Маскулинность фемининность личности как фактор развития самореализации в процессе подготовки будущих психологов 19. 00. 13 Психология развития, акмеология



Скачать 370.76 Kb.
Дата30.04.2016
Размер370.76 Kb.


На правах рукописи
МУХТАРОВА Зульфия Шакировна
МАСКУЛИННОСТЬ – ФЕМИНИННОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ

19.00.13 – Психология развития, акмеология

(психологические науки)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертация на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Астрахань – 2007.

Работа выполнена на кафедре психологии развития, акмеологии Астраханского государственного университета


Научный руководитель: кандидат психологических наук, Наталья Ивановна Протасова
Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор Николай Петрович

Фетискин
кандидат психологических наук,

Ольга Николаевна Сусликова
Ведущая организация: Саратовский государственный

университет им. Н.Г. Чернышевского

Защита состоится 6 ноября 2007г. в 16.00. часов на заседании диссертационного совета К 212.009.05 при Астраханском государственном университете по адресу: 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20 а.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Астраханского государственного университета. Автореферат диссертации размещен на сайте www.aspu.ru.

Автореферат разослан 6 октября 2007г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат психологических наук С.А.Подосинников



Общая характеристика работы
Актуальность исследования. Современное общество характеризуется не только стремительными изменениями, ежедневно нарастающими новыми технологиями, глубокими преобразованиями практически во всех сферах жизнедеятельности, но и изменениями самого человека, его отношения к окружающей действительности и к самому себе. И именно поэтому, по мнению многих ученых (А. Г. Асмолов, Д. И. Фельдштейн, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, С. К. Бондырева, Е. Н. Волкова), сегодня особенно актуальны проблемы понимания сущности и назначения современного человека, его особенностей, возможностей, способностей, умения не только приспособиться к новой социальной системе, но и стремления реализовывать себя в данных условиях.

При этом продуктивная самореализация становится возможной только в случае согласованности в личности объективного (социальная среда) и субъективного (личностные характеристики) факторов. Особое место среди последних занимает проблема маскулинности – фемининности личности. Ведь в зависимости от выраженности в личности маскулинности – фемининности, во-первых, она может иметь склонность к разным профессиям (Е.П. Ильин, К. Майлз, Л. Терман), и, во-вторых, в процессе освоения профессии способна развивать в себе те маскулинно – фемининные качества, которые необходимы ей для более полной реализации себя в профессиональной деятельности. Особую актуальность это приобретает в процессе подготовки будущих психологов, где приоритетным является развитие личностных особенностей будущих профессионалов, позволяющих ему преобразовывать себя в меняющемся мире. При этом одним из условий эффективного обучения студентов-психологов является, с одной стороны, максимальная степень включенности в деятельность, придание ей личностных смыслов, осознание целей и принятие ответственности за ее результативность (К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, А.М. Трещев и др.). А с другой осознание личностью своих особенностей и их принятие, в частности маскулинно – фемининных качеств.

Вот уже не первое тысячелетие проблема изучения психологических особенностей мужчин и женщин находится в поле внимания ученых. По этому поводу высказывались А. Адлер, А. Ананьев, А. Барнетт, О. Вейнингер, Ж. Пиаже, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг и другие. В теоретических построениях многих психологов соотношение мужского и женского в личности явилось системообразующим компонентом их теорий.

Активно проблема мужского и женского в личности исследуется и современными психологами (Т. В. Бендас, Т. Э. Зингер, Е. П. Ильин, И. С. Кон, И. С. Клецина, И. Г. Малкина – Пых, Н. Н. Обозов, Л. Н. Ожигова, Н. П. Фетискин, С. Бэм, Ш. Берн).

Анализ литературы, посвященной собственно гендерной проблематике, позволяет сделать вывод о разносторонности проведенных исследований. Изучались поло-ролевые стереотипы (В. С. Агеев), ролевая структура молодой семьи (Е. В. Антонюк), гендерная социализация (И. С. Клецина), психофизиология мужчины и женщины (Е. П. Ильин), половые различия в феномене неправды (В. В. Знаков), самоактуализация личности в профессии – гендерный аспект (Л. Н. Ожигова), гендерные установки (В. Е. Каган), гендерная психология лидерства (Т. В. Бендас), самореализация одаренных женщин (Л. В. Попова), стереотипы женского поведения (О. В. Митина, В. Ф. Петренко), женский менеджмент (Н. В. Ходырева), методологические подходы к изучению гендерных различий (Н. П. Фетискин) и другие. Однако нужно отметить, что недостаточно работ направленных на изучение маскулинности – фемининности личности будущих психологов, в частности, не определены психологические особенности данного внутриличностного компонента, его влияние на уровень развития самореализации личности, а также не изучена динамика его развития в процессе профессиональной подготовки.

Таким образом, в качестве проблемы исследования выступают следующие противоречия. Во-первых, между востребованностью в современном обществе конкурентоспособных психологов и необходимостью переориентации вузовского образования с узко предметной подготовки студентов данного профиля на развитие и формирование у них постоянного стремления к самореализации. Во-вторых, между направленностью высшей школы на подготовку будущих психологов, умеющих наиболее продуктивно реализовывать себя в условиях современности и недостаточным знанием внутренних факторов, способствующих развитию их самореализации. И, в-третьих, между потребностью психологической теории и практики в знании психологических особенностей маскулинности – фемининности личности, влияющих на уровень развития самореализации будущих психологов, и недостаточной разработанностью данной проблемы в научной литературе. Вышеперечисленное позволило сформулировать тему исследования: «Маскулинность – фемининность личности как фактор развития самореализации в процессе подготовки будущих психологов».



Цель исследования: выявить психологические особенности маскулинности – фемининности личности как фактора развития самореализации в процессе подготовки будущих психологов.

Объектом исследования является самореализация личности будущих психологов.

Предметом исследования выступает маскулинность – фемининность личности как фактор развития самореализации в процессе подготовки будущих психологов.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что соотношение в структуре личности маскулинно – фемининных качеств и их динамическое развитие в процессе профессиональной подготовки влияет на уровень развития самореализации будущих психологов. При этом студенты-психологи с андрогинным типом личности будут продуктивнее реализовывать себя в процессе обучения.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в диссертации были намечены и решались следующие задачи:

1. На основе теоретического анализа научной литературы рассмотреть психологическое содержание маскулинности – фемининности как личностного компонента, и определить его значение в процессе самореализации будущих психологов.

2. Установить взаимосвязь психологических особенностей маскулинных, андрогинных и фемининных типов личности студентов-психологов с уровнем развития их самореализации.

3. Выявить динамику развития маскулинности – фемининности личности студентов – психологов в процессе обучения в вузе.

4. Разработать научно-практические рекомендации к психокоррекционной работе по актуализации маскулинности – фемининности личности как профессионально важного качества будущих психологов.



Методологической основой исследования являются: принцип детерминизма, понимаемый как закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их условий и факторов (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев); принцип развития (Л. И. Анцифирова, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. И. Фельдштейн); принцип единства сознания и деятельности (С. П. Рубинштейн). В работе использованы теоретические положения отечественных и зарубежных психологов, в частности: теория деятельности (А. Н. Леонтьев); концепция поуровневого развития личности в онтогенезе (Д. И. Фельдштейн); постулаты гендерной теории (Т. В. Бендас, Е. П. Ильин, И. С.Кон, И. С. Клецина); положения психологии гендерных различий (Н. П. Фетискин); теоретические положения гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс); теория смысла (А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплексный метод исследования, который включает в себя: теоретический анализ научной литературы по теме исследования; метод тестирования, в частности, стандартизированный многофакторный метод исследования личности Л. Н. Собчик, Калифорнийский психологический опросник Х. Г. Гау, тест по оценке уровня самоактуализации личности, адаптированный Н. Ф. Калиной, тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева; математические методы обработки данных, в частности, параметрический t-критерий Стьюдента; непараметрические критерии Манна-Уитни, Крускала-Уоллиса; однофакторный дисперсионный анализ; различные виды корреляционного анализа (коэффициенты корреляции Пирсона и Спирмена). Математическая обработка результатов выполнялась с помощью статистического пакета «STATISTICA 6.0».

Научная новизна исследования. В работе впервые выявлены психологические особенности маскулинных, андрогинных и фемининных типов личности студентов-психологов; определено, что соотношение в структуре личности маскулинно-фемининных качеств оказывает влияние на уровень развития самореализации будущих психологов; выявлена динамика развития маскулинно-фемининных качеств будущих психологов в процессе обучения в вузе; установлено, что оптимальное сочетание в личности студента-психолога маскулинно-фемининных характеристик выступает как условие наиболее продуктивной реализации себя в процессе профессиональной подготовки.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что расширены научные представления гендерной психологии о маскулинных, андрогинных и фемининных типах личности студентов-психологов. Разграничены и конкретизированы понятия самореализации и самоактуализации личности. Данное в работе понятие самореализации личности будущих психологов позволяет обобщить концепции развития личности Л. А. Коростылевой, Д. А. Леонтьева и Д. И. Фельдштейна.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что проведенное в данной диссертационной работе теоретическое и эмпирическое исследование маскулинности – фемининности личности позволяет предложить практические пути повышения уровня развития самореализации будущих психологов, за счет актуализации маскулинно – фемининных качеств. Результаты исследования также могут найти применение в индивидуальной и групповой психологической работе со студентами на базе психологических служб; в процессе профессиональной подготовки слушателей курсов повышения квалификации, при проведении тренинговой работы; а также дополнить содержание дисциплин: «Введение в профессию»; «Гендерная психология»; «Дифференциальная психология»; «Возрастная психология» для студентов-психологов.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, внутренней непротиворечивостью логики исследования, применением надежных и апробированных методов, адекватных природе изучаемого явления, а также поставленной цели и задачам исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, качественной интерпретацией и количественным анализом данных с использованием методов математической статистики.

База диссертационного исследования. В исследовании приняли участие 237 студентов I, III и V курса Астраханского государственного университета и Астраханского государственного технического университета. Из них 153 студента обучающиеся по специальности «Психология» (10 – юношей; 143 - девушки), и 84 студента обучающиеся по специальности «Юриспруденция» (45 – юношей; 39 - девушек).

Этапы исследования. Исследование проводилось в течение 2004–2007гг. и состояло из трех этапов. На первом этапе была сформулирована тема исследования, разработан план диссертации, обоснована актуальность исследования, определены объект, предмет, цели и задачи, гипотеза исследования, выбраны методы исследования и обработки данных, осмыслены технологии проведения эмпирического исследования. На втором этапе осуществлялся анализ и обобщение отечественной и зарубежной научной литературы по проблеме исследования. Третий этап представлял собой эмпирическое исследование психологических особенностей маскулинности – фемининности личности как фактора развития самореализации в процессе подготовки будущих психологов. На основе полученных данных были разработаны научно-практические рекомендации по актуализации и развитию маскулинности – фемининности личности будущих психологов. Итогом третьего этапа стало упорядочение исследовательских материалов и техническое оформление диссертационного исследования.

Апробация работы. Теоретические и эмпирические результаты диссертационного исследования обсуждались на международных (Астрахань, 2005, Москва, 2007) и межвузовских научных конференциях (Саратов, 2005), во всероссийских и областных научно-практических конференциях (Астрахань, 2006 - 2007), а также на заседаниях кафедры психологии развития, акмеологии и научно-методических семинарах аспирантов. Материалы исследования нашли отражение в шести опубликованных работах автора.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе проведения лекционных и практических занятий со студентами Астраханского государственного университета, ГОУ ВПО Астраханского филиала «Волгоградская академия государственных служащих», а также в ходе практической психологической работы в Министерстве науки и образования Астраханской области, в Областном центре развития творчества детей и юношества, в Астраханском государственном техническом университете.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Маскулинность – фемининность личности является периферическим компонентом гендерной идентичности и представляет собой совокупность личностных черт и особенностей поведения, характерных для мужчин и женщин, и способные изменяться под воздействием фактора времени, условий жизнедеятельности и в процессе освоения профессии. Маскулинность – фемининность личности, как внутриличностный компонент влияет на самореализацию будущих психологов.

  2. Развитие самореализация личности будущих психологов в процессе профессиональной подготовки имеет уровневый характер, на становление которого оказывает влияние определенное соотношение маскулинно – фемининных качеств в структуре личности студента-психолога. Андрогинный тип личности студентов-психологов характеризуется относительно высоким уровнем развития самореализации. Будущие психологи маскулинного типа личности демонстрируют относительно средний уровень развития самореализации. Студенты-психологи фемининного типа личности реализуют себя на относительно низком уровне.

  3. В процессе обучения в вузе у будущих психологов наблюдается своеобразная динамика развития маскулинности – фемининности личности. В начале профессиональной подготовки студенты-психологи обладают выраженными маскулинными качествами, к середине обучения наблюдается выраженность фемининных характеристик. И только в конце обучения прослеживается определенное оптимальное соотношение маскулинно – фемининных качеств в личности студентов-психологов.

  4. Интегрированность маскулинно-фемининных характеристик в структуре личности является профессионально важным качеством будущих психологов и способствует наиболее продуктивной самореализации в процессе профессиональной подготовки. Психокоррекционная работа будет успешной, если она строится на основе деятельностного подхода и включает в себя переосмысление образа «Я – будущий психолог», направленного на развитие андрогинных качеств.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (195 наименований) и приложений. Работа иллюстрирована таблицами и рисунками.
Основное содержание работы
Во введение обосновывается актуальность исследования, определяется его цель, объект, предмет и задачи, методологическая основа и методы, формулируется гипотеза и положения, выносимые на защиту, раскрываются научная новизна исследования, его теоретическая и практическая значимость, приводятся сведения об апробации и структуре работы.

В первой главе диссертации «Теоретические основы изучения маскулинности – фемининности личности» проводится анализ различных подходов в философии и психологии к пониманию проблемы мужского и женского начала в личности, определяется место маскулинности – фемининности в структуре личности, а также значение данного внутриличностного компонента в процессе самореализации личности будущих психологов.

Анализ научной литературы показал, что, проблема мужского и женского начала в личности является объектом внимания большинства знаменитых ученых мира (Б. Г. Ананьев, Т. В Бендас, Е. П. Ильин, И. С. Кон, С. Бэм, А. Адлер, З. Фрейд, К. Юнг) и в основе своей имеет философское звучание. Многие ученые западной философской мысли рассматривали маскулинное начало как нечто лучшее и высшее по сравнению с фемининным. В отличие от них в работах отечественных философов (В. Соловьев, С. Булгаков, Н. Бердяев, В. Розанов) женское, фемининное начало оценивалось выше маскулинного, но ни у кого из авторов оно не рассматривалось как самостоятельное, или равное маскулинному, оно всегда выступало только как дополнительное. Многие исследователи современности (Е. П. Ильин, И. С. Кон, Н. П. Фетискин) считают, что в настоящее время происходит ломка традиционных стереотипов и эталонов мужественности и женственности, и если раньше эти понятия считались жесткими нормативными образованиями, то сейчас они являются взаимодополнительными и во многом переплетаются. В связи с этим, исследования психологических проблем пола, прежде всего, должны основываться на гендерном подходе, предполагающим то, что важны не столько биологические или физические различия между мужчинами и женщинами, сколько то культурное и социальное значение, которое придает общество этим различиям. Кроме того гендерный подход к исследованиям опирается на понимание гендерной идентичности как мультиполярного конструкта. В рамках данной концепции предполагается, что гендерная идентичность, кроме маскулинных и фемининных свойств, включает и другие характеристики гендерной направленности: гендерные представления, стереотипы, интересы, установки полоролевого поведения (Д. Спенс, И. С.Кон, И. С. Клецина).

В результате гендерная идентичность предстает как многоуровневая, сложноорганизованная структура, включающая в себя основной (осознание и самопринятие собственной половой принадлежности) и периферические комплексы характеристик (ценности, черты личности, полоролевое поведение). Если глобальная гендерная идентичность будет сохраняться неизменной в течение жизни, то ценности, черты личности, полоролевое поведение будет меняться, что будет следствием или возрастных изменений, или пережитого жизненного опыта (Kostner R., Aube J.). Ориентируясь на данную точку зрения, маскулинные или фемининные характеристики рассматриваются нами, как комплексы черт личности, которые могут изменяться под воздействием фактора времени, условий жизнедеятельности и в процессе освоения профессии.

В работе, также представлен теоретический анализ различных зарубежных (К. Гольдштейн, А. Маслоу, А. Менегетти, К. Роджерс, Э. Фромм, К.Юнг) и отечественных (М. Р. Гинзбург, И. С. Кон, Л. А. Коростылева, Д. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн) авторов, касающийся проблемы самореализации личности, что позволило, во-первых, разграничить понятия самореализации и самоактуализации личности, и во-вторых, выделить характеристики личности студентов-психологов, необходимых для более продуктивной реализации себя в процессе профессиональной подготовки.

При этом, обращаясь к разработке собственных представлений о самореализации личности, мы в большей степени опирались на теоретические положения Д. И. Фельдштейна, Л. А. Коростылевой и Д. А. Леонтьева. В результате анализа данных теорий главным для нас становится: во-первых, связь самореализации с процессами индивидуализации и социализации (Д. И. Фельдштейн), во-вторых, факт того, что процесс реализации себя – это осуществление самого себя в жизни и повседневной деятельности, и, в-третьих, реализация личностью себя это, прежде всего реализация определенных личностных смыслов (Д.А. Леонтьев). Исходя из этого и учитывая специфику профессии психолога, мы выделили основные, на наш взгляд, характеристики личности студентов - психологов, необходимые для более полной реализации себя в процессе профессиональной подготовки. Это – самопринятие, самопонимание, ценностные ориентации, контактность, активность, потребность в познании, творческое начало, способность к совершению выбора способа жизни в данный момент, принятие ответственности за сделанный выбор, а также определенное соотношение маскулинных (независимость, уверенность в себе, доминантность) и фемининных (гибкость в общении, эмпатия, открытость) качеств в личности.

Во второй главе «Эмпирическое исследование психологических особенностей маскулинности - фемининности личности как фактора развития самореализации в процессе подготовки будущих психологов» дается описание и обоснование выбора методов исследования, использованных для решения поставленных в нем задач, раскрывается организация эмпирического исследования, анализируются полученные в ходе его проведения результаты, даются научно-практические рекомендации по актуализации маскулинности – фемининности личности у студентов-психологов на этапе профессиональной подготовки и формулируются выводы.

Наше исследование состояло из трех этапов. На первом этапе эмпирического исследования, целью которого было выявление психологических особенностей маскулинности – фемининности личности будущих психологов, были выделены 3 группы студентов маскулинного, андрогинного и фемининного типов личности. Данное распределение по типам было определено нами на основании показателей по шкале «мужественность - женственность» из СМИЛ. В результате из всей выборки студентов-психологов, андрогинных типов личности оказалось 67%, маскулинных – 19% и фемининных – 14%. (Рисунок 1). Однако нужно отметить, что обозначение выделенных нами типов, в частности маскулинного и фемининного, носит чисто условный характер. Так как общеизвестным является факт того, что в каждом человеке присутствуют, конечно в разной пропорциональности, мужские и женские составляющие его личности.



Рис. 1. Результаты диагностики по шкале «мужественность - женственность» студентов-психологов
Следующим шагом анализа данных стало рассмотрение психологических особенностей маскулинных, андрогинных и фемининных типов личности студентов-психологов. Для того чтобы установить взаимосвязь «маскулинности – фемининности» личности с ее другими личностными характеристиками мы воспользовались методикой СМИЛ, Л.Н. Собчик.

С помощью критерия Колмогорова – Смирнова для одной выборки мы проверили распределение эмпирических данных. Так как распределение всех переменных значимо не отличается от нормального (р>0,05), то мы использовали коэффициент корреляции Пирсона.

В результате статистической обработки данных мы выявили, что характеристики маскулинного типа личности у студентов-психологов имеет положительную корреляцию с такими переменными как: «пессимистичность» (r=0,652;p=0,042); «социальная интроверсия» (r=0,791;p=0,044); «эмоциональная лабильность» (r=0,834;p=0,006); «импульсивность» (r=0,612;p=0,059); «индивидуалистичность» (r = 0,694; p=0,057).

Качественный анализ полученных результатов показал, что взаимосвязь особенностей маскулинного типа личности с такими переменными как: «пессимистичность»; «социальная интроверсия»; «индивидуалистичность», вообщем отражает пассивную, обособленно-созерцательную личностную позицию будущих психологов данного типа. Следовательно, студенты-психологи с выраженными маскулинными чертами личности обладают следующими особенностями: склонностью к раздумьям, превалирующей над чувствами и действенной активностью, инертностью в принятии решений, выраженной глубиной внутренних переживаний (интроверты), аналитическим складом ума, скептицизмом, самокритичностью, высоким уровнем осознания имеющихся проблем через призму неудовлетворенности и пессимистической оценки своих перспектив. Равновысокие пики по шкалам «пессимистичность» и «импульсивность» выявляют внутренний конфликт, в котором противоречиво сочетаются высокий уровень притязаний с неуверенностью в себе, высокая активность с быстрой истощаемостью. Кроме того, для лиц данного круга характерно вытеснение из сознания неприятной или занижающей самооценку личности информации, которое может сопровождаться как реагированием на поведенческом уровне с критическими высказываниями, протестными реакциями и агрессивностью, так и сдерживанием негативных эмоций, под контролем сознания в социально значимых ситуациях. Об этом свидетельствуют и повышенные показатели переменной «эмоциональная лабильность», которая отражает неустойчивость эмоций студентов - психологов маскулинного типа, что, прежде всего, проявляется в конфликтном сочетании разнонаправленных тенденций: высокий уровень притязаний сочетается с потребностью в причастности к интересам группы, эгоистичность – с альтруистическими декларациями, агрессивность со стремлением нравиться окружающим. Итак, в целом, студенты-психологи данной группы в большинстве своем имеют черты, традиционно считающиеся мужскими, однако при этом не трудно заметить наличие определенных сдерживающих самореализацию личности данного типа факторов, выражающихся, прежде всего в неустойчивости эмоциональной сферы. Возможно, это можно объяснить тем, что, во-первых, студенты данного типа, выбирая для себя профессию психолога, ориентируются в большей степени на возможность решения каких-то своих личностных проблем. Во-вторых, можно сказать, что они еще находятся в поиске путей своей реализации, о чем свидетельствует наличие противоречивого сочетания высокого уровня притязаний с недостаточной уверенностью в себе.

Характеристики андрогинного типа личности у студентов-психологов имеют обратную тенденцию к взаимосвязи с переменной «ригидность» (r=-0,316; p=0,081). А это значит, что у личностей данного типа наблюдается склонность к подчеркиванию своих миротворческих тенденций. Кроме того, они способны учитывать мнение окружающих, обладают достаточной гибкостью установок, аналитическим складом ума, разнообразны в сфере интересов, ориентированы на гуманитарные виды деятельности.

У студентов-психологов с фемининным типом личности мы выявили положительную корреляцию с такими переменными СМИЛ как «сверхконтроль» (r=0,853;p=0,014); «эмоциональная лабильность» (r=0,774;p=0,044) и обратную корреляцию со шкалой «социальная интроверсия» (r=-0,962;p=0,055).

Качественная интерпретация данных взаимосвязей позволило нам утверждать, что для лиц данного круга свойственно подавление спонтанности (т.е. непринужденности, непосредственности реакций), сдерживание активной самореализации, соответствие нормативным критериям как в социальном окружении, так и сфере физиологических функций своего организма, о чем свидетельствуют показатели шкалы «сверхконтроль». При этом высокие результаты по переменной «эмоциональная лабильность» характерны для лиц, отличающихся известной демонстративностью, яркостью эмоциональных проявлений при некоторой поверхности переживаний, а также неустойчивостью самооценки. Однако нужно отметить, что показатели данных шкал, а именно «сверхконтроля» и «эмоциональной лабильности», несут в себе характеристики смешанного типа реагирования, при котором высокая потребность самореализации сочетается со столь же высоким самоконтролем и тенденцией к оттормаживанию, сдерживанию поведенческих реакций. Низкие показатели по шкале «социальная интроверсия» свидетельствуют не только об общительности и отсутствии застенчивости, но об эксравертированности (направленности «во вне») личностей данного типа.

Следующей задачей нашего исследования стало изучение личностных характеристик, необходимых для более полной реализации себя в процессе профессиональной подготовки у маскулинных, андрогинных и фемининных студентов-психологов. С этой целью мы воспользовались Калифорнийским личностным опросником (CPI).

Чтобы выявить данную связь мы воспользовались однофакторным дисперсионным анализом (ОДА). Перед применением ОДА были проведены вспомогательные процедуры. С помощью критерия Колмогорова-Смирнова для одной выборки, мы выяснили, что распределение всех переменных значимо не отличается от нормального. В результате применения критерия Левена было установлено, что дисперсии в сравниваемых группах (маскулинный, андрогинный, фемининный типы личности студентов-психологов) для переменной «Gi (хорошее впечатление)» значимо отличаются между собой, поэтому применение выбранного критерия для указанной переменной не корректно. Для остальных переменных был применен однофакторный дисперсионный анализ, в результате которого выявлены достоверные различия (р<0,05) между маскулинным, андрогинным и фемининным типами по переменным «In (независимость)»; «Em (эмпатия)»; «Sa (самопринятие)»; «Sc (самоконтроль)». Результаты наглядно представлены на рисунке 2.


Среднее значение
Рис.2. Сравнительный анализ личностных характеристик самореализации маскулинных, андрогинных и фемининных студентов-психологов (всей выборки)

Примечание: In – независимость; Em – эмпатия; Sa – самопринятие; Sc – самоконтроль


Применение однофакторного дисперсионного анализа показало, что студенты-психологи маскулинного типа имеют высокие показатели по переменным «In (независимость)» и «Sa (самопринятие)». Это говорит о том, что многие из них ориентированы на цель, достаточно независимы и уверенны в себе, при общей удовлетворенности собой и самонадеянности. Средние показатели по шкале «Em (эмпатия)» отражают недостаточную способность лиц данного типа к непосредственному, эмоциональному пониманию чувств и переживаний других людей. Результаты, полученные по переменной «Sc (самоконтроль)» свидетельствуют о пылкости и активности студентов – психологов маскулинного типа личности, в целом они спонтанны, адаптабельны и любят перемены. Они склонны не скрывать своих чувств; доверяют своей интуиции и идеям. Обычно они воздерживаются от планирования чего-либо заранее, чувствуют скуку от однообразия и рутины и стремятся к переменам, ко всему новому.

Студенты-психологи андрогинного типа также ориентированы на цель, дисциплинированны и уверенны, демонстрируя при этом явную, но не крайнюю степень независимости мыслей и поступков. Они обладают даром убеждения и обычно эффективно взаимодействуют с другими. Будущие психологи данного типа представляются достаточно надежными, принимающими себя, они обладают хорошей регуляцией потребностной сферы и обычно свободны от значимых внутренних конфликтов. Они способны принимать на себя ответственность и позволяют другим работать рядом с собой, о чем свидетельствуют высокие показатели по переменным «In (независимость)» и «Sa (самопринятие)». Также повышенные результаты по шкале «Em (эмпатия)», говорят о том, что лица данного круга в целом дружелюбны и адаптивны. Они демонстрируют некоторую проникновенность в понимании межличностного взаимодействия и воспринимаются другими как благоразумные и наблюдательные. Они обычно легко устанавливают социальные контакты. Кроме того студенты-психологи андрогинного типа склонны не скрывать свои чувства, доверять своей интуиции и идеям. При этом их отличает страстная тяга ко всему новому и неизведанному, о чем свидетельствуют показатели шкалы «Sc (самоконтроль)».

Фемининный тип личности студентов-психологов характеризуется следующими особенностями. Они могут испытывать недостаток уверенности в себе и в принятии каких-либо решений, колебаться в утверждении самих себя или в проявлении независимых действий. Они не склонны конкурировать с другими, предпочитая вместо этого кооперацию и сотрудничество. Показатели по переменной «Em (эмпатия)» отражают робость и отделенность лиц данного типа, порой они демонстрируют не готовность понять, отчего что происходит, какие причины заставляют их, иногда быть неотзывчивыми к потребностям или чувствам других. Их интересы в целом узки, сконцентрированы и условны. Они склонны к конвенциональным формам поведения, конформизму и спокойствию. При этом могут испытывать недостаток уверенности в социальной среде и сомневаться в собственных возможностях и способностях, о чем свидетельствуют низкие результаты, полученные по шкале «Sa (самопринятие)». Однако студенты – психологи фемининного типа личности также как и предыдущие склонны доверять своим чувствам и интуиции, имея при этом стремление к переменам и чему-то новому.

В итоге нами была обнаружена некоторая противоречивость между внутриличностными характеристиками и характеристиками необходимыми для реализации себя в процессе профессиональной подготовки у маскулинных и фемининных типов личности студентов-психологов. Мы объяснили это явление тем, что будущим психологам маскулинного типа личности свойственна определенная демонстрация мужских качеств, за счет которых они пытаются реализовать себя в процессе обучения. В отличие от них фемининные типы личности студентов-психологов показали не умение находить продуктивные способы самореализации в процессе профессиональной подготовки. И тем и другим сложно соответствовать стандартам практического психолога, за счет такого однозначного использования либо мужских, либо женских составляющих своей личности.

Второй этап нашего исследования характеризовался исследованием взаимосвязи психологических особенностей маскулинных, андрогинных и фемининных типов студентов-психологов с уровнем развития их самореализации в процессе профессиональной подготовки. С этой целью нами были использованы следующие методики: Калифорнийский личностный опросник; тест по оценки уровня самоактуализации личности, адаптированный Н. Ф. Калиной; тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева.

Перейдем к рассмотрению различий во взаимосвязях параметров самореализации с выделенными нами типами маскулинности – фемининности личности студентов-психологов.



Маскулинный тип. С помощью критерия Колмогорова – Смирнова для одной выборки, мы проверили распределение эмпирических данных. Было установлено, что для переменных «взгляд на природу человека»; «автономность»; «спонтанность»; «аутосимпатия»; «гибкость в общении» распределение значимо отличается от нормального (р≤0,05). В результате для данных переменных мы использовали коэффициент корреляции Спирмена(rs). Для остальных шкал было корректно применение корреляции Пирсона(r).

В результате статистической обработки данных мы выявили взаимосвязь характеристик маскулинного типа личности будущих психологов с такими переменными как: «креативность» (r=-0,714;p=0,047); «So (социализация)» (r=-0,758;p=0,081); «Ie (интеллектуальная эффективность)» (r=-0,754;p=0,0000); «локус-контроля - жизнь» (r=0,583;p=0,060); «ориентация во времени» (r=-0,674;p=0,079); «ценности» (r=-0,663;p=0,075); «процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни» (r=-0,823;p=0,092); «гибкость в общении» (rs=-0,571;p=0,066).

Анализ результатов показал, что студенты-психологи данного типа обладают сильными убеждениями и стремлением разделять их с другими, иногда в откровенной, чрезмерно самоуверенной манере. Многие из них могут рисковать. Они склонны к сомнениям относительно норм и правил и могут проявлять бунтарские тенденции в поведении; критика на них не действует. Этические границы у них могут быть несколько размыты. При этом для них характерна неуверенность в своей привлекательности, и в том, что они интересны собеседнику и общение с ними может приносить удовольствие.

Показатели шкал «Ie (интеллектуальная эффективность)» и «креативность» свидетельствуют о том, что студенты-психологи маскулинного типа не очень хорошо организованны и эффективны в использовании своего времени, они в большей степени ориентированы на действие, не заглядывают слишком далеко и сначала действуют, а потом размышляют. Лица данного круга предпочитают иметь дело больше с осязаемыми конкретными задачами, чем с абстрактными или концептуальными проблемами, они не доверяют своим интеллектуальным способностям, у них в большей степени развито репродуктивное мышление, чем творческое, они практичны в подходах к решению проблем. Низкие показатели по шкалам «ориентация во времени» и «процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни» характерны для людей невротически погруженных в прошлые переживания, с завышенным стремлением к достижениям, они не удовлетворены своей жизнью в настоящем, однако при этом ей (жизни) придает полноценный смысл нацеленность в будущее. О последнем, свидетельствуют взаимосвязь таких переменных как «локус контроля - жизнь» и «процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни». Обратная корреляция характеристик маскулинного типа личности студентов-психологов с переменными «креативность» и «ценности», говорит о том, что лицам данного круга не свойственно разделять ценности самоактуализирующейся личности. К числу которых (ценностей) А. Маслоу такие, как истина, целостность, отсутствие раздвоенности, самодостаточность и т.д. Все вышесказанное на наш взгляд может затруднять самореализацию личностей данного типа в процессе их профессиональной подготовки.



Андрогинный тип. С помощью вспомогательных процедур, в частности критерия Колмогорова – Смирнова для одной выборки, мы выяснили, что распределение эмпирических данных значимо не отличается от нормального (р>0,05), следовательно, возможно применение корреляции Пирсона.

В результате, особенности андрогинного типа личности у студентов-психологов имеет положительную корреляцию с такими переменными как: «Wb (чувство благополучия)» (r=0,344;p=0,043); «Py (психологический склад ума)» (r=0,832;p=0,087); «аутосимпатия» (r=0,462;p=0,099); «гибкость в общении» (r=0,534;p=0,052); «ориентация во времени» (r=0,566;p=0,039) и отрицательную корреляцию с переменной «потребность в познании» (r=-0,496;p=0,072).

В общем надежные, принимающие себя, личности андрогинного типа выражают уверенность, обладают хорошей регуляцией потребностной сферы и обычно свободны от значимых внутренних конфликтов. Они способны принимать на себя ответственность и позволяют другим работать рядом с собой. Обычно лица данного типа ощущают себя комфортно и в целом удовлетворены собой и своей жизнью, у них минимум серьезных проблем или тревог; они обладают хорошим личностным самочувствием. Кроме того студенты – психологи андрогинного типа личности восприимчивы и настроены на других, хорошо понимают людей. Они чувствуют себя комфортно, когда имеют дело с абстрактными проблемами. Обо всем вышесказанном, относительно андрогинных типов личности будущих психологов, свидетельствуют взаимосвязи таких переменных как: «Wb (чувство благополучия)», «Py (психологический склад ума)» и «аутосимпатия».

Взаимосвязь характеристик личностей андрогинного типа со шкалами «гибкость в общении» и «аутосимпатия» свидетельствует о том, что студенты данной группы в большей степени ориентированы на личностное общение, не склонны прибегать к фальши или манипуляциям, не смешивают самораскрытие личности с самопредъявлением – стратегией и тактикой управления производимым впечатлением, а также обладают хорошо осознаваемой положительной Я-концепцией, служащей источником адекватной самооценки. Но при этом высокие показатели «ориентации во времени» и низкие по шкале «потребность в познании» свидетельствуют, на наш взгляд о том, что студенты-психологи с андрогинным типом личности более способны проживать ситуацию «здесь и сейчас», актуализировать сегодняшний момент своей жизни. При этом прошлый опыт используется, но не наблюдается фиксации на нем и не обесценивается будущее.

Фемининный тип. С помощью критерия Колмогорова – Смирнова для одной выборки, мы проверили распределение эмпирических данных. Было установлено, что распределение эмпирических данных значимо не отличается от нормального (р>0,05), значит корректно применение корреляции Пирсона.

Статистическая обработка результатов позволила нам выявить тенденцию к взаимосвязи характеристик фемининного типа личности будущих психологов с такими переменными как: «Cm (обычность)» (r=0,830;p=0,082); «контактность» (r=0,987;p=0,099).

Высокие показатели по шкале «Cm (обычность)», свидетельствуют о том, что большинство студентов-психологов фемининного типа личности не воспринимают себя как что-то уникальное, единственное в своем роде или особое в любом смысле (позитивном или негативном). Они воспринимают себя такими, как и большинство других людей («сделанными из того же теста», «как все»). Тенденция к взаимосвязи со шкалой «контактность» отражает общительность личности данной группы, ее способность к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими.

Таким образом, выделенные нами маскулинные, андрогинные и фемининные типы личности будущих психологов показали различную степень выраженности самореализации.

К относительно высокому уровню самореализации в процессе профессиональной подготовки мы отнесли студентов-психологов андрогинного типа личности. Их отличает способность жить полной жизнью, умение принимать себя со всеми своими достоинствами и недостатками, они достаточно гибки в общении и эмпатичны, независимы, ответственны и уверены в себе.

Будущие психологи маскулинного типа личности в процессе освоения профессии продемонстрировали относительно средний уровень развития самореализации. Это характеризуется тем, что, несмотря на достаточно высокий уровень притязаний, активное стремление к реализации своей индивидуальности у личностей данного круга присутствуют характеристики, затрудняющие на наш взгляд их самореализацию в процессе профессиональный подготовки. К этим характеристикам мы относим: неустойчивость эмоциональной сферы, проявляющаяся в конфликтном сочетании разнонаправленных тенденций, большая обращенность в мир внутренних переживаний, зацикливание в прошлом, неудовлетворенность жизнью в настоящем. Однако при этом полноценный смысл жизни студентам-психологам может придавать их нацеленность на будущее.

В отличие от предыдущих, фемининный тип личности студентов-психологов в процессе профессиональной подготовки показал относительно низкий уровень развития самореализации. Подтверждением этому может служить недостаток уверенности в себе, высокий уровень сверхконтроля, выражающийся в подавлении спонтанности и непосредственности реакций, низкий уровень самопринятия, неустойчивость эмоциональной сферы, а также ощущение своей похожести на других, отрицающее проявление индивидуальности.

Следующей задачей нашего исследования было выявление динамики развития маскулинности – фемининности личности студентов-психологов на 1, 3 и 5 курсах обучения в вузе (рисунок 3) с помощью критерия Крускала – Уоллиса (Н=8,522;р=0,014).




Рис. 3. Динамика развития маскулинности – фемининности личности студентов-психологов
Диаграмма размаха (рис.3) наглядно демонстрирует нам, то, что на первом курсе студенты-психологи обладают достаточно выраженными маскулинными чертами при низких фемининных характеристиках. Это объясняется на наш взгляд тем, что в начале обучения студенты-психологи, во-первых, находятся на стадии адаптации, а во-вторых, имеют еще некоторые смутные представления о профессиональной деятельности психолога. И единственно возможным способом самореализации на данном этапе обучения для них становится умение демонстрировать определенные мужские качества.

К третьему курсу наблюдается повышение показателей по фемининности личности, что связано на наш взгляд с нарастающим интенсивным практическим освоением профессии студентами-психологами на данном этапе обучения. В результате различного рода тренингов, практических занятий студенты приобретают черты, традиционно считающиеся женскими: открытость, гибкость в общении, способность к сопереживанию и т.д. И наконец, на пятом курсе у большинства студентов-психологов наблюдается определенная интеграция маскулинных и фемининных качеств, что задает на наш взгляд основу целостности личности и как следствие наиболее полная реализация себя в профессиональной деятельности.

Третий этап нашего исследования заключался в проведении сравнительного анализа маскулинности – фемининности личности как фактора развития самореализации у студентов-психологов и студентов-юристов. Последние, были выбраны нами на основании того, что профессию юриста с одной стороны мы также относим к числу профессий типа «человек - человек». Но в отличие от профессиональной деятельности психолога, деятельность юриста направлена, прежде всего, на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества.

Всю выборку студентов-юристов (81человек) мы разбили на 3 группы с высокими, низкими и средними показателями по шкале «мужественность - женственность» из СМИЛ. В результате, нами были выделены студенты-юристы маскулинного (54%), андрогинного (24%) и фемининного (22%) типов личности (рисунок 4).



Рис. 4. Результаты диагностики по шкале

«мужественность - женственность» студентов-юристов
Следующим шагом анализа данных стало исследование взаимосвязи психологических особенностей маскулинных, андрогинных и фемининных типов студентов-юристов с уровнем развития их самореализации в процессе профессиональной подготовки. С этой целью, также как и для студентов-психологов, нами были использованы следующие методики: Калифорнийский личностный опросник (CPI); тест по оценки уровня самоактуализации личности (САМОАЛ), адаптированный Н. Ф. Калиной; тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева.

Рассмотрим более подробно различия во взаимосвязях параметров самореализации с выделенными нами типами маскулинности – фемининности личности студентов-юристов.



Маскулинный тип. С помощью критерия Колмогорова – Смирнова для одной выборки, мы проверили распределение эмпирических данных. Было установлено, что распределение эмпирических данных значимо не отличается от нормального (р>0,05), значит корректно применение корреляции Пирсона.

В результате статистической обработки данных были выявлены взаимосвязи характеристик маскулинного типа личности будущих юристов со следующими переменными «ориентация во времени» (r=0,622;p=0,017); «потребность в познании» (r=0,561;p=0,037); «гибкость в общении» (r=-0,528;p=0,052). Качественный анализ полученных результатов позволил нам утверждать, что студенты-юристы маскулинного типа личности способны наслаждаться актуальным моментом своей жизни, не сравнивая его с прошлыми радостями и не обесценивая предвкушением грядущих успехов. Помимо этого они способны к бытийному познанию – бескорыстной жажде нового и интересного. Однако низкие показатели по шкале «гибкость в общении» свидетельствуют о том, что для лиц данного типа характерна некоторая не уверенность в своей привлекательности, а также в том, что они могут быть интересны собеседнику.



Андрогинный тип. С помощью критерия Колмогорова – Смирнова для одной выборки мы проверили распределение эмпирических данных. Так как распределение всех переменных значимо не отличается от нормального (р>0,05), то мы использовали коэффициент корреляции Пирсона.

В результате, характеристики андрогинного типа личности студентов-юристов взаимосвязаны со следующими переменными: «результативность жизни» (r=0,887;p=0,044); «локус контроля - Я» (r=0,980;p=0,003); «To (толерантность)» (r=-0,953;p=0,012); «Ac (достижение через подчинение)» (r=0,992;p=0,001); «Fx (гибкость)» (r=-0,880;p=0,049).

Анализ данных корреляций показал, что для андрогинных студентов-юристов характерно представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора и удовлетворенной прожитой частью своей жизни. Однако при этом они несколько подозрительны к другим и не склонны им доверять. Они обладают хорошо развитыми навыками налаживать с другими контакт и играть ими в своих интересах. Они склонны скорее осуждать других, чем пытаться понять их. Лица данного типа обычно чувствуют себя комфортно в хорошо организованной или структурированной среде, где стараются приспособиться и следовать установленному порядку. Они работают по плану, упорны и настойчивы в своих устремлениях, но при этом не склонны искать новые подходы. Они медленно приспосабливаются к переменам и чувствуют себя некомфортно перед лицом неопределенности.

Фемининный тип. С помощью критерия Колмогорова – Смирнова для одной выборки, мы проверили распределение эмпирических данных. Было установлено, что распределение эмпирических данных значимо не отличается от нормального (р>0,05), значит корректно применение корреляции Пирсона.

В результате статистической обработки данных были выявлены взаимосвязи характеристик фемининного типа личности будущих юристов со следующими переменными «ориентация во времени» (r=-0,835;p=0,039); «автономность» (r=-0,925;p=0,008); «Do (доминирование)» (r=-0,758;p=0,081); «Em (эмпатия)» (r=0,813;p=0,049).

Качественная интерпретация данных взаимосвязей позволило нам говорить о том, что студенты-юристы фемининного типа личности погружены в прошлые переживания и не способны наслаждаться актуальным моментом своей жизни. Для них характерна зависимость от окружения, и неумение действовать автономно. Они не очень сильно доминантны и склонны предпочитать скорее роль участника, а не зачинщика, при этом они могут сопротивляться переменам и, в общем, избегают лидерской ответственности. Однако, в целом, большинство лиц данного круга являются дружелюбными и адаптивными. Они демонстрируют некоторую проникновенность в понимании межличностного взаимодействия и воспринимаются другими как благоразумные и наблюдательные, при этом они обычно легко устанавливают социальные контакты.

Учитывая все вышесказанное и специфику профессиональной деятельности юристов, к относительно высокому уровню развития самореализации нами были отнесены студенты-юристы маскулинного типа личности. Будущие юристы андрогинного типа личности продемонстрировали относительно средний уровень развития самореализации в процессе профессиональной подготовки. И студенты-юристы фемининного типа личности были отнесены нами к относительно низкому уровню развития самореализации в процессе освоения профессии.

Прежде чем провести сравнительный анализ маскулинности – фемининности личности как фактора развития самореализации у студентов-психологов и студентов-юристов, мы воспользовались критерием нормальности распределения Колмогорова – Смирнова. В результате было установлено, что для переменных «автономность»; «спонтанность»; «аутосимпатия» и «гибкость в общение» распределение существенно отличается от нормального (р≤0,05). Следовательно, для данных переменных корректно применение критерия Манна – Уитни. Однако достоверных различий выявлено не было. Для остальных был применен критерий Стьюдента. Наглядно результаты представлены на рисунке 5.

Анализ полученных данных позволил нам утверждать, что студенты-психологи в отличие от студентов-юристов лучше ориентируются во времени, они в большей степени склонны разделять ценности самоактуализирующейся личности, к числу которых А. Маслоу относил такие как, истина, добро, красота, целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность, самодостаточность и т.д. У студентов-психологов более творческое отношение к жизни, они лучше понимают и принимают себя. Кроме того у них больше выражена направленность на взаимодействие с другими людьми, они более общительны и эмпатичны. Для студентов-юристов характерна более выраженная потребность в познании, а также стремление соответствовать определенным заданным в обществе социальным нормам. Шкала «F/m (женственность – мужественность)» отражает то, что большинство студентов-психологов – андрогинны в то время как многие из студентов-юристов являются маскулинными.



Рис. 5. Сравнительный анализ уровня самореализации студентов – психологов и студентов – юристов (всей выборки)
В заключении подводятся итоги проведенной работы, формулируются основные выводы, подтверждающие гипотезу исследования и положения выносимые на защиту. Представленные результаты свидетельствуют о способности будущих психологов к преодолению традиционных гендерных стереотипов и умением успешно сочетать в себе как женские, так и мужские составляющие психологического пола ради продуктивной самореализации в процессе профессиональной подготовки.

Подводя итоги вышеизложенному, можно сделать следующие выводы.



  1. Маскулинность – фемининность представляет собой совокупность личностных черт и соответствующие им особенности поведения, характерные для мужчин и женщин. На основе теоретического анализа научной литературы мы отнесли маскулинность – фемининность личности к периферическим компонентам гендерной идентичности, способным изменяться под воздействием фактора времени, условий жизнедеятельности и как показало эмпирическое исследование в процессе освоения профессии будущими психологами.

  2. Выраженность в личности студента-психолога определенных маскулинно-фемининных качеств оказывает влияние на уровень развития его самореализации. Маскулинный тип личности студентов-психологов в процессе освоения профессии охарактеризовался достаточно высоким уровнем притязаний, активным стремлением к реализации своей индивидуальности, нацеленностью на будущее в сочетании с неустойчивостью эмоциональной сферы, обращенностью в мир внутренних переживаний, неудовлетворенностью жизнью в настоящем, в связи с чем, был отнесен нами к относительно среднему уровню развития самореализации. Будущие психологи андрогинного типа личности показали умение принимать себя со всеми своими достоинствами и недостатками, способность жить полной жизнью, достаточную гибкость в общении и эмпатичность, независимость, ответственность и уверенность в себе, и были отмечены нами как реализующие себя на относительно высоком уровне. Фемининный тип личности студентов-психологов продемонстрировал недостаток уверенности в себе, высокий уровень сверхконтроля, выражающийся в подавлении спонтанности и непосредственности реакций, низкий уровень самопринятия, неустойчивость эмоциональной сферы, а также ощущение своей похожести на других, отрицающее проявление индивидуальности, в результате чего был отнесен нами к относительно низкому уровню развития самореализации.

  3. В ходе эмпирического исследования нами было выявлено, что в процессе профессиональной подготовки маскулинность – фемининность личности студентов-психологов претерпевает своеобразную динамику развития, а именно, в начале обучения студенты – психологи обладают достаточно выраженными маскулинными чертами при низких фемининных характеристиках, что связано на наш взгляд с демонстрацией мужских качеств. К середине обучения отмечается повышение показателей по фемининности личности. И только в конце обучения у большинства студентов-психологов наблюдается определенный баланс маскулинных и фемининных качеств (андрогинный тип), что задает основу целостности личности и как следствие наиболее полная реализация себя в профессиональной деятельности.

  4. По итогам эмпирического исследования были разработаны научно-практические рекомендации по актуализации и развитию маскулинности – фемининности личности студентов-психологов. Как показывают результаты нашего исследования, интегрированность маскулинно-фемининных характеристик в структуре личности является профессионально важным качеством будущих психологов и способствует наиболее продуктивной самореализации в процессе профессиональной подготовки. На основе теоретического анализа и анализа результатов исследования мы выявили, что психокоррекционная работа, построенная на основе деятельностного подхода и направленная на развитие андрогинных качеств личности, будет эффективной, если способствует переосмыслению образа «Я – будущий психолог».

Перспектива дальнейших исследований в данном направлении предполагает изучение психологических особенностей маскулинности - фемининности личности, раскрытии ее структурно-содержательных характеристик в процессе профессиональной деятельности у специалистов разного профиля.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:



  1. Мухтарова, З. Ш. Факторы формирования гендерных ролей / З.Ш. Мухтарова // Россия и Восток. Обучающееся общество и социально-устойчивое развитие Каспийского региона: материалы III Международной научной конференции. 21 – 22 апреля 2005г. / сост. Н.В. Подвойская, Л.Я. Подвойский. – Астрахань, 2005. – С. 163.

  2. Мухтарова, З. Ш. Особенности «маскулинности – фемининности» у одаренных детей / З.Ш. Мухтарова // Россия на путях модернизации: актуальные проблемы общественного развития: материалы межвузовской научной конференции. 29 апреля 2005г. – Саратов, 2005. – С. 170.

  3. Мухтарова, З. Ш. Гендерные особенности поведения в экстремальных ситуациях / З.Ш. Мухтарова // Поведение человека в чрезвычайных ситуациях: материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых. 27 – 28 апреля 2006г. / отв. ред. О.В. Самитова - Астрахань, 2006. – С. 100 – 102.

  4. Мухтарова, З. Ш., Протасова, Н.И. Маскулинность – фемининность личности как фактор, влияющий на процесс становления профессиональных психологов / З.Ш. Мухтарова, Н.И. Протасова // Совершенствование качества среднего профессионального образования в Астраханской области: сборник статей по материалам областной научно-практической конференции. - Астрахань, 2007. – С. 201 – 203.

  5. Мухтарова, З. Ш. Проблема самореализации личности в трудах отечественных и зарубежных ученых / З.Ш. Мухтарова // Вестник АГТУ. №5 (40) – Астрахань, 2007. С. 94 – 98 (Журнал входит в перечень ВАК).

  6. Мухтарова, З. Ш., Протасова, Н.И. Особенности профессионального становления студентов-психологов / З.Ш. Мухтарова, Н.И. Протасова // Акмеология (материалы конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека») – Т3. №3 – М., 2007. – . С. 65 – 68 (Журнал входит в перечень ВАК).




База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница