Метод, позволяющий вновь назначенному руководителю быстрее выяснить особенности коллектива



Дата14.05.2016
Размер50.5 Kb.
Метод, позволяющий вновь назначенному
руководителю быстрее выяснить
особенности коллектива

Выводим формулу сплоченности
Н.Рожкова

Первое и, пожалуй, самое важное для того, кто только стал директором, особенно новой, незнакомой ему школы, - это понять, с каким коллективом ему придется работать. Перед вами люди со своими характерами, настроениями, проблемами. Как найти с ними общий язык?
В такой ситуации, безусловно, хочется поскорее познакомиться со своими сотрудниками, узнать, чем они «дышат», найти правильные подходы. Сразу встают неизбежные вопросы: кто пользуется в коллективе наибольшим уважением? На кого можно положиться при решении неизбежных проблем? Как педагоги относятся друг к другу? Сплочен или разрознен коллектив?

Конечно, в процессе совместной работы, после длительного периода взаимного привыкания ответы будут найдены. Но можно попробовать сократить этот нелегкий адаптационный период. Есть довольно несложные социологические приемы, которые помогут вам лучше узнать новый коллектив уже в самом начале работы.

Прежде всего, как нам кажется, важно узнать: что сами учителя думают о своих коллегах? Кого они уважают? Кому отдают предпочтение в совместных делах? С кем им приятно и спокойно сотрудничать? Зная этих людей, вы легче сумеете отыскать союзников, через которых и станете проводить в жизнь ваши идеи. От ваших способностей руководителя зависит, сможете ли вы убедить их в своей правоте, разъяснить смысл и необходимость нового пути, по которому должна идти школа под вашим руководством. Словом, перетянуть их на свою сторону, сделать своими единомышленниками сначала их, а потом уже и весь коллектив.
Кто же самый-самый?

Для получения интересующей вас информации проще всего воспользоваться методикой выявления социометрической структуры группы. (Пример применения этой методики вы найдете в третьем номере нашего журнала за этот год на с. 33-38). Но прежде учтите, что в большом по числу сотрудников коллективе, где, как правило, отсутствуют тесные связи между коллегами, проводить такое исследование сложно. Поэтому для получения более точного результата разбейте коллектив на тесно контактирующие группы, например, учителей одного методического объединения.

Раздайте для заполнения опросный лист со следующим содержанием:

«Перед вами список группы в алфавитном порядке. Слева от каждой фамилии стоит номер, который является шифром соответствующего сотрудника. Выберите из списка трех человек (или меньше) в порядке предпочтения и укажите их шифры в прямоугольниках, расположенных ниже вопроса:

С кем из ваших коллег вы бы предпочли участвовать в совместной работе?


1




2




3


Просим пронумеровать опросный лист вашим шифром.

Неразглашение ответов гарантируется».

Сотруднику, шифр которого стоит в первом прямоугольнике, присваивается 2 балла, во втором - 1, в третьем - 0,5 балла.

По данным опросных листков составляется социометрическая матрица, которая несет информацию о выборе каждого сотрудника.
Социометрическая матрица

Из итоговой строки социоматрицы видно, что наибольшей популярностью в группе, состоящей из семи сотрудников, пользуются респонденты 5 и 1. На основе социоматрицы возможно построить социограмму - карту социометрических выборов. Она представляет собой графическое изображение, как правило, эмоциональных связей между сотрудниками. На схеме символически (шифрами) обозначаются участники группы, указываются их выборы и направление этих выборов (стрелками). Ниже изображена социограмма положительных выборов респондента 2. Из трех выборов два являются взаимными, то есть респонденты 1 и 4 в опросных листках, в свою очередь, «выбрали» респондента 2.

Социограмма положительных выборов респондента 2

Показатель эмоциональной сплоченности

Из числа положительных выборов всех респондентов выделим количество взаимных выборов. Это дает возможность определить значение показателя эмоциональной сплоченности группы с помощью формулы*:


С - показатель эмоциональной сплоченности коллектива;

N - количество сотрудников;

N(N-1) - максимально возможное число взаимных выборов.

NВ - количество взаимных выборов.
Величина С принимает максимальное значение, равное 1, если все выборы респондентов являются взаимными. Минимальное значение (С=0) величина С принимает в случае, когда среди всех выборов респондентов не оказывается ни одного взаимного. Ситуации, прямо скажем, нереальные, особенно в большой группе педагогов.

Пользуясь данными социоматрицы, вычислим значение показателя эмоциональной сплоченности. Из всех положительных выборов в группе двенадцать оказались взаимными. Таким образом, подставляя значения в формулу, получаем:

Если учесть, что пять человек из семи имеют по два (респонденты 1, 2, 7) и по три (респонденты 4 и 5) взаимных выборов (см. социоматрицу), то это совсем неплохой результат. Значит, в принятии каких-либо важных решений должно победить мнение наиболее уважаемого большинства.

Допустим, вам удалось получить информацию о том, что коллектив состоит из нескольких тесно связанных, довольно сплоченных групп. Теперь многое зависит от того, как вы сумеете воспользоваться такой ситуацией. Можно, например, создать оперативную команду из самых популярных сотрудников, познакомить их с вашими идеями, заинтересовать, убедить в необходимости и возможности их осуществления. Тогда они станут вашими соратниками, а для коллектива - проводниками ваших идей.

Но возможна и другая ситуация. Коллектив оказался раздробленным. Нет ярко выраженных лидеров, скажем, они ушли вместе со старым руководителем. Или вы пришли в только что созданную школу с недавно сформированным коллективом, в котором все еще плохо друг друга знают. В таком случае вам предстоят общие собрания, на которых весь коллектив будет постепенно знакомиться с вашими требованиями, с вашим видением первоначальных задач и будущих перспектив. Только в процессе работы могут появиться лидеры, которые, поддерживая ваш подход к образовательному процессу, смогут сплотить коллектив.
***

Конечно, все будет совсем не гладко. Наверняка вы встретитесь с противниками своих начинаний, которые могут быть достаточно уважаемы и популярны. Сплоченность коллектива может быть и со знаком «минус». В таком случае, как и во всех других, необходимо с помощью веры в себя и свою правоту «создавать» и увеличивать число сторонников. Предстоит нелегкий труд, но дело того стоит.

Попробуйте провести подобное социологическое исследование дважды: в самом начале вашего пути, и в тот момент, когда почувствуете, что добились определенных успехов. Сравните данные опросов - они убедительным образом отразят результаты ваших усилий.

__________________

* Шевандрин Н.И. «Социальная психология в образовании», М., 1995.

ãЖурнал «Директор школы», № 8, 2001 г.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница