Марьясова Елена Анатольевна Трансформация образов женщины в российской культуре: философско-антропологический анализ



страница1/6
Дата30.04.2016
Размер1.63 Mb.
  1   2   3   4   5   6
ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный
национальный исследовательский университет»

На правах рукописи

Марьясова Елена Анатольевна
Трансформация образов женщины в российской культуре:

философско-антропологический анализ
09.00.13 – Философская антропология, философия культуры
Диссертация

на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Научный руководитель:

доктор философских наук, доцент

Т.И. Липич


Белгород-2016


СОДЕРЖАНИЕ


Введение

3


Глава I. Образы женщины в традиционной русской культуре

14


1.1. Реконструкция и типология образов женщины в традиционно-нормативных отношениях

17


1.2. Доминирующие образы женщины в русском культуре

XIX – начала XX веков


59



Глава II. Эволюция образов женщины в отечественной культуре ХХ столетия

75


2.1. Трансформация образа женщины в советском проекте отечественной культуры

76


2.2. Образы женщины в постсоветский период отечественной культуры

98



Заключение

117


Библиография

126









Введение

Актуальность темы исследования. В связи с развёртыванием интегративных процессов в мировом сообществе, носящих признаки глобализации на различных уровнях взаимодействия культурно-цивилизационных систем, «вскрываются» механизмы регулирования социальных отношений, в том числе и в сфере института семьи. Новое гендерное переформатирование общественных структур и культурных кодов во многом затрагивает интересы женщин, поскольку семье порой отводится роль «гендерного насилия», с которым якобы необходимо бороться.

В реалиях ускоряющегося культурного времени существенным для обывателя и достаточно болезненным становится трансформация повседневных практик межличностных коммуникаций в системе «мультикультурализма», в том числе и между полами, привносящая зачастую амбивалентные коррективы в содержание устоявшихся в традиционной отечественной науке и философии понятий «феминность» и «маскулинность». Соотнесение результатов гендерных исследований в русле постмодернистской концепции социально-гуманитарных наук с фактами европейских «экспериментальных» практик по «обнулению гендера» позволяет иначе взглянуть на проблему идентичности индивидуума в современных социокультурных условиях. «Оженствление мальчиков» и «омужение девочек» поощряется гендерной идеологией политкорректности, определяющей пол как конструкт, которым можно распоряжаться по своему усмотрению. Привлекательность такой идеологии обусловлена аналогией с идеей бесклассового общества, стремящегося к равенству всех людей, но в котором большая справедливость возможна при осуществлении «равенства» между мужчиной и женщиной. Подобное «окультуривание» гендерной почвы рождает моду на транссексуальность и изменение пола: равенство между мужчиной и женщиной сводится к абстрактному тождеству и такое единообразие разрушает человечность, сутью которой является индивидуальность и уникальность. Иными словами, каждая личность сама по себе имеет равную ценность, но мы вовсе не одинаковы.

Перенос указанной проблематики на явления культурной жизни российского общества, рассмотренные в исторической динамике, обуславливает перемещение вектора философствования на аспект наличия целостностого образа идентичности, в частности, «образа женщины». В силу данных особенностей актуальным представляется реконструкция образа женщины в русской культуре. Образ женщины многогранен и динамичен, в его основе лежат различные, нередко диаметрально противоположные взгляды на природу женщины, её характер, место и роль в жизни общества.

Выявление факторов, обуславливающих трансформацию образа женщины в русской культуре и влияющих на форму саморепрезентации и самореализации женщины, а также уточняющих категории, в которых осмысливается женская личность и формируется образ женщины, в результате данного диссертационного исследования будет иметь научную значимость и практическую значимость.



Степень научной разработанности проблемы. Истоки «женской антропологии» мы находим в попытках выявить различные аспекты ментальности пола Платоном, Аристотелем, И. Кантом, А. Гумбольдтом, И.Фихте, Г.В. Гегелем, Ж.-Ж. Руссо, А. Шопенгауэром. В неклассической философской традиции подобный дискурс имеет развитие в работах Ф.Ницше, З. Фрейда, К. Юнга, Ч. Ломброзо. Исследование жизненного мира женщины в гендерных исследованиях в аспекте различия множественности «маскулинностей» и «феминностей» посвящены работы Р. Коннелла (R. Connell), Дж. Батлер (J. Butler), Л. Иригарэ (L. Irigary).

Специфика доминирирующих образов русской женщины с точки зрения исторической антропологии с опорой на исторические документы занимает значительное место в работах отечественных мыслителей: В.С. Соловьёва, Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, Н.И. Костомарова, Е.И.Забелина, Б.А. Романова и др. С точки зрения исторической науки женский образ является объектом исследования исключительно в определённые отрезки времени. В трудах выдающихся русских философов и писателей XIX-ХХ веков (Н.Г. Чернышевский, А.С. Хомяков, А.И. Герцен, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьёв, Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, М.А. Булгаков и др.) женщина представлена, с одной стороны, воплощением мировой любви, души и соратником мужчины, а с другой – активным участником социальных событий, в свете приобретения прикладных профессий и получения образования.

Особое место в осмыслении роли женщины в политической борьбе в революционное время занимают исследования современниц происходящих в обществе событий: А.М. Коллонтай, Н.К. Крупской, К. Цеткин, А.В. Артюхиной, К.Н. Самойловой, А.Н. Шабановой. Вопросы сексуальной морали в постреволюционное время отражены в работах Н.Б. Лебиной. Социальнозначимым является в российском обществе образ женщины как участницы военных действий в период Великой Отечественной войны, так и труженицы в мирное время. Это обуславливается тем фактом, что проблема женщины в армии не рассматривалась в советские времена, или полностью отсутствовала. Данной теме посвящены статьи и работы О.В. Рябова, Н.В. Барсуковой, Н.И. Непочетой, А.И. Смирнова. О формах деятельности женщины вне семьи и ее положительной роли в развитии социализма мы находим в отчётах о решении женского вопроса П.М. Чиркова, К.Е. Климанской, В.И. Исаева, описывающих в основном региональный опыт и обосновывающих производность постановки женского вопроса от характера общественного движения.

В 90-е годы XX века опубликованы результаты историко-социологических исследований российских ученых, включающие реальные факты решения женского вопроса в Советском Союзе. Положению женщины в Советском обществе посвятили свои работы С.И. Голод, И.C. Кон, Ю.В. Градскова, А.И. Черных, Е.Б. Груздева, Э.С. Чертихина. Важное значение для нашего исследования имели работы в русле психологического знания, где современная женщина рассматривается как субъект общества. Можно отметить как классические исследования Л.С. Выготского и его школы, Ю.М. Лотмана, так и более современные А.Ю. Кудиновой, В.А. Перегудиной, Л.В. Паруковой, Е.А. Тетерлевой, Т.В. Барминой, Л.В. Осиповой, К.М. Шуляевой, М.Ю. Чибисовой, Е.Б. Станковской, Е.А. Толчинской.

Разумеется, мы опирались на результаты гендерной проблематики, активно разрабатываемой российскими учеными Е.В. Анисима, А.Я. Гуревичем, Т.Ю. Дашковой, И.С. Коном, О.Ф. Кудрявцевой, Н.Л. Пушкаревой, Л.П. Репиной, М.Я. Сюзюмовой и других существенны в реконструкции семейных и трудовых компонентов, определяемых распределением социальных ролей, общей культурной и политической ситуацией. На современном этапе, женщина в большей степени занимает маскулинизированные позиции и такая трансформация гендерных ролей расшатывает прежние стереотипные представления о женщине, что, в свою очередь, расширило интерес современной гуманитарной науки к российской женщине не только как субъекту, но и объекту в различных социальных ситуациях и исторических отрезках.

Технологиям проецирования общественных отношений посредством рекламных продуктов посвящены работы П.В. Мусиец, О.Ю. Руденко, Е.С. Руденко. В данных исследования отмечается возможность переноса репрезентируемых рекламой стилей поведения в реальную жизнь, хотя в гносеологическом аспекте условия для транформации образа женщины в силу вымысла, родственного такой разновидности познающей мысли как допущение, носят символическое значение, и подвержен расслоению на группы: женщина – домохозяйка, женщина – сексуальный объект, беззаботная девушка, бизнес-леди. Исследования становления женской личности в плане самореализации в современном мире политики и бизнеса отражены в трудах Н.А. Петровой, С.В. Бацановой, Ю.А.Черноситова-Усиченко, О.К. Исаченко, М.О. Шамсутдиновой, Л.Г. Куликовой, Н.Р. Галиакберовой, Ж.В. Гербач, С.К. Арслановой, Л.А. Варнаковой. В данных исследованиях мы находим понимание роли женщины в обществе, имеющую иную, нежели мужчина, функцию, и анализ ситуации и мотивов, когда женщины были вынуждены брать на себя мужские роли в обществе с последней четверти XX века по настоящее время.

Философско-антропологическая и философско-культурологическая категоризация гендерной проблематики в отечественной литературе, в которой анализируются различные аспекты феномена человека в истории культуры, представлена в трудах Б.Т. Григорьяна, П.С. Гуревича, М.С. Кагана, С.М. Климовой, Н.С. Морохоевой, Н.В. Мотрошиловой, В.Л. Рабиновича, А.М. Руткевича, А.М. Страхова, О.С. Суворовой, В.А.Подороги и других.

Вместе с тем, отношение к положению женщины и ее самооценке в обществе неоднозначно как со стороны самого общества, так и в процессе описания его со стороны социогуманитарного знания философии, истории, социологии и других наук. Система межличностных отношений, заложенная в патриархальном прошлом, обуславливалась общественной практикой, предполагавшей определенные культурные убеждения женщины и религиозные ценности. Современное исследование жизненного мира женщины на любом историческом отрезке, немыслимо без гендерных исследований, представленных в мировой литературе по теме исследования. Остается дискуссионным и вопрос о формах самопрезентации и самореализации женщины и категориях, в которых осмысливается женская личность и формируется доминирующий образ женщины. Многие исследования, относящиеся к рассмотрению образов женщин, проводились на определённых временных этапах и освещались с точки зрения политической и идеологической конъюнктуры.



Это создаёт научную базу для дальнейших исследований и философского понимания «образа женщины» на обширном материале русской культуры. Отсутствие целостного философско-культурологического и философско-антропологического рассмотрения данной проблемы обусловило необходимость данного исследования.

Объект исследования: гендерные архетипы традиционной и современной русской культуры.

Предмет исследования: образы женщины в традиционной и современной русской культуре.

Цель диссертационного исследования: философско-антропологическая реконструкция особенностей трансформации образов женщины, отраженных в гендерных стереотипах традиционной и современной отечественной культуры и характеризующих культурно-феминистскую типологию.

Достижение данной цели соискателем реализуется через постановку и решение следующих исследовательских задач:

– выявить специфику гендерных архетипов и их влияние на развитие образов женщины в период традиционно-нормативных отношений;

– раскрыть категориальные структуры восприятия образов женщины в русской культуре на рубеже XIX-XX веков;

– обосновать особенности образов женщины в советском проекте отечественной культуры;

– определить основные факторы трансформации образов женщины в постсоветский период российской культуры.



Теоретико-методологические основы исследования составили законы и категории философии, принципы социокультурной обусловленности научного познания, объективности, историзма, структурности, системности, единства исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному, связанные с диалектическим методом, что связано с обоснованием идеи конкретно-исторического развития доминирующих образов русской женщины.

В качестве теоретической основы диссертационного исследования используются современные достижения в области философской антропологии и философии культуры, а также теоретические результаты в области человекознания отечественных и зарубежных ученых.

Конкретно-исторический подход потребовал принимать во внимание социально-политические, правовые, экономические, духовно-нравственные факторы, определявшие положение и роль русской женщины в обществе. Диахронический метод позволяет изучить проблему в контексте определенного исторического временного среза. На основе метода ретроспективного анализа прослеживается история развития философско-антропологических трактовок формирования доминирующих образов женщины, а также идеи социальной модели женщины в обществе. Компаративный подход в диссертации определил сравнение позиций разных авторов, развивающих антропологический дискурс в феминистской проблематике. Особенно важен биографический метод при рассмотрении образов русской женщины на переломных этапах в жизни российского общества.

Опора на принципы толерантности и объективности связана с обосновыванием необходимости взаимного уважения полов и сочетания в современном российском обществе традиционных и модернистских ценностей в определении положения и роли женщины в обществе и культуре.



Научная новизна исследования:

1. Выявлено влияние гендерных архетипов на развитие аксиологии женской личности в эпоху традиционно-нормативных и маргинальных (переходных) отношений, что позволило провести условную типологизацию образов женщины в силу их антиномичности в традиционной русской культуре.

2. Обосновано, что доминирующие образы русской женщины в отечественной культуре XIX – начала ХХ веков формировались под влиянием смысловых дискурсов и коммуникаций либерально-модернистского толка, что позволило проанализировать маргинальные аспекты женского поведения с позиций повседневных норм этого времени.

3. Дана философско-культурологическая экспликация социальнозначимых аспектов образа женщины в советском проекте отечественной культуры, что позволило проанализировать переходный процесс дезорганизации брачно-семейного уклада от церковного брака до семьи-ячейки общества.

4. Определены философско-культурологические особенности становления образа российской женщины в постсоветский период отечественной культуры, что позволило проанализировать специфику усвоения сконструированных западных образцов поведения в формах аксиологии убеждений эманиспированных женщин, определяющих доминирующие феминистские культурные практики.

Положения, выносимые на защиту:

1. В мировоззренческой системе периода традиционно-нормативных и маргинальных (переходных) отношений в русской культуре понятие «образ» имеет огромную семантическую нагруженность, выполняя роль структурного принципа, в котором отражена архетипичная целостность культуры. Образ женщины несёт не только символическую нагрузку, являясь формой отражения жизни и способом её освоения, но и в семиотическом аспекте становится средством смысловой коммуникации в рамках данной культуры. В этой системе координат типологизация образов женщин в силу идеализации общего сохраняет свою пластическую выразительность и антиномичность в традиционной русской культуре. Вместе с тем модель образа женщины обладает гендерной спецификой от представления женщины как предиката мужчины, затворницы, под доминирующим влиянием церковных правил и обычаев до светских образов, противопоставляемых общепринятым законам церкви и общества.

2. В XIX веке в отечественной культуре и философии понимание и воссоздание образа женщины становятся социально востребованными, так как её роль в обществе начинает радикально меняться. Поэтому либерально-модернистские парадигмы феминизма в этот период формируют тип женщины, начавшей осознавать собственную свободу. Женщина в полной мере смогла примерить на себя роль мужчины, уже не ища одобрения или порицания со стороны общества. Маргинальность женского поведения стала восприниматься как обыденная норма. Женщина хотела и практически могла выполнять любую общественную роль, что привело к многочисленным спорам и разногласиям со стороны мужского сообщества по данному вопросу. Эмансипация женского общества в России на рубеже XIX-XX веков стала необратимым процессом.

3. Советский проект отечественной культуры предполагал качественно новый тип женщины. Особое внимание обращается на особенностях завершения процесса эмансипации не только с позиции идеологии «равенства», но и вместе с определением приоритета общественных интересов над личными. Советское государство довершило процесс эмансипации, полностью уравняв женщину с мужчиной (особенно в период революционных и военных действий). Женщина могла считаться полноправным членом общества, лишь полностью отказавшись от личных и домашних дел. Советскому обществу пришлось пройти путь от полной дезорганизации брачно-семейного уклада до тотального контроля над личностью. Сама семья, основой которой нормативно считалась женщина, претерпела переход от церковного брака, через порицание семейных уз до «ячейки общества». Поэтому образ «советской женщины» соответствовал стереотипам «ударницы, труженицы, общественницы», а уже потом – «матери и жены». Ситуация, которой так долго и жадно добивались феминистки XIX – начала XX века, достигла своего финала: женщина перестала быть женщиной, она стала гражданкой.

4. Постсоветский период отечественной культуры, начавшийся в конце XX века, формирует новый – при сохранении предыдущих стереотипов и образов – образ женщины, который наделён достаточно амбициозными качествами. Женщина стремится найти достойное место в обществе любым путём и претендует на право самостоятельного выбора своего будущего, определения собственных приоритетов. Одновременно с западным стереотипом «светской леди» продолжает уживаться христианское начало, а также образ «новой россиянки». Это даёт понимание отношений женщины и мужчины в дискурсе «гендера», что зачастую привносит амбивалентные коррективы в содержание устоявшихся понятий «феминность» и «маскулинность». С точки зрения гендера стали определяться жизненный стиль, профессия и идеалы. Новые женские идеалы требуют подчинить себе мужчину, завоевать полную экономическую независимость, сделать карьеру и параллельно по возможности иметь семью и детей.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется опытом философско-антропологического и философско-культурологического анализа образа женщины в российской культуре. Теоретическая значимость работы связана тем, что изложенные в ней результаты углубляют имеющиеся представления об образе женщины в российской культуре, показывая всю его сложность и неоднородность. Специальное исследование антропологических представлений восполняет определенный пробел в отечественной и зарубежной литературе по философской антропологии и философии культуры.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что полученные результаты будут применяться в научно-исследовательской работе, а также в научно-педагогической практике при составлении учебников и пособий, проведении занятий по философии, религиоведению, культурологии; при разработке практических социокультурных программ укрепления семьи и воспитания подрастающего поколения.



Личный вклад автора диссертационной работы заключается в авторской постановке и решении проблемы влияния гендерных архетипов на развитие аксиологии женской личности; в анализе маргинальных аспектов женского поведения под влиянием смысловых дискурсов и коммуникаций либерально-модернистского толка; в экспликации социальнозначимых аспектов образа женщины в советском проекте отечественной культуры; новаторской реконструкции философско-культурологических особенностей становления образа российской женщины в постсоветский период отечественной культуры. Личный вклад диссертанта состоит в обосновании теоретической и научно-практической значимости работы, внедрении её результатов; в подготовке научных публикаций, отражающих основные положения исследования.

Апробация диссертации. Результаты исследования освещались автором в докладах Международных научных конференций: Философия и социальная динамика XXI века: проблемы и перспективы (Омск, 2007), «Человек в современных философских концепциях» (Волгоград, 2007), «Современные направления теоретических и прикладных исследований» (Одесса, 2007); «Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития» (Одесса, 2008 г.); «Современные проблемы гуманитарных и естественных наук» (Москва, 2010), «Семейная педагогика: традиции и инновации» (Курск, 2010), «Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития» (Одесса, 2012); Всероссийских научных конференций: «Человек в изменяющейся России: философская и междисциплинарные парадигмы» (Белгород, 2007), «Социальные и социально-психологические проблемы глазами молодых – 2010» (Сыктывкар, 2010).

Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии и теологии НИУ «БелГУ» и рекомендована к защите.

Основные положения диссертации изложены в 16 публикациях автора, в том числе в 3 статьях в журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ (общим объемом 4,8 п.л.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав по два параграфа, заключения и библиографического списка.

Глава I. ОБРАЗЫ ЖЕНЩИНЫ В ТРАДИЦИОННОЙ

РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ
Поскольку эволюция становления образа женщины как личности в российском обществе включает, как минимум, несколько этапов политических и экономических преобразований России, меняющих специфику жизненного уклада, то положение женщины, её статус, гендерный стереотип и внутренние установки, определяющие самооценку и изменение адаптивных характеристик женской личности в аспекте социальной модели женщины, исторически обусловлено. Иными словами, трансформация доминирующих образов женщины проявляется, в частности, не через биологические акты, а через специфику культурных убеждений женщины, определяющих её социальную практику. Данное понимание находит своё подтверждение в основных положениях теории социальной конструкции1, в частности о способности индивида усваивать сконструированные культурные образцы поведения, оценивания, в процессе социализации. Инструментальными средствами формирования образа женщины в различной степени выступают религия, искусство, идеология, политика, литература. При этом именно отечественная литература с позиции идеала образа женщины, в силу своей публицистичности, наглядно показывает его изменчивость. В данной связи художники, поэты, литераторы, политики, философы привносят в мир тот образ женщины, который в данное время в социуме представляется наиболее предпочтительным. Данное предпочтение суть нормативный выбор с позиции внешних обстоятельств (общественные отличия, интеллект, экономическая независимость), тем не менее, является и выражением тенденции внутренней установки души. Философы полагают данную установку за внутренний принцип, определяющий самооценку, не зависящую от внешних обстоятельств.

Вместе с тем, амбивалентность внутренней и внешней установок в изменяющихся социокультурных процессах России обнажают духовный кризис, одно из решений которого сводится к пониманию необходимости построения гуманного и толерантного содружества, в котором женщина рассматривается как достойный и равноправный член общества. Исторически роль женщины в обществе является высокозначимой, и в первую очередь, эта оценка связана с её опытом и знанием в воспроизводстве и воспитании будущих поколений, организации семейного быта. Однако изменение общественной практики определяет изменение мировоззренческих установок, что не могло не сказаться на той жизненной философии, которая рассматривает возможность включения российской женщины в активную экономическую, политическую, духовную жизнь общества. Несмотря на специфичность и неповторимость перехода одного исторического этапа развития российского общества к последующему, оказывающего такое же неповторимое влияние на формирование образа женщины, отметим, что российская женщина не смогла преодолеть господствующего влияния исторических корней, которые, так или иначе, определяют её самосознание, в том числе и по объективным причинам взаимовлияния индивидуальных и коллективных интересов, общественных установок на осуществление прогресса или поддержание традиции.

Таким образом, необходимость настоящего исследования продиктована ситуацией в философско-антропологическом знании, которую характеризуют следующие особенности: неразличенность по-разному нагруженных аспектов женского образа «как источника», так и «как основания» в разнообразных трактовках его идеала; содержание и статус женского образа в духовной культуре различны на разных этапах исторического развития, что свидетельствует о непосредственной связи женского образа не только с представлениями об идеале человека, но и с жизнедеятельностью человека в целом; употребление термина женский образ в современной литературе обычно ориентировано на теоретические разработки по гендерной проблематике, оставляя не выявленным в содержании «женский образ» аспекта культурных убеждений женщины, формирующихся под влиянием таких инструментальных средств социализации как религия, искусство, идеология, политика, литература.

В мировоззренческой системе периода традиционно-нормативных и маргинальных (переходных) отношений в русской культуре понятие «образ» имеет огромную семантическую нагруженность, выполняющую роль структурного принципа, в котором отражена архетипичная целостность культуры. Столь большая значимость концепта «образ», обуславливающего концепт «образ женщины», отличающийся от его предметного значения, в русской культуре обусловлена как наличием в ней яркого образного мышления, так и восточной христианской духовной традицией. В силу чего, образ женщины несет не только символическую нагрузку, являясь как формой отражения жизни, так и способом ее освоения, но и в семиотическом аспекте – знаком, то есть средством смысловой коммуникации в рамках данной культуры. В этой системе координат типологизация образов женщин в силу идеализации общего сохраняет свою пластическую выразительность и антиномичность в традиционной русской культуре.

Первая глава нашей работы и посвящена выявлению специфики гендерных архетипов и их влияния на развитие образов женщины, в условиях традиционно-нормативных и маргинальных (переходных) отношений. С этой целью реализуется комплексный анализ категориальной структуры образа женщины в русской культуре. На материалах биографических описаний женщин, обосновывается, что понимание образа, в том числе образа женщины, в широком смысле понимается как всеобщая категория, отражающая явления жизни в человеческом сознании и обладающая с позиции внутренней формы личностным аспектом, оценённой человеческой действительностью, культурной ценностью в ряду других ценностей, выражением исторически относительных тенденций и идеалов.


  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница