Медиаобразование в формировании языковой личности



Дата07.06.2016
Размер66.1 Kb.
Хлызова Наталья Юрьевна

аспирант кафедры педагогики ГОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет» г. Иркутск

e-mail: shauchunaite1981@mail.ru

Медиаобразование в формировании языковой личности

Приоритетность медиаобразования, как направления педагогической науки, признается сегодня во всем мире. Данное явление имеет множество определений. Оно трактуется и как процесс передачи знаний и умений, связанных с медиа, и как педагогическое явление, направленное на изучение принципов циркулирования средств массовой коммуникации и т.д. Совет Европы определяет медиаобразование как «обучение, которое стремится развивать медиакомпетентность, понимаемую как критическое и вдумчивое отношение к медиа с целью воспитания ответственных граждан, способных высказать собственные суждения на основе полученной информации. Медиаобразование обучает индивидов интерпретировать и создавать сообщения, выбирать наиболее подходящие для коммуникации медиа. Медиаобразование позволяет людям осуществлять их право на свободу самовыражения и информацию, что не только способствует личному развитию, но также увеличивает социальное участие и интерактивность. В этом смысле медиаобразование готовит к демократическому гражданству и политическому пониманию. Необходимо развивать медиаобразование как часть концепции обучения в течение всей жизни человек» [1].

Психолого-педагогический словарь определяет медиаобразование как «направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации. Основная задача медиаобразования – подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств и современных информационных технологий» [2]. При таком ракурсе определения феномена выделяется очень узкая аудитория. В условиях непрерывного образования, обучения в течение всей жизни человека речь должна идти о медиаобразовании широкого круга субъектов образования.

А. В. Федоров исследует медиаобразование как «процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Обретенная в результате этого процесса медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернет» [3]. Данный подход к описываемой проблеме в большей мере отвечает современным требованиям общества, поскольку отражает многоаспектную суть феномена, акцентирует весь медийный спектр медиаобразования, предполагает критическое мышление, творческий потенциал постоянными компонентами медиаобразования, предусматривает формирование избирательности потребления медийной информации.

Проведенный анализ определений медиаобразования, позволяет нам понимать изучаемый феномен как педагогическое явление, которое заключается в процессе образования, развития, формирования лично­сти через и на материале медиа.

Наблюдаются различные мнения исследователей и относительно конечной цели медиаобразования. Сложившаяся ситуация отражает существующие подходы к медиаобразованию в мире. Анализ литературы показал, что целью и результатом медиаобразования выдвигается медиаграмотность, медиаобразованность, медиакультура, медиакомпетентность личности. Перечисленные явления с одной стороны содержат разные акценты изучения, с другой – характеризуются общей сутью, направлены на формирование знаний, умений личности ориентироваться с медиа пространстве. А. В. Федоров, комментируя большой разброс терминов, аргументировано считает, что термин медиакомпетентность «более точно определяет суть имеющихся у индивида умений использовать, критически анализировать, оценивать и передавать медиатексты в различных видах, формах и жанрах, анализировать сложные процессы функционирования медиа в социуме» [3]. В данном определении предполагается активную позицию личности, которая способна анализировать, структурировать и оценивать медиа информацию, которая обладает критическим и творческим мышлением. С чем нельзя не согласиться, говоря и о языковой личности, которая, должна уметь анализировать, синтезировать и оценивать медиа информацию на иностранном языке.

Учитывая коммуникативно-направленный характер явления, можно заключить, что медиаобразование органически вписывается в организацию процесса обучения иностранному языку. Имея общность в целях: сформировать «способность высказать собственные суждения на основе полученной информации, интерпретировать и создавать сообщения» данные дисциплины легко интегрируются, взаимообуславливаются и взаимодополняются, тем самым цель обучения иностранному языку и цель медиаобразования эффективно достигаются.

Традиционно, целью языкового образования принято считать языковую личность [4]. Но, исходя из того что, современные условия развития медиа и единого информационного пространства дают возможность опосредованного техническими средствами иноязычного общения и предоставляют взаимодействие на иностранном языке средствами медиа, то цель обучения иностранным языкам трансформируется от формирования языковой личности до формирования медиакомпетентной языковой личности, способной осуществлять медиатизированное иноязычное общение на межкультурном уровне. В этой связи становится актуальной проблема формирования медиакомпетентности языковой личности, которая не получила должного рассмотрения в научных исследованиях проводимых на сегодняшний день. В то время как, медиакомпетентность является актуальным и ключевым понятием в современном обществе в соответствии со стратегией 2020 и, следовательно, основной целью медиаобразования, призванного удовлетворять потребности общества.

Учитывая тот факт, что медиаобразование стремится развивать медиакомпетентность граждан и дает им возможность «идентифицировать …культурные интересы» [1], то через медиаобразование в процессе обучения иностранному языку, учащиеся плодотворно овладевают не только иностранным языком, но и постигают принципами функционирования иноязычных СМК, являющиеся главной составляющей культуры страны изучаемого языка. Данный аспект представляется очень весомым, поскольку на современном этапе образования мы говорим об обучении иностранных языков и культур, о диалоге культур, о межкультурной коммуникации. Это подтверждают убеждения ученых: «Язык есть духовное орудие создания культурных ценностей, а культура с его помощью закрепляется как духовное богатство, обогащая при этом язык» [5]. «…изучение иностранного языка означает овладение теми культурными ценностями, которое накопило общество, обслуживаемое тем или иным языком» [6]. «Под именем язык мы преподаем культуру» [7].

Безусловно, изучение иностранного языка должно быть синтезировано с изучением культуры, постичь которую традиционно представляется возможным через непосредственное общение с носителями языка, с помощью чтения аутентичной художественной и публицистической литературы. С другой стороны исследователи А. А. Новикова и А. В. Федоров указывают на «поколение школьников и студентов, для которых более привычным является восприятие аудиовизуальной информации, нежели печатной», на так называемое дот ком поколение (Generation Dot Com). Ученые отмечают, что сложившаяся ситуацию необратима, «телевидение, видео, компьютер, Интернет и другие телекоммуникационные сети неумолимо изменяют аудиторию, постепенно превращая «читателей» в большей мере в «зрителей»» [8]. Нельзя не согласиться, что библиотека и бумажные издания в целом не выдерживают конкуренции с более быстрым, доступным, экономичным медиатекстом. Мультимедийные приоритеты студентов позволяют им не только сэкономить время, но и получить более прочные знания. Очевидной становится потребность студентов в умениях грамотно работать с информацией, в том числе на иностранном языке, используя различные мультимедийные средства для усовершенствования иностранного языка и овладения культурой страны изучаемого языка. Что еще раз подтверждает необходимость формирования медиакомпетентности языковой личности.

Таким образом, в современном информационном обществе, существует необходимость в медиаобразовании студентов, которое через интеграцию с дисциплиной «Иностранный язык» играют большую роль в формировании медиакомпетентности языковой личности, способной к работе с иноязычной медиа информацией на межкультурном уровне.

Литература:



  1. Council of Europe, 2000 [электронный ресурс] http://www.ifap.ru/pr/2006/060914a.htm

  2. Психолого-педагогический словарь / сост. В. А. Мижериков, ред. П. И. Пидкасистый. – Ростов: Феникс, 1998. – 544 с.

  3. Федоров А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. – М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. – 616 c.

  4. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М.: Академия, 2004. – С. 65.

  5. Губина Н. М. Формирование межкультурной компетенции студентов в процессе обучения деловому английскому языку в элективном спецкурсе: дис. ... канд.пед.наук : 13.00.01 / Губина Наталья Михайловна. – Москва, 2004. - С. 47.

  6. Птицына И. Ф. Педагогические условия формирования межкультурной компетенции вторичной языковой личности: дис. ... канд.пед.наук: 13.00.01. – Якутск, 2008.- С. 32.

  7. Леонтьев А. А. цит. [электронный ресурс] http://www.osu.ru/news/3253

  8. Новикова А. А. Медиаобразовательные квесты /А. А. Новикова, А. В. Федоров // Инновации в образовании. 2008. № 10. С. 71.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница