллекта.

2. Использование игр в процессе психологической коррекции детей с нарушением интеллекта.

3. Напишите фрагмент коррекционного занятия для умственно отсталого ребенка (возраст по выбору) с использованием игры.


Тема 5. Компьютерные технологии в коррекционном обучении детей с интеллектуальными нарушениями.

1. Актуальность использования новых информационных технологий в специальном образовании.

2. Сочетание традиционных методов обучения и компьютерных программ в коррекционном обучении детей с нарушением интеллекта.

3. Задачи, направления деятельности в работе учителя-дефектолога при использовании компьютерных упражнений.

4. Особенности построения занятий с дошкольниками с применением компьютерных технологий.

5. Современные информационные технологии и возможности их использования в коррекционной школе.


Вопросы и задания

1. Могут ли компьютерные программы выступать средством дифференциальной диагностики развития ребенка? Приведите примеры.



2. В чем заключается специфика методов и приемов коррекционной работы с применением компьютерных технологий?

  1. Составьте план – конспект коррекционного занятия с использованием компьютерных программ для детей дошкольного возраста (младшего школьного).


Словарь терминов (глоссарий).
Адаптация – процесс приспособления организмов к условиям существования.

Аномальный – отклоняющийся от нормы.

Аутизм – отрыв от реальности, уход в себя, отгороженность от мира, отсутствие или парадоксальность (необычность) реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах с окружающей средой.

Библиотерапия – психотерапевтический метод, основанный на использовании систематического чтения для улучшения психологического состояния пациента

Дети с особыми образовательными потребностями – современный синоним термина «дети, имеющие нарушения».

Дети с отклонениями в развитии - аномальные, «особенные» дети.

Дефект – нарушение, недостаток какого-либо органа, выпадение психической или физиологической функции; отклонение от нормы, может быть врожденным (дефект развития) или приобретенным.

Игровая терапия - психотерапевтический метод, основанный на использовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личности.

Интеллект – совокупность всех познавательных функций и процессов индивидов.

Исключительные дети – современный обобщенный термин для характеристики детей и подростков с различными нарушениями.

Компенсация – возмещение нарушенных функций и систем организма (прежде всего, за счет процессов, механизмов, заложенных биологически).

Коррекционная работа – система педагогических мероприятий, направленная на улучшение состояния, преодоление имеющихся нарушений, а также на развитие интеллектуальных, физических, речевых, сенсорных возможностей личности «особенных» детей и подростков.

Музыкотерапия - психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.

Нарушение – отклонение от нормы; Могут быть врожденными и приобретенными. В настоящее время активно используется синоним термина «недостаток».

Психокоррекция – система мероприятий, направленная на исправление недостатков психического развития или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия

Олигофренопедагогика – составная часть специальной педагогики, предметом которой является обучение и воспитание детей и подростков с нарушениями интеллекта.

Умственная отсталость – стойкое нарушение познавательной деятельности, обусловленное органическим поражением коры головного мозга. Синоним – снижение интеллекта.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница