Материалы круглого стола



страница1/5
Дата27.04.2016
Размер1.01 Mb.
  1   2   3   4   5



МАТЕРИАЛЫ КРУГЛОГО СТОЛА

«СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВЫБОРА ВЫПУСКНИКАМИ 9 КЛАССОВ, ПРОЖИВАЮЩИМИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ, НА УДАЛЕННЫХ И ТРУДНОДОСТУПНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ, ПРОФИЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ОБУЧЕНИЯ»

Москва, 2015

Авторы и названия статей

1. Антонова Марина Владимировна первый заместитель председателя Государственного Комитета по труду и занятости населения республики Мордовия (г. Саранск) // Инновационные формы профориентационной работы со старшеклассниками сельских поселений (о реализации профориентационного модуля «Старт в профессию» в школах Республики Мордовия)

2. Арискина Елизавета Александровна, педагог-психолог, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Арьёвская средняя общеобразовательная школа» Уренского района Нижегородской области // Предпрофильная подготовка учащихся как основа профориентационной работы педагога-психолога

3. Бадагуева Оксана Родионовна, директор ОГБОУ СПО «Боханский педагогический колледж им. Д. Банзарова» (Иркутская область) // Сопровождение профессионального самоопределения детей и молодежи сельской местности на основе межведомственного взаимодействия



4. Дубленикова Ирина Владимировна, методист Центра развития профессионального образования ГОУДПО «Коми республиканский институт развития образования»; Волощук Лариса Васильевна, заместитель директора по производственному обучению ГПОУ «Сыктывкарский политехнический техникум» (г. Сыктывкар) // Проект региональной инновационной площадки «Технический центр» на базе ГПОУ «СПТ» для учащихся общеобразовательных организаций, в том числе состоящих на профилактических учетах

5. Жилина Елена Владимировна, зав. методической работой, руководитель кабинета профориентации ОГБОУ СПО «Боханский педагогический колледж им. Д. Банзарова» (Иркутская область) // Роль кабинета профориентации в профессиональном самоопределении детей и молодежи сельской местности

6. Климова Елена Владимировна, заместитель директора по УВР МОУ Безменовская СОШ ст. Безменово Черепановского района (Новосибирская область) // Интеграция оборонно-спортивного профиля и дополнительного образования в сельской школе

7. Мжаванадзе Натэла Шакровна, заведующий Центром развития профессионального образования ГОУДПО «Коми республиканский институт развития образования» (г. Сыктывкар) // Профессиональные предпочтения выпускников школ Республики Коми

8. Немова Наталия Васильевна., заместитель руководителя Центра стратегии развития образования и организационно-методической поддержки программ ФГАУ «ФИРО», к.пед.н., доцент (г. Москва) // Построение учебного плана средней школы по профильному обучению в соответствии с требованиями ФГОС

9. Неяглова Любовь Михайловна, руководитель районного методобъединения учителей технологии, учитель технологии МБОУ СОШ пос. Центральный Богородского района (Нижегородская область) // Роль Центра профессиональной ориентации в осознанном профессиональном выборе школьника

10. Никодимова Елена Александровна, заведующий Областным методическим центром профориентации молодежи АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования», к.п.н., доцент (г. Вологда) // Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся Вологодской области: векторы развития

11. Резапкина Галина Владимировна, старший научный сотрудник ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (Москва) // Мониторинг как средство активизации профессионального самоопределения учащихся

12. Рудаков Владимир Аркадьевич, к.пед.н., руководитель сектора профориентационной работы АУ «Институт развития образования» (г. Ханты-Мансийск) // Профориентация школьников и региональный рынок труда

13. Смирнова Светлана Васильевна, к.п.н., заведующий кафедрой воспитания и развития личности ГОУДПО «Коми республиканский институт развития образования» (г. Сыктывкар) // Проект повышения престижа педагогического труда «Призвание – Учитель» в условиях сетевого взаимодействия сельских школ

14. Улаханова Александра Григорьевна, преподаватель ОГБОУ СПО «Боханский педагогический колледж им. Д. Банзарова» (Иркутская область) // Профориентационная работа с учащимися 9-11 классов, проживающими в сельской местности

15. Уколова Людмила Леонидовна, заместитель директора МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 р.п. Линево» Искитимского района (Новосибирская область) // Система работы школы по формированию готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению в условиях профильного обучения

16. Фокина Ольга Эдуардовна, заместитель директора по методической работе ГПОУ «Печорский промышленно-экономический техникум», Мацкевич Ирина Владимировна, методист Центра развития профессионального образования ГОУ ДПО «Коми республиканский институт развития образования» (г. Сыктывкар) // Организация профориентации и профильного обучения учащихся 9-х классов сельских школ в рамках сетевого взаимодействия образовательных организаций: опыт и перспективы.


Инновационные формы профориентационной работы со старшеклассниками сельских поселений (о реализации профориентационного модуля «Старт в профессию» в школах Республики Мордовия)
Антонова Марина Владимировна, первый заместитель председателя Государственного Комитета по труду и занятости населения Республики Мордовия (г. Саранск)
В соответствии со стратегическими целями Правительства Республики Мордовия, направленными на решение задач профориентации школьников, повышение информированности о востребованных профессиях и, как следствие, снижение безработицы среди молодежи за счет правильного определения и выбора будущей профессии, в 2014 году разработан и внедряется в общеобразовательных организациях республики профориентационный модуль «Старт в профессию», включающий следующие блоки:

1) для 1 - 4 классов - «Профессии моей семьи» (содержит общие сведения о мире профессий);

2) для 5 - 7 классов - «На пути к жизненному успеху» (направлен на диагностику личностных особенностей, выявление профессиональных склонностей и интересов);

3) для 8 - 9 классов - «Моя профессиональная карьера» (знакомит школьников с современным рынком труда, основными требованиями, предъявляемыми персоналу);

4) для 10 - 11 классов - «Мой выбор» (направлен на обучение практическим навыкам, необходимым для выполнения должностных обязанностей по той или иной профессии).

Таким образом, обеспечивается доступность профориентационных услуг для всех школьников республики.

Отдельный блок модуля – инновационный проект «Город мастеров». Он направлен на развитие профориентации среди старшеклассников сельских поселений, районов, городов РМ.

Цель проекта: внедрение инновационных методов и технологий в профориентационное воспитание школьников.

Задачи:

- подготовка учащихся, в том числе сельских школ к осознанному выбору профессии, в соответствии с потребностью рынка труда;

- предоставление школьникам полной и наглядной информации, а также возможность получить первые трудовые навыки при освоении профессий и специальностей в различных сферах деятельности,

- повышение мотивации школьников к получению специальностей, востребованных в регионе,

- создание условий получения профессиональных знаний и трудовых навыков на базе предприятий аграрного сектора для последующего решения проблемы кадрового дефицита на селе.

В 2013 – 2014 г.г. в районном этапе конкурса приняло участие 2182 школьника; в республиканском этапе конкурса – 860 учащихся выпускных классов. В 2015 году формат проведения мероприятия был расширен и первым этапом проведения мероприятия стал внутришкольный. Всего в реализации проекта приняло участие около 60 тыс. школьников по всей республике. Таким образом, учащиеся отдаленных сельских школ республики также получили возможность принять участие в конкурсе.

Для выезда во все учебные заведения сотрудниками республиканской службы занятости были сформированы рабочие группы, включающие представителей предприятий различной направленности. Основные конкурсные площадки для сельских школ разработаны с учетом специфики каждого района:


  1. «Агрокомплекс»: определение по семенам видов растений, изучение условий возделывания с/х культур, проращивание зерна и посадка саженцев растений в парник;

  2. «Животноводческая ферма»: освоение навыков по уходу за животными, технология кормления различных животных на ферме, изучение устройства доильного аппарата, знакомство с санитарными нормами при дойке;

  3. «Мир цветов»: изучение технологии выращивания цветов в теплицах, соблюдение температурного режима, составление тематических букетов из роз;

  4. «Машинно-тракторная станция»: знакомство с условиями эксплуатации сельхозтехники нового поколения и подготовки к посевной, освоение навыков вождения под руководством опытного механизатора, изучение механизма машин, выявление и устранение основных видов неисправностей;

  5. «Почта»: оформление и сортировка почтовой корреспонденции, регистрация и выдача почтовых отправлений;

  6. «Строймастер»: выполнение кирпичной кладки, изготовление простейших изделий из дерева: кормушки доя птиц, скворечники, предметы домашнего обихода, обработка различных видов покрытий, покраска изделий;

  7. «Продовольственная»: взаимодействие продавца и покупателя, работа с весовым товаром, оформление витрины;

  8. «ФАП»: оказание первой медицинской помощи при кровотечениях, отравлениях, обморожении, измерение артериального давления, составление домашней аптечки;

  9. «Технология красоты»: создание имиджа, моделирование причесок, нанесение макияжа;

  10. «Империя вкуса»: выпечка хлебобулочных изделий, приготовление блюд национальной кухни;

  11. «Ателье»: знакомство с различными видами швов, первичные навыки раскройки тканей, декорирование одежды;

  12. «Народные промыслы»: художественная роспись и резьба по дереву, вышивка и бисероплетение элементов мордовских костюмов, производство валенок, декоративное плетение корзин.

Команды – победительницы от каждой школы примут участие в районном и затем республиканском этапах «Города мастеров».

На региональном уровне знакомство с основными профессиями, востребованными на рынке труда, будет продолжено на площадках:

«Производственные технологии» (техник, электрогазосварщик, техник по ремонту электрооборудования, электромонтер, оператор станков с ЧПУ); «Технологии и инновации» (системный администратор, электротехник, контролер электроизоляционных материалов, монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов); «Пресс-центр» (мастер-классы с ведущими журналистами Республики Мордовия); «Ты – предприниматель» (дискуссии с ведущими бизнесменами). Площадки для проведения республиканского этапа конкурса представлены ведущими предприятиями промышленного, строительного секторов и сферы услуг. Также у школьников будет возможность познакомиться с настоящим гигантом в инновационной технической мысли республики АУ «Технопарк - Мордовия».

Реализация проекта обеспечивает непрерывное профориентационное движение: от глубинки до Технопарка.




Предпрофильная подготовка учащихся как основа профориентационной работы педагога-психолога
Арискина Елизавета Александровна, педагог-психолог

МБОУ «Арьёвская средняя общеобразовательная школа» Уренского района Нижегородской области


Смысл профориентационной работы в школе заключается в постепенном формировании у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов, осознание требований профессии к человеку, степени сформированности у него профессионально важных качеств. Они формируются только на основе личностных качеств и жизненных ценностей. Формирование готовности к самоопределению возможно при условии сотрудничества со взрослым, от которого ученик ждет не готовых решений и советов, а честного разговора о волнующих подростка проблемах и достоверной информации, на основе которой он сам примет решение. Таким человеком может стать классный руководитель, педагог-предметник, пользующийся доверием со стороны ученика, а так же педагог-психолог. Тем более что профориентация является одним из главных направлений деятельности педагога-психолога.

Наша школа является участником проекта ФГАУ «Федеральный институт развития образования» по теме «Разработка и апробация региональной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, обеспечивающей практико-ориентированный характер их обучения, в образовательных учреждениях различного типа» (2013-2015). Классные часы, индивидуальные консультации, диагностика профессиональных интересов и склонностей, мониторинг профессиональных предпочтений учащихся, организация экскурсий на близлежащие предприятия, встречи с представителями различных профессий, профориентационные игры являются неотъемлемой частью моей работы.

С введением профильного обучения на третьей ступени образования и предпрофильной подготовки в 9-х классах появились новые возможности для расширения профориентационной деятельности. В рамках предпрофильной подготовки у нас реализуется курс «Управление карьерой», целью которого является создание условий для профессиональной ориентации обучающихся. Программа курса составлена на основе профориентационных программ, разработанных Г.В. Резапкиной, Н.С. Пряжниковым, С. Н. Чистяковой. Занятия проводятся за счёт внеурочной деятельности 2 часа в неделю с учащимися 9-х классов.

Предпочтение отдаётся активным формам проведения учебных занятий, позволяющим обучающимся развивать свой интеллектуальный потенциал и способствующие эмоциональному развитию.

В программе представлен большой диагностический блок, где обучающиеся имеют возможность изучить собственные интересы, склонности и профессионально важные качества личности. Для систематизации результатов диагностики мы используем специальную профориентационную карту, которая представляет собой таблицу, куда заносятся названия методик и выводы по каждой из них. Таблица занимает одну сторону печатного листа. Это даёт возможность наглядно увидеть общую картину выраженности профессиональных интересов, профессионально важные качества личности, сравнить результаты различных методик. Психологу данная карта позволяет увидеть картину личности в целом, сопоставить требования профессии с личностью учащегося, найти противоречия и сходные качества, на основе сопоставления можно сделать вывод об уровне профессиональной пригодности человека к тому или иному виду трудовой деятельности. Во время индивидуальных консультаций такая карта просто незаменима.

Программа построена с учётом информационной нагрузки школьника. Она направлена на то, чтобы подросток смог почувствовать радость самопознания, свою неповторимость и индивидуальность, попробовал бы задуматься о своём будущем. В результате этих занятий у учащихся актуализируется процесс профессионального и личностного самоопределения, повышается самооценка, происходит коррекция эмоционального состояния, совершенствуются навыки самопрезентации и уверенного поведения, которые помогут в успешной социальной и профессиональной адаптации.

Профориентация не ограничивается только предпрофильной подготовкой. В 14-15 лет подростки начинают задумываться о своём будущем. В первую очередь это связано с необходимостью сделать первый осознанный выбор – 10 класс или получение профессионального образования. Необходимость сдачи ЕГЭ тоже является фактором, из-за которого подростки, не уверенные в своих силах, хотят уйти после 9-го класса. Задача психолога заключается в том, чтобы подвести подростка к осознанному выбору будущего образовательного маршрута. Подросток должен прочувствовать, что это именно его выбор, а не навязанный кем-то извне. Как известно, мало только знать о современном мире профессий, о своих личностных особенностях. Для развития устойчивого интереса и мотивации к труду, надо ещё и самому приложить некоторые усилия, пробовать себя в той или иной профессиональной или учебной деятельности. Чтобы активизировать подростков, я стараюсь привлекать их к исследовательской и проектной деятельности. В школе у нас создано научное общество учащихся «Поиск», где есть секция «Психология». Мы изучаем современный рынок труда, востребованность профессий в районе и области, составляем профессиограммы востребованных профессий, исследуем влияние личностных особенностей человека на выбор профессии, создаём творческие проекты. Результаты исследований представляются на районном конкурсе исследовательских и проектных работ, на школьной конференции НОУ, на областном конкурсе «Юный исследователь». Наши исследовательские и проектные работы, имеющие профориентационную направленность, неоднократно входили в число призёров и победителей этих конкурсов. Исследовательская деятельность является хорошим стимулом для формирования профессионального интереса к труду, повышает мотивацию к осознанному выбору. Кроме того, ребята приобретают навыки публичного выступления, что также способствует формированию уверенности в своих силах и повышению самооценки.

В практике моей работы как педагога-психолога предусмотрены психологические часы, индивидуальные и групповые консультации с учащимися. К вопросам профессионального самоопределения мы обращаемся с 5-го класса. На психологических часах я рассказываю ребятам о современных профессиях, о правилах выбора профессии, об успехах представителей различных профессий, используя для этого презентации, которые создают учащиеся 9-х классов во время прохождения предпрофильной подготовки. Да и сами девятиклассники являются моими помощниками, с удовольствием принимая участие в подобных мероприятиях. Такая организация работы способствует тому, что к началу обучения в 9-м классе у многих ребят формируется интерес к некоторым видам труда, и появляются учащиеся с вполне сформированными профессиональными взглядами. Поэтому, несмотря на то, что предпрофильная подготовка относится к внеурочной деятельности, эти занятия вызывают у ребят большую заинтересованность.

Целью профориентационной работы в старшем звене является уточнение профессиональных планов. Основная роль отводится индивидуальным консультациям с более углублённым изучением личностных качеств обучающихся, помощь в составлении дальнейшего образовательного маршрута, при необходимости психологическая поддержка, особенно если профессиональные планы не соответствуют возможностям ученика. Во время психологических часов особое внимание уделяется профориентационной игре как средству формирования не только профессионального, но и личностного самоопределения.

На выбор профессии влияет родительская позиция в данном вопросе, поэтому вопросу родительского просвещения необходимо уделять особое внимание. На родительских собраниях не только педагог-психолог, но и классные руководители постоянно говорят о том, что решение о будущем образовательном и профессиональном маршруте должно быть совместным и обязательно с учётом мнения самого подростка. Информация для родителей размещена на школьных стендах, школьном сайте и постоянно обновляется.

Эффективность такой организации профориентационной работы подтверждается ежегодным мониторингом готовности выпускников к профессиональному выбору. Процент ребят, осознанно выбирающих профессию и успешно обучающихся по выбранному профилю, ежегодно растёт.

В заключении хочется отметить, что подобная организация профориентационной работы, когда в основе её лежит предпрофильная подготовка учащихся, даёт возможности для творчества и педагога-психолога, и обучающихся. В результате у одних учащихся профессиональные планы укрепляются, и с ними можно вести дальнейшую работу, у других может произойти изменение намерений, следовательно, педагогу-психологу и подростку заново надо анализировать интересы и склонности, намечать новые области труда и пути ознакомления с ними. В любом случае эта работа необходима и очень полезна, так как активизирует учащегося, даёт возможность приобретать новый опыт и расширять свой профессиональный кругозор.



Сопровождение профессионального самоопределения детей и молодежи сельской местности на основе межведомственного взаимодействия
Бадагуева Оксана Родионовна, директор ОГБОУ СПО «Боханский педагогический колледж им. Д. Банзарова» (Иркутская область)
Формирование профориентационных компетенций обучающихся, обозначенных во ФГОС в качестве результатов общего и профессионального образования, предусматривает проведение профориентационной работы на всем периоде обучения и заставляет по-новому взглянуть на профориентацию как часть всестороннего и гармоничного развития личности, основу регулирования рынка труда и развития кадрового потенциала региона.

Современная ситуация характеризуется демографическим спадом, высокой конкуренцией в некоторых сферах профессионального образования, ориентацией выпускников на высшее образование, отсутствием непрерывной системы профориентации, охватывающей все возрастные группы обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей.

Важным направлением работы Боханского педагогического колледжа является обеспечение возможности непрерывного образования личности с использованием новых методов и форм профориентационной работы.

Наш колледж расположен в сельской местности, поэтому мы готовим воспитателей детского сада и учителей начальных классов, ориентированных на работу в сельских малокомплектных школах и детских садах. Наши выпускники должны воспитывать у детей личностные качества, значимые для профессий, необходимых для развития экономики и социальной сферы села.

На современном этапе выпускники школ испытывают серьезные трудности в профессиональном самоопределении. Перечислим проблемы, мешающие полноценной профориентационной работе:


  • Отсутствие единой системы профориентационной работы

  • Неопределенность целей профориентационной работы

  • Недостаточное время, отведенное в школах для профориентации

  • Слабое вовлечение в эту работу родителей

  • Дефицит методик, способствующих осознанному выбору профессии

Поиски путей решений этих проблем определили тему работы коллектива колледжа – «Разработка и апробация региональной модели научно-методического, организационно-педагогического сопровождения муниципальных систем профессионального самоопределения детей и молодежи». Программа рассчитана на три года (2013-2015 гг).

По итогам проведенных в рамках экспериментальной работы исследований сделан вывод, что на муниципальном уровне профориентационная работа носит эпизодических характер, не всегда ориентирует молодежь на профессии, необходимые для развития села, отсутствует преемственность в профессиональной ориентации на разных уровнях образования. Как следствие – выпускники школ обладают неустойчивой мотивацией к профессиональной деятельности.

Решение этих проблем мы видим в создании целостной системы организационно-педагогического и научно-методического сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи в условиях непрерывности образования с учетом социально-экономического развития и этнокультурного наследия Боханского района на основе межведомственного взаимодействия.

На базе Боханского педагогического колледжа им. Д. Банзарова реализуется социальный проект «Профессиональное самоопределение детей и молодежи сельской местности в условиях рыночных отношений», основанный на межведомственном взаимодействии, направленном на увеличение роли образовательных организаций по формированию профориентационных компетенций на разных возрастных этапах.

Проект включает четыре программы:



  • программа «Мир профессий» содействует профессиональному самоопределению дошкольников на основе формирования представлений о труде взрослых, назначении и содержании отдельных профессий.

  • программа «Организация профориентационной работы в школе» направлена на сопровождение профессионального самоопределения школьников средствами формирования психологической готовности к выбору профессии и профессиональной деятельности.

  • программа «Профессиональное самоопределение студентов» ориентирована на профессиональное самоопределение студентов в условиях сельской местности и с учетом этнокультурного наследия.

  • программа «Моя карьера» направлена на изучение адаптации молодых специалистов к новым условиям труда.

Все эти программы взаимосвязаны между собой по принципу преемственности дошкольного, общего и профессионального образования.

Социальный проект основан на межведомственном взаимодействии детских садов, общеобразовательных школ, профессиональных образовательных организаций, Администрации и Центра занятости населения Боханского района, социальных партнеров и потенциальных работодателей.

Для общего руководства и координации деятельности участников проекта создана муниципальная служба по профессиональному самоопределению детей и молодежи. Основными направлениями деятельности Службы являются следующие:

  • Разработка нормативно-правовых актов по деятельности муниципальной системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи.

  • Организация и проведение мероприятий в рамках муниципальной системы.

  • Оказание методической и консультационной помощи участникам муниципальной системы.

  • Проведение мониторинга деятельности муниципальной системы по сопровождению профессионального самоопределения детей и молодежи Боханского района.

В структуре муниципальной службы созданы три рабочие группы: по изучению проблем профессионального самоопределения; проведению исследования сельского рынка труда на примере Боханского района; координации деятельности муниципальной системы по проведению мероприятий по профессиональному самоопределению детей и молодежи.

В результате экспериментальной работы планируется создание комплекса научно-методических, организационно-педагогических, нормативно-правовых, информационных материалов для обеспечения эффективной работы муниципальной системы профессионального самоопределения детей и молодежи в условиях межведомственного взаимодействия, адресного непрерывного сопровождения профессионального развития сельской молодежи от детского сада до рабочего места с учетом потребностей рынка труда.

Это, на наш взгляд, приведет к повышению роли сельских образовательных организаций в профессиональном сопровождении сельской молодежи, повышению их конкурентоспособности на рынке труда.
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница