Майсак Надежда Васильевна, доцент кафедры конфликтологии и организационной психологии рабочая программа



Скачать 194.44 Kb.
Дата26.06.2016
Размер194.44 Kb.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Астраханский государственный университет»






УТВЕРЖДАЮ

На совете факультета психологии


Протокол № 15 от 01.07.2015 г.

Декан факультета психологии

_____ Б.В. Кайгородов


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Психология воспитания

Направление подготовки: 37.06.01 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ


Направленность (профиль): педагогическая психология

Квалификация (степень) выпускника: Исследователь. Преподаватель-исследователь

Форма обучения   заочная

Астрахань - 2015 г.

Программа разработана на основе: ФГОС по направлению

37.06.01 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Направленность (профиль) – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Уровень высшего образования. Подготовка кадров высшей квалификации

Разработчик:

Майсак Надежда Васильевна,

доцент кафедры конфликтологии и организационной психологии

Рабочая программа обсуждена

на заседании кафедры общей и когнитивной психологии

Протокол № 1 от 24.06.2015 г.

Зав. кафедрой О.А. Халифаева

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель освоения дисциплины «Психология воспитания»: развитие у аспирантов направленности на самовоспитание и саморазвитие; формирование умений и навыков воспитания личности как индивидуальности и члена коллектива.

Задачи освоения дисциплины «Психология воспитания»:

А) сформировать умения и навыки психолого-педагогической деятельности;

Б) сформировать основы профессиональной деятельности преподавателя-исследователя.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО:

2.1. Учебная дисциплина (модуль) «Психология воспитания» относится к циклу дисциплин, направленных на приобретение общепрофессиональных компетенций и подготовку к преподавательской деятельности.

2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности, формируемые предшествующими дисциплинами, такими как: Педагогика, Общая психология, Педагогическая психология, Социальная психология, Психология личности.

Знания: психологических основ воспитания личности.

Умения: воспитывать личность в группе и через группу.

Навыки и (или) опыт деятельности: педагогическая деятельность с разными возрастными категориями граждан.

2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной: Педагогика и психология, Педагогика и психология высшей школы.
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ):

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО (уровень подготовки кадров высшей квалификации) и ОП ВО по данному направлению подготовки (специальности): универсальные, общепрофессиональные и профессиональные.




Код и наименование компетенции

Результаты освоения дисциплины

знать

уметь

владеть

УК-5 - способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития

Технологии, приемы и способы профессионального и личностного развития

Использовать технологии, применять приемы и способы профессионального и личностного развития

Технологией саморазвития, приемами и способами профессионального и личностного развития

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) «Психология воспитания»

Общая трудоемкость дисциплины «Психология воспитания» составляет 4 зачетных единицы, на ее изучение отводится 144 часа. Из них: 6 ч. аудиторных занятий (2 лек. и 4 сем./практ.) и 138 часов самостоятельной работы студентов.

Дисциплина «Психология воспитания» является дисциплиной блока Б.1.В.01.03 - Профессиональный цикл. Вариативная часть. Освоение аспирантами данной дисциплины проходит в 4 семестре. Форма итогового контроля знаний – зачет (4 семестр).


п/п


Наименование радела (темы)

Семестр

Неделя семестра

Контактная работа

(в часах)



Самостоят. работа

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)



Л

ПЗ

ЛР

ГК

ИК

АИ

1

Тема 1. Воспитание как категория педагогики.

4




1

1













46

Конспекты лекций, работа с научно-методической литературой, участие в коллоквиуме

2

Тема 2. Психологические основы воспитания.

4




1

1













46

Работа с научно-методической литературой. Рассмотрение вопросов семинара; проверка самостоятельной работы студента.

Контрольная работа № 1.

3

Тема 3. Психологическая компетентность педагога.

4







2













46

Работа с научно-методической литературой. Рассмотрение вопросов семинара; проверка самостоятельной работы студента.

Контрольная работа № 2.

4

Итого:

4




2

4













138

Зачет

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Воспитание как категория педагогики.

Триединство воспитания, обучения и развития как основных категорий педагогики. Задачи и принципы воспитания.

Модели воспитания. Методы и стили воспитания.

Основы воспитания личности как индивидуальности. Воспитание в коллективе и через коллектив.

Литература: 1, с. 5 87.
Тема 2. Психологические основы воспитания.

Психологические задачи воспитания: формирование толерантности, личностной автономии и способности к самостоятельному выбору.

Технологии, методы, приемы и способы воспитания личности.

Феномены воспитания: феномен выученной беспомощности; феномен запрограммированного сознания; феномен психологической уязвимости [1, с. 79-87].

Литература: 1, с. 79-124.
Тема 3. Психологическая компетентность педагога.

Возрастные особенности разных категорий обучающихся. Психологические задачи, решаемые на каждом этапе взросления. Личностные особенности обучающихся, требующие психологической поддержки. Психологическая поддержка группы и личности в группе.

Литература: 1, с. 125 159.
Тематика семинарско-практических занятий
Семинар № 1

Тема 1. Воспитание как категория педагогики.

Вопросы к семинару:



  1. Воспитание как одна из основных категорий педагогики.

  2. Триединство воспитания, обучения и развития личности.

  3. Задачи и принципы воспитания.

  4. Модели воспитания.

  5. Методы воспитания.

  6. Стили воспитания.

  7. Основы воспитания личности как индивидуальности.

  8. Воспитание в коллективе и через коллектив.

Литература: [1, с. 5 87].
Семинар № 2

Тема 2. Психологические основы воспитания.

Вопросы к семинару:



  1. Формирование толерантного сознания как психологическая задача воспитания.

  2. Формирование личностной автономии как психологическая задача воспитания.

  3. Формирование способности к самостоятельному выбору как психологическая задача воспитания.

  4. Технологии, методы, приемы и способы воспитания личности.

  5. Выученная беспомощность как феномен воспитания.

  6. Запрограммированное сознание как феномен воспитания.

  7. Психологическая уязвимость как феномен воспитания.

Литература: [1, с. 91-124].
Семинар № 3

Тема 3. Психологическая компетентность педагога.

Вопросы к семинару:



  1. Возрастные особенности разных категорий обучающихся.

  2. Психологические особенности младших школьников.

  3. Психологические особенности подростков.

  4. Психологические особенности старшеклассников и юношества.

  5. Психологические особенности обучающихся студентов.

  6. Психологические особенности акмеологического этапа.

  7. Психологические задачи, решаемые на каждом этапе взросления.

  8. Личностные особенности обучающихся, требующие психологической поддержки.

  9. Психологическая поддержка группы и личности в группе.

  10. Группа как источник психологической травмы личности.

Литература: [1, с. 125 159].
Практическое занятие № 1 к Теме № 1

  1. Изучение стратегий и тактик (моделей) воспитания. Освоение методики АСВ (Анализ семейного взаимодействия) Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкаса. Выявление деструктивных тактик обращения с детьми.


Практическое занятие № 2 к Теме № 2

Выявление в деловой игре (с использованием бросового и природного материала) симптомов выученной беспомощности, запрограммированного сознания и психологической уязвимости.


Практическое занятие № 3 к Теме № 3

Креативная игра «Счастливый случай» в освоении методов, приемов и способов психологической работы с личностью воспитанника, нуждающегося в психологической поддержке.




Темы,
разделы
дисциплины

Кол-во
часов

Компетенции (указываются компетенции перечисленные в п.3)

Σ

общее количество компетенций

































Тема 1

4

УК-5




























1

Тема 2

4

УК-5




























1

Тема 3

4

УК-5




























1


Самостоятельное изучение разделов дисциплины:

Номер радела (темы)

Темы/вопросы, выносимые на самостоятельное изучение

Кол-во

часов


Тема 1

Основы воспитания личности как индивидуальности. Воспитание в коллективе и через коллектив.

40

Тема 2

Технологии, методы, приемы и способы воспитания личности.

40

Тема 3

Психологические задачи, решаемые на каждом этапе взросления. Личностные особенности обучающихся, требующие психологической поддержки.

40

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ



Формы

Описание

1

Лекция

Устная передача информация с использованием средств наглядности

2

Семинар

Совместное обсуждение вопросов, поиск решения проблем

3

Обучение с применением ИКТ

Представление осваиваемого содержания в сочетании с визуально-образной и графической информацией

4

Кейс-стади

Всесторонний анализ ситуаций, сложившихся в той области деятельности, в которой обучаемый повышает свою компетентность

5

Мини-тренинг

Практическое освоение требуемых профессией навыков

6

Деловая игра

Моделирование различных сторон деятельности специалистов

7

Креативная игра

Отыскание на основе метафоры оригинального способа решения проблем, возникающих в реальной ситуации профессиональной деятельности

8

Ролевые игры

Обучаемый выполняет закрепленную за ним роль в ситуациях, определенных сюжетом игры

9

Игромоделирование

  • моделирование в условиях игры различных форм безопасного взаимодействия персонала с учетом соответствующих критериев профессиональной деятельности;

  • сценарирование и пересценарирование деятельности в рамках решения практических, консультационных, исследовательских, учебных, культурных, диагностических задач и проблем;

  • обеспечение возможности осуществления созданной модели в реальности;

  • исследование в условиях квазипрофессиональной деятельности сопутствующих ей конфликтов общения и коммуникации.

10

Коучинг (наставничество)

Индивидуальное или групповое воздействие опытных сотрудников на начинающих с целью профессионального совершенствования. Обучение и развитие специалистов в направлении личностно-профессионального роста для достижения нормы.

11

Обучение посредством рефлексии действий

«Разбор полётов» для анализа ошибок, выработки продуктивных решений и планирования мероприятий по совершенствованию деятельности организации

12

Мозговой штурм

Сбор идей без их критики, разбор и принятие решения

13

Коллоквиум

Научное собрание как форма проверки и оценивания знаний студентов благодаря слушанию и обсуждению их докладов

14

Квази-профессиональная деятельность

Участие в групповой работе (в микрогруппах и парах) по выработке профессионально важных качеств на разных этапах деятельности.

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины: чтение основной и дополнительной литературы для подготовки к семинарам и выполнения контрольных работ; умение создавать самим и анализировать «продукты деятельности» участников воспитательно-образовательного процесса; написание эссе на тему «Самый лучший педагог в моей жизни» (или др.).

СООТВЕТСТВИЕ ЭТАПОВ (УРОВНЕЙ) ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ

ПЛАНИРУЕМЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И КРИТЕРИЯМ ИХ ОЦЕНИВАНИЯ



Этап (уровень) освоения компетенции

Планируемые результаты обучения

(показатели достижения заданного уровня освоения компетенций)



Критерии оценивания результатов обучения

1

2

3

4

5

УК-5 - способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития

Первый этап (уровень):

способен планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития



Владеть (BI УК–5):

технологией саморазвития, приемами и способами профессионального и личностного развития



Не владеет

Наличие существенных ошибок в процессе планирования и решения задач собственного профессионального и личностного развития

Демонстрирует отдельные и не систематизированные навыки планирования и решения задач собственного профессионального и личностного развития

Демонстрирует навыки критической оценки способности планирования и решения задач собственного профессионального и личностного развития

Способен самостоятельно и критически оценивать способности к планированию и решению задач собственного профессионального и личностного развития

Уметь (УI УК–5):

использовать технологии, применять приемы и способы профессионального и личностного развития



Не умеет

Не способен использовать технологии, применять приемы и способы профессионального и личностного развития

Демонстрирует отдельные умения использования технологий и применения приемов и способов профессионального и личностного развития

Демонстрирует умения использования технологий и применения приемов и способов профессионального и личностного развития

Умеет самостоятельно использовать технологии, применять приемы и способы профессионального и личностного развития

Знать (ЗI ОПК–8):

технологии, приемы и способы профессионального и личностного развития



Не знает

Испытывает сложности с описанием приемов и способов профессионального и личностного развития

Демонстрирует знание отдельных методов и способов профессионального и личностного развития

Имеет четкое представление о методах и способах профессионального и личностного развития

Имеет системное представление о методах и способах профессионального и личностного развития

Задания для самостоятельной работы студентов: Необходимо самостоятельно изучить и законспектировать учебную информацию по следующим темам:

  1. Психологический объект воспитания.

  2. Прогнозирование личностью образа своего идеального будущего.

  3. Смысловая сфера личности как психологический объект воспитания.

  4. Интолерантность в деятельности педагога.

  5. Коррекция экстрапунитивных реакций педагога как профилактика профессионально-личностных деформаций.

  6. Стресс-менеджмент среди педагогов.

  7. Формирование педагогом психологической культуры группы, школьного и студенческого коллектива.


Контрольная работа №1

Задание для студентов:

Написать эссе на тему «Самый значимый педагог в моей жизни» или «Личность Учителя с большой буквы».
Контрольная работа №2

Задание для студентов:



На основе рассказа О’Генри «Дороги, которые мы выбираем» обоснуйте основные предикторы нормативного и деструктивного развития личности вследствие дефектов воспитания.
Вопросы к зачету:

  1. Психология воспитания как научная дисциплина.

  2. Воспитание как одна из основных категорий педагогики.

  3. Триединство воспитания, обучения и развития личности.

  4. Задачи и принципы воспитания.

  5. Модели воспитания.

  6. Методы воспитания.

  7. Стили воспитания.

  8. Основы воспитания личности как индивидуальности.

  9. Воспитание в коллективе и через коллектив.

  1. Формирование толерантного сознания как психологическая задача воспитания.

  2. Формирование личностной автономии как психологическая задача воспитания.

  3. Формирование способности к самостоятельному выбору как психологическая задача воспитания.

  4. Технологии, методы, приемы и способы воспитания личности.

  5. Выученная беспомощность как феномен воспитания.

  6. Запрограммированное сознание как феномен воспитания.

  1. Психологическая уязвимость как феномен воспитания.

  2. Возрастные особенности разных категорий обучающихся.

  3. Психологические особенности младших школьников.

  4. Психологические особенности подростков.

  5. Психологические особенности старшеклассников и юношества.

  6. Психологические особенности обучающихся студентов.

  7. Психологические особенности акмеологического этапа.

  8. Психологические задачи, решаемые на каждом этапе взросления.

  9. Личностные особенности обучающихся, требующие психологической поддержки.

  10. Психологическая поддержка группы и личности в группе.

  11. Группа как источник психологической травмы личности.


7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
А) Основная литература:

  1. Пастернак Н.А. Психология воспитания: учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Академия, 2008. – 224 с. (в библиотеке АГУ   5 экз.).

  2. Бадмаев Б.Ц. Психология воспитания // Психология в работе учителя. В 2-х частях. Психологический практикум для учителя. – М., 2000. (на абонементе – 2 экз.).


Б) Дополнительная литература:

  1. Бенедиктов Б.А., Бенедиктов С.Б. Психология воспитания и обучения в высшей школе. – М., 1983. (в библиотеке АГУ   5 экз.).

  2. Кайгородов Б.В. Воспитательная деятельность: методология, содержание, технологии: Монография. – Астрахань, 2001. – С. 160-171. (1 экз. в редком фонде библиотеки АГУ).


В) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

  1. Перечень научных журналов:

http://elibrary.ru/org_titles.asp?orgsid=976

http://www.koob.ru/

http://www.psyfaq.ru

  1. Майсак Н.В. О творожной запеканке и стратегиях родительского воспитания// http://www.b17.ru/article/24621/

  2. Майсак Н.В. Креативная игра “Счастливый случай” как инструмент разрешения проблем малой группы // http://www.b17.ru/article/24441/

  3. Майсак Н.В. О подготовке детей к школе и пластиковых крышечках // http://www.b17.ru/article/34126/


8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) включает: компьютер, проектор, Интернет, бросовый материал для квазипрофессиональной деятельности в процессе игромоделирования.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 37.06.01 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. Профиль «педагогическая психология».
Разработчик: к. психол. наук, доцент Майсак Надежда Васильевна



База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница