Лекции 16 часа, практические занятия 16 часа. Контрольные работы. Зачет



Дата30.04.2016
Размер73.9 Kb.
Направление 080100 Профиль – экономика предприятий (организаций)

ОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Модуль: РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

2 семестр: Лекции – 16 часа, практические занятия – 16 часа.

Контрольные работы. ЗАЧЕТ.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Модуль «Русский язык и культура речи» представляет собой одну из дисциплин общего гуманитарного цикла, изучение которого направлено на формирование коммуникативных умений будущих специалистов экономического профиля.

Дисциплина имеет также самостоятельное мировоззренческое и методологическое значение, так как углубляет и расширяет представление будущего экономиста о коммуникации вообще, учит его выступать постановщиком задач общения и уметь адекватно создать коммуникативную модель в рамках научного и официально-делового функциональных. Изучение родного языка способствует развитию логики, организации систематизированного мышления, позволяет отрабатывать алгоритмы решения коммуникативных задач, дает возможность приобрести важные навыки по построению монологических и диалогических высказываний.

Целью преподавания дисциплины является повышение общей речевой культуры студентов, формирование современной языковой личности, совершенствование владения нормами устного и письменного литературного языка; развитие навыков и умений эффективного речевого поведения в различных ситуациях общения.

Задачи дисциплины:

- дать общее представление о современном состоянии русского литературного языка, основных законах и направлениях его функционирования и развития, актуальных проблемах языковой культуры общества;

- познакомить студентов с системой норм современного русского языка на уровне произношения, морфологии, синтаксиса, словоупотребления, объяснить закономерности их формирования и развития;

- показать многообразие стилистических возможностей русского языка в разных функциональных стилях (прежде всего в научной и официально-деловой речи), а также специфику устной и письменной форм существования русского литературного языка, выделив их разновидности;

- расширить активный словарный запас студентов, раскрыть богатство русской лексики, фразеологии, познакомить с различными словарями и справочниками, отражающими взаимодействие языка и культуры;

- сформировать у студентов сознательное отношение к своей и чужой устной, и письменной речи, с учетом таких характеристик современной языковой личности как правильность, точность, лаконичность, чистота речи, ее богатство и разнообразие, образность и выразительность, логичность, уместность.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КУРСА

(рассматривается на лекциях и изучается самостоятельно)

1. СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

1.1. Понятие о русском национальном языке.

1.2. Понятие культуры речи.

1.3. Нормативный компонент культуры речи.

1.4. Понятие эффективной коммуникации.

2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА

1.1. Понятие функциональных стилей русского языка, отбор языковых средств.

1.2. Официально-деловой и научный стили.

3. РИТОРИКА

1.1. Построение монологического высказывания. Публичное выступление: назначение, возможности, структура.

1.2. Основные приемы поиска материала. Виды вспомогательных материалов.

ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

1. Русский язык как система. Нормирование языка. Разбор логических, лексических, грамматических ошибок.

2. Типы речевых ситуаций. Нормирование речи. Эффективная коммуникация.

3. Функциональные разновидности русского языка. Официально-деловой стиль. Научный стиль. Языковые средства, специальные приемы и речевые нормы данных стилей. Основные виды речевых произведений.

4. Построение монологического публичного выступления: подготовка, словесное оформление, информативность, выразительность.

5. Трансформация текстов. Трансформация невербальных средств подачи информации в вербальные. Трансформация текста-структуры в связный текст. Прямая и косвенная речь.

6. Способы подготовки и самоконтроля речи. Механизмы, управляющие речью. Типы речевой культуры. Использование справочных материалов.

7.


ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ МАТЕРИАЛУ

Контрольная работа №1

1. Расставьте ударение в следующих словах:

Арахис, каталог, эксперт, жалюзи, бряцание, оптовый, недуг, коклюш, торты, банты, гербы, брюшко, бармен, свекла, завидно, партер, квартал, колос, колосс, каучук, пуловер, звонит, дефис, щавель, обеспечение, облегчить, ходатайство, вересковый, мастерски, простолюдин, заусеница, Апокалипсис, диспансер, воспринять, восприняла, воспринял, газопровод, баловаться, закупорить, неприязнь, красивее, загнутый, намерение, километр, мозаичный, премированный. (0 – 5 баллов)

2. Исправьте ошибки существительных в предложениях:

В нашем дворе дети обожают играть в казаков-разбойников. Больной мозоль не давал мне покоя весь день. Старик стал несчастным жертвой этих обстоятельств. Обрежь лишние нитки ножницей. Врач Носкова принимает больных только по записям. Часовой всю ночь простоял на посте. Недры нашей земли богаты полезными ископаемыми. Ребята из детского сада были в зоопарке и видели там маленьких верблюжонков. Врачи говорят правду только родным, поэтому нужно, чтобы пришёл кто-то родной. (0 – 5 баллов)

3. Исправьте ошибки прилагательных, числительных и местоимений в предложениях:

Наш интерес к медицине вполне понятный. Женщина была очень полна, так как тяжело болела. Я видел Анатолия в своём доме много раз. Я знаю, что был обязанный это сделать, но у меня не хватило сил. Дедушка пришёл на концерт послушать выступление его внука. Весь народ боролся с захватчиками, они верили, что победа близка. Ейное предложение было неуместно. Будет более лучше, если ты выполнишь мою просьбу. Около полтора часа прошло с тех пор. Свыше пятьсот народностей проживают на этом континенте. Среди двадцать одного студентов группы четыре были отличниками. (0 – 5 баллов)

4. Исправьте ошибки глаголов в предложениях:

Он жаждает бурь и приключений. Мама доставает ключи из сумки и открывает дверь. В работах школьников исчезнули пунктуационные ошибки. Ехай спокойно: всё, что нужно, я исполню. Мальчику не разрешали дотрогиваться до портфеля отца. Парень казался честным и обещал пожениться, но всё вышло совсем не так. Шёрстка у моей Мурки длинная, лоснящая. Им двигает желание приобрести хорошее образование. Моя сестричка еще ничего не понимает и только баловается. (0 – 5 баллов)

5. Исправьте синтаксические ошибки в предложениях:

Вчера принимал больных опытный терапевт Соломина. Он всегда был прекрасным капитаном своему кораблю. Наш преподаватель организовал и руководит кружком ≪Химия в быту≫. Лектор оперировал с точными фактами. В своих заметках автор детально описывает о путешествии на Кавказ. Незнакомец опустился в кресло и протянул руки к огню, пылавшему в камине и который притягивал его. Проработавшие всю жизнь учителя в школе, без сомнения, должны получать льготную пенсию. Проснувшись, ему сказали, что завтрак уже подан. (0 – 5 баллов)

6. Дайте развернутый ответ на один из поставленных вопросов по Вашему выбору:

• Каковы специфические особенности общения как особого вида взаимодействия людей?

• Расскажите об основных функциях и компонентах общения.

• Что общего у вербальных и невербальных средств общения? Чем они отличаются друг от друга?

• Расскажите о том, как классифицируют виды общения лингвисты (психологи)?

• Какие условия необходимо соблюдать, чтобы общение было эффективным?

• В чём суть кодекса делового общения?

• Какую роль в деловых контактах играет национальная принадлежность партнёров? Расскажите об известных вам особенностях делового общения коммуникантов разных национальностей.

• Какова структура деловой беседы? Какие задачи решают партнёры на каждом из ее этапов?

• Дайте характеристику активному, пассивному и агрессивному слушателю. Каким слушателем должен быть деловой человек, стремящийся к успеху?

• Какие психологические методы воздействия вы можете применить в различных ситуациях делового общения?

• Расскажите о кинетических средствах общения (мимика, взгляд, поза, походка).

• Расскажите о жестикуляции как невербальном средстве общения.

• Какие экстралингвистические и просодические средства общения вам известны? Какова их роль в общении?

• Расскажите о атаксических и проксемических средствах общения. Какую роль в общении людей играет запах? (0 – 10 баллов)

ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ МАТЕРИАЛУ

Контрольная работа № 1

Дайте развернутый ответ на один из поставленных вопросов по Вашему выбору

1.Языковой портрет личности (на примере телеведущих, культурных и политических деятелей и т.д. по выбору студента).

2.Языковой облик газеты / журнала (по выбору студента).

3.Новые явления в русском языке 1990-х – 2000 гг.

4.Виды и причины языковых ошибок и коммуникативных неудач.

5.Язык коммерческой и политической рекламы.

6.“Слово как действие” в бытовой и официальной коммуникации.

7.Современная русская языковая личность: воздействия и взаимодействия.

8.Особенности научного языка специальности (обучающихся) на фоне общих лингвистических черт научного стиля.

9.Культура речи и эффективность общения.

10.Современная городская коммуникация.

11.Взаимодействие вербальных и невербальных средств передачи информации.

12.Русская языковая личность в межкультурной коммуникации.

13.Как стать гением переговоров?

14.Лингвистический анализ образцового текста. (0-35 баллов)

ЛИТЕРАТУРА

а) Основная литература

1. Введенская Л.А.,Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи для инженеров. – Ростов-на-Дону:Изд-во «Феникс», 2004

2. Русский язык и культура речи: Учебник / Под.ред. Проф. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2000.

3. Русския язык и культура речи: Практикум по курсу / Под.ред. Проф. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2000.

б) Дополнительная литература

1. Басаков М.И. Приказ и деловое письмо (требования к оформлению и образцы документов согласно ГОСТ Р 6.30-2003): Практическое пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

2. Галь Н.Я. Слово живое и мертвое: Из опыта переводчика и редактора. – М.: Книга, 1987.

3. Голуб И.Б. Конспект лекций по литературному редактированию. – М.: Айрис-пресс, 2004.

4. Ивлев Ю.В. Логика: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006.



5. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: Правописание. Произношение. Литературное редактирование. – М.: Айрис-пресс, 2005.

6. Словарь-справочник по культуре речи для школьников и студентов / Сост. А.А.Евтюгина. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница