Лекция №2 "Тенденции развития социальной помощи и поддержки в России". "Милосердие и благотворительность как феномен отечественной социальной работы"



Скачать 116.56 Kb.
Дата07.06.2016
Размер116.56 Kb.
Лекция № 2

"Тенденции развития социальной помощи и поддержки в России". "Милосердие и благотворительность как феномен отечественной социальной работы".
История социальной работы уходит в глубину веков. Ее началом можно считать договор 911 г. князя Олега с греками, в котором указывалось на оказание помощи ближнему. Этот договор стал первым документальным подтверждением заботы государства о своих гражданах.

Начиная с Х в. на Руси разрушаются родоплеменные отношения. Основные тенденции помощи в этот период были связаны с княжеской защитой и попечительством в два этапа - первый связан с распространением христианства в Киевской Руси до второй половины Х11 в., второй этап - со второй половины Х11 по Х111 в. включительно, когда благотворительные функции князя постепенно сливаются с монастырско-церковными формами призрения. Простейшие виды благотворительности заключались в кормлении нищих. Практиковались они отдельными "нищелюбцами", из которых особенно выделялись князья, духовенство, меценаты. Находясь под влиянием христианского вероучения, охотно учились великим религиозным заповедям, главнейшие из которых повелевали любить Бога и ближнего, как самого себя. Благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием личностно-нравственного здоровья: она больше нужна была самому нищелюбцу, чем нищему. Благотворительная помощь бедным была делом отдельных лиц, а не включалась в круг государственных обязанностей.

Во второй половине Х11 в. княжеская помощь и защита нуждающихся претерпевает изменения. Это обусловливается рядом причин: повышением монастырского и церковного призрения, ростом татаро-монгольских набегов и данничества, а также тем, что князья становятся вотчинниками - хозяевами своего удела.

Удельное княжение вырабатывает свои виды помощи и поддержки, связанные с дальнейшим процессом принятия христианства, строительством городов, защитой мигрантов, охраной земель от набегов соседей.

Благотворительность князи осуществляли в основном из религиозных побуждений, поэтоиу, естественно, они склонны были ставить ее под покровительство церкви и поручать представителям религии, т.е. духовенству.

Именно церковь собирала подаяния для тех, кто не мог самостоятельно прокормиться. Церковь имела заведения для странников, содержания бедных и больных, сирот, престарелых.

Следует отметить, что церковная практика помощи с первых лет христианства до становления государственности на Руси развивалась по двум основным направлениям: помощь через монастыри-монастырская система помощи, и помощь через приходы-приходская система помощи.

Имея более высокую культуру жизнедеятельности, монастыри представляли собой многофункциональную систему самоподдерки. Здесь люди могли общаться, совестно проживать в общности, получать лечение, вести хозяйство, учиться и т.д.

Иная система помощи наблюдается в приходской системе помощи. В отличии от монастырской помощи, приходская была более открытой. В каждом из приходов церкви существовали богадельни. К особо значимым формам можно отнести ссуды из церковной казны денег, хлеба, семян отдельным лицам, а также обществу, часто под залог имущества. В целях детского призрения при богадельнях устраивались приюты для подкидышей и сирот. По сути приходская благотворительность была не церковной, а гражданской, преследовала не только религиозные, но и цели социальной поддерки и помощи нуждающихся.

Система общественного и частного призрения развивалась на протяжении почти двух столетий. Ее закончившаяся форма как системы сложилась только к концу Х1Х столетия.К этоиу времени оформляется административная система помощи, включающая в себя определенные территориальные институты помощи, усиливается законодательная база, регулирующая отношения между различными субьектами, группами и государством. Ряд существенных изменений претерпевает конфессиональная система помощи. Она переходит от самостоятельного существования под напосредственный контроль государства. Государство берет на себя обязательство поддерживать материнство и детство, заботу об инвалидах и престарелых. Осуществляются мероприятия в рамках общественного призрения по развитию образования и медицинский услуг. Проводимый процесс осложняется войнами, а также реформированием общества и структуры государственного управления.

Сосредоточение дела призрения в государственных учреждениях началось после воцарения династии Романовых в 1613 г. Был учрежден Аптекарский приказ, а с 1670 г. при царе Аексее Михайловиче - Приказ строения богаделен.

С приходом к власти Петра 1 и Ивана У, в период их совместного правления в 1682 г., при регенстве Софьи, мероприятия по искоренению нищенства и призрения вновь приобретают актуальность.

Общественное призрение как отрасль государственного управления не отрицает благотворительность как проявление известного религиозного или морального настроения. Напротив того, признавая ее законность, видит в ней важнейший источник среств для призрения, При этом новое направление в общественном попечении о бедных стремится урегулировать и направить благотворительность, привести ее в известный порядок и более или менее подчинить ее государственным интересам, однако пока еще без всякого стеснения и насилия над благотворителями.

После разделения России на губернии в результате административной реформы 1708 г. роль Монастырского приказа, а позже и Святейшего Синода была в основном контролирующей, тем самым духовенство приравнивалось к светским чиновникам.

Переход общественного призрения в определенную систему принадлежит уже императору Петру Великому.Систематизируя обширный ряд его законов и распоряжений, нельзя не видеть, что им были затронуты все важнейшие вопросы призрения.

Проблемы призрения тесно связаны с изъятием монастырских земель и реформированием Монастырского приказа. Государство не могло решить самостоятельно социальные проблемы, поэтому с помощью финансовых средств " заставляло" церковь выполнять свои прямые обязанности по призрению людей.

Именно в этот период подчеркивается необходимость различать нуждающихся по причинам их нужды и определять помощь в соответсвии с этой нуждой. Петр 1 указывает на предупреждение нищеты как лучший способ борьбы с ней; выделяет из нуждающихся работоспособных, профессиональных нищих и другие категории. Кроме того, принимает решительные меры к урегулированию частной благотворительности, определяет организованную помощь общества, устанавливает органы призрения и необходимые для развития дела средства. Таким образом, применяемые им меры составляют уже не ряд разрозненых и не связанных между собой попыток, а цельную систему, отличающуюся известной выдержанностью и последовательностью.

В это время в Москве насчитывали 90 богаделен мужских и женских; в них состояло 4000 нищих, в числе которых сильно преобладали женщины.

В других указах ( 1713-1719 гг. ) обращается внимание полиции на монахов и нищих, которые являются в Москву, чтобы нищенствовать. По отношению к нищим, способным к труду, Петр 1 постоянно подтверждал, что их нужно привлечь к работе, а больных и увечных помещать в богадельни, он усиливает наказания для здоровых нищих.

В инструкции 1719 г. земским фискалам поручалось разыскивать в губерниях беглых, гулящих, подозрительных и других бездельных людей. В регламенте духовной коллегии Петр взывает к разуму исполнителей его предначертаний и указывает на то, что " прошаки" отнимают хлеб от действительно нуждающихся. Особое внимание Петр Великий уделяет закрытым заведениям, среди которых особое место занимают смирительные дома.

Все эти узаконения Петра Великого в большей части направлены к тому, чтобы создать сознательное отношение к нищенствующим, стремление различать их по нуждам и по причинам нищеты и установить в зависимости от этих причин способы и виды призрения. Поэтому необходимо прежде всего выяснить как количество, так и разряды нуждающихся. И вот в этих целях император предписывает провести перепись всех бедных.

Относя призрение бедных к обязанностям общества, Петр высказывался отрицательно о древнейшей форме благотворительности - о безразборчивой милостыне. Император не успел упорядочить частную благотворительность.

Непосредственно после смерти Петра наступил период законодательного затишья. Ближайшие преемники его мало заботятся о полном проведении мер по призрению во всей их совокупности и лишь повторяют и усиливают указы о жестоких наказаниях нищенствующих. По некоторым отраслям призрения произошло даже заметное ухудшение дела.

Продолжателем реформ становится Екактерина 11, которая создает целую сеть специальных учреждений под названием " Приказы общественного призрения", открытых в 40 губерниях на основании " Учреждения о губерниях" 1775 г. По этому закону поручается попечение и надзирание: народных школ, сиротских домов, госпиталей и больниц, богаделен, дома для неизлечимо больных, дома для сумашедших, смирительного дома.

Законодательство Екатерины решительным образом поворачивало дело призрения от земского общественного принципа, где помощь бедным оказывали земские люди на общественные средства, в сторону централизации на государственной бюрократической основе, где призрением сирых и убогих занимались чиновники полиции и приказов.

Приказ общественного призрения представлял собою административный орган, председателем которого являлся генерал-губернатор. Приказы подчинялись сначала Коллегии экономики, затем Министерству внутренних дел, затем Министерству полиции, и вновь пререшли в подчинение Министерства внутренних дел и Правительствующего Сената.

В этот же период начинает оформляться и организационная структура общественного призрения. В состав входили заседатели Совместного Суда, по одному из каждого сословия: дворянства, купечества, поселян. Председательствовал губернатор. С 1818 г. в приказы вводятся должностные лица со стороны правительства.

С 1860-х гг. в социальную работу включились земские самоуправленчиские органы, деятельность которых в сфере общественного призрения по мере укрепления институтов самоуправления становилась все более широкой и разносторонней. Земский опыт свитетельсвует, что успешное выполнение государством своих функций и задач, в том числе в повышении уровня жизни народа, с объективной необходимостью предполагает активное участие широких социальных слоев в государственной и общественной жизни.

Активные выступления либеральных кругов за расширение местного самоуправления стали важным фактором, под воздействием которого правительство пошло на проведение земской реформы 1864 г.

Своим указом 1 января 1864 г. Александр 11 утвердил " Положение о губернских и уездных учреждениях". Исполнительными органами земских собраний являлись губернские и уездные управы.

Правовой статус земств был сразу ограничен самодержавным правительством. Положение не рассматривало их как политические органы. Основное внимание земств сосредоточивалось на мерах по организации местного хозяйства и быта, среди которых значительный удельный вес составляло социальное обслуживание населения.

Непосредственное управление хозяйственными и социальными делами местного значения осуществляли земские губернские и уездные управы. Постепенно при земствах сложился штат постоянных работников.

Значительная работа проводилась органами земского и городского самоуправление в области социального обеспечения и социальной поддержки целого ряда категорий населения. Эта работа включала в себя строительство и содержание богаделен, устройство сиротских приютов, открытие яслей для грудных детей, создание училищ для слепых, организацию школьных интернатов, опеку над домами призрения для душевнобольных, выделение пособий малообеспеченным семьям, развитие сети столовых для бедных.

Ко времени введения земского самоуправления действовало 107 богаделен, 21 сиротский дом, 33 дома для душевнобольных и ряд других заведений. К началу 1890-х гг. они содержали более 300 богаделен.

В активе социальной деятельности земств и городских дум находится и их участие в благотворительных акциях, связанных с материальной поддержкой жителей голодающих губерний.

Таким образом, социальная деятельность земских управ заслуживает положительной оценки. Благодаря их усилиям был сделан заметный шаг вперед в организации на местах дела народного образования, здравоохранения, социальной поддержки.

Непрофессиональный уровень социальной работы.
Социальная работа реализуется в обществе на профессиональном и непрофессиональном уровнях. К последним относятся различные виды добровольной помощи и взаимоподдержки. Первоначально социальная работа возникла в виде добровольной, филантропической и благотворительной помощи, основанной на эмоционально-личностном отношении.

Социальная полотика страны строится на взаимодействии, поддержании баланса и обеспечении стабильности 3 секторов:

1) государственный сектор-удержать власть и обеспечить воспроизводство социальных ресурсов на основе законов;

2) коммерческий сектор-извлечение прибыли из создаваемых производств и предлагаемых услуг;

3) неправительственного (общественного) сектора - достижение уровня достойного существования каждого члена общества, обеспечение законности, справедливости в распределении, общественный контроль за соблюдением законов.

"Особняком" стоят средства массовой информации-СМИ (телевидение, радио, газеты,журналы), все большее влияние оказывает интернет. Специалисты социальной работы активнее должны использовать их в интересах развития социальной работы. Формы взаимодействия различные: совместное проведение акций, брифинги и пресс-конференции, реклама, освещение различных мероприятий.

Мощным инструментом развития общества является третий сектор-различные общественные движения и объединения. Необходимо отметить что в России из-за слабой поддержки и регулирования общественные объединения развиваются хаотично.

Что объединяет общественные объединения - целенаравленность и некоммерческий характер деятельности, самоуправление, отсутствие жесткой иерархии, многоканальные источники финансирования, оказание помощи не только членам своих объединений, но и окружающим.

Они могут создаваться с целью защиты прав определенной группы населения, объединения усилий для решения социально-значимых задач, воплощения новых идей.

Общественное объединение

Согласно ст. 117 Гражданского кодекса РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

ФЗ № 82-ФЗ от 14 апреля 1995 г. " Об общественных объединениях" ст.5. Понятие общественного объединения

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формиование,созданное по инициативе граждан, объединивщихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Ст.7. Организационно-правовые формы общественных объединений.

-общественная организация;

-общественное движение;

-общественный фонд;

-общественное учреждение;

-орган общественной самодеятельности;

-политическая партия. -

Ст.8. Общественная организация

Общественная организация - общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей.

Членство - физические и юридические лица. Высший руководящий орган - съезд, конференция или общее собрание. Постоянно действующий руководящий орган - выборный коллегиальный орган (президиум, правление).

Ст.9. Общественное движение - общественное объединение, не имеющее членства, преследующее социальные, пилитические и иные общественно - полезные цели.

Ст.10. Общественный фонд - общественое объединение, не имеющее членства, цель - формирование имущества на основе взносов, поступлений и использование данного имущества на общественно-полезные цели. Использование имущества в собственных интересах не вправе.

Ст.11. Общественное учреждение - общественное объединение без членства, цель - оказание конкретных услуг. Руководит учредитель.

Ст.12. Орган общественной самодеятельности - общественное объединение без членства, цель - решение социальных проблем по месту жительства, работы, учебы.

Ст.31. Источники формирования имущества общественных объединений.

Имущество общественных объединений формируется на основе вступительных и членских взносов, добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проводимых лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий, доходов от предпринимательской деятельности; гражданско-правовых сделок, внешнеэкономической деятельности; других не запрещенных законом поступлений.

Рассказать об общественных организациях в районе:

Совет ветеранов, общественные организации инвалидов, многодетных, женсовет.

Программа " Забота"

Общественные гранты

Помощь церкви

Помощь партий

Помощь спонсоров



Программа " Ветеран"

Долгосрочная целевая программа " социальная защита населения г. Ростова-на-Дону на 2011-2015 гг." Решение городской Думы № 717 от 24 сентября 2010г.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница