Методические аспекты использования виртуальных лабораторий



Скачать 46.85 Kb.
Дата01.05.2016
Размер46.85 Kb.


Методические аспекты использования виртуальных лабораторий

Л.А. Струнина

Руководитель: к.п.н., А.Л. Каткова

ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск

Современные тенденции развития образовательной системы предполагают внедрение компьютерных технологий в учебный процесс, стимулируют появление виртуального обучения, виртуальных школ, которые способствуют формированию самостоятельной, творчески развитой личности, активно участвующей во всех сферах общественной жизни общества. Особенно остро этот вопрос стоит в базовом звене образования – средней школе, где, по мнению ряда исследователей, необходимо более широкое внедрение уроков с использованием электронных учебных материалов.

Так как внедрение компьютерных технологий в обучение - объективный и неизбежный процесс, являющийся результатом научно-технического прогресса, то проблема виртуализации обучения, как одного из способов такого внедрения, является действительно актуальной.

Виртуальные лаборатории, позволяющие моделировать поведение объектов реального мира в компьютерной образовательной среде и оказывающие школьникам содействие в самостоятельном овладении новыми знаниями и умениями, привлекают повышенное внимание педагогов-практиков. По мнению А.Ф. Егорова, В.П. Белькова, Т.В. Савицкой, виртуальная лаборатория представляет собой «интегрированную информационную среду, включающую учебные, учебно-методические, практические, справочные, контрольно-обучающие и контрольно-тестирующие материалы». Н.В. Криволуцкая считает, что «виртуальная лаборатория – это аппарат исследования различных физических явлений с широкими возможностями построения математических моделей и множеством виртуальных приборов, фактически являющийся одним программно-вычислительным комплексом».

Подчеркивая преимущества виртуальной лаборатории, К.И. Богатыренко полагает, что это средство, которое «существенно позволяет сократить время на разработку методических материалов и уделить основное внимание методам изучаемой теории и анализу получаемых результатов». Изучение педагогической литературы по данной проблеме также позволяет отметить, что виртуальная информационно-образовательная лаборатория:



  • используется как эффективный инструмент обучения, не заменяя при этом преподавателя в учебном процессе, обеспечивая для обучаемого свободу выбора темпа и траектории получения знаний с элементами самообучения и самоконтроля;

  • соединяет в себе достоинства хорошего учебника с возможностями компьютера, что обеспечивается возможностью хранения больших объемов информации, наглядностью, сочетанием текстовой, графической, аудио- и видео информацией.

К основным достоинствам выполнения лабораторных заданий в условиях виртуальной лаборатории можно отнести:

  • наглядную иллюстрацию и подтверждение справедливости изучаемых законов;

  • возможность самостоятельной сборки схем, расчета их параметров и наблюдения за процессами;

  • обеспечение полной безопасности проводимых экспериментов и чистоты воздуха в классе;

  • возможность индивидуального выполнения опытов, что не может не сказаться на развитии самостоятельности учащихся, их конструкторских способностей и технической смекалки;

  • выполнение виртуальных лабораторных работ во время урока устраняет временной барьер между теоретическими и практическими занятиями, что способствует повышению эффективности и качества обучения, активизации самостоятельной познавательной деятельности школьников;

  • виртуальная информационно-образовательная лаборатория предоставляет широкие возможности при проведении экспериментов исследовательского характера, которые позволяют использовать их как дополнение к реальным лабораторным установкам в определенных, методически обоснованных ситуациях;

  • лаборатория на компьютере обеспечивает субъективный опыт учащихся в решении нестандартных и проблемных ситуаций.

Лабораторные работы, в ходе которых «учащийся проводит «эксперимент» на созданной разработчиками курса или сделанной им самим виртуальной установке, измеряет требуемые величины, после чего осуществляется компьютерная проверка ответа», являются типичным примером перспективного использования виртуальных информационно-образовательных лабораторий в комплексе с другими средствами обучения.

Основная ценность виртуальных лабораторий заключается в ее содержательном наполнении. Прекрасная навигация, цветовая палитра, быстрая загрузка и высокая надежность работы виртуальных экспериментов являются лишь вспомогательными элементами получения и освоения знаний. Виртуальные лаборатории представляют собой "пустой стол", на котором учащийся при помощи специальных инструментов может создавать лабораторные объекты, располагать их нужным образом друг относительно друга, устанавливать связи между объектами, задавать их начальные значения. Фактически, виртуальные лаборатории позволяют создавать на основе одного и того же лабораторного модуля различные интерактивные модели.

Таким образом, виртуальный процесс в условиях современного среднего образования направлен на использование богатого педагогического потенциала традиционного обучения при условии перенесения его на новый уровень – уровень виртуальных компьютерных технологий. Кроме того, при изучении новых областей знания через учебное моделирование в условиях виртуальной информационно-образовательной лаборатории у школьников активизируется самостоятельная деятельность в познании явлений окружающего мира, формируется умение самостоятельно находить варианты решения возникающих в процессе жизнедеятельности задач, готовность применять полученные знания на практике. Следовательно, использование виртуальных лабораторий, способствующее развитию самостоятельности учащихся, является неотъемлемой частью успеха в стратегии внедрения электронного образовательного компьютерного продукта.

Список используемой литературы:



  1. А.А. Якушкина, Е.В. Алексеева. Виртуальные лаборатории. // Вопросы информатизации образования, №7, 2005.

  2. Михайлов В.Ю., Гостев В.М., Кугуракова В.В., Чугунов В.А. Виртуальная лаборатория как средство обеспечения коллективной научно-методической работы. // Сб. трудов XII международной конференции «ИТО-2002». М.: Проспект, 2002.

  3. Гурина Н.А., Медведева О.А. Виртуальная информационно-образовательная лаборатория как средство развития самостоятельности школьников // Информатика и образование, №3, 2007.

  4. М.Н. Морозов, А.И. Танаков, А.В. Герасимов, Д.А. Быстров, В.Э. Цвирко. Разработка виртуальной химической лаборатории для школьного образования // Марийский государственный технический университет, Йошкар-Ола, Россия, 2005. Режим доступа: http://student.km.ru/ref_show_frame.asp?id=ED65134D6F5F4286B2182B56E4997E9B

  5. Краснянский М.Н. Разработка школьных виртуальных лабораторий на базе среды программирования LabVIEW //Учебно-методическое пособие, 2007. Режим доступа: http://club-edu.tambov.ru/methodic/2007/virt/glava1_2.html

  6. Криволуцкая Н.В. Знакомство школьников с системой графического программирования LABVIEW на интегрированном уроке в виртуальной лаборатории // Сб. трудов XI международной конференции «ИТО-2001». М.: Проспект, 2001.




База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница