Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Вопросы правового регулирования



страница1/65
Дата26.06.2016
Размер6.4 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   65

Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Вопросы правового регулирования




Введение

Впервые в законодательной практике Трудовой кодекс РФ дал легальное определение локальных нормативных актов (ЛНА), принимаемых работодателями; включил локальное нормотворчество в систему трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (ст. 5), определил сферу его действия (ст. 13), условия его недействительности (ст. 8); обязал работодателей знакомить работников под роспись до подписания трудового договора с ЛНА, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью (ст. 68).

Принятые в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами (на их основе) ЛНА, непосредственно регламентируют трудовые отношения между работодателем и работниками, носят для них обязательный характер. Положения законов и иных нормативных правовых актов доводятся до различных служб организации, всех ее работников в виде ЛНА - различного рода приказов, положений инструкций и т.д. Общеизвестно, что централизованно принятые правовые акты фактически вступают в силу в данной организации только тогда, когда они доведены до сведения сотрудников локальными актами, обязывающими их руководствоваться централизовано принятыми правовыми актами.

Реализация норм законов и иных нормативных правовых актов, являющихся нормативной базой для ЛНА, в свою очередь, практически всегда поставлена в зависимость от наличия локальных актов. Например, предположим, что системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок и окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы надбавок и доплат стимулирующего характера и системы премирования, установлены коллективным договором. Даже в этом случае все перечисленные составные части организации оплаты труда должны быть введены в действие посредством принятия работодателем ЛНА: коллективный договор не является нормативным актом, его положения реализуются путем принятия работодателем ЛНА.

Работодатель вправе принять ЛНА, содержащие нормы трудового права, в определенных ст. 8 ТК РФ случаях: в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями. Такие случаи предусмотрены преимущественно ТК РФ. В его статьях 94, 96, 103, 105, 116, 123, 124, 135, 153, 154, 159, 162, 168, 168.1, 190 и многих других содержатся указания работодателю на принятие в определенных случаях ЛНА или предоставляется такое право. В ряде других статей такое право подразумевается. Поэтому работодатель практически не ограничен в праве принимать ЛНА по своему усмотрению.

Как свидетельствует практика, работодатели испытывают большие затруднения в подготовке ЛНА, отвечающих требованиям законодательства, нормативных правовых актов. Основные причины этого заключаются в систематическом обновлении положений ТК РФ, иных нормативных правовых актов, принятии новых таких актов, а также из-за отсутствия достаточно квалифицированных юристов и других специалистов.

Такая ситуация усугубляется тем, что начался переход к применению стандартов исполнения работодателями обязанностей по соблюдению трудового законодательства, что должно найти отражение в ЛНА. Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 238-ФЗ внес в ТК РФ определение понятий "Стандарт безопасности труда", а ранее Росстандарт утвердил пять стандартов, регламентирующих организацию охраны труда в производственных организациях.

В связи с изложенным в предлагаемой вниманию читателей работе подробно комментируется регламентируемый ТК РФ порядок принятия работодателями локальных нормативных актов, которые могут быть использованы специалистами в качестве пособий при разработке аналогичных актов для своих организаций.



Глава I. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права




§ 1. Что такое локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права?

Согласно ст. 8 "Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права" ТК РФ, работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

В связи с текстом ст. 8 отметим, что локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права - это принимаемый работодателем (его представителем) письменный официальный документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий локальные правовые нормы, регламентирующие трудовые отношения работодателя с работниками. В свою очередь, локальная правовая норма - это обязательное для соблюдения работниками (всеми или их частью) предписание руководителя организации постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимаются работодателем (его представителем) в виде различного рода положений, приказов, правил, инструкций и т.д.

Локальные нормативные акты в дополнение и развитие законов и иных нормативных правовых актов регламентируют трудовые отношения между работодателем и работниками. Локальные акты также определяют взаимные права и обязанности между этими сторонами, носят для них обязательный характер. Необходимость в корпоративном регулировании трудовых отношений возникает в обстоятельствах, носящих постоянный характер.

1) Работодатель принимает определенные локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в случаях, когда его к этому обязывают законы, иные нормативные правовые акты, соглашения, коллективный договор (ст. 8 ТК РФ). Такие случаи предусмотрены преимущественно ТК РФ. Они приводятся в § 3 настоящей главы.

2) Тогда, когда какие-либо трудовые отношения реально существуют, но не введены в рамки законодательного регулирования, хотя потребность в таком регулировании имеется. Говоря другими словами, в законодательстве имеется пробел, который необходимо заполнить. В частности, законодательно не определено правовое положение персонала корпорации. Эти отношения необходимо регламентировать, определив взаимные права и обязанности сторон правоотношений - работодателя и персонала. Такая задача, как и подобные ей, может быть решена только при помощи локального нормативного акта, принятого работодателем, например, Положения о персонале.

3) Локальные нормативные акты разрабатываются и в тех случаях, когда необходимо формализовать процедуры применения законодательных и иных нормативных правовых норм. Примером такого локального нормативного акта может служить Положение о Комиссии по трудовым спорам.

4) Потребность в локальных нормативных актах возникает и тогда, когда определенная область трудовых отношений регламентируется несколькими, даже многими правовыми актами. В этих случаях их целесообразно изложить в определенной последовательности в каком-либо локальном нормативном акте, что значительно упростит и облегчит их применение. Примером такого локального нормативного акта могут быть Правила внутреннего трудового распорядка.

Многие отношения с работодателем носят общий для всех работников характер. Так, все работники имеют общую обязанность соблюдать трудовую дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка, требования по охране труда и обеспечению безопасности и т.д. В то же время все работники имеют общие права на: выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; профессиональную подготовку; переподготовку; повышение квалификации; участие в управлении организацией и т.п.

Для того, чтобы регламентировать такие отношения работников с работодателем и применяются локальные нормативные акты: правила внутреннего трудового распорядка, положение об охране труда работников и многие другие локальные нормативные акты, адресованные всем работникам, в конечном счете адресованы каждому отдельному работнику.

Таким образом, каждый работник реализует свои права и исполняет обязанности в соответствии с общепринятыми в организации правилами, содержащимися в локальных нормативных актах. Эти акты разрабатываются, как было отмечено выше, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, соглашениями, коллективным договором.

5) Локальные нормативные акты - различного рода положения, инструкции, правила - являются документами, содержание которых доводится работодателем до работников в качестве руководства, которое работники обязаны соблюдать. В то же время локальные нормативные акты являются для работников источником знаний об их трудовых правах. Отметим, что в организациях и у работодателей - индивидуальных предпринимателей применяется большое количество локальных нормативных актов, действие которых распространяется на определенные группы работников - должностные инструкции, инструкции по безопасности труда и т.д.

Поскольку локальные нормативные акты являются органической составной частью правового регулирования трудовых отношений, к их разработке необходимо относиться со всей серьезностью, привлекая к ней высококвалифицированных специалистов. Есть требования, которые необходимо соблюдать при разработке таких актов. Если это не будет сделано, цель, ради достижения которой принимается тот или иной акт, не будет достигнута. Мало того, будет дискредитирована сама идея его принятия, внесения в трудовые отношения определенных изменений. В самом общем виде эти требования заключаются в следующем.

1. Планы внесения в трудовые отношения определенных изменений, их совершенствования путем принятия локального акта должны быть реальными. Поэтому до принятия акта необходимо учесть экономические возможности организации, психологические, возрастные, половые, профессиональные и иные особенности работников. Выявить и нейтрализовать факторы, препятствующие внедрению нововведения.

2. Каждый акт должен иметь определенную структуру. В преамбуле (вводная часть, общие положения) излагаются причины принятия акта, круг работников, на которых распространяется его действие, цели (цель) принятия акта, задачи, которые необходимо решить ради их достижения, дается определение терминов, используемых далее по тексту акта. Затем следует основная часть акта.

3. Каждый акт должен быть обеспечен реквизитами: орган, принявший акт, его вид - локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права; наименование - положение, регламент, правила внутреннего трудового распорядка и т.п.; дата принятия акта, его номер; подпись должностного лица.

4. Необходимо исключить возможность того, чтобы вновь принятый акт полностью или частично дублировал ранее принятые акты. Поэтому в новом акте должно иметь место предписание об отмене ранее действовавших дублирующих актов полностью или частично.

5. Каждый локальный нормативный акт должен быть доступным для понимания всеми работниками, на которых распространяется его действие. Для этого его необходимо изложить конкретно, просто и лаконично, по возможности не применяя специфические термины и избегая излишней детализации.



§ 2. Порядок принятия работодателем (его представителем) локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права

ТК РФ определен порядок принятия локальных нормативных актов. Этому вопросу целиком посвящены его ст. 8 "Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимаемые работодателем" и ст. 372 "Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников организации при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права".

1. Как следует из текста абз. 1 ст. 8, работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Применение этой нормы не вызывает никаких затруднений, если работодателем является физическое лицо. Оно и принимает в установленном ТК РФ порядке локальные нормативные акты. Также не возникает затруднений, если работодателем является государственное или муниципальное унитарное предприятие. Локальные нормативные акты этих предприятий принимают в установленном ТК РФ порядке их руководители или по уполномочию руководителей их представители.

Вопрос возникает в том случае, если работодателем является хозяйственное общество или производственный кооператив. Вопрос заключается в следующем, - какой орган управления таких организаций вправе согласно законодательству принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права?

Согласно ст. 20 "Стороны трудовых отношений" ТК РФ права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются: физическим лицом, являющимся работодателем; органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

Текст ст. 20 дает ответ на поставленный вопрос. Дело в том, что компетенция органов управления указанных выше организаций и их руководящих работников определяется соответствующими законами. Так, согласно Федеральному закону "Об акционерных обществах" компетенция органов управления общества определяется в следующем порядке:

- общего собрания акционеров - исключительно указанным Федеральным законом;

- совета директоров (наблюдательного совета) общества - указанным Федеральным законом и уставом общества;

- исполнительного органа общества - директора (генерального директора) и правления (дирекции) - указанным Федеральным законом и уставом общества.

Именно тот орган (должностное лицо) общества, к компетенции которого законом и (или) уставом общества отнесено принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, их принимает. Как правило, им является директор (генеральный директор) общества.

2. В абз. 1 ст. 8 говорится о том, что работодатель принимает указанные акты в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. Нередко эта норма воспринимается как ограничение прав работодателя: он должен принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, если это ему прямо предписывается, и вправе принимать, если ему это разрешается сделать.

Если это так, то необоснованно, с точки зрения интересов развития трудовых отношений, их совершенствования, ограничиваются права работников и работодателя самостоятельно определять сферы трудовых отношений, требующих регулирования посредством локальных нормативных актов, не дожидаясь годами заключения нового коллективного договора, соглашения. В частности, ТК РФ не обязывает работодателя принять Положение об охране труда работников организации. А такой акт необходим: каждый работник должен знать свои права на охрану его труда и обязанности администрации по её обеспечению. В свою очередь, представители администрации, прежде всего её линейный персонал, должны знать свои обязанности по охране труда работников. Особым Положением должна быть закреплена процедура найма работников, структура трудового договора и т.д.

В связи с изложенным отметим, что практика применения положений абз. 1 ст. 8 не пошла по пути ограничения возможностей работодателей самим решать вопрос о том, какой локальный нормативный акт им нужен помимо тех, которые предусмотрены законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями, коллективным договором.

3. Согласно абз. 2 ст. 8 в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Положения абз. 2 ст. 8 находят свое развитие в ст. 372 "Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов" ТК РФ:

Работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование к нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель вправе принять локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

Если мы вернемся к тексту абз. 2 ст. 8, то увидим, что речь в нем идет о том, что работодатель в определенных случаях учитывает мнение представительного органа работников. Однако порядок учета мнения представительного органа работников, будь то профсоюзная организация или какой-либо иной представительный орган, в абз. 2 ст. 8 не изложен. Поэтому неизвестно, что такое учет мнения представительного органа работников. Что же касается ст. 372, то в ней раскрывается учет мнения представительного органа работников, но не всякого, а только выборного органа первичной профсоюзной организации (ни о каком ином представительном органе работников речь в ст. 372 не идет). Причем только такого выборного профсоюзного органа, который представляет интересы всех или большинства работников данной организации.

Отсюда следует, что если в организации действуют две первичные профсоюзные организации, каждая из которых представляет интересы 50% работников, то действие ст. 372 на них не распространяется. Таким образом, в ситуациях, когда в организации нет выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющей интересы большинства её работников, их мнение при принятии того или иного локального нормативного акта, затрагивающего их интересы, останется работодателем не учтенным. Как могут поступить работники в данном и подобных случаях для того, чтобы вынудить работодателя учесть мнение выборного профсоюзного органа в порядке, предусмотренном ст. 372?

Согласно ст. 30 "Представление интересов работников первичными профсоюзными организациями" ТК РФ работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией.

Отсюда можно сделать вывод о том, что каждый работник, не являющийся членом профсоюза, вправе уполномочить орган первичной профсоюзной организации (профком) представлять его интересы во взаимоотношениях с работодателем на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией.

Что же касается формальной стороны дела, то такое уполномочие целесообразно, по нашему мнению, оформить в виде выдачи доверенности в соответствии со ст. 185 Гражданского кодекса РФ. В противном случае, при желании, работодатель может оспорить право органа первичной профсоюзной организации представлять интересы работников, не являющихся членами профсоюза. Если в результате уполномочия количество членов профсоюза и нечленов профсоюза, интересы которых представляет указанный профсоюзный орган, составит большинство работников организации, вступает в силу ст. 372 ТК РФ.

4. Вернемся к тексту абз. 2 ст. 8. В нем сказано, что в случаях, предусмотренных, в том числе, коллективным договором, работодатель при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

В связи с этим обратим внимание читателей на следующее обстоятельство. В различных статьях ТК РФ перечислены локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, которые должен (может) принять работодатель. Эти акты делятся на две группы.

К первой группе относятся акты, которые работодатель должен принять с учетом мнения представительного органа работников, каковым, как правило, является профсоюзный комитет.

Ко второй группе относятся акты, в отношении которых в ТК РФ не сказано, что они должны приниматься с учетом мнения представительного органа работников, т.е. работодатель принимает эти акты, не будучи обязанным обращаться к мнению профкома. Положения абз. 2 ст. 8 дают возможность обязать работодателя принимать акты, отнесенные нами ко второй группе, все или некоторые из них, с учетом мнения профкома. Для этого необходимо внести соответствующую запись в коллективный договор.

5. В соответствии с абз. 3 ст. 8 коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, по согласованию с представительным органом работников. Этим очень важным для профсоюзных органов всех уровней установлением, им целесообразно воспользоваться при ведении переговоров и заключении соглашений всех уровней и коллективных договоров. Отметим, что в тех случаях, когда действие соглашений распространяется на данного работодателя, включить в коллективный договор условие о принятии локальных нормативных актов по согласованию с профсоюзным органом не составит для последнего труда. Если же действие соглашений на организацию не распространяется, то работодатель вправе не согласиться с предложением профсоюзного органа включить соответствующее условие в коллективный договор.

6. Положения ст. 8 следует применять в связи с положениями статей 52 и 53 ТК РФ. Согласно ст. 52 право работников на участие в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы регулируется настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором. В свою очередь, согласно ст. 53 основными формами участия работников в управлении организацией, в том числе, являются:

- учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, коллективным договором;

- проведение представительными органами работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов;

- получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;

- иные формы, определенные настоящим Кодексом, учредительными документами организации, коллективным договором или локальным нормативным актом организации.

Из изложенных выше текстов ст. 52 и 53 следует:

- коллективным договором может быть расширен перечень форм участия работников в управлении организацией, приведенный в ст. 53. Поэтому при очередной разработке коллективного договора профком, являющийся представителем работников, может настаивать на том, чтобы в договор было внесено условие, согласно которому локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, разрабатываются с его участием. Что же касается работодателя (его представителей), то он должен решить, - следует ли соглашаться с таким предложением профкома;

- представительный орган работников, профком, имеет право стать инициатором консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Работодатель не вправе уклоняться от участия в таких консультациях;

- профком имеет право на получение от работодателя информации по вопросам разработки последним локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, и вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;

- работники получают непосредственное, личное право на участие в управлении организацией, если это предусмотрено коллективным договором. Отсюда, в частности, следует, что коллективным договором может быть предусмотрено право общего собрания (конференции) работников на обсуждение проектов локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, их одобрение, отклонение и т.д.

Разработка и принятие локальных нормативных актов - весьма сложный и трудоемкий процесс, к участию в котором привлекаются различные службы и специалисты. Поэтому в организации, у работодателя - индивидуального предпринимателя целесообразно разработать Положение о порядке разработки и принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

Основная цель такого Положения - регламентировать процедуру разработки проектов актов - порядок их принятия и отмены, внесения в них изменений и дополнений, согласования с соответствующими службами, подразделениями, должностными лицами и т.п., определив предварительно подразделения и должностных лиц, ответственных за проведение той или иной работы.

В Положении следует перечислить в соответствии с ТК РФ все случаи, когда трудовые отношения должны или могут регламентироваться соответствующими локальными нормативными актами. Например, обязательно должен быть принят такой локальный нормативный акт, каковыми являются Правила внутреннего трудового распорядка общества (ст. 189 ТК РФ).

Перечисляя в Положении все случаи, при которых должны или могут быть приняты локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, необходимо указать, принимаются ли они с учетом мнения профсоюзного комитета или без учета его мнения, как это предусмотрено соответствующими статьями ТК РФ. В противном случае работники, разрабатывающие акты, могут по забывчивости или незнанию не учесть требования ТК РФ.

Если же коллективным договором, соглашениями предусмотрено принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, по согласованию с представительным органом работников (ст. 8 ТК РФ), то на это обстоятельство необходимо указать в Положении.

Разработчикам актов следует напомнить, внеся соответствующий пункт в Положение, о том, что нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (абз. 4 ст. 8 ТК РФ).

§ 3. О перечне локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, которые согласно ТК РФ принимает работодатель

В настоящем параграфе приводятся и комментируются локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, которые в соответствии с ТК РФ должен или вправе принимать работодатель; указывается, в каких случаях он принимает эти акты с учетом мнения профсоюзного комитета.

1. Как следует из текста статьи 88 "Передача персональных данных работника" ТК РФ работодатель должен принять локальный нормативный акт, регламентирующий порядок передачи персональных данных работника в пределах одной организации. Учета мнения представительного органа работника при принятии указанного акта не требуется.

2. Согласно ч. 4 ст. 94 "Продолжительность ежедневной работы (смены)" ТК РФ продолжительность ежедневной работы (смены) творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, может устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.

В связи с изложенным обратим внимание читателей на то обстоятельство, что действие ч. 4 ст. 94 распространяется на указанных в нем работников, если они включены в перечни категорий этих работников, утверждаемых Правительством РФ. Если же они в такие перечни не включены, то продолжительность ежедневной работы (смены) устанавливается на общих основаниях.

В тех случаях, когда продолжительность ежедневной работы (смены) работников, включенных в указанные перечни, установлена в соответствии с локальным нормативным актом, учета мнения представительного органа работников при принятии такого локального нормативного акта не требуется.

3. В соответствии с ч. 4 ст. 96 "Работа в ночное время" ТК РФ продолжительность работы в ночное время уравнивается с продолжительностью работы в дневное время в тех случаях, когда это необходимо по условиям труда, а также на сменных работах при шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем. Список указанных работ может определяться коллективным договором, локальным нормативным актом.

Следует полагать, что в сложившейся ситуации, при которой допускается выбор варианта порядка утверждения указанного списка, выбор работодателя будет однозначным. Он попытается утвердить список посредством принятия локального нормативного акта, поскольку в абз. 4 ст. 96 не сказано, что этот список должен быть принят с учетом мнения представительного органа работников, каковым, как правило, является профком. Свободный в своих действиях работодатель может составить и утвердить этот список, исходя исключительно из своих соображений.

В интересах же работников целесообразно, чтобы список определялся коллективным договором. При его разработке профком может выдвинуть свои предложения по составу включаемых в него работников, по виду и размерам компенсации, которые они получат за увеличение продолжительности рабочего времени.

4. Согласно ч. 6 ст. 96 "Работа в ночное время" порядок работы в ночное время творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, может устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.

В том случае, если указанный выше порядок определяется локальным нормативным актом, учета мнения представительного органа работников при его принятии не требуется.

Что же касается работников, то им выгодно, чтобы порядок их работы в ночное время - ее продолжительность, механизм учета рабочего времени, компенсации за ночную работу, иные условия труда и отдыха регулировались коллективным договором, но не локальным нормативным актом или соглашениями сторон при заключении трудовых договоров. Если же при заключении новых трудовых договоров кому-то будет установлен более благоприятный порядок работы в ночное время, чем тот, который определен коллективным договором, то это не приносит вреда основной массе работников.

5. Текстом абзаца 3 ст. 103 "Сменная работа" предусмотрено, что при составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного органа работников. Графики сменности, как правило, являются приложением к коллективному договору. Казалось бы, все ясно. Работодатель принимает локальный нормативный акт-график (графики) сменности с учетом мнения представительного органа работников.

Однако последнее предложение абз. 3 ст. 103, - графики сменности, как правило, являются приложением к коллективному договору, - открывает перед профкомом возможность перевести отношения с работодателем по этому вопросу в русло коллективных переговоров при разработке коллективного договора. Перевести в ту сферу, в которой профком выступает равноправной стороной, а не просто высказывает свое мнение, которое может быть не услышано работодателем. К тому же работодатель обязан учитывать мнение не всякого профсоюзного комитета, а только такого, который представляет интересы всех или большинства работников данной организации (ст. 372 ТК РФ).

Вместе с тем следует иметь в виду, что словосочетание "как правило" на деле означает, что графики сменности могут не быть приложением к коллективному договору. Отсюда задача-минимум профкома - получить согласие работодателя на то, чтобы графики сменности стали приложением к коллективному договору, имея в виду, что тогда графики будут составляться в договорном порядке. Со своей стороны работодатель может отказаться включить графики в коллективный договор в качестве приложения или предложить, чтобы графики стали таким приложением после их утверждения "с учетом мнения", что вытекает, хотя и с известными оговорками, из текста абз. 3 ст. 103.

6. В соответствии со ст. 105 ТК РФ на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых не одинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

В связи с изложенным возникает вопрос, - о каком локальном нормативном акте идет речь в статье 105? Дело в том, что согласно ст. 189 ТК РФ "Дисциплина труда и трудовой распорядок организации" режим работы и время отдыха регламентируются правилами внутреннего трудового распорядка. Отсюда следует, что порядок разделения рабочего дня на части может быть предусмотрен, если в этом есть необходимость, правилами внутреннего трудового распорядка организации. Профком, со своей стороны, заинтересован в этом, поскольку перед ним открывается возможность при принятии порядка разделения рабочего дня на части избежать его утверждения работодателем, который может и не учесть мнение профкома.

Такая возможность открывается потому, что согласно ст. 190 ТК РФ правила внутреннего трудового распорядка организации, как правило, являются приложением к коллективному договору. А раз так, профкому целесообразно настоять на том, чтобы упомянутые правила стали составной частью коллективного договора с тем, чтобы ввести их утверждение в рамки переговорного процесса.

7. Абзацем 2 ст. 116 "Ежегодные оплачиваемые дополнительные отпуска" предусмотрено, что работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Работодатель может по своему мнению принять или не принять такой локальный акт. Со своей стороны, профком может перенести рассмотрение вопроса об установлении дополнительных отпусков в область колдоговорной практики, ссылаясь при этом на положения ст. 41 "Содержание и структура коллективного договора" ТК РФ. Согласно ст. 41 содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя, в том числе и по вопросам рабочего времени, и времени отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков.

Отметим, что профком вправе вносить предложения об установлении для работников именно дополнительных отпусков, но не об установлении им основного оплачиваемого отпуска продолжительностью более 28 календарных дней. Дело в том, что согласно ст. 115 "Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска" ТК РФ ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) устанавливается работникам в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

8. В соответствии со ст. 123 "Очередность предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков" ТК РФ очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее, чем за две недели до наступления календарного года в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов. То есть с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющей интересы всех или большинства работников данного работодателя.

9. Статьей 124 "Продление или перенесение ежегодного оплачиваемого отпуска" ТК РФ предусмотрено, что ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника, в случаях:

- временной нетрудоспособности работника;

- исполнения работником во время ежегодного оплачиваемого отпуска государственных обязанностей, если для этого трудовым законодательством предусмотрено освобождение от работы;

- в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством, локальными нормативными актами.

В связи с изложенным отметим, что приказ (распоряжение) работодателя о продлении или перенесении срока отпуска данного работника локальным нормативным актом не является. Поэтому учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в данных случаях не требуется. Вместе с тем нельзя не обратить внимание на то обстоятельство, что из текста ст. 124 ТК РФ следует, что в тех случаях, когда правовые основания продления очередного отпуска не определены ни ТК РФ, ни иными законами, они могут быть установлены локальными нормативными актами. При разработке акта целесообразно иметь в виду, что предоставляя работодателю право принять локальный нормативный акт, расширяющий количество случаев, при которых отпуск должен быть продлен, ст. 124 обязывает перечислить его эти случаи.

10. Согласно ст. 135 "Установление заработной платы" системы оплаты ставок, окладов должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

11. В соответствии с ч. 4 ст. 153 "Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни" оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, может определяться на основании коллективного договора, локального нормативного акта, трудового договора.

В ч. 4 ст. 153 приведены три возможных варианта установления оплаты труда в выходные и нерабочие праздничные дни. В указанных целях возможно использование, во-первых, трудового договора.

Во-вторых. Оплата труда определяется на основании коллективного договора.

В-третьих. Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни указанных в ст. 153 работников определяется локальными нормативными актами, принимаемыми работодателем. В этом случае следует иметь в виду, что согласно ст. 135 ТК РФ системы оплаты и стимулирования труда, в том числе повышение оплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, устанавливается работодателем, в том числе путем принятия локального нормативного акта с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

12. Согласно ст. 154 "Оплата труда в ночное время" каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

13. В соответствии со ст. 159 ТК РФ работникам гарантируется применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором.

Таким образом, применение систем нормирования труда - обязательно. Системы нормирования труда определяются работодателем локальным нормативным актом, принятым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, или устанавливаются коллективным договором.

14. Как следует из текста ст. 162 "Введение, замена и пересмотр норм труда" ТК РФ локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

15. Согласно ст. 168 "Возмещение расходов, связанных со служебной командировкой" ТК РФ порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.

Как следует из текста ст. 168, локальный нормативный акт, определяющий порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, принимается работодателем без учета мнения профкома, иного представительного органа работников.

В свою очередь ст. 168 предусмотрено, что размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.

Указанные локальные нормативные акты принимаются работодателем без учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

16. Статьей 189 "Дисциплина труда и трудовой распорядок" ТК РФ предусмотрено, что трудовой распорядок организации определяется правилами внутреннего трудового распорядка.

Правила внутреннего трудового распорядка - локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами:

- порядок приема и увольнения работников;

- основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора;

- режим работы;

- время отдыха;

- применяемые к работникам меры поощрения и взыскания;

- иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.

Согласно ст. 190 "Порядок утверждения правил внутреннего трудового распорядка" ТК РФ правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

Правила внутреннего трудового распорядка, как правило, являются приложением к коллективному договору.

При разработке Правил необходимо иметь в виду, что согласно ряду статей ТК РФ в них следует включить еще несколько положений.

1) Согласно ч. 2 ст. 22 "Основные права и обязанности работодателя" в Правилах могут быть определены сроки выплаты заработной платы.

2) В соответствии со ст. 104 "Суммированный учет рабочего времени" порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.

3) Статьей 108 "Перерывы для отдыха и питания" предусмотрено, что в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.

Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.

На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

4) Как следует из текста ст. 109 "Специальные перерывы для обогревания и отдыха", на отдельных видах работ предусматривается предоставление работникам в течение рабочего времени специальных перерывов, обусловленных технологией и организацией производства и труда. Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации.

5) Согласно статье 111 "Выходные дни" общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации.

У работодателей, приостановка работы у которых в выходные дни невозможна по производственно-техническим и организационным условиям, выходные дни предоставляются в различные дни недели поочередно каждой группе работников согласно правилам внутреннего трудового распорядка.

6) В соответствии со ст. 119 "Ежегодный дополнительный отпуск работникам с ненормированным рабочим днем" работникам с ненормируемым рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трех календарных дней.

7) Как следует из текста абз. 5 ст. 136 "Порядок, место и сроки выплаты заработной платы", заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

17. Согласно ч. 3 ст. 196 "Права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров" формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяется работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов. То есть с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Как следует из приведенного текста, формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются локальным нормативным актом.

18. В соответствии с ч. 2 ст. 212 "Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда" работодатель обязан обеспечить разработку и утверждение с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст. 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

19. Частью 2 ст. 212 предусмотрено, что работодатель обязан обеспечить наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, в соответствии со спецификой своей деятельности.

Исходя из приведенного текста, можно полагать, что перечень таких нормативных актов, содержащих требования охраны труда, должен быть определен особым локальным нормативным актом организации.

20. Абзацем 1 ст. 301 "Режимы труда и отдыха при работе вахтовым методом" предусмотрено, что рабочее время и время отдыха в пределах учетного периода регламентируются графиком работы на вахте, который утверждается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном ст. 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, и доводится до сведения работников не позднее чем за два месяца до введения его в действие.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   65


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница