Лекция №1 "Социальная работа как теория и практика помощи человеку в кризисных ситуациях"



Скачать 132.92 Kb.
Дата29.04.2016
Размер132.92 Kb.
Лекция № 1

"Социальная работа как теория и практика помощи человеку в кризисных ситуациях"
Профессия - род деятельности, занятий человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, приобретенных в результате углубленной общей и специальной подготовки и опыта работы.

Логика развития профессий такова, что первоначально они возникают из конкретных потребностей людей. Затем происходит накопление практического опыта и его глубокое осмысление. Формируется теоретическая база профессиональной деятельности. Решается задача подготовки кадров. Практической деятельности специалиста дается научное обоснование, что внешне выражается в появлении профессиональных журналов, монографий, учебно - методической литературы; создаются профессиональные организации.

Первое упоминание о социальной работе как таковой относится к 1750г. до нашей эры.В Вавилоне создавались коды справедливости - гражданские акты, призывавшие людей клюбви к ближнему, заботе о бедных.В Древней Греции социальная работа известна как " филантропия" ( проявление любви в отношении человека), в Риме - как" народная традиция". Языческие славянские племена процесс помощи определяли как "слепня".

В России социальная работа появилась в период проведения земской реформы 1864г. Функции социального работника выполняли земские уполномоченные по призрению ( призреть - обратить взор) слерых, бедных, безнадзорных детей, безродных и бездомных людей пожилого возраста.

В ХХ веке в СССР функции социального работника выполняли представители коммунистической партии и профсоюзов, а также работники различных ведомств социальной сферы.

Первые программы профессиональной подготовки социального работника появились в конце Х1Х века в Амстердаме, затем в Берлине, Лондоне, что означало переход социальной работы на профессиональный уровень. Социальная работа стала рассматриваться как комбинация мер, результатом которых являются изменения как самого человека, так и социального окружения.

Прфессии "социальный работник", "социальный педагог", "специалист по социальной работе" официально зарегистрированы в государственных документах в марте - апреле 1991г. и созданы для решения социальных проблем челевека и общества.
Социальные проблемы, для решения которых создана профессия "социальный работник":

-социальные и психологические конфликты;

-нужда и бедность;

-алкоголизм наркомания;

-насилие и дискриминация;

-этнические и национальные проблемы;

-преступления и правонарушения;

-безработица и профессиональная адаптация;

-инвалидность и одинокая старость;

-жилищная проблема;

-опекунство, попечительство, усыновление;

-родительская жестокость и др.

Под социальной работой понимают целенаправленную деятельность в обществе по оказанию помощи и поддержки различным категориям населения, попавшим в сложную жизненную ситуацию.

Международное определение социальной работы как профессии - социальная работа как профессия способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений; содействует активизации способностей людей к самостоятельному фунционированию в обществе в целях повышения уровня их благополучия. Используя теории поведения человека и общественных систем, социальная работа способствует взаимодействию людей с их окружением. Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы.

Главная цель социальной работы - забота о благосостоянии и раскрытие возможностей и способностей личности, семьи, общества к нормальному социальному функционированию.
Пути достижения цели:

-знакомство с клиентом.диагностика ситуации;

-выявление возможностей, дифференциация проблем, нужд;

-помощь в решении проблем, реализация возможностей;

-наблюдение и забота.
Специфические ценности социальной работы:

-любовь к ближнему, сочувствие, переживание;

-участие;

-вера во внутренние силы клиента, в возможности изменить ситуацию;

-желание помочь и пожертвовать;

-накопление знаний;

-приобретение опыта;

-социальное творчество.

Социальная работа ни в одной стране не приносит больших капиталов, она очень трудна, так как заключается в постоянном общении с людьми, у которых горе, которые страдают. Она опасна из-за покушений со стороны социально-ущербных элементов. И тем не менее, даже порой не претендуя на зарплату, в свободное от основной работы время представители разных социальных слоев общества получают профессиональное образование социальных работников, участвуют в деятельности различных организаций, занимающихся социальной помощью.

С переходом к рыночным отношениям в России полностью изменилась сфера политических, экономических и трудовых отношений. Экономический кризис в стране, передел собственности, коммерциализация системы образования и здравоохранения обусловили необходимость в мощной государственной системе гарантированной защиты и поддержки населения, особенно его социально-уязвимых слоев - многодетных и неполных семей, детей, инвалидов, пенсионеров, которая бы снимала социальное напряжение в обществе и способствовала стабилизации социально-политической ситуации.

Эти обстоятельста и обусловили потребность в профессиональной деятельности специалистов, которые могли бы оказать реальную профессиональную помощь и поддержку нуждающимся людям.

Более того, в результате ослабления глобального военного противостояния, демократизации и гуманизации международных отношений на авансцену вышли проблемы защиты прав и безопасности личности и целых народов. Понятия демократии, свободы, достоинства человека выдвинулись на первый план как внутренней, так и внешней политики большинства стран.

Международный социальный опыт предложил профессию социального работника, которая показала свою эффективность в решении многих социальных проблем большинства развитых стран мира. Социальный работник-профессионал реализует реальную социальную политику государственной власти на местах на основе социальной защиты различных групп, слоев и личности.

Устойчивое социальное развитие в современных условиях возможно, если на всех уровнях государственной власти будут действовать службы социальной защиты прав и безопасности как отдельной личности, так и всего населения в целом.

Профессия "социальный работник" введена в Российской Федерации в 1991 г. В квалификационном справочнике специалист по социальной работе наделяется следующими должностными обязанностями: выявляет на предприятиях, в микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, в охране нравственного, физического и психического здоровья; устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в том числе по месту работы, учебы и т.д., оказывает содействие в их разрешении и обеспечивает социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению; оказывает помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам; проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с асоциальным поведением.

Социальный работник: выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи; организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде; участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье (усыновление, попечительство и опека, социальная реабилитация), приютов, молодежных, подростковых, детских и семейных центров, клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т.д.; организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы.

Конкретизация деятельности специалистов по социальной работе вытекает из его основных функций:

- диагностическая - изучает особенности семьи, групп людей, личности, степень и направленность влияния на них микросреды и ставит

"социальный диагноз";

- прогностическая - прогнозирует развитие событий, процессы, происходящие в семье, группе людей, обществе, и вырабатывает определенные модели социального поведения;

- правозащитная - использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержку населения, его защиту;

- организационная - способстует организации социальных служб на предприятиях и по месту жительства, привлекает к их работе общественность и направляет их деятельность на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению;

- предупредидельно-профилактическая - приводит в действие различные механизмы( юридические, психологические, медицинские, педагогические и др.) предупреждения и преодоления негативных явлений, организует оказание помощи нуждающимся;

- социально-медицинская - организует работу по профилактике заболеваний, способствует овладению основами оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию и т.д.;

- социально-педагогическая - выявляет интересы и потребности людей в разных видах деятельности (культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творчества) и привлекает к работе с ними различные учреждения, общества, творческие союзы и т.д.;

- психологическая - консультирует по вопросам межличностных отношений, способствует социальной одаптации личности, оказывает помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся;

- социально-бытовая - способствует в оказании необходимой помощи и поддержки различным категориям неселения ( инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и т.д.) в улучшении их быта, жилищных условий;

- коммуникативная - устанавливает контакт с нуждающимися, организует обмен информацией, разрабатывает единую стратегию взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.


Многообразие научных форм знаний: факты, события и их описания, систематизация, закономерности и тенденции, принципы и методы достижения поставленных целей, гипотезы, системы взлядов, организуется в теории, на которые ипирается любая наука.

Необходимость научной идентификации является обоснованной по следующим причинам. Во-первых, происходит становление науки социальной работы. Во-вторых, большинство исследователей понимают ее междисциплинарный, интегральный характер.

Попытаемся определить место теории социальной работы в системе научных дисциплин, выявляя их тождество и развитие.

Научные дисциплины условно подразделяются на естественные, технические и общественные (гуманитарные). Эта классификация основывается на разнообразии объектов изучения. Социальная работа относится к общественным наукам. Ее универсальный, междисциплинарный характер обусловлен прежде всего объектом изучения (социальная сфера, социальная работа как специфический вид практической деятельности), вытекающими отсюда предметом, закономерностями, выполняемыми функциями, принципами и методами. Именно это предопределяет междисциплинарный характер социальной работы, ее всестороннюю связь с другими научными и учебными дисциплинами, особенно социальными. К их числу относятся социология, социальная антропология, социальная экология, социальная история, социальная культура, социальное право, социальная психология, социальная педагогика, социальная безопасность. Их объединяет прежде всего близкий по смыслу объект ( объекты), а именно социальные отношения и социальная деятельность, социальное знание и социальность.

Поскольку базой для многих современных наук остается философия, в социальной работе, как и в большинстве гуманитарных дисциплин, важное место занимает филосовско-гуманистическая теория, обосновывающая смысл, социально-этические основы бытия.

В 1920-1030-е гг.психоаналитические идеи З.Фрейда и его последователей выдвинули на передний план психодинамическую теорию социальной работы. Это позволило некоторым видным специалистам на Западе утверждать, что психодинамический подход вырос из признания того, что морально-терапевтическая традиция, благотворительность привнесла в социальную работу слишком много ненаучного, приблизительного, неточного, всего того, что базировалось лишь на здравом смысле. А это не позволяло решать многие задачи социальной помощи.

В 1950-е гг. развивается валеологическая теория социальной работы, основанная на достижениях экопсихологии( проблем экологической терапии, сохранения здоровых условий обитания, здорового образа жизни), способствующая формированию у населения одеологии и практики жизнесохраненительного поведения.

Примерно в это же время получает развитие педагогическая теория социальной работы, активизирующая анализ социально-педагогических общин и теоретическое осмысление работы с социальными группами, оказания помощи человеку в микросреде обитания, по месту жительства.

По характеру решения проблем социальная работа занимает особое место среди таких наук об обществе, как философия, история, политология, правоведение, экономика, она тяготеет к психологии, социологии и медицине.

Гуманистическая идея о человеке как самой большой ценности и высшей цели, сформулированная еще античными философами, которая затем развивалась в Средние века и в Новое время, получила широкое распространение как в русской, так и в зарубежной современной социальной философии.

Аппарат философии социальной работы содержит универсальные категории культуры и формы мышления: человек, культура, социум, свобода, гуманизм, конфликт, социальное время и пространство, общественная деятельность. ситуация, жизнь,смерть, субъект и объект, образ жизни, картина мира, душа, социальная экология и т.п.

Рассматривая взаимосвязь социальной работы с социологией, отметим следующее: социология изучает общество, социальные институты и явления, поведение и убеждения специфических групп - семей, детей, мужчин, женщин, лиц девиантного поведения, пожилого возраста и др. Познания в области социологии позволяют социальному работнику исследовать социальные прблемы, обеспечивать владение интерперсональными навыками и техниками.

Кроме социологии, социальные работники используют данные других научных дисциплин, например психологии. Эта дисциплина тесно связана с социальной работой.Психологи изучают индивидов и пытаются понять механизмы их развития, важные факторы, влияющие на психику и поведение человека, а также психологию коллективов.

Смежной для социальной работы является и психиатрия, которая сосредоточивается на изучении внутреннего развития человека, пытается выяснить, что заставляет индивидов думать, чувствовать и вести себя так, а не иначе.

Социальная работа также взаимосвязана с социальной экологией.

Следующая область, связанная с социальной работой,- вопросы урбанизации. Если специалист по городским делам, знающий особенности функционирования города и роль широкого городского окружения, включается в процесс вмешательства в обществе, средоточением изменений является индивид, а широкая система.

Многие программы обучения социальных работников требуют достаточно основательной медицинской подготовки.

Огромная взаимосвязь педагогики и социальной работы.Педагогика в социальной работе выступает в роли определенного стержня. В связи с этим педагогические основы социальной работы должны включать элементы педагоги и средствах социальной работы. Педагогика наряду с психологией в структуре социальной работы выполняет объяснительные функции. Решение социальных задач во многом определяется воспитанием людей, поэтому педагогика выполняет прогностические функции.

Среди смежных дисциплин, необходимых в получении профессии социального работника, следует назвать и правоведение. Без знания законодательных, основания теоретических и практических аспектов семейного и уголовного права, пенсионного обеспечения сложно давать консультации клиенту, помогать ему в решении его жизненных проблем, отстаивать его интересы.

Многоплановость и многовариантность содержания деятельности специалиста по социальной работе распространяется и на область управления. Поэтому менеджмент наряду с другими учебными дисциплинами занимает одно из ведущих мест в подготовке специалистов.

Важнейшими принципами социальной защиты являются гуманизм и социальная справедливость. Быть гуманным и справедливым при осуществлении социальной защиты - значит признавать самоценность человеческой личности, ее право на свободу, развитие своих способностей, достойную, полноценную и счастливую жизнь независимо от национальных, расовых, религиозных и других индивидуальных или социальных особенностей. Это создание бескорыстных отношений между людьми, основанных на взаимопомощи, взаимопонимании и доброте.

Система социальной защиты основывается на принципах системности и комплексности. Важнейшими элементами системы социальной защиты являются субъекты и объекты, содержание которых раскрывается в целях. задачах, функциях, средствах.

С системностью в организации и содержании социальной защиты связана комплексность, т.е. обеспечение тесного единства всего комплекса мер экономического, социального, правового и другого характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня социальной защиты.

Огромное значение имеет принцип превентивных мер по социальной защите, который означает, что следует предупреждать причины социального неблагополучия, всрывать их на самой начальной стадии формирования и устранять.

Важнейший принцип социальной защиты - ее адресность, т.е. осуществление комплекса мер по поддержке достойных условий соществования конкретно нуждающихся людей, попавших в трудную жизненую ситуацию, с учетом их индивидуальных потребностей и возможностей их удовлетворения в соответсвии с установленными критериями.

Принцип адаптивности системы социальной защиты населения означает, что она должна предусматривать упреждающий пересмотр социальных нормативов в условиях инфляции и экономической нестабильности, снижения занятости; своевременное развитие правовой базы организационных стрктур; обновление методов осуществления и др.

Принципом социальной защиты является ее многосубъективность.

Социальная работа не только призвание, но и состояние души. Некоторые специалисты рассматривают ее как призвание, которое дает чувство причастности, без которого трудно выдержать общение со страдающими людьми.

Самодвижение личности к вершинам провессионального мастерства включает 5 основных стадий:

-оптация - формирование намерений, осознаный выбор;

-профессиональная подготовка;

-профессиональная адаптация - вхождение в профессию, формирование профессиональных качеств;



-профессионализация - формирование позиции;

-профессиональное мастерство - полная реализация.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница