Место курса в общей системе подготовки специалиста



Скачать 168.52 Kb.
Дата02.05.2016
Размер168.52 Kb.

  • Цель – сформировать у студентов технику речи, выработать орфоэпические навыки, умение следить за своей дикцией и использовать различные приемы исполнительского анализа.

  • Задачи - научить приемам дыхательной, артикуляционной и голосовой гимнастики, привить навыки четкой дикции, сформировать у студентов умение логичного построения высказывания.

  • место курса в общей системе подготовки специалиста

Дисциплина предназначена для студентов 1-го курса (2-й се­местр) отделения логопедии. Овладение приемами техничной речи, элементами исполнительского анализа и умением логично выстраивать свое высказывание сформирует у будущих специалистов эталоны действий (артикуляционных, произносительных, интонационных и пр.). Базовой теоретической и практической подготовкой к данному курсу является предварительное или параллельное изучение таких учебных дисциплин как «Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи», «Введение в логопедическую специальность».

  • требования к уровню освоения содержания дисциплины (должны знать, должны уметь);

Должны знать:

  • строение и функционирование речевого аппарата;

  • закономерности становления звуковой (фонетической) систе­мы языка в онтогенезе;

  • параметры оценки звукопроизношения, голоса, дыхательной функции и др.;

  • содержательные, структурные и методические аспекты обсле­дования и формирования произносительной стороны речи.



Должны уметь:

  • производить целенаправленное наблюдение и самонаблюде­ние за состоянием и движениями мышц лица, органов арти­куляционного аппарата, за дыханием и голосом;

  • определять параметры анализа и производить анализ и само­анализ (по соответствующим параметрам): строения, стати­ки и динамики лица, артикуляционного аппарата, голосообразующей и дыхательной систем; звукопроизношения; фоне­матического восприятия; интонационной стороны речи;

  • подбирать и структурировать коррекционно-ориентирующий дидактический и речевой материал для работы над мимичес­кой и артикуляционной моторикой, звукопроизношением, фонематическим восприятием и интонацией;

  • моделировать фрагменты занятий по соответствующим на­правлениям работы на разных ее этапах (начальном, продви­нутом, конечном).


Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.


Форма самостоятельной работы

Кол-во часов


Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Техника речи. Дифференцированная артикуляционная, статическая и динамическая дыхательная, голосовая гимнастика.

- рефераты,


10

- защита рефератов,


2.

Нормы литературного произношения.

- вопросы для самостоятельного изучения,

10

Выполнение тестовых заданий

3.

Овладение словесным действием в работе над литературными произведениями разных жанров.

- вопросы для самостоятельного изучения,


10

- защита выступления



Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.
Тема 1. Техника речи. Дифференцированная артикуляционная, статическая и динамическая дыхательная, голосовая гимнастика.

План


Вопросы для коллективного обсуждения:


  1. Строение речевого аппарата.

  2. Артикуляционная гимнастика.

  3. Дыхательные упражнения.

  4. Упражнения на развитие голоса.


Задания для самостоятельной работы:

Подготовить и защитить рефераты по темам:

1. Дыхательная гимнастика. Обзор различных методик дыхательных гимнастик.

2. Дифференцированная артикуляционная гимнастика.

3. Дыхательная и голосовая гимнастика.
Литература:


    1. Василенко Ю.С. Голос. — М., 2002.

    2. Вильсон Д.Ж. Нарушения голоса у детей, - М., 1990.

    3. Ермолаев В.Г., Лебедева Н.Ф., Морозов В.П. Руководство по фониатрии. — М., 1970.

    4. Зарицкип Л.Б., Тринос ВА., Тринос Л. Л. Практическая фониатрия. — Киев, 1984.

Тема 2. Нормы литературного произношения.

План

Вопросы для коллективного обсуждения:


  1. Русское литературное произношение в его историческом развитии.

  2. Стили произношения.

  3. Понятие об орфоэпии.

Вопросы для самостоятельной работы

Литература:

  1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение.- М., Просвещение, 1984.

  2. Андронников И.Л. Я хочу рассказать вам...-М., 1971.

  3. Апресян Г.3. Ораторское искусство. -М., 1972.

  4. Васильева А.Н. Основы культуры речи.- М., 1990.



Тема 3. Формирование навыков правильной дикции.

План

Вопросы для коллективного обсуждения:


  1. Понятие дикции.

  2. Приемы формирования дикции.

  3. Практическое овладение навыками правильной дикции.

Вопросы для самостоятельной работы

Литература:

  1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение.- М., Просвещение, 1984.

  2. Андронников И.Л. Я хочу рассказать вам...-М., 1971.

  3. Апресян Г.3. Ораторское искусство. -М., 1972.

  4. Васильева А.Н. Основы культуры речи.- М., 1990.


Тема 4. Усвоение орфоэпических норм.

План

Вопросы для коллективного обсуждения:


  1. Произношение согласных в различных позициях.

  2. Произношение сочетаний с непроизносимыми согласными.

  3. Произношение отдельных грамматических форм.

  4. Произношение слов иноязычного происхождения.

  5. Особенности произношения имен и отчеств.


Задания для самостоятельной работы:

Законспектировать соответствующие разделы книги «Русское литературное произношение»


Литература:

  1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение.- М., Просвещение, 1984.

  2. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение.- М., Просвещение, 1984.

  3. Андронников И.Л. Я хочу рассказать вам...-М., 1971.

  4. Апресян Г.3. Ораторское искусство. -М., 1972.

  5. Васильева А.Н. Основы культуры речи.- М., 1990.


Тема 5. Основы выразительного чтения. Исполнительский анализ и его компоненты.

План

Вопросы для коллективного обсуждения:


  1. Выразительное чтение.

  2. Компоненты исполнительского анализа.


Задания для самостоятельной работы:

Конспектирование источников.


Литература:

  1. Горелов И.Н., Енгалычев В.Ф. Безмолвный мысли знак: Расска­зы о невербальной коммуникации.- М., 1991.

  2. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия.- М., 1989.

  3. Гурвич С. С, Погорелко В.Ф., Герман М. А. Основы риторики.- Киев, 1988.

  4. Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Искусство публичного выступле­ния.- М., 1988.

  5. Кузнецова М.И., Стрельникова И.П. Ораторское искусство в Древнем Риме.- М., 1976.


Тема 6. Овладение словесным действием в работе над литературными произведениями разных жанров.

План

Вопросы для коллективного обсуждения:


  1. Словесное действие в работе над прозой.

  2. Словесное действие в работе над стихотворным текстом.


Задания для самостоятельной работы:


  1. Подготовить и представить на практическом занятии прозаическое или стихотворное произведение, используя различные приемы исполнительского анализа.


Литература:

  1. Сопер Пол. Основы искусства речи. Пер. с англ. М.., 1992.

  2. Сценическая речь. Под ред. И.П. Козляниновой.- М., 1976.

  3. Успенский Л.В. Культура речи.- М., 1976.

  4. Чихаев В.П. Лекторское красноречие русских ученых XIX века. - М., 1987.

  5. Эрнст Отто. Слово предоставлено Вам... Пер. с нем. -М.,1988.


1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1 Рекомендуемая литература, учебные издания: учебники и учебные пособия, включая (при наличии) их электронные версии:

(основная)

  1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение.- М., Просвещение, 1984.

  2. Андреева, Н. Г.Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников : пособие для логопеда : в 3 ч. / Н. Г. Андреева ; под ред. Р. И. Лалаевой. - М. : ВЛАДОС. - (Коррекционная педагогика). - ISBN 5-691-01504-4.Ч. 2 : Предложение. Текст. - 2008.

  3. Василенко Ю.С. Голос. — М., 2002.

  4. Вильсон Д.Ж. Нарушения голоса у детей, - М., 1990.

  5. Детский голос / Под ред. В.И. Шацкой. — М., 1970.

  6. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. — М., 1968.

  7. Дмитриев Л.Б., Телеляева Л.М., Таптапова С.Л., Ермакова И.И. Фониатрия и фонопедия. — М., 1990.

  8. Ермолаев В.Г., Лебедева Н.Ф., Морозов В.П. Руководство по фониатрии. — М., 1970.

  9. Зарицкип Л.Б., Тринос ВА., Тринос Л. Л. Практическая фониатрия. — Киев, 1984.

  10. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. —М., 1962.

  11. Кн. 1 : Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи : в 2 ч. Ч. 1. Нарушение голоса. Дислалия / [авт.-сост. С. Н. Шаховская и др.]. - 2007. [Гриф]

  12. Корсунская, Б.Д.Читаю сам : Книга для чтения для детей дошк.и мл.шк.возраста с нарушениями слуха:В 3.кн. Кн.2 / Б. Д. Корсунская. - М. : ВЛАДОС, 2000

  13. Красильникова, О. А.Обучение чтению школьников с нарушениями слуха : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031600 (050713) - Сурдопедагогика / О. А. Красильникова. - М. : Академия, 2005. [Гриф]

  14. Лаврова Е.В. Профилактика нарушений голоса у учителей // Совершенствование системы учебно-воспитательной работы со сту­дентами дефектологами в условиях педвуза. — М., 1986. — С. 59-65.

  15. Лаврова Е.В. Функциональная афония у подростков // Ак­туальные вопросы теории и практики коррекционной педагоги­и. — М., 1997. — С. 79-84.

  16. Лаврова Е.В., Филимонова В.И. Исследование состояния голоса у заикающихся дошкольников / Заикание / Под ред. Л.И. Беляковой. — М., 1992. — С. 107-113.

  17. Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов : в 5 кн. / под ред. Л. С. Волковой. - М. : ВЛАДОС, 2007.

  18. Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов : в 5 кн. / под ред. Л. С. Волковой. - М. : ВЛАДОС, 2007. Кн. 1 : Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи : в 2 ч. Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия / [авт.-сост. С. Н. Шаховская, Т. В. Волосовец, Г. Л. Парамонова]. - 2007. - [Гриф]

  19. Максимов И. Фониатрия. — М., 1987.

  20. Морозов В.П. Тайны вокальной речи. — Л., 1967.

  21. Орлова О.С.,Гончарук Л,Е. Личностные особенности боль­ных со спастической дисфонией // Коррекционное обучение при нарушениях речевой деятельности. — М., 1973. — С. 75—82.

  22. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению : Учеб.пособие для студ. / Под ред.Т.В.Волосовец. - М. : Академия, 2000.

  23. Таптапова С.Л. Восстановление звучной речи у больных после резекции гортани или ее удаления. — М., 1985.



(дополнительная)

  1. Адамов Е.А. Пропагандисту об ораторском искусстве.- М.,1983.

  2. Андронников И.Л. Я хочу рассказать вам...-М., 1971.

  3. Апресян Г.3. Ораторское искусство. -М., 1972.

  4. Васильева А.Н. Основы культуры речи.- М., 1990.

  5. Воронов Ю.С. Ораторское искусство В. И. Ленина.- М., 1983.

  6. Войскунский А.Е. Я говорю, мы говорим... Очерки о человеческом общении. -М., 1990.

  7. Войтасик Леслав. Психология политической пропаганды. Пер. с польского.- М., 1981.

  8. Головин В.Н. Основы культуры речи.-М. 1988.

  9. Горелов И.Н., Енгалычев В.Ф. Безмолвный мысли знак: Расска­зы о невербальной коммуникации.- М., 1991.

  10. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия.- М., 1989.

  11. Гурвич С. С, Погорелко В.Ф., Герман М. А. Основы риторики.- Киев, 1988.

  12. Дзюбенко О.Г. , Присяжный Т.В. Культура дискуссий.- Киев,1990.

  13. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи.- М., 1978.

  14. Карнеги Дейл. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Пер. с англ. - М., 1989.

  15. Колесов В.В. Культура речи- культура поведения.- Л. 1988.

  16. Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Искусство публичного выступле­ния.- М., 1988.

  17. Кузнецова М.И., Стрельникова И.П. Ораторское искусство в Древнем Риме.- М., 1976.

  18. Леонтьев А.А. Психологические особенности лектора.- М., 1981.

  19. Маркичева Т.В., Ножин Е. А. Мастерство публичного выступления.-., 1989.

  20. Мастера красноречия: Сборник.-М., 1991.

  21. Михневич А.Е. Ораторское искусство лектора.-М., 1984.

  22. Михневич А.Е.(автор составитель). Ораторское искусство лек­тора: Хрестоматия.- М., 1986.

  23. Мицич Предраг. Как проводить деловые беседы. Пер. с сер­бо-хорватского.- М. , 1987.

  24. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления.-М., 1989.

  25. Ножин Е.А. Основы советского ораторского искусства.-М..1981.

  26. Одинцов В.В. Какой быть методике лекционной пропаганды-М., 1984.

  27. Основы ораторского искусства(курс лекций).-М., 1980.

  28. Об ораторском искусстве: Сборник.(автор-составитель А. В. Тол­мачев-М. , 1979.

  29. Павлова К.Г. Психология спора: логи­ко-психологические аспекты.- Владивосток, 1988.

  30. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика.-М., 1991.

  31. Порубов Н.И. Этика в ораторском творчестве.- Минск, 1974.

  32. Сергеич П. Искусство речи на суде.- М., 1988.

  33. Слемнев М.А., Васильев В.Н. Диалектика спора. - Минск, 1990.

  34. Сопер Пол. Основы искусства речи. Пер. с англ. М.., 1992.

  35. Стешов А.В. Как победить в споре: 0 культуре полемики. -Л., 1991.

  36. Сценическая речь. Под ред. И.П. Козляниновой.- М., 1976.

  37. Успенский Л.В. Культура речи.- М., 1976.

  38. Чихаев В.П. Лекторское красноречие русских ученых XIX века. - М., 1987.

  39. Чихаев В.П. Речевое мастерство пропагандиста.- М., 1987.

  40. Чуковский К. И. Живой как жизнь: о русском языке. -М.,- 1982..

  41. Эрнст Отто. Слово предоставлено Вам... Пер. с нем. -М.,1988.


Примерные зачётные тестовые задания.
Вариант 1.


  1. Выпишите слова, в которых читается Е (например, Леска.).

Акушер. Афера. Блеклый. Бытие. Безнадежный. Белесый. Блеф. Вахтер. Внесенный. Гололед. Гололедица. Гравер. Гренадер. Груженый. Головешка. Донесший. Двоеженец. Двоеженство. Дебелый. Дареный. Желчный. Желоб. Заем. Завороженный. Замороженный. Запечатленный. Зев. Заряженный. Иноплеменный. Истекший. Издалека. Крестный ход. Крестный отец. Комбайнер. Ксендз. Коленопреклоненный. Маневры. Новорожденный. Наем. Никчемный. Недоуменный. Одноименный. Одновременный. Околесица. Осетр. Опека. Острие. Оседлый. Отекший. Одноплеменный. Поблеклый. Планер. Побасенка. Переведенный. Приобретенный. Перекрестный. Современный. Совершенный. Свекла. Хребет. Шофер. Шоферы. Щепоть. Шлем. Шерстка. Разношерстный. Филер. Филенка. Филистер.


  1. Выпишите слова, в которых сочетание ЧН произносится как [ШН]

Калачный, ключница, нарочно, двоечник, горчичный, девичник, полуночник, прачечная, пустячный, лавочный, сказочный, сли­вочный, яичница, булочная, молочный, нарочно, горячечный, беспечный, ячневый, скворечник, сердечный, встречный, поточ­ный, дачный, мелочный, Фоминична, Кузьминична, скучно, подс­вечник, очечник, беспорядочный, будничный, взяточник, вой­лочный, бутылочный.


  1. Выпишите слова, в которых согласный перед Е произносится мягко.

Анестезия. Атеизм. Ателье. Аудиенция. Антенна. Аутодафе. Бандероль. Бассейн. Берет. Багет. Бухгалтер. Бизнес. Бизнесмен. Бифштекс. Вексель. Ватерполист. Вестерн. Вундеркинд. Газель. Гангстер. Гантели. Гипотеза. Генетика. Гротеск. Депо. Дебют. Декада. Декан. Декольте. Демпинг. Дельта. Диспансер. Дефис. Дебош. Демарш. Индекс. Идентичный. Интеграл. Интендант. Интервью. Интернат. Интервал. Интермедия. Кордебалет. Кегли. Крем. Компресс. Кофе. Кафе. Компьютер. Кодекс. Кредо. Каре. Кларнет. Кашне. Лазер. Лотерея. Лидер. Либретто. Музей. Модель. Метрдотель. Метод. Ментор. Морфема. Мистер. Мистерия. Метрополитен. Морзе. Несессер. Нонсенс. Неон. Нетто. Неологизм. Отель. Орхидея. Пенсне. Планшет. Проект. Претензия. Прогресс. Пюре. Пресса. Протест. Паштет. Протеже. Патент. Пантеон. Потенциал. Протекция. Резюме. Регресс. Реноме. Рейд. Рельсы. Регби. Ректор. Ревю. Резус. Ренессанс. Реквием. Свитер. Синтез. Стенд. Сейф. Сепсис. Сеттер. Сервиз. Сессия. Стратег. Сейнер. Туннель. Тире. Теорема. Темп. Тезис. Термос. Термометр. Текстиль. Терапевт. Терраса. Теннис. Теология. Террикон. Тембр. Тенденция. Тенор. Фарватер. Фанера. Фетровый. Фрейлина. Хризантема. Цитадель. Фрейдистский. Фреска. Френч. Шоссе. Шимпанзе. Шинель. Шрапнель. Штемпель. Шедевр. Шатен. Штепсель. Эпидемия. Энергия. Эффект. Эстет. Эсктерьер.


  1. Расставьте ударения в каждом слове словосочетания.

Валовой сбор. Оптовые цены. Тигровая шкура. Августовский со­вет. Пломбированный зуб. Кухонная утварь. Избалованный ребенок. Языковый барьер. Гу­сеничный трактор. Алфавитный список. Языковая колбаса.


  1. Расставьте ударения в словах.

Блага. Бюллетень - бюллетеня. Баржа. Безудержный. Боязнь. Баловать. Бестселлер. Бармен. Брошюра. Бравурный. Банты - бантов. Валовой. Ворота. Выборы - выборов. Вероисповедание. Вечеря. Вандалы. Воспринять. Взбалмошный. Верба. Еретик. Ересь. Житие. Жестяной. Жалюзи. Издавна. Издалека. Иначе. Индифферентный. Индустрия. Исповедь. Инцидент. Иконопись. Лацкан. Ломоть. Легкоатлет. Маклер. Мельком. Мышление. Медикаменты. Мусоропровод. Монолог. Рудник. Раскаяние. Ракушка. Рассредоточение. Совестливый. Созыв. Силос. Средства. Статуя. Сливовый. Соболезнование. Сирота - сироты - сирот. Стюард. Судно. Соглядатай. Столяр. Туфля – туфли - туфель. Танцовщица. Торжество. Туника. Таинство. Триптих. Таможня. Тотчас. Тяжба. Толика.


  1. Расставьте ударения в глаголах и глагольных формах.

Принялся – принималась - принялись. Начался – началась - начались. Назвался – назвалась - назвались. Звонит - звонишь. Вручить - вручит – вручишь. Памятовать - памятуя.

  1. Перечислите основные законы логики речи.

  2. Назовите виды голосовой атаки.

  3. Дайте определение дикции.

  4. Обозначьте основные элементы техники речи.



Вариант 2.


  1. Выпишите слова, в которых сочетание ЧН произносится как [ЧН]

Калачный, ключница, нарочно, двоечник, горчичный, девичник, полуночник, прачечная, пустячный, лавочный, сказочный, сли­вочный, яичница, булочная, молочный, нарочно, горячечный, беспечный, ячневый, скворечник, сердечный, встречный, поточ­ный, дачный, мелочный, Фоминична, Кузьминична, скучно, подс­вечник, очечник, беспорядочный, будничный, взяточник, вой­лочный, бутылочный.


  1. Выпишите слова, в которых читается Ё (например, ксёндз).

Акушер. Афера. Блеклый. Бытие. Безнадежный. Белесый. Блеф. Вахтер. Внесенный. Гололед. Гололедица. Гравер. Гренадер. Груженый. Головешка. Донесший. Двоеженец. Двоеженство. Дебелый. Дареный. Желчный. Желоб. Заем. Завороженный. Замороженный. Запечатленный. Зев. Заряженный. Иноплеменный. Истекший. Издалека. Крестный ход. Крестный отец. Комбайнер. Коленопреклоненный. Леска. Маневры. Новорожденный. Наем. Никчемный. Недоуменный. Одноименный. Одновременный. Околесица. Осетр. Опека. Острие. Оседлый. Отекший. Одноплеменный. Поблеклый. планер. Побасенка. Переведенный. Приобретенный. Перекрестный. Современный. Совершенный. Свекла. Хребет. Шофер. Шоферы. Щепоть. Шлем. Шерстка. Разношерстный. Филер. Филенка. Филистер.


  1. Расставьте ударения в каждом слове словосочетания.

Валовой сбор. Оптовые цены. Тигровая шкура. Августовский со­вет. Пломбированный зуб. Кухонная утварь. Избалованный ребенок. Языковой барьер. Гу­сеничный трактор. Алфавитный список. Языковая колбаса.


  1. Расставьте ударения в словах.

Агент. Алфавит. Агрономия. Аристократия. Абсент. Аналог. Алиби. Арест. Анатом. Газопровод. Гербовый. Глашатай. Гражданство. Грошовый. Гусеничный. Диспансер. Договор-договоры-договоров. Диалог. Догмат. Досуг. Диптих. Деспотия. Добыча. Донельзя. Дуршлаг. Дремота. Дерматин. Дочиста. Допьяна. Дотемна. Добела. Километр. Квартал. Каталог. Кладовая. Каучук. Кремень. Колледж. Кожанка. Красивый - красивее. Конфиденциальный. Надолго. Недуг. Никчемный. Немота. Некролог. Нефтепровод. Недюжинный. Недвижимость. Новорожденный. Офицеры - офицеров. Община. Ободрить. Опека. Отзыв. Оникс. Опошлить. Озорничать. Опрометью. Оптовый. Обеспечение. Облегчить. Очистной. Одновременно. Пасквиль. Прирост. Пуловер. Пережитое. Перипетии. Петля. Приурочивать. Противень.


  1. Расставьте ударения в глаголах и глагольных формах.

Взялся – взялась - взялись. Клялся – клялась - клялись. Родился – родилась - родились. Звонит - звонишь. Включить - включит - включишь.


  1. Выпишите слова, в которых согласный перед Е произносится твердо.

Анестезия. Атеизм. Ателье. Аудиенция. Антенна. Аутодафе. Бандероль. Бассейн. Берет. Багет. Бухгалтер. Бизнес. Бизнесмен. Бифштекс. Вексель. Ватерполист. Вестерн. Вундеркинд. Газель. Гангстер. Гантели. Гипотеза. Генетика. Гротеск. Депо. Дебют. Декада. Декан. Декольте. Демпинг. Дельта. Диспансер. Дефис. Дебош. Демарш. Индекс. Идентичный. Интеграл. Интендант. Интервью. Интернат. Интервал. Интермедия. Кордебалет. Кегли. Крем. Компресс. Кофе. Кафе. Компьютер. Кодекс. Кредо. Каре. Кларнет. Кашне. Лазер. Лотерея. Лидер. Либретто. Музей. Модель. Метрдотель. Метод. Ментор. Морфема. Мистер. Мистерия. Метрополитен. Морзе. Несессер. Нонсенс. Неон. Нетто. Неологизм. Отель. Орхидея. Пенсне. Планшет. Проект. Претензия. Прогресс. Пюре. Пресса. Протест. Паштет. Протеже. Патент. Пантеон. Потенциал. Протекция. Резюме. Регресс. Реноме. Рейд. Рельсы. Регби. Ректор. Ревю. Резус. Ренессанс. Реквием. Свитер. Синтез. Стенд. Сейф. Сепсис. Сеттер. Сервиз. Сессия. Стратег. Сейнер. Туннель. Тире. Теорема. Темп. Тезис. Термос. Термометр. Текстиль. Терапевт. Терраса. Теннис. Теология. Террикон. Тембр. Тенденция. Тенор. Фарватер. Фанера. Фетровый. Фрейлина. Хризантема. Цитадель. Фрейдистский. Фреска. Френч. Шоссе. Шимпанзе. Шинель. Шрапнель. Штемпель. Шедевр. Шатен. Штепсель. Эпидемия. Энергия. Эффект. Эстет. Экстерьер.

  1. Перечислите основные функции речевого акта (в соответствии с основными разделами речевого аппарата).

  2. Перечислите типы дыхания.

  3. Дайте определение орфоэпии.

  4. Назовите основные элементы классической композиции выступления оратора.


Примерный перечень вопросов к зачёту (экзамену).


  1. Строение речевого аппарата.

  2. Артикуляционная гимнастика.

  3. Дыхательные упражнения.

  4. Упражнения на развитие голоса.

  5. Русское литературное произношение в его историческом развитии.

  6. Стили произношения.

  7. Понятие об орфоэпии.

  8. Понятие дикции.

  9. Приемы формирования дикции.

  10. Произношение согласных в различных позициях.

  11. Произношение сочетаний с непроизносимыми согласными.

  12. Произношение отдельных грамматических форм.

  13. Произношение слов иноязычного происхождения.

  14. Особенности произношения имен и отчеств.

  15. Компоненты исполнительского анализа.


Примерная тематика рефератов.
1. Дыхательная гимнастика. Обзор различных методик дыхательных гимнастик.

2. Профилактика профессиональных нарушений голоса.

3. Развитие невротических реакций при профессиональных нарушениях голоса.

4. Дифференцированная артикуляционная гимнастика.

5. Дыхательная и голосовая гимнастика.
Примерная тематика курсовых работ.


  1. Формирование навыков четкой дикции.

  2. Дыхательная и голосовая гимнастика при работе над дикцией.


Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ.

  1. Исполнительский анализ прозаических текстов.

  2. Исполнительский анализ стихотворных текстов.


Методические указания по изучению дисциплины и контрольные задания для студентов заочной формы обучения

Целями выполнения контрольной работы студентами заочной формы обучения являются углубление теоретических знаний по дисциплине, развитие навыков самостоятельной работы, логического мышления и умения анализировать материал.

При выполнении работы перед студентом стоят следующие задачи:

1.Изучить основные положения по теме контрольной работы, изложить их сущность, обобщить материалы различных источников и связать их с практикой.

2.Выявить и изложить аргументы «за» и «против» в отношении спорных вопросов.

3.Изложить и аргументировать собственную точку зрения по рассматриваемым в работе вопросам.

Перед написанием контрольной работы постарайтесь просмотреть как можно больше литературы по теме, но отобрать для работы только несколько источников. Пусть это будут те книги и статьи, которые Вам наиболее понятны и интересны. Список рекомендуемой литературы можно расширить или изменить по своему усмотрению.

Успешность выполнения работы определяется полным раскрытием темы. Текст контрольной работы должен быть авторским, это Ваша задача.

Студент имеет право самостоятельно выбрать тему контрольной работы, если ни одна из предложенных тем ему не интересна.

Начальным разделом контрольной работы является введение, где студент должен отразить актуальность рассматриваемой темы.

Основное содержание контрольной работы должно раскрывать ее тему в логической последовательности рассмотрением ряда вопросов, которые студент определяет самостоятельно.

Каждый вопрос должен отражать его актуальность, сущность рассматриваемых понятий и категорий, существующей точки зрения специалистов и изложение собственного взгляда автора.

В заключении контрольной работы необходимо сформулировать основные выводы и предложения автора по рассматриваемому кругу вопросов.

Контрольная работа должна быть напечатана на одной стороне стандартного листа односортной бумаги формата А4 через два интервала или написана от руки четким и разборчивым почерком, брошюруется любым способом.

Страницы контрольной работы следует нумеровать. Титульный лист считается первым, он не нумеруется.

На титульном листе необходимо указать: название вуза и факультета, учебную дисциплину, тему работы, специальность и номер группы, Ф.И.О. студента и преподавателя (образец титульного листа находится на кафедре).

После титульного листа должна следовать структура содержания работы с указанием страниц начала ее отдельных разделов и вопросов.

В конце контрольной работы следует привести список использованной литературы.



Объем контрольной работы не более 15 машинописных страниц.

Примерную тематику контрольных работ см. 1.11.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница