Лекция №3 Развитие социальной работы России в современных условиях. Складывание современной системы социальной работы России



Скачать 40.32 Kb.
Дата30.04.2016
Размер40.32 Kb.
Лекция №3

Развитие социальной работы России в современных условиях. Складывание современной системы социальной работы России.

После поворотных политических событий октября 1917 г., приведших к установлению советской власти, в России изменились идеологическая система, структуры управления и хозяйствования и начали формироваться новые общественные отношения.

Созданный Народный Комиссариат государственного призрения (НКГП) проводил политику упразднения существующих органов помощи. На их месте учреждались отделы в НКГП и в других государственных институтах.

В ноябре 1917 г. образован Комитет "Союза увечных воинов". В апреле 1918 г. образуется Наркомат социального обеспечения, первым комиссаром была А. М. Колонтай. В обстановке Гражданской войны советское государство закономерно уделяло особое внимание социальному обеспечению красноармейцев, красногвардейцев и членов их семей.

Совнарком 31 октября 1918 г. принял "Положение о социальном обеспечении трудящихся", по которому социальное обеспечение гарантировалось во всех случаях временной и постоянной утраты трудоспособности или по причине безработицы. Это пенсии при постоянной утрате трудоспособности, пособие в случае временной нетрудоспособности, по беременности, пенсии в связи со смертью кормильца. Источниками финансирования являлись взносы предприятий, учреждений и других работодателей. Затем страховые взносы уплачивали только частные работодатели. Расходы по социальному обеспечению государство полностью брало на себя.

С окончанием Гражданской войны и введением новой экономической политики (НЭП) социальное обеспечение в Советской России вступило в новый период своего развития. Восстановление многоукладности и товарно-денежных отношений, перевод предприятий на хозяйственный расчет, отмена трудовой повинности, возрождение "наемных работников" и "предпринимателей" правомерно поставили на повестку дня вопрос о восстановлении социального страхования. Страховые взносы уплачивались администрацией или владельцами предприятий в размере 21-28 % от выплачиваемой общей суммы зарплаты.

После принятия Декрета о социальном страховании пенсионное обеспечение рабочих и служащих осуществлялось по системе социального страхования, а военнослужащих и других категорий по системе социального обеспечения. Для осуществления социально-страховой работы создаются кассы социального страхования. Комитеты этих касс формировались профсоюзами путем выборов на профсоюзных конференциях.

Созданный в декабре 1922 г. Народный комиссариат труда и его местных органов возглавлял руководство работ страховых касс, а Народный комиссариат социального обеспечения обеспечивал инвалидов войны и их семей.

В иной форме решались задачи социальной помощи нуждавшимся в ней крестьянам. Государство признало, что оно не в состоянии содержать все категории крестьян за счет государственного бюджета. В связи с этой официальной установкой крестьянская взаимопомощь являлась основой организации социального обеспечения крестьян. Созданные крестьянские комитеты взаимопомощи получили право использования самообложения крестьянства как источника формирования финансовых и натуральных фондов. Крестьянские комитеты осуществляли социальную помощь нуждавщимся в виде пособий, ссуд, вспашки полей и уборки урожая, финансовой поддержкой школ, больниц, инвалидных домов, обеспечения их топливом и др.

В сентябре 1925 г. создаются крестьянские общества взаимопомощи. Постепенно на смену им пришли кассы взаимопомощи колхозников в связи с созданием колхозов.

В годы индустриализации правительство делает определенные шаги по повышению уровня организации пенсионного обеспечения. В 1928-1929 гг. были впервые введены пенсии по старости в текстильной промышленности, металлургической и горной промышленности, железнодорожного и водного транспорта и целого ряда других отраслей. Важно отметить, что устанавливался самый низкий в мире порог выхода на пенсию по старости: для мужчин-60 лет, для женщин-55 лет.

В годы Великой Отечественной войны главное внимание правительства было направлено на организацию социального обеспечения военнослужащих и их семей.

Дальнейшее улучшение пенсионного обеспечения связано с Законом о государственных пенсиях, принятого 14 июля 1956 г. С 1961 г. существенно расширяются функции Министерства социального обеспечения РСФСР, министр Дина Павловна Комарова. В его компетенцию вошли выплата пенсий, обеспечение врачебно-трудовой экспертизы, трудовое устройство и профессиональное обучение инвалидов, материально-бытовое обслуживание пенсионеров, многодетных и одиноких матерей, предоставление протезно-ортопедической помощи.

С принятием в 1964 г. Закона о пенсиях и пособиях членам колхозов устанавливается всеобщее государственное обеспечение.

В СССР сформировалась патерналистская модель социальной защиты, финансируемая главным образом из федерального бюджета (95 %), с бюрократической системой распределения фондов социального обеспечения.

В условиях перехода России к новым экономическим отношениям десятки миллионов людей оказались в сложных социальных условиях: одни перешагнули порог бедности, другие стали безработными, третьи оказались беженцами и мигрантами и т.д.



В этих условиях Правительство разрабатывает экономические и социальные программы, направленные на выход России из кризиса. Создаются фонды социальной поддержки населения (рассказать подробно). Повышаются пенсии, вводятся различные пособия на региональном и муниципальном уровнях (на хлеб, на молоко детям).

Вышла на профессиональный уровень новая профессия - социальный работник. Постановлением Госкомтруда СССР от 23 апреля 1991 г. № 92 в тарифно-квалификационный справочник включена профессия специалист по социальной работе (рассказать о создании ЦСО).


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница